Общение - основа человеческого бытия. Глава III. Общение и взаимодействие людей

В одной из трактовок общения, данной А. Λ. Леонтьевым, общение представлено "как реализация или актуализация общественного отношения" . Также А. А. Леонтьев, вслед за В. Н. Мясищевым, разграничивает понятие общественного отношения и его "личностный", психологический коррелят, возникающий в реальном процессе общения как производное от его психологической организации, а именно взаимоотношение между людьми .

На сегодняшний день, согласно социально-психологическому взгляду, именно в общении происходят реализация и развитие системы человеческих отношений, как общественных, так и межличностных. Таким образом, в самой материальной жизнедеятельности людей находятся корни общения. По этому поводу А. Н. Леонтьев писал: "В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу" .

В приведенных высказываниях особенно важна мысль о том, что в реальном общении даны и межличностные отношения людей, т.е. выявляются их эмоциональные привязанности, неприязнь и пр., а также в ткань общения встраиваются и общественные (экономические, социальные, политические и др.), т.е. безличные по своей природе, отношения.

Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений – процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. имеет место и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны .

Такое двойственное понимание природы общения (в широком и узком смысле слова) установило некоторую логику понимания связи межличностных и общественных отношений. Прослеживается историческое изменение форм общения, т.е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений. Здесь, выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные.

Пример 1.1

Крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных отношений. Вместе с тем этот же крестьянин торгуется с покупателем и тем самым "личностно" общается с ним, причем средством этого общения выступает человеческая речь .

В данном примере на поверхности выступает форма непосредственного общения – коммуникация, за ней стоит общение, обусловленное товарно-денежными общественными отношениями. При социально-психологическом анализе можно абстрагироваться от "второго плана", но в реальной жизни этот "второй план" общения всегда присутствует. Хотя сам по себе он и является предметом исследования главным образом социологии .

Обратимся непосредственно к межличностным отношениям, которые в основном и проявляются в реальной жизни и складываются между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека и делятся на виды: 1) официальные и неофициальные; 2) деловые и личные; 3) рациональные и эмоциональные; 4) субординационные и паритетные . Подробно виды межличностных отношений мы разберем в следующих параграфах.

Согласно рассмотренной ранее структуре отношений (см. рис. 1.1) можно предположить, что для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью любых отношений. Однако в действительности содержанием межличностных отношений является определенный вид общественных отношений (определенная социальная деятельность). Несмотря на то что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные отношения.

Пример 1.2

Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как "злой преподаватель", как "хитрый торговец" и т.д.

Осознание усложняется тем, что межличностные отношения – наша действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то "чистых" общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники выступают в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности с фиксированным положением не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей (межличностная роль ) . Данные групповые связи строятся на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений .

Пример 1.3

В обыденной жизни хорошо известны примеры межличностных ролей: про отдельных людей в группе говорят, что он "рубаха-парень", "свой в доску", "козел отпущения" и т.д.

Стоит отметить, что межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, что является существенным отличием от природы общественных отношений. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического "климата" группы.

В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня, эмоциональных проявлений личности: аффекты , эмоции и чувства. В социальной психологии обычно исследуются именно чувства как более продолжительные во времени и устойчивые психологические характеристики личности. В природе существует огромное разнообразие этих чувств, но все их можно объединить в две большие группы:

  • 1) конъюнктивные чувства – сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;
  • 2) дизъюнктивные чувства – сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству, и т.д.

Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп, и личностей в частности.

Проблема анализа межличностных отношений в группе заключается в том, что практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает другой ряд – ряд общественных отношений. Следуя традиционной социальной психологии, обращающей свое внимание преимущественно на межличностные отношения, был разработан арсенал методических средств, главным из которых считается метод социометрии американского исследователя Дж. Морено . Сущность метода сводится к выявлению системы "симпатий" и "антипатий" между членами группы, т.е. к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных "выборов" из всей группы по заданному критерию. Все данные о таких "выборах" заносятся в особую таблицу – социометрическую матрицу или представляются в виде особой диаграммы – социограммы, после чего рассчитываются "социометрические индексы", как индивидуальные, так и групповые. При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы в системе ее межличностных отношений .

  • Леонтьев А. Λ. Психология общения. С. 29.

Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин “общение” не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину “коммуникация”, но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной социальной психологии, принципиально отлична.

Оба ряда отношений человека - и общественные, и межличностные, - раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения - в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. “В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу” (Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии, 1975. С. 289), т. е. включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т. е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т. е. безличные по своей природе отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как “единственной роскоши, которая есть у человека”.

Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений - процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т. е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения - в широком и узком смысле слова - вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение - безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле можно говорить о значении общения в “филогенезе” общества) и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей (см. А. А. Леонтьев. Психология общения. Тарту, 1973). В первом плане можно проследить историческое изменение форм общения, т. е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений. Здесь решается труднейший методологический вопрос: каким образом в системе безличных отношений фигурирует процесс, по своей природе требующий участия личностей? Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные. Крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных отношений. Вместе с тем этот же крестьянин торгуется с покупателем и тем самым “личностно” общается с ним, причем средством этого общения выступает человеческая речь. На поверхности явлений дана форма непосредственного общения - коммуникация, но за ней стоит общение, вынуждаемое самой системой общественных отношений, в данном случае отношениями товарного производства. При социально-психологическом анализе можно абстрагироваться от “второго плана”, но в реальной жизни этот “второй план” общения всегда присутствует. Хотя сам по себе он и является предметом исследования главным образом социологии, и в социально-психологическом подходе он также должен быть принят в соображение.

В социальной психологии часто используются различные понятия: «социальные отношения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т.д. Но в одних случаях они выступают как синонимы, а в других – противопоставляются друг другу. Под «общественными отношениями» понимают многообразные связи, которые возникают между социальными группами или их членами, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизнедеятельности.

Подчеркнем, что общественные

отношения отражают, прежде всего, конкретно-

исторические связи, способ соединения

общественных субъектов деятельности (классов,

групп и индивидов) друг с другом в процессе

деятельности и в соответствии с ее характером,

общественными функциями, условиями их

выполнения.

Таким образом, общественные отношения обеспечивают целостность данной общественной системы, ее функционирования и развитие. Через общение общественные отношения реализуются и конкретизируются, персонифицируются, т.е. приобретают и личностную форму. Как общество не существует в виде самостоятельного «лица» наряду и вне составляющих его личностей, так и общественные отношения не существуют вне реальной жизнедеятельности и общения людей.

Межличностные

отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

Межличностные отношения отражают

всевозможные, субъективные проявления

человека в процессе его взаимодействия с

различными объектами внешнего мира, не

исключая и отношение к самому себе.

Другими словами межличностные отношения

акцентируют внимание на эмоционально-

чувственном аспекте взаимодействия между

Так, в психологическом словаре дается следующее определение межличностных отношений: межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

Известный советский психолог В.Н.Мясищев создал в 1950-60 гг. свою концепцию психологии отношений.

Отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира .

По В.Н.Мясищеву отношения

человека представляют “ сознательную,

избирательную, основанную на опыте,

психологическую связь его с

различными сторонами объективной

действительности, выражающуюся в его

действиях реакциях, и переживаниях”.

В этой системе можно выделить отношения человека к миру, к людям и

отношения к самому себе. В.Н.Мясищев ввел понятие доминирующего отношения как центрального для понимания сущности личности. Это вопрос о смысле жизни, о том во имя чего живет данный человек. Доминирующее отношение находит свое проявление и в намерениях, и в возможностях, и в деяниях человека. Узловым, по мнению В.Н.Мясищева, является отношение человека к другому человеку. Нарушение именно этих отношений приводит к патологии личности ее разрушению.

Любое отношение - это связь с чем-то или с кем-то. В психологическом смысле эта связь отражает направленность активности человека. Поэтому при исследовании отношений возникает необходимость рассмотрения того, на что эта связь направлена. Отношения к другим людям, к вещам и к делу, которое выполняет человек, по-разному представлены в сознании конкретного индивида, различным образом иерархизированы.

Для нормального развития личности доминирующим оказывается отношение к другим людям. Как писал советский ученый, философ и психолог С.Л.Рубинштейн, “отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. “Сердце” человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать.” С этой точки зрения отношение человека к другим людям является своеобразным индикатором качества его преобразовательной деятельности как по отношению к миру, так и по отношению к самому себе.

Отношение - это и субъективная позиция, выражающаяся как эмоционально-оценочное отношение и эмоционально-волевая установка человека. Ценностное отношение к другому человеку возможно только на фоне эмоционально-положительного отношения к нему.

Отношения существуют на осознаваемом и на неосознаваемом уровне. Вместе с тем, необходимо отметить, что, говоря о развитии того или иного отношения или системы отношений и о их "данности" в восприятии самому человеку, мы подчеркиваем приоритетное значение сознательного уровня организации психического - постановку целей, прояснение смыслов, осознавание переживания и т.д.

