Сваны народ грузии что про них известно. Сваны. Историческая справка. Отрывок, характеризующий Сваны


Территория: Россия (Московия), 1681 год
Издано: Амстердам 1681 год
MOSCOVIAE seu RUSSIAE MAGNAE Generalis Tabula qua LAPPONIA, NORVEGIA SUECIA, DANIA, POLONIA, ...

RVSSIAE vulgo MOSCOVIA, Pars Australis

Территория: Россия (Московия, Южная часть), 1638 год
http://mapa.od.ua/catalog.php

Того же месяца октября в 3 день приехал ко царю и великому князю Ивану Васильевичю всея Русии Григорей Семенов сын Плещеева ис Черкас Пятигорских, а посылал его царь и великий князь в Черкасы к Темгрюку-князю Айдаровичю посольством и оберегати его от его недругов от черкас, которые от него отступили и которые ему тесноту чинили. А сказывал Григорей. - Пришел он в Астрохань в 71-м году ноября в 3 день, а Темгрюк-князь был в то время от своих недругов приехал в Астрохань и с сыном своим з Домануком. И Темгрюк-князь и сын его Доманук-мирза в Черкасы пришли декабря в 6 день, а Григорей в Черкасы с ними же пришел, а с ним голова стрелецкая Григорей Вражской, а с ним стрельцов 500 человек да пять атаманов казачьих с казаки, а казаков с ними 500 человек. И Темгрюк со государьскими людьми недругом своим недружбу довел и в свою волю их привел, а воевал Шепшуковы улусы да воевал Татцкие земли близ Скиньских городков, и взяли три городки: город Мохань, город Енгирь, город Каван, и мирзу Телишку убили и людей многих побили. А те городки были Шепшуковы княжие, и люди тех городков добили челом Темгрюку-князю, и дань Темгрюк-князь на них положил. И воевали землю их одинатцеть дней, и взяли кабаков Мшанских и Сонских сто шестьдесят четыре, и людей многих побили и в полон имали, да взяли четырех мурз: Бурната, Ездноура, Бурнака, Дудыля(Кабарда ни в XVI в., ни позднее не сложилась в единое государство, но состояла из ряда небольших феодальных владений, враждовавших между собою. Главенство большего, старшего князя было в значительной степени номинальным. Как видно из известной летописи, Темрюк Идаров стремился, пользуясь русской помощью, укрепить свою власть и оказать сопротивление крымско-турецкой агрессии. Шепшуковы улусы - владение кабардинского князя Пшеапшоко Каитукова, который придерживался крымской ориентации и находился в союзе с князем Малой Ногайской орды Казыем Ураковым, вассалом Крыма. Владение Пшеапшоки находилось в будущей Большой Кабарде и было известно позднее по имени его сына Казыя Пшеапшокова под названием Казыевой Кабарды.)А отпустил Темгрюк Григориа ко царю и великому князю.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVI/Russ_Kab_otn_1/1-20/4.htm
Е.Н. Кушева пишет: “Документы конца XVI и XVII вв. дают материал для определения Сонских кабаков. “Соны” русских источников — это сваны, для которых русские приняли грузинскую форму их названия; но термин Сонская земля употреблялся тогда в более широком смысле... Отсюда название перевальных путей из Кабарды в Грузию “Сонскими щелями”. Как видно, Соны (Сонэ), Суаны — это грузинская форма этнонима сван, распространенная и среди адыгов.
С. Н. Бейтуганов.Кабардинские фамилии: истоки и судьбы. - Нальчик: Эльбрус, 1989. - 184 с
http://circas.ru/index.php?newsid=1615

Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа.Наталия Георгиевна Волкова.Наука, 1973

Dawit" continued to expand the boundaries of Georgia, taking Uxt"i and its limits, and Gag, Te"runakan, Tayush, Kayean, Kaytson, Lo"r"e", Tashir, Mahganaberd, the entire principality of the Armenians Kiwrike" and Abas. He also subdued Mount Caucasus and the kingdom of the Sonk" , Mrachul, Chk"et, Duale"t", Here"t" as far as the Caspian Sea and to Haghband and to Shapuran city.
http://rbedrosian.com/va2.htm


...In the year 610 A.E. Ge"orgi, king of Georgia, took Ani from Emir Fadlun. He replaced his brother Shatat. But fifty days later the Shah-Armen came upon the city with many troops, a city which had been beaten and polluted by the Sonk" .

http://rbedrosian.com/va2.htm
Vardan Arewelts"i"s Compilation of History

Хулам - на западном берегу Черек-Хахо, где проживают сванские семьи, которые до сих пор одеваются полностью по-имеретински и называются «сони»
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1820-1840/Blaramberg/text28.htm

Свани, во множ. сванети, или сони, или сонета, [так] называют грузины народ, который сам себя называет шнау.
ИОГАНН АНТОН ГИЛЬДЕНШТЕДТ.ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАВКАЗУ.Путешествие и наблюдения в Грузии в 1771 г.

запись показаний одного кумыкского и двух кабардинских князей, сделанная в 1743 г. в Коллегии иностранных дел, в Петербурге. В записи сказано, что между народом харачай, обитающим «в кубанских вершинах» и имеющим «татарский язык», с одной стороны, и «волостью Чегем», где в употреблении «особливый» язык (сванский?), но «они употребляют и татарский язык», с другой стороны, расположен «народ Соны»...
«Четвертый народ Соны, живут на вершинах реки Баксана, близ вершин реки Кумы и Кубани.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1740-1760/Pok_knjazej_1743/text.phtml

Он называет себя тсон; соседи называют его по-разному - сваны, сонты, тсинты, а самые скалистые долины они называют Сванетией.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1760-1780/Reineggs/text2.htm

В. Я. Тепцов: «Все земли по истокам Кубани и Терека... сванеты считают своими... Еще... лет 20-30 назад, сванеты брали с горцев Северного Кавказа арендную плату за земли по истокам Терека; плата эта прекратилась с покорением Западного Кавказа русскими... Сванеты на Северном Кавказе указывают башни одинаковой конструкции с сванетскими и говорят, что башни эти выстроены их предками, которым принадлежали эти земли и христианские могилы на них... На одном из истоков Кубани, Кичкенекол, сванеты указывают на развалины чрезвычайно древнего моста, как на доказательство их бывших владений. Здесь, по преданию, был город и крепость, сторожившая проход по ущелью этой реки в Сванетию. Как разложилось их государство и когда - сванеты не помнят»
В. Я. Тепцов. Сванетия (Географический очерк). «Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа», вып. X, Тифлис, 1890, стр. 56, ср. еще стр. 63.
Показательно, что сванские предания согласуются с преданиями того населения, которое исторически сменило собою сванов Северного Кавказа. Так, население ущелья, по которому течет р. Восточный Черек, рассказывало, что первоначально там жили сваны и от них, будто бы, вели свое происхождение жители с. Сауты. М. Иванов, ссылаясь на мнение стариков-урусбиевцев, писал, что верховья р. Баксана в древности принадлежали сванам.
М. А. Иванов. В ущелье р. Баксана. «Известия Кавказского отделения Русского географического общества», XV, № 1, Тифлис, 1902, стр. 11.
По преданию чегемцев, во времена одного из полулегендарных предков чегемских феодалов, Анфако, Баксанское ущелье принадлежало сванам и Анфако безуспешно пытался отвоевать его.
В. Миллер и М. Ковалевский. В горских обществах Кабарды. «Вестник Европы», 1884, кн. 4, стр. 562-568.
Лет 10 назад местный исследователь X. О. Лайпанов сообщил автору этих строк, что в верховьях р. Кубани им записано предание о том, что на месте с. Эльбрус в Баксанском ущелье в старину существовало сванское селение.
Пребывание сванов в верховьях р. Кубани и на р. Баксане оставило след и в топонимике. Не будучи специалистом в области картвельских языков, ограничусь указанием только следующих фактов. Названия некоторых населенных пунктов в интересующем нас районе как бы дублируют названия сванских селений: Учкулан - Ушгуль, Хумара (древний Схумар) - Цхумар, Лашкута - Лашкети. Из них: Ушгуль, Цхумар и Лашкети находятся в Сванети; Учкулан и Хумара - в верховьях р. Кубани, а Лашкута - на р. Баксан. Из приведенных сопоставлений только названия Учкулан - Ушгуль допускают объяснение из тюркских языков, но они могут быть объяснены также из картвельских.
Одно из таких объяснений в отношении Ушгуля нам известно у К. Ф. Гана. Опыт объяснения кавказских географических названий. «Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа», XL, Тифлис, 1909, стр. 143.
Объяснение остальных двух пар названий следует искать только в картвельских языках и, в первую очередь, в сванском языке. По разъяснению вице-президента Академии Наук Грузинской ССР А. Г. Шанидзе Лашкута происходит от сванских слов, означающих «место, где вешают». Отметим, что полулегендарный предок чегемских феодалов Ипар сын Анфако, проживавший в Лашкуте, носил имя, совпадавшее с названием одного из селений в Сванети (с. Ипар юго-восточнее Местии). Известная гора с развалинами средневековой церкви около Хумары, в верховьях Кубани, фигурирует на картах и в литературе под именем Шоана, Шуана, Шона. Прилегающая к горе местность в XVIII и первой половине XIX вв. входила в состав абазинской территории. Поэтому нельзя пройти мимо возможности сопоставить название горы с абхазо-абазинским термином щ˳ānwā, означающим «сваны».
Согласно дополнению к Никоновской летописи, в 1562 г. 500 стрельцов с головою Григорием Семеновым и 500 казаков при пяти атаманах по царскому приказу ходили вместе с кабардинским князем Темрюком (тесть Ивана Грозного) против недругов последнего. Главным из этих недругов в дополнении к Никоновской летописи назван кабардинский князь Шепшук. В числе «Шепшуковых улусов», т. е. подвластных Шепшуку земель, упоминается взятый у него г. Кован, может быть от ногайского Кобан, что значит р. Кубань. Главная же ценность для нас свидетельства дополнения к Никоновской летописи заключается в указании, что кабардинцы Темрюка вместе с царскими людьми отвоевали у Шепшука много «сонских кабаков», т. е. сванских поселений.
Допустимо ли предполагать, что кабардинский князь Шепшук мог владеть частью закавказской Сванети и что именно ее потом отнял у него Темрюк? Конечно, нет. Дополнения к Никоновской летописи доказывают, что в XVI в. на Северном Кавказе было значительное сванское население. С другой стороны, упоминание этим документом г. Кована дает возможность предполагать, что сваны, входившие в число «Шепшуковых улусов», в середине XVI в. проживали в верховьях Кубани. Во всяком случае это положение согласуется с другими нашими материалами.
Полное собрание русских летописей, XIII, 2-я половина. СПб., 1906, стр. 371.
РАССЕЛЕНИЕ СВАНОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ ДО XIX ВЕКА-Доклад на сессии по вопросам этнографии Кавказа, 15-21 ноября 1949 г. в Тбилиси.Лавров Л. И

Сванетия - один из самых высокогорных районов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Земо (Верхняя) Сванетия находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000-2000 метров над уровнем моря), а Квемо (Нижняя) Сванетия - в ущелье реки Цхенис-цкали (на высоте 600-1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с Рача-Лечхуми, на западе - с Абхазией, с юга примыкает Имерети и часть территории Самегрело. На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту, по ту сторону которого находятся Карачай и Кабарда.

Население Сванетии - сваны - грузинские горцы, этнографическая группа грузин, говорящих на грузинском и в быту на сванском языках (сванский язык относится к картвельским языкам и имеет четыре диалекта и ряд говоров). Сваны - чрезвычайно колоритный народ. Они всегда славились своей статностью и храбростью. Сваны считались самыми лучшими воинами в Грузии. Ещё древнегреческий географ и историк Страбон писал: «Сваны могущественный народ и, я думаю, самый храбрый и отважный вообще на свете. Они в мире со всеми соседними народами». О гостеприимных, просвещенных и сильных сванах писали Плиний, Птолемей, Аппий, Евстафий Тесалонийский.

История гордого, мужественного и свободолюбивого народа Сванов, который сохранил свой язык, насчитывает несколько тысячелетий. Он никогда не был порабощён врагами, может, поэтому народ, некогда заселявший прибрежную полосу Колхидской низменности и нынешнюю Абхазию, после многочисленных войн выбрал для себя свободную жизнь в горах.. Примечательно, что у сванов никогда не было крепостного права, да и дворянство носило условный характер. Ведь каждый сван -это личность, которая не приемлет над собой господства. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствуют исторические факты, один из которых - строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых "Сванскими башнями". Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки - национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.

Традиционным было для сванов пчеловодство - древнее грузинское занятие, особенно распространенное в горных районах Западной Грузии. Но самыми уважаемыми и почитаемыми профессиями для свана являются охота и альпинизм. Сваны были и остаются профессиональными охотниками и альпинистами. Охотничий промысел для сванов фактически равноценен хозяйственной деятельности, а альпинизм - национальный вид спорта Сванетии. Много выдающихся спортсменов дала сванская школа альпинизма. Самым знаменитым человеком в Сванетии является альпинист и скалолаз- "Тигр скал" - Михаил Хергиани, трагически погибший в итальянских Доломитах на стене Су-Альто в 1969 году. Покорителями вершин Ушба, Тетнульды и Шхары были уроженцы Сванетии Габлиани, Джапаридзе, Гугава, Ахвледиани и многие другие. Сваном был Герой Советского Союза, капитан 3-го ранга Ярослав Константинович Иоселиани, который в годы войны совершил не один десяток боевых походов и торпедировал множество вражеских судов. Еще один известный сван - знаменитый кинорежиссер Отар Иоселиани, поставивший фильмы «Листопад», «Жил певчий дрозд», «Пастораль» и др.

07.07.2015

Один из самых высокогорных и труднодоступных районов Грузии - Сванетия. Первый самолет там увидели в середине прошлого века, а первая современная дорога была построена четыре года назад. За что уважают сванов и почему их боятся - разбирался Кирилл Михайлов.


Сваны - маленький горный народ, который живет на южных склонах Большого Кавказского хребта на северо-западе Грузии. По сложившейся в советское время традиции сванов относят к грузинам, хотя они говорят на своем языке, который составляет самостоятельную ветвь в картвельской языковой семье.


Предположительно, картвельская языковая семья распалась на грузинско-занскую и сванскую ветви на рубеже IV и III тысячелетий до Р. Х., так что у сванов есть основания утверждать, что они - отдельный народ, хотя все сваны говорят по-грузински, а родной язык остается языком бытового общения. По разным оценкам на территории Грузии сейчас проживают 30-35 тыс. сванов.


История этого народа прослеживается по источникам со времен царицы Тамары (конец XII - начало XIII века), хотя есть упоминания о сванах даже у античных авторов. Благодаря нескольким важным факторам - общая христианская вера, общая письменность, - культура сванов в значительной степени сформирована грузинской культурой и составляет ее часть. При этом маленький горный народ, живущий в относительной изоляции, сохранил в отличие от грузин родовой строй, что до сих пор определяет национальный характер.

Вот как в №4 «Исторического вестника» за 1885 год описывает сванов Корнилий Бороздин, служивший чиновником в Тифлисской губернии в середине XIX века: «Рослые, мускулистые, с типом, напоминающим наших хохлов, они были одеты в светлые чохи (верхняя мужская одежда из сукна, напоминающая черкеску. - прим.


ред.), на густых волосах, остриженных в скобку, вместо шапок наложены были какие-томаленькие кружки из сукна, подвязанные шнурками под выбритые подбородки; такой головной убор служил в то же время и пращею, из которой сванеты с необыкновенной ловкостью бросают камни. Обувь, напоминающая древние сандалии, состояла из кожаных (калабанов) башмаков шерстью кверху, перевязанных ремешками».

Кровная месть

Кровная месть для сванов давно стала традицией - фильм «Сван» (2007), основанный на реальных событиях, происходящих в наше время, наглядно это демонстрирует. На протяжении полутора часов люди разных возрастов с неистовой страстью убивают друг друга. Грузины любят рассказывать, что когда решался вопрос, не отправить ли этот фильм на один из европейских кинофестивалей, главный аргумент против был такой, что если сейчас для Грузии главное - это вступить в Евросоюз, то после этого фильма о членстве в объединенной Европе придется забыть.


Полковник Иван Алексеевич Бартоломей в «Записках» Кавказского отдела географического общества в 1855 году описывает свою поездку в Сванетию: «Знакомясь все более и более с Вольными сванетами(Вольная Сванетия - одна из частей Сванетии - прим. ред.), я убеждался, как несправедливы и преувеличены слухи об их закостенелой жестокости; я видел перед собой народ в детстве, людей почти первобытных, следовательно, сильно впечатлительных, неумолимых в кровомщении, но помнящих и понимающих добро; я в них заметил добродушие, веселость, признательность…»


На самом деле слухи о жестокости и дикости сванов ходят до сих пор. Грузины любят рассказывать, что на склонах Эльбруса до сих пор сохранились вмерзшие в лед тела солдат Первой горнострелковой дивизии Вермахта, более известной по своей эмблеме как «Эдельвейс». Эта дивизия еще известна тем, что ее бойцы 21 августа 1942 года водрузили фашистские флаги на обеих вершинах Эльбруса. Так вот, в Грузии рассказывают, что якобы именно сваны прогнали горных стрелков с вершин Кавказа, убив многих, но советская пропаганда молчала об этом, потому что сваны с такой же яростью убивали и других чужаков, которые приходили в их горы - коммунистов.


Впрочем, в немецких источниках о боевом пути дивизии «Эдельвейс» о серьезных потерях, нанесенных сванами, не сообщается. В интернете есть рассказ одного альпиниста, которому в сванском селении давали пострелять из прекрасно сохранившейся немецкой винтовки Mauser 98k, но скорее всего это не боевой трофей: в начале 1943 года дивизия была спешно снята с фронта из-за угрозы окружения и отправлена в Грецию. А часть вооружения и экипировки пришлось просто бросить в горах.

Сванские башни

Один из самых известных символов Сванетии - сванские башни. Большинство их них построены несколько столетий назад по одному архитектурному плану: высота до 25 метров, основание 5 на 5 метров, четыре или пять этажей с деревянными перекрытиями, на каждом этаже одно узкое окно, обращенное, как правило, на юг, на верхнем этаже несколько окон, но все они не приспособлены для стрельбы из лука или из огнестрельного оружия. До сих пор ведутся споры о назначении сванских башен: то ли это боевые или дозорные сооружения, то ли хозяйственные, но уж точно не жилые. Чтобы представить себе, как жили сваны еще полтора столетия назад, обратимся опять к воспоминаниям Корнилия Бороздина: «Представьте себе людей, числом не более трех тысяч, поселившихся в местности, имеющей вид ящика, открытого только три месяца в году, а в остальные девять месяцев запертого герметически. Почва тут не родит ничего, кроме ржи, иногда и не доспевающей, из которой гонят вонючую водку (араки), да в течение трех месяцев горы покрываются травой, которой в это время может питаться баранта (стадо баранов и овец. - К. М.) и скотина и затем, кроме незначительного количества меду, дичи, лисиц, маленьких зверков, нет ничего, - буквально ничего.

Три месяца прошли, ящик захлопнулся, т. е. снег все завалил, и если люди не сделали запасов на предстоящие девять месяцев, они поневоле должны очутиться в худшем положении, чем блокированные в крепости и доведенные до изнурения голодом; там можно, все-таки, выбежать к неприятелю, а тут никуда не выбежишь. Следовательно, без запасов нельзя существовать, а откуда же их брать, как не у соседей, и притом ничего за них не давая по очень простой причине, так как своего нечего и дать. Как же после того брать у соседей, если не тайком и не силой? Назовите вольных сванетов какими хотите сантиментальными кличками, а, все-таки, это не мешает сущности их хищнической профессии на счет соседей: Карачая, Мингрелии, Княжеской Сванетии».


Судя по условиям, в которых жили сваны, башни были в первую очередь дозорными и сигнальными: в случае опасности на башне зажигался огонь, потом на следующей, и так все ущелье могло быстро узнать о приближении врага. Башни до сих остаются признаком состоятельности и благополучия клана, поскольку построены они по большей части рядом с жилыми домами, а не в дикой местности, и принадлежат семьям, которые стараются сохранять эти сооружения.

Сванетия - крошечная и чрезвычайно красивая страна, сейчас это регион Грузии. Здесь с ревом бегут бешеные потоки горных рек. Тут вершины гор украшают белоснежные шапки, а путь к ним проходит через холодные никогда не тающие ледники. В этих краях узкие, не очень населенные гордыми свободолюбивыми сванами и по сей день, долины рек... Сванетия делится на Верхнюю Сванетию (Земо-Сванети), граничащую на севере по Большому Кавказскому хребту с Кабардино-Балкарией и отдаленную на юге от Нижней Сванетии (Квемо-Сванети) Сванетским хребтом. Местиа - административный центр Верхней Сванетии, это поселок городского типа, в котором проживает сейчас около 2700 человек. Центр Нижней Сванетии - поселок Лентехи, в котором проживает около 1800 человек.

Держу в руках открытки из набора, любуюсь видами древней Сванетии. Да и не такая уж она древняя на этих открытках, всего чуть более ста лет назад сделаны эти фотографии. При моем, увы, пока только беглом посещении этих мест, дважды - в 2012-м году, я, к своей радости, видела, что сохранилось в этих краях много старых домов, а сванетские башни - также возвышаются над Местией как и много веков назад. Не утратились и некоторые традиции, обычаи сванов. До сих пор не трудно отличить свана в толпе среди других грузинов и не только по характерной сванской шапочке.

А этим фотографиям больше ста лет. Уже тогда, в начале XX века, привлекали эти горные края путешественников, о свободолюбивом гордом народе этих мест - сванах, ходили легенды. Их обычаи, традиции, способность жить в таких суровых краях восхищали, удивляли, прямота взглядов и детская бесхитростность вызывала и добрые усмешки, рождало анекдоты и,в то же время, опять же не могли не восхищать. Их суровость, горячий нрав и принципиальность отпугивали. Истории о некоторых исторических персонажах, передаваясь из уст в уста, обрастали разными подробностями - где порой вымысел становился по размерам больше правды.

Но, тем не менее, рассказывают много историй и по сей день старожилы этих мест.

Например, о Константине Дадешкелиани, правившем княжеской Сванетией. Черезчур суров он был. Правил жестко. Недолюбливали его подданые. И роптать начали. Особенно их возмущало как Константин Дадешкелиани не пропуская ни одной свадьбы пользуется правом первой ночи. Как-то вызывал его в Кутаиси генерал-губернатор Гагарин, разобраться с ним. Да только вышло из этого следующее...

Сидит наместник царя русского за большим письменным столом. Входит к нему князь Дадешкелиани со своими восемью джигитами. Не удосужился поняться генерал-губернатор, не поприветсвовал даже князя, а стал сразу отчитывать князя за недостойное поведение. Молча слушал его Константин Дадешкелиани - высоко подняв голову, стоя гордо и красиво. Он вообще красив был - высокий, сильный. О его силе легенды ходили - говорят, он мог держать на одной руке трехгодовалого бычка, стоя на своем балконе. А в это время с бычка шкуру снимали.

Ну вот стоит этот гордый сван княжеского рода и молча слушает-слушает выговор наместника русского царя. Не перебивает. Долго слушает. А потом также, молча, без комментариев, выхватывает саблю и одним ударом рассекает Гагарина пополам. Охрана генерал-губернатора бросилась на сванов. Те же с легкостью отбились, вскочили на коней и ускакали в кавказские горы.

В 253 году до нашей эры грузинский царь Саурмаг выселял на эти земли своих самых непокорных подданых. Царь называл эти земли "Страной тишины и спокойствия". Может отсюда излишняя любовь к свободе, стойкое нежелание чтобы на них "давили" у сванов в крови, с тех далеких времен, потомки они и тех самых непокорных подданых?

Свою независимость горцы защищали долго. Лишь в XV в. князья Дадешкелиани захватили несколько западных обществ Верхней Сванетии - Чубухеви, Пари, Ло-Хамули, Цхумари и Бечо. Но в южных отрогах Главного Кавказского Хребта, где возвышается двурогая красавица - гора Ушба, в верховьях Ингури, Сванетии навсегда удалось остаться вольной, не знавшей власти князей-феодалов. У Нижней Сванетии была другая участь. Она стала частью Мегрельского княжества, когда князья Дадиани подчинили себе эту территорию. Однако перевалить за перевал Загар они не смогли. И Верхняя Сванетия с тех времен так и называлась Вольная Сванетия. Столицей ее издавна была Местиа.

А отстаивать свою свободу было нелегко. В течение многих веков сваны вели постоянные, изнурительные войны с воинственными пришельцами, приходящими часто и из соседней княжеской Сванетии. Казалось, сама природа стояла на страже свободы сванов. Путь к ним у врагов лежал через неприступные скалы, через перевалы или по узкому ущелью реки Ингури. Попробуй попади и завоюй тех, кто тебя не ждет и не хочет отдавать своей свободы!

Есть поговорка в Верхней Сванетии: "Плохая дорога это та, с которой путник обязательно свалится, и тела его найти нельзя. Хорошая дорога - та, с которой путник падает, но труп его можно найти и похоронить. А прекрасная дорога - та, с которой путник может и не упасть ". Так вот, не было в Верхнюю Сванетию прекрасных дорог. Только плохая дорога ждала завоевателей.

До 1937 года. В 1937г. сюда была проложена автомобильная магистраль. Тогда-то сваны впервые увидели колесо. Сани (даже летом, катясь по грязи) и быки используются для перемещения предметов и по сей день в Сванетии, но уже и телеги здесь есть в каждой деревни. Да и машины, джипы покоряют горы. А когда-то, появление машин в Сванетии было большим событием. Старожилы рассказывают, что старик-сван, увидев в своей жизни первый автомобиль, пошел в сарай и вынес большую охапку сена. Очень он обиделся, когда машина переехала сено и укатила дальше.

Еще недавно в Сванетии сохранялись в полной неприкосновенности родовые отношения. В один род входило около тридцати домов, называемые не домами, а "дымами". "Дым" - это и дом, очаг, кладовая, хозяйство. В роду было обычно 200-300 родичей. Поселение бывшего рода так и называли - селение.

А русское владычество проникало на эти земли неспешно. Циох Дадешкелиани в 1833 г. стал искать покровительства у царского самодержавия, чтобы защититься от своего брата Татархана. А Татархан предпринимает тот же "ход конем". Вот тогда и сохранились за князьями Дадешкелиани территории Чубухеви, Лохамули, Пари, Эцери, Бечо и Цхумари. Царское правительство имеет тоже свой стратегический интерес поддерживать князей Дадешкелиани, так как находятся эти земли с другими непокоренными народами кавказских гор. Верхней Сванетией начинает управлять пристав по назначению от русских властей. В Тифлисе князей Дадешкелиани принимает граф Воронцов, их награждают офицерскими чинами, разными должностями.

Но сваны - народ неподкупный. В 1849 г. пристав князь Микаладзе едва остался жив, унеся ноги из Вольной Сванетии, убегаю в Мингрелию. Нет, сваны не могут быть "верноподданными", не их это вольное дело!

Царские наместники долго мучались вопросом как подчинить Верхнуюю Сванетию. Что если пойти не только с огнем и мечом, но и с крестом? Почти все население Верхней Сванетии было христианским, но, так сказать, с языческими примесями. Можно же направить силы на поднятие христианства...А тут еще и "освобождение" крестьян 1861 г. пошло в ход. Как раз незадолго до этой реформы, Константин Дадешкелиани и убывает кутаисского наместника князя Гагарина. В конце концов князя Константина поймали и казнили. Высланы из Сванетии были его братья и дети. В том же году княжеских почестей лишился и другой князь - Отар Дадешкелиани. Поводом было принятие им мусульманства. Царские чиновники расправились и с этим князем, лишили его земель. Таким образом, Чубухеви, Бечо и Пари перешли в пользование русской казны. А идеи "освобождения" крестьян нашли сначала поддержку у местного населения, но ненадолго. Сваны быстро просекли что к чему, и еще большего закабаления своего им вовсе не хотелось. И хотя земельная реформа относилась только к княжеским землям Верхней Сванетии, вся страна взбунтовалась против царского самодержавия.

1905-1924гг. - годы великих потрясений на сванской земле. Страна выходит из-под власти русского царя. В 1918г. крестьяне поджигают замки князей Дадешкелиани. В 1921г. в Сванетии произошло восстание против коммунистического режима под руководством Бориса Пирвели. Вначале посланные на подавление восстания грузинские военные части перешли на сторону восставших, но потом под натиском вооруженной авиации и артиллерии восстание было жестоко разгромлено. Что примечательно - еще пару-тройку лет после этого коммунисты не решались соваться в Верхнюю Сванетию без вооруженной охраны. Тем не менее в 1924г. революционно настроенные сваны расстреливают последних князей Дадешкелиани, разрушают их замок в Мазери и по всей Верхней Сванетии устанавливается Советская власть.

Истории о Сванетии можно рассказывать бессконечно... Сейчас начну повествование об открытках, которые не буду хранить дома, а отправлю хорошим людям, кому интересна история Грузии. Пока же открытки в моих руках - и я пишу о том, что вижу на них.

Почти на каждой из открыток можно увидеть родовые сванские башни. Они высотой 10-20 метров. Считается что их строили в XII-XIII вв., во время "золотого столетия" Сванетии (как и всей Грузии), при царствовании царицы Тамары. Они служили убежищем не только от внешних врагов, но и во времена кровной мести были надежным укрытием. А кровная месть, надо заметить, изнуряла Сванетию еще больше чем битвы с внешними врагами - ведь для разгорания вражды между "дымами" на несколько десятков лет достаточно иногда было и одного недоброго слова. Говорят, что иногда семьи отсиживались в них годами, питаясь прокопченными впрок мясными тушами, имея большие запасы воды и, конечно же, боеприпасы. Башни имели выход непосредственно в дом, а дом свана и сам был как крепость.

Вид на общину Местиа.

Для мужчин того времени в Сванетии характерно ношение черкески из толстого домашнего сукна или накинутой шкуры тура. Но голове сваны носили остроконечные шапки белого или черного цветов с опущенными вниз полями, летом - круглые папанаки, едва прикрывавшие макушку или башлык - когда уходили в горы. Представители высшего сословия как Дадешкелиановской, так и Дадиановской Сванетии, нередко были обладателями пышных причесок. А вообще для сванов характерны чаще волосы, состриженные в кружок, сбритые или не очень большие бороды, усы.

На таких склонах и строятся дома, и земля разбивается под пастбища.

У сванов характерны большие балконы в домах, на удивление с широкими длинными досками в полу - такие дома типичны и сейчас. Только почти в каждом доме на балконе или крыше теперь примостилась спутниковая тарелка.

Я сама лично гостила в подобном доме, в Местии, у очень хорошей семьи.

Возделанные поля. Быки пашут землю и поныне в некоторых деревнях Сванетии. Издавна сваны умудрялись использовать под засевы кукурузой, картофеля, других овощей любой мало-мальский доступный для засева участок склона. И все эти "лоскутки" возделанной земли находятся на высоте 1700-2400 метров над уровнем моря!

Башни, башни... Все же основное их предназначение было спасение от кровной мести. Мужчины могли в них спрятаться не только сами, но и со всей своей семьей. А насчет захватчиков... Так ведь ни одному врагу не удавалось ступить на сободолюбивую землю Вольной Сванетии! Не раз башни спасали и от лавин, спускающихся с гор - потому как возводили их "с умом", чтобы они своим острым углом разрезали несущиеся в долину толщи льда и снега.

На этой фотографии видим быков, везущих сани. Летом!.. И действительно такой способ перевозки различной утвари до сих пор можно встретить в сванетской глубинке. Практично. По грязи, глине сани отлично скользят. А повозка на колесах будет только застревать и наматывать на обода грязь.

Ушгули - самое высокогорное (2200 м над уровнем моря) постоянное поселение в Европе после дагестанского села Куруш (2560 метров над уровнем моря). На фотографии - общий вид на Ушгули.

Вид со склонов горы Тетнульди.

Эти древние церкви - Святого Георгия в селе Накипари (община Ипари) и святого Квирике и Илвите (община Цирми) славятся своими фресками, выполненными царским живописцем Тэвдоре на рубеже XI - XII столетий. Рисунки этого талантливого представителя грузинской школы иконописцев отличает яркость образов, жизненность, динамизм. От них на душе светло и радостно.

Еще не раз в своем блоге я напишу о сванах, подробнее об их нравах, традициях, о том, что я сама видела, будучи гостем в их семьях. Надеюсь, что вернувшись в Грузию, я обязательно, и еще не раз побываю, в этом регионе.

Один за всех, и все за одного. Каждый — часть большой семьи. По такому принципу живут грузинские горцы, оберегающие ценности рода так же тщательно, как и свободу

Нас легко вычислить по фамилии. У сванов она оканчивается на -ани. А еще у нас нетипичные для Грузии светлые волосы и глаза. Я верю, что именно в Сванетии живут те грузины, чья кровь не смешалась с кровью тюрков и других завоевателей.

Язык у нас тоже свой. Он совсем не похож на грузинский, на котором преподают в школах нашим детям. Мы всегда разговариваем с грузинами на государственном языке, с русскими — на русском, а между собой — на сванском.

Главное для нас — свобода. Нами никогда никто не управлял, сванов не подчиняли князья, не порабощали феодалы и враги. Мои предки выбрали независимую жизнь вдали от цивилизации. Потому часто Вольную Сванетию (она же Восточная Сванетия — территория от Латали до Ушгули) справедливо называют «сообществом свободных кланов».

Символ нашего края — сванские башни. Их возводили в VIII-XIII веках, в основном для обороны. Сейчас они превращаются в туристические достопримечательности. Но до сих пор эти высокие каменные сооружения защищают нас от лавин: как волнорезы, «срезают» силу снежных ударов. А когда-то с башен оповещали соседей об опасности, в них прятали церковную утварь, которую свозили со всей страны во время вторжений неприятеля. Семьями укрывались в башнях от врагов.

Сванские земли были разделены между общинами. В общине они распределялись по кланам, а внутри кланов — между семьями. Я происхожу из древнего рода Парджиани. Первые упоминания о нем датируются XII веком, и связаны они с именем великой царицы Тамары, которая по пути в летнюю резиденцию в Ушгули останавливалась на ночлег в доме моего далекого предка Вахтанга Парджиани. Как и он, я тоже живу в Латали. Вот уже 39 лет живу, не считая периодических выездов в другие страны.

Было время, я покинул свой край и устроился работать в России. Там познакомился с Ксенией, которую в итоге перевез в родной дом, когда осознал, что в Сванетии я вижу будущее семьи. У меня пока две дочери, но вообще сванские семьи многодетны. Обычно к 30 годам мужчина имеет уже троих детей. Пятеро в семье не предел, иногда бывает и десять.

Под одной крышей живет сразу несколько поколений, как в старые времена. Наши предки жили в мачуби — просторном каменном доме с одной комнатой, в центре которой горел очаг. Зимой к большому семейству присоединялся и скот, чтоб всем вместе было теплее. Сейчас у нас, конечно, дома современные, оснащены всей техникой, а животных мы переселили во двор.

У каждого мужчины должен родиться сын. Он унаследует дом и земли. Дочери всегда переезжают в дома мужей, а это значит, что, если нет сына, отчий дом обречен на разрушение. Знаю случаи, когда мужчины брали вторую жену, если первая не могла родить мальчика. Но это скорее исключение, чем правило. На традиционном сванском застолье третий тост посвящается святому Георгию, покровителю Грузии. Во время этого тоста мы желаем сына тем, у кого его еще нет.

Я работаю много, как и большинство соплеменников. Нам всегда есть чем заняться: выгнать коров на пастбище, почистить сарай, построить забор, заготовить дрова на зиму. Наши женщины трудятся не меньше. На их плечах дом и кухня. Мы и детей приучаем работать. Дочери помогают убираться и готовить, а сыновья все лето пасут скот на горах. Поэтому среди местных мужчин так много альпинистов. Мы чувствуем себя на вершинах как дома!

День начинаю в шесть утра с овсянки со сванским медом — самым вкусным в мире. С раннего утра женщины замешивают тесто — здесь хлеб не покупают в магазинах, а пекут сами. Средняя семья из 6-7 человек съедает около 10 лавашей в день. Когда тесто замешано, женщины доят коров и готовят сыр и мацони из парного молока.

Возле домов мы выращиваем горные травы. Для них выделяем почетный угол в саду. Кинзу, уцхо-сунели, имеретинский шафран добавляем в традиционные блюда и в сванскую соль. Ту самую, которую перемалывают 2-3 часа в большой деревянной ступке вместе с травами и специями, растущими только в Сванетии. Это особое искусство и особая традиция, которая передается из поколения в поколение по женской линии, вместе со ступкой. Нашей уже 400 лет.

Сваны похожи на сицилийцев. Нам всегда была свойственна кровная месть. Она могла разгореться из-за оскорбления или земли. История знает пример, когда вендетта между двумя кланами продолжалась более 300 лет, и за это время было убито по 12 человек с каждой стороны. Мой народ считал, что кровная месть помогает сохранить порядок в крае. Страх смерти силен, тем более что за преступления могла быть наказана вся община. Потому мы несем ответственность за поступки не только перед собой, но и перед предками и будущими детьми. Хотя сегодня былые обиды люди в основном заглаживают деньгами или скотом.

Все меняется... Мать, которой сейчас 73 года, часто рассказывает, какой была Сванетия в ее детстве — без электричества и дорог. Как 500 лет назад. А сейчас мы одеваемся, как и все, живем в домах с удобствами. В 2011 году сюда проложили прекрасную дорогу из Зугдиди, в поселке Местиа построили аэропорт, откуда можно добраться до Тбилиси. Жизнь стала другой. Поэтому важно не потерять самое ценное — наши традиции.