Тургенев иван сергеевич происхождение социальная принадлежность. Доклад: Тургенев Иван Сергеевич

Среди известных писателей России XIX века выделяется Иван Сергеевич Тургенев, который является не только писателем. У него есть драматургические, публицистические работы и стихи. Критики признавали писателя одним из лучших деятелей века, поэтому его биография кратко должна быть изучена.

Жизнь писателя началась в г. Орел. Это событие произошло 28 октября 1818 года. Родители относились к числу дворян. Местом проживания семьи являлось имение Спасское-Лутовиново. Первоначально будущий литературный деятель обучался дома у гувернеров немецкого и французского происхождения.

Когда семейство перебралось в Москву в 1827 году, получал образование в школах частного типа. Далее было поступление в Московский университет, но через некоторое время деятель перевелся в Петербург, где занялся изучением философии.

Иван обладал возможностью обучаться за рубежом, в Берлинском университете, чем и воспользовался.

Важно! Отношения с матерью у писателя складывались непросто. Варвара Петровна была образованной личностью, любила литературу и философию, особенно зарубежные, но отличалась деспотичным характером.

Учеба в университете

Начало деятельности в литературе

Одним из самых главных аспектов биографии Тургенева считается начало творческого пути. Интерес к литературной деятельности у него возник еще в институтское время, в 1834 году. Иван Сергеевич принялся за работу над поэмой «Стено». Первая публикация датирована 1836 годом – это была рецензия на работу А.Н. Муравьева «О путешествии ко святым местам».

За 1837 год было создано не меньше ста стихотворений и несколько поэм:

  • «Повесть старика»,
  • «Сон»,
  • «Штиль на море»,
  • «Фантасмагория в лунную ночь».

В 1838 году были опубликованы стихи «Вечер», «К Венере Медицейской». На начальном этапе поэзия имела романтичный характер. В дальнейшем автор перешел к реализму. Очень важно и то, что И.С. Тургенев некоторое время был занят научной работой. В 1841 году написал диссертацию по филологии и получил степень магистра. Но потом перешел к работе в МВД.

В биографии И.С. Тургенева упоминается, что на его творчество сильно повлиял Белинский. Именно после знакомства с критиком автор пишет новые стихи, повести и поэмы. Для печати приняты произведения «Три портрета», «Поп», «Бретер».

Творческий подъем

Период активного творчества начался в 1847 году, когда автора пригласили в журнал «Современник». Там были напечатаны «Современные заметки» и начало «Записок охотника». Эти работы оказались успешными, поэтому писатель продолжил работу над охотничьими рассказами. Тогда же Тургенев вместе с Белинским оказывается во Франции, где происходит февральская революция.

В краткой биографии Тургенева, которую изучают школьники в 10 классе, указано, что в конце 40-х — начале 50-х годов деятель пишет драматургические произведения. Тогда были созданы пьесы «Холостяк», «Нахлебник», «Провинциалка», «Месяц в деревне». Многие из произведений ставят на театральных подмостках.

Очень важной особенностью биографии Тургенева является ссылка в семейное имение на 2 года за написанный после смерти Гоголя некролог. По другой версии литературный деятель был сослан из-за своих радикальных взглядов и негативного отношения к крепостничеству. Находясь в деревне, автор создает рассказ

После возвращения были написаны романы «Накануне», «Рудин», а также «Дворянское гнездо», опубликованный в журнале Современник.

И.С. Тургенев «Рудин»

В число известных работ также входят:

Переезд в Германию состоялся в 1863 году. Здесь писатель общается с литературными деятелями Западной Европы и распространяет сведения о русской литературе. Занимается в основном редактурой и переводами русскоязычных произведений на другие языки — французский и немецкий. Благодаря Тургеневу читатели за границей узнали о произведениях русских авторов. В краткой биографии Тургенева для детей отмечается рост популярности автора в этот период. Литературного деятеля относят к числу лучших писателей века.

Оставив поэзию почти в самом начале литературной деятельности, Тургенев вернулся к ней незадолго до смерти. В это время им был создан цикл «Стихотворений в прозе». А «Литературные и житейские воспоминания» написаны в жанре мемуаров. Автор словно предчувствует свою скорую смерть и подводит итоги в произведениях.

Полезное видео: кратко о творчестве Тургенева

Основные темы произведений

Рассматривая жизнь и творчество Тургенева, необходимо охарактеризовать тематику его работ. В произведениях много внимания уделено описаниям природы и психологическому анализу. В них раскрываются образы представителей дворянского сословия, которое автор считает умирающим. Героями нового века считаются сторонники демократии и разночинцы. Благодаря работам писателя в литературу пришло понятие «тургеневские девушки». Еще одной темой являются особенности жизни русских людей за рубежом.

Самое главное заключается в убеждениях писателя. Он негативно относился к крепостному праву и сочувствовал крестьянам. Из-за своей ненависти к существующему в России укладу литературный деятель предпочитал жить за границей. Но при этом не был сторонником революционных методов решения проблемы.

Краткая биография для детей рассказывает о тяжелом состоянии здоровья автора в последние несколько лет его жизни. Иван Сергеевич страдает от подагры, невралгии и стенокардии. Смерть наступила 22 августа 1883 года. Причиной стала саркома. Проживал он тогда в парижском пригороде. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

У Тургенева была непростая личная жизнь. В юности он неудачно увлекся дочерью княгини Шаховской. В эту же девушку был влюблен и его отец, которому Екатерина ответила взаимностью.

При жизни в ссылке у него были отношения с Авдотьей Ермолаевной Ивановой (белошвейка Дуняша). Несмотря на беременность девушки, писатель так и не женился из-за скандала, устроенного его матерью. Авдотья родила дочь Пелагею. Девочка была официально признана отцом лишь в 1857 году.

После возвращения в Москву у писателя появились дружеские отношения с Татьяной Бакуниной. Девушка испытывала к нему серьезное чувство, что Иван Сергеевич высоко ценил, но ответить взаимностью не смог.

В 1843 году состоялось знакомство с певицей Полиной Виардо. Та была замужем, но это не мешало писателю серьезно увлечься. Особенности их взаимоотношений неизвестны, но существует предположение, что некоторое время они жили как супруги (когда ее муж был парализован после инсульта).

Дочь писателя Пелагею воспитывали в семье Виардо. Отец решил изменить ей имя, назвав Полиной или Полинет. Отношения девочки с Полиной Виардо складывались неудачно, поэтому очень скоро ее отдали на обучение в частный пансион.

Мария Савина стала последней его любовью. Литературный деятель был почти на 40 лет старше, но не скрывал своих чувств к молодой актрисе. Мария относилась к писателю, как к другу. Она должна была выйти замуж за другого, но не сложилось. Брак с Иваном Сергеевичем не состоялся по причине его смерти.

Полезное видео: интересные факты о Тургеневе

Вывод

На самом деле, кратко жизнь и творчество Тургенева рассмотреть невозможно. Он был творческим человеком с широким кругом интересов. После него осталось огромное наследие в виде стихов, пьес и прозаических произведений, которые до сих пор принадлежат к классике мировой и отечественной литературы.

Более 2200 лет назад родился великий карфагенский полководец Ганнибал. Когда ему исполнилось девять лет, он поклялся, что всегда будет противостоять Риму, с которым у Карфагена на тот момент много лет шла война. И последовал своему слову, всю жизнь посвятив борьбе. При чем тут краткая биография Тургенева? - спросите вы. Читайте дальше и непременно все поймете .

Ганнибалова клятва

Писатель был большим гуманистом и не понимал, как можно лишать живого человека самых необходимых ему прав и свобод. А в его время это было даже более распространено, чем сейчас. Тогда расцветал российский аналог рабства: крепостное право. Его он и ненавидел, ему он и посвятил свою борьбу.

Иван Сергеевич не был так отважен, как карфагенский полководец. Он не стал бы сражаться в кровопролитной войне со своим врагом. И все же он нашел способ сразиться и победить.

Симпатизируя крепостным, Тургенев пишет свои «Записки охотника», которыми обращает внимание общественности на эту проблему. Сам император Александр I. I. , прочитав эти рассказы, проникся серьезностью этой проблемы и примерно через 10 лет отменил крепостное право. Разумеется, нельзя утверждать, что причиной тому были только «Записки охотника», однако и влияние их отрицать неверно.

Вот такую большую роль может сыграть простой писатель.

Детство

9 ноября 1818 года в городе Орле родился Иван Тургенев . Биография писателя начинается с этого момента. Родители были потомственными дворянами. Большее влияние на него оказала мать, поскольку женившийся по расчету отец рано ушел из семьи. Иван тогда был ребенком 12-и лет.

Варвара Петровна (так звали матушку писателя) была тяжела характером, поскольку у нее было тяжелое детство - пьющий отчим, побои, властная и требовательная мать. Теперь же трудное детство предстояло опробовать на себе ее сыновьям.

Однако у нее были и достоинства: прекрасное образование и обеспеченность в средствах. Чего стоит только тот факт, что в их семье принято было говорить исключительно на французском языке, согласно тогдашней моде. Вследствие этого Иван получил отменное образование.

До девяти лет его учили гувернеры, а затем семья переехала в Москву. Москва в то время не была столицей, но учебные заведения там были первоклассными, да и добираться туда из Орловской губернии было в три раза ближе, чем до столичного Петербурга.

Учился Тургенев в пансионах Вейденгаммера и директора Лазаревского института Ивана Краузе, а в пятнадцать лет поступил на словесный факультет Московского университета. Уже через год он поступил в столичный университет на философский факультет: в Петербург переехала семья.

В то время Тургенев увлекался стихами и вскоре привлек к своим творениям внимание профессора университета Петра Плетнева. Тот в 1838 году опубликовал стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицейской» в журнале «Современник», где был редактором . Это была первая публикация художественного творчества Ивана Тургенева. Однако двумя годами ранее он уже публиковался: тогда это была рецензия на книгу Андрея Муравьева «О путешествии к святым местам».

Иван Сергеевич придавал большое значение своей деятельности как критика и впоследствии написал еще немало рецензий. Часто совмещал их со своей деятельностью переводчика. Он писал критические работы на русскоязычный перевод «Фауста» Гете, «Вильгельм Телль» Шиллера.

Лучшие свои критические статьи писатель издал в первом томе собрания своих сочинений, вышедшем в 1880 году.

Академическая жизнь

В 1836 он окончил университет, годом позже прошел экзамен и получил ученую степень кандидата университета. Это значит выпустился с отличием и, говоря современным языком - получил степень магистра.

В 1838 году Тургенев едет в Германию, посещает там лекции в Берлинском университете по истории греческой и римской литературе.

В 1842 году сдает экзамен на степень магистра по греческой и латинской филологии, пишет диссертацию, однако не защищает ее. Интерес к этой деятельности у него остывает.

Журнал Современник

В 1836 году Александр Пушкин организовал производство журнала под названием «Современник». Посвящен он был, конечно, литературе. В нем были как произведения современных тому времени российских авторов, так и публицистические статьи. Были и переводы иностранных произведений. К сожалению, даже при жизни Пушкина журнал не пользовался большим успехом. А с его смертью в 1837-м так и вовсе постепенно пришел в упадок, хотя и не сразу. В 1846 году его покупают Николай Некрасов и Иван Панаев.

И с этого момента к журналу подключается Иван Тургенев, которого привел Некрасов. В «Современнике» публикуются первые главы «Записок охотника». Кстати, это название изначально было подзаголовком первого рассказа, и придумал его Иван Панаев в надежде заинтересовать читателя. Надежда оправдалась: рассказы пользовались огромной популярностью. Так начала исполняться мечта Ивана Тургенева - изменить общественное сознание, внести в него мысль о том, что крепостное право бесчеловечно.

В журнале эти рассказы публиковались по одному, и цензура к ним была снисходительна. Однако когда в 1852-м они вышли целым сборником, разрешившего печать чиновника уволили. Обосновали это тем, что когда рассказы собраны все вместе, то они направляют мысль читателя в предосудительном направлении. Между тем Тургенев никогда не призывал ни к каким революциям и старался быть в ладах со властью.

Но иногда его произведения трактовали неверно, и это приводило к проблемам. Так, в 1860 году Николай Добролюбов написал и опубликовал в «Современнике» хвалебную рецензию на новую книгу Тургенева «Накануне». В ней он интерпретировал произведение так, что якобы писатель с нетерпением ждет революцию. Тургенев придерживался либеральных взглядов и оскорбился такой трактовкой. Некрасов не стал на его сторону и Иван Сергеевич ушел из «Современника».

Тургенев не был сторонником революций не без причины. Дело в том, что он был во Франции в 1848 году, когда там началась революция. Иван Сергеевич видел своими глазами все ужасы военного переворота. Разумеется, он не хотел повторения этого кошмара на своей родине .

​Известно о семи женщинах в жизни Тургенева:

Нельзя обойти вниманием отношения Ивана Тургенева с Полиной Виардо. Впервые он ее увидел на сцене в 1840 году. Она исполняла главную роль в оперной постановке «Севильский цирюльник». Тургенев был ею покорен и страстно захотел познакомиться с ней. Повод представился через три года, когда она вновь приехала на гастроли.

На охоте Иван Сергеевич познакомился с ее мужем, известным искусствоведом и директором театра в Париже. Затем был представлен и Полине. Спустя семь лет он писал ей в письме, что воспоминания, связанные с ней, самые дорогие в его жизни. И одно из них - как он впервые говорил с ней на Невском проспекте, в доме напротив Александринского театра.

Дочь

Иван и Полина стали очень близкими друзьями. Полина воспитывала дочку Тургенева от Авдотьи. В Авдотью Иван был влюблен в 41-м, хотел даже жениться, но мать не благословила, и он отступился. Уехал в Париж, где долго жил у Полины и ее мужа Луи. А когда приехал домой, его ждал сюрприз: восьмилетняя дочь. Оказывается, она родилась еще 26 апреля 1842 года. Мать была недовольна его увлечением Полиной, не помогала ему финансами и даже не сообщила о рождении дочери.

Тургенев решил позаботиться о судьбе своего ребенка. Договорился с Полиной, что ее будет воспитывать она, и по такому случаю сменил дочке имя на французское - Полинетт.

Однако две Полины не ладили между собой и через какое-то время Полинетт отправилась в частный пансион, а затем стала жить с отцом, чему была очень рада. Отца она очень любила и он ее тоже, хотя и не упускал случая написать ей в письмах наставлений и замечаний о ее недостатках.

У Полинетт было двое детей:

  1. Жорж-Альбер;
  2. Жанна.

Смерть писателя

После смерти Ивана Сергеевича Тургенева все его имущество, включая интеллектуальное, по завещанию досталось Полине Виардо. Дочь же Тургенева осталась ни с чем и ей пришлось тяжело работать, чтобы обеспечивать себя и двух детей. Кроме Полинетт у Ивана детей не было. Когда умерла она (как и отец - от рака) и двое ее детей, потомков Тургенева не осталось.

Умер он 3 сентября 1883 года. Рядом с ним была его возлюбленная Полина. Ее муж умер четырьмя месяцами раньше Тургенева, последние почти десять лет жизни будучи парализованным после инсульта. Провожали Ивана Тургенева в последний путь во Франции много людей, среди них был Эмиль Золя. Похоронили же Тургенева, согласно его желанию, в Петербурге, рядом с другом - Виссарионом Белинским.

Самые значительные произведения

  1. «Дворянское гнездо»;
  2. «Записки охотника»;
  3. «Ася»;
  4. «Призраки»;
  5. «Вешние воды»;
  6. «Месяц в деревне».

И ван Тургенев был одним из самых значимых русских писателей XIX века. Созданная им художественная система изменила поэтику романа как в России, так и за рубежом. Его произведения восхваляли и жестко критиковали, а Тургенев всю жизнь искал в них путь, который привел бы Россию к благополучию и процветанию.

«Поэт, талант, аристократ, красавец»

Семья Ивана Тургенева происходила из старинного рода тульских дворян. Его отец, Сергей Тургенев, служил в кавалергардском полку и вел весьма расточительный образ жизни. Для поправки финансового положения он вынужден был жениться на немолодой (по меркам того времени), но очень состоятельной помещице Варваре Лутовиновой. Брак стал для них обоих несчастливым, их отношения не складывались. Их второй сын, Иван, родился спустя два года после свадьбы, в 1818 году, в Орле. Мать записала в своем дневнике: «…в понедельник родился сын Иван, ростом 12 вершков [примерно 53 сантиметра]» . Всего детей в семье Тургеневых было трое: Николай, Иван и Сергей.

До девяти лет Тургенев жил в имении Спасское-Лутовиново в Орловской области. У его матери был непростой и противоречивый характер: ее искренняя и сердечная забота о детях сочеталась с суровым деспотизмом, Варвара Тургенева нередко била сыновей. Однако она приглашала к детям лучших французских и немецких гувернеров, говорила с сыновьями исключительно по-французски, но при этом оставалась поклонницей русской литературы и читала Николая Карамзина , Василия Жуковского, Александра Пушкина и Николая Гоголя .

В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, чтобы дети смогли получить лучшее образование. Спустя три года Сергей Тургенев ушел из семьи.

Когда Ивану Тургеневу было 15 лет, он поступил на словесный факультет Московского университета . Тогда же будущий писатель впервые влюбился в княжну Екатерину Шаховскую. Шаховская обменивалась с ним письмами, но ответила взаимностью отцу Тургенева и тем самым разбила его сердце. Позже эта история стала основой повести Тургенева «Первая любовь».

Через год Сергей Тургенев скончался, и Варвара с детьми переехала в Петербург, где Тургенев поступил в Петербургский университет на философский факультет. Тогда он серьезно увлекся лирикой и написал первое произведение - драматическую поэму «Стенo». Тургенев отзывался о ней так: «Совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду» . Всего за годы учебы Тургенев написал около сотни стихотворений и несколько поэм. Некоторые его стихи опубликовал журнал «Современник» .

После учебы 20-летний Тургенев отправился в Европу, чтобы продолжить образование. Он изучал античных классиков, римскую и греческую литературу, путешествовал по Франции, Голландии, Италии. Европейский уклад жизни поразил Тургенева: он пришел к выводу, что Россия должна избавиться от некультурности, лени, невежества, следуя за западными странами.

Неизвестный художник. Иван Тургенев в возрасте 12 лет. 1830. Государственный литературный музей

Эжен Луи Лами. Портрет Ивана Тургенева. 1844. Государственный литературный музей

Кирилл Горбунков. Иван Тургенев в молодости. 1838. Государственный литературный музей

В 1840-х годах Тургенев вернулся на родину, получил степень магистра греческой и латинской филологии в Петербургском университете, даже написал диссертацию - однако защищать ее не стал. Интерес к научной деятельности вытеснило желание писать. Именно в это время Тургенев познакомился с Николаем Гоголем, Сергеем Аксаковым, Алексеем Хомяковым, Федором Достоевским , Афанасием Фетом и многими другими литераторами.

«На днях возвратился из Парижа поэт Тургенев. Что за человек! Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет, - я не знаю, в чем природа отказала ему?»

Федор Достоевский, из письма к брату

Когда Тургенев вернулся в Спасское-Лутовиново, у него случился роман с крестьянкой Авдотьей Ивановой, который закончился беременностью девушки. Тургенев хотел жениться, но его мать со скандалом выслала Авдотью в Москву, где та родила дочь Пелагею. Родители Авдотьи Ивановой поспешно выдали ее замуж, а Пелагею Тургенев признал только через несколько лет.

В 1843 году под инициалами Т. Л. (Тургенез-Лутовинов) вышла поэма Тургенева «Параша». Ее очень высоко оценил Виссарион Белинский, и с этого момента их знакомство переросло в крепкую дружбу - Тургенев даже стал крестным сына критика.

«Этот человек необыкновенно умный... Отрадно встретить человека, самобытное и характерное мнение которого, сшибаясь с твоим, извлекает искры».

Виссарион Белинский

В том же году Тургенев познакомился с Полиной Виардо. Об истинном характере их отношений до сих пор спорят исследователи творчества Тургенева. Они познакомились в Санкт-Петербурге, когда певица приехала в город с гастролями. Тургенев часто путешествовал вместе с Полиной и ее мужем, искусствоведом Луи Виардо, по Европе, гостил в их парижском доме. В семье Виардо воспитывалась его внебрачная дочь Пелагея.

Беллетрист и драматург

В конце 1840-х годов Тургенев много писал для театра. Его пьесы «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне» и «Провинциалка» были весьма популярны у публики и тепло принимались критиками.

В 1847 году в журнале «Современник» вышел рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч», созданный под впечатлением от охотничьих путешествий писателя. Немного позже там же были опубликованы рассказы из сборника «Записки охотника» . Сам сборник вышел в свет в 1852 году. Тургенев называл его своей «Аннибаловой клятвой» - обещанием бороться до конца с врагом, которого он ненавидел с детства - с крепостным правом.

«Записки охотника» отмечены такой мощью таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто представляется вам как откровение».

Федор Тютчев

Это было одно из первых произведений, открыто говоривших о бедах и вреде крепостничества. Цензора, допустившего «Записки охотника» к печати, по личному распоряжению Николая I уволили со службы с лишением пенсии, а сам сборник запретили переиздавать. Цензоры объяснили это тем, что Тургенев хоть и поэтизировал крепостных, преступно преувеличил их страдания от помещичьего гнета.

В 1856 году в печать вышел первый крупный роман писателя - «Рудин», написанный всего за семь недель. Имя героя романа стало нарицательным для людей, у которых слово не согласуется с делом. Спустя три года Тургенев опубликовал роман «Дворянское гнездо» , который оказался невероятно популярен в России: каждый образованный человек считал своим долгом его прочитать.

«Знание русской жизни, и притом знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное силою таланта и размышления, оказывается во всех произведениях Тургенева…»

Дмитрий Писарев

С 1860 по 1861 год в «Русском вестнике» публиковались отрывки романа «Отцы и дети» . Роман был написан на «злобу дня» и исследовал общественные настроения того времени - в основном взгляды нигилистически настроенной молодежи. Русский философ и публицист Николай Страхов писал о нем: «В «Отцах и детях» он показал явственнее, чем во всех других случаях, что поэзия, оставаясь поэзиею... может деятельно служить обществу...»

Роман был отлично принят критиками, впрочем, не получив поддержки либералов. В это время осложнились отношения Тургенева со многими друзьями. Например, с Александром Герценом : Тургенев сотрудничал с его газетой «Колокол». Герцен видел будущее России в крестьянском социализме, считая, что буржуазная Европа изжила себя, а Тургенев отстаивал идею об усилении культурных связей России и Запада.

Острая критика обрушилась на Тургенева после выхода его романа «Дым». Это был роман-памфлет, который одинаково остро высмеивал и консервативную российскую аристократию, и революционно настроенных либералов. По словам автора, его ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку - особенно сбоку».

От «Дыма» к «Стихам в прозе»

Алексей Никитин. Портрет Ивана Тургенева. 1859. Государственный литературный музей

Осип Браз. Портрет Марии Савиной. 1900. Государственный литературный музей

Тимофей Нефф. Портрет Полины Виардо. 1842. Государственный литературный музей

После 1871 года Тургенев жил в Париже, изредка возвращаясь в Россию. Он активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, пропагандировал русскую литературу за рубежом. Тургенев общался и переписывался с Чарльзом Диккенсом, Жорж Санд, Виктором Гюго, Проспером Мериме, Ги де Мопассаном, Гюставом Флобером.

Во второй половине 1870-х годов Тургенев опубликовал свой самый масштабный роман «Новь», в котором резко сатирически и критически изобразил членов революционного движения 1870-х годов.

«Оба романа [«Дым» и «Новь»] только выявили его все возрастающее отчуждение от России, первый своей бессильной горечью, второй - недостаточной информированностью и отсутствием всякого чувства реальности в изображении могучего движения семидесятых годов».

Дмитрий Святополк-Мирский

Этот роман, как и «Дым», не был принят коллегами Тургенева. Например, Михаил Салтыков-Щедрин писал, что «Новь» была услугой самодержавию. При этом популярность ранних повестей и романов Тургенева не уменьшилась.

Последние годы жизни писателя стали его триумфом как в России, так и за рубежом. Тогда появился цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе» . Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык» - знаменитый гимн о вере в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Этот сборник стал прощанием Тургенева с жизнью и искусством.

В это же время Тургенев встретил свою последнюю любовь - актрису Александринского театра Марию Савину. Ей было 25 лет, когда она сыграла роль Верочки в пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Увидев ее на сцене, Тургенев был поражен и открыто признался девушке в чувствах. Мария считала Тургенева скорее другом и наставником, и их брак так и не состоялся.

В последние годы Тургенев тяжело болел. Парижские врачи ставили ему диагноз грудная жаба и межреберная невралгия. Скончался Тургенев 3 сентября 1883 года в Буживале под Парижем, где прошли пышные прощания. Похоронили писателя в Петербурге на Волковском кладбище. Смерть писателя стала потрясением для его поклонников - и процессия из людей, пришедших проститься с Тургеневым, протянулась на несколько километров.

Иван Сергеевич Тургенев (1817-1833) - русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века.

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях исторических событий со времён Ивана Грозного.

В Смутное время один из Тургеневых - Пётр Никитич - был казнён на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия.

Отец писателя начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Мать - богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мцен- ского уезда Орловской губернии.

Всё управление усадьбой Спасское было в руках матери Варвары Петровны. Вокруг просторного двухэтажного господского дома, построенного в форме подковы, были разбиты сады, устроены оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в который возникло Спасское. Мальчик рано стал замечать, что всё вокруг подчинено произволу и капризам хозяйки имения. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе.

Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, - сказал он однажды, - в моих произведениях». Отдельные черты характера Варвары Петровны угадываются в образах некоторых героинь Тургенева («Муму»).

В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском языке.

С гувернёрами и домашними учителями постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего писателя занимали природа, охота, рыбная ловля.

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Купили дом на Самотёке. Сначала дети были помещены в пансион, после выхода из него снова усердные занятия с учителями: шла подготовка к поступлению в Университет. В результате преподаватели отметили высокий уровень развития подростков. Отец в письмах призывает сыновей больше писать письма на русском, а не на французском и немецком языках. Тургеневу не исполнилось ещё и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский университет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевёлся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им ещё в Москве. На первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетнёвым, с Грановским. Кумиром друзей стал А. С. Пушкин. Тургеневу не было ещё и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.

Для завершения образования он уезжает в Берлинский университет. Немецких профессоров поражала неутолимая жажда знаний у русских студентов, готовность принести всё в жертву истине, жажда деятельности на благо родины. В начале декабря 1842 года Тургенев возвращается из-за границы в Петербург. Он с удвоенной силой отдаётся творческому труду.

В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Брётер», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т.д. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовинове. В 1852 году появляются «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4 крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».

Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников. В 1863 году вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы. Среди них были Диккенс, Жорж Санд, Проспер Мериме, Теккерей, Виктор Гюго и многие другие. Вскоре он стал редактором зарубежных переводчиков русских писателей. В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 года. Похоронили писателя согласно его воле в Петербурге.

О Иване Сергеевиче Тургеневе чаще говорят как о гениальном художнике, стилисте, нежели как о властителе умов. Властителями принято считать Толстого, Достоевского.


Однако еще до появления пророческих романов этих двух гигантов русской литературы Тургенев написал, возможно, самый провидческий роман XIX века - «Отцы и дети». В нем прошлое спорило с будущим устами дворянина Павла Петровича Кирсанова и разночинца Евгения Базарова, полагающего, что нет ни одного «постановления в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания». Кирсанов никак не мог понять этого «будущего», которое отрицает все прошлое: «Как? Вы не шутя думаете сладить, сладить с целым народом?» - «От копеечной свечки, вы знаете, Москва сгорела», - ответил Базаров».

«Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты», - с сарказмом говорил о Базарове Павел Петрович. Когда не только Москва, а вся тысячелетняя Россия «сгорела» в революционном огне, на ее пепелище Василий Розанов написал «Апокалипсис нашего времени» (1917-1918): «Нигилизм... Это и есть нигилизм, - имя, которым давно окрестил себя русский человек, или, вернее, - имя, в которое он раскрестился... Как 1000 лет существовать, прожить княжества, прожить царство, империю, со всеми придти в связь, надеть плюмажи, шляпу, сделать богомольный вид: выругаться, собственно - выругать самого себя «нигилистом» (потому что по нормальному это ведь есть ругательство) и умереть». Не случайно вспомнилась русскому философу та «копеечная свечка».

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орле в родовитой дворянской семье, детство провел в имении Спасском-Лутовинове близ города Мценска Орловской губернии. Мать его Варвара Петровна, получив от дяди большое наследство, считалась самой богатой помещицей в губернии. Натура незаурядная и решительная, она к тому же отличалась крайней деспотичностью, что распространялось не только на крепостных, живших в постоянном страхе, но и на близких. Отец писателя Сергей Николаевич, гусарский офицер, судя по портрету - красавец, женился на Варваре Петровне по расчету и семейными делами почти не занимался, а с 1830-х годов, после разлада с женой, жил отдельно. В 1834 году он ушел из жизни.

На первых порах их семейной