Таким образом, межличностные отношения указывают не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. Эти отношения могут проявляться в согласии или несогласии, в симпатии или антипатии, в понимании или непонимания и т.д., т.е. определяют способ их выражения в общении. В этом контексте межличностные отношения приобретают характер социально-психологических за счет вмешательства в общественные отношения личных отношений как персонализированной реакции партнеров друг на друга.

1. Общение в системе общественных отношений

Общение есть реализация всей системы отношений человека. Выделяют два ряда отношений - общественные и межличностные .

Общемственные отношемния -- различные взаимосвязи между отдельными людьми или группами, обусловленные их социальными ролями.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д.

Общественные отношения возникают между:

  • · индивидами как частью социальной группы;
  • · группами индивидов;
  • · отдельными индивидами и группами индивидов.

В связи с этим, общественные отношения рассматривают на разных уровнях:

  • · на уровне социальных общностей (отношения классовые, национальные, групповые и др.);
  • · на уровне групп, занятых какой-либо деятельностью (производственные, учебные и др.);
  • · на уровне взаимосвязей людей в группах.

Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни. Выделяют экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все они в совокупности и представляет собой систему общественных отношений.

В общественных отношениях человек выступает как представитель определенных классов, профессий, движений, объединений, партий и т.д. Такие отношения строятся на основе определенного положения, занимаемого каждым в обществе, выполнения человеком конкретных социальных ролей. Общественные отношения реализуются в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Для общественных отношений характерна социальная дифференциация .

Социальная дифференциация - внутригрупповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности.

Общественные отношения носят безличный характер . Они характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а во взаимодействии конкретных социальных ролей. Но в пределах своей роли поведение индивида не строго задано - каждая социальная роль всегда оставляет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя и он выступает как бы в двух качествах: как исполнитель безличной социальной роли и как неповторимая человеческая личность. Поэтому межличностные отношения служат основой для построения внутри системы безличных общественных отношений межличностных отношений.

2. Общение в системе межличностных отношений

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в процессе деятельности и общения.

Межличностные отношения определяются с одной стороны ролевыми отношениями и индивидуальными личностными характеристиками субъектов - с другой.

Межличностные отношения вплетены в систему общественных отношений.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений эмоциональной составляющей. В основе межличностных отношений лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.

Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, Н.Н.Обозов предлагает (не претендуя на полноту и законченность) следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения .

Межличностные отношения включают три компонента - когнитивный (информационный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий .

Когнитивный компонент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.

Аффективный компонент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Это положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером и т.д. Аффективный компонент, как правило, является ведущим.

Эмоциональное содержание межличностных отношений может изменяться в противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Варианты проявлений интерперсональных отношений огромны.

Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности.

Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр.

Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению.

В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным (противоречивым).

Поведенческий компонент реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена.

Межличностные отношения могут строиться по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус).

Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования - равенства - подчинения и зависимости - независимости.

Контрольные вопросы:

  • 1. Охарактеризуйте общественные отношения.
  • 2. Охарактеризуйте межличностные отношения.
  • 3. Что общего и в чем различие общественных и межличностных отношений?

Соц.пс анализирует прежде всего те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом общения и взаимодействия людей. Гл. задача, кот. стоит перед соц. пс,- раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности, чтобы понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой стороны, — их созидатель, активный творец. Наблюдается взаимодействие личности и общества в целом, поэтому исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.

Различают два основных вида отношений: общественные и межличностные

Структура общ. отношений исследуется социологией. Они носят безличный характер. В их основе лежат производственные, материальные отношения, над ними надстраивается еще целый ряд: социальные, политические, идеологические. Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их закл. в том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом, а «встречаются» индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий, политические партии и т.д.). Такие отношения строятся не на основе взаимодействия конкретных личностей, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества.

Межличностные (Мясищев называет их «психологическими») отношения складываются не где-то вне общ. отн.,а внутри них, нет «чистых» общ.отн. Практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Вводится понятие «межличностная роль» как фиксация положения человека в системе групповых связей на основе индивидуальных психологических особенностей личности (рубаха-парень, свой в доску, козел отпущения и т.д.). Межл. отн. можно рассм. как фактор психологического «климата» группы. Важнейшая специфическая черта межл. отн. –эмоциональная основа . По набору чувств можно выделить две большие группы:

1)конъюнктивные – сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. Стороны демонстрируют готовность к сотруд-у, к совм. действиям.

2)дизъюнктивные чувства — сюда отн. разъединяющие людей чувства, не возникает желания к сотруд.

Практические отн. между людьми в группе не складываются лишь на основе непосредственных эмоц. контактов. Здесь важны отношения, опосредованные совместной деятельностью. Когда акт общения должен состояться, даже если группы антагонистичны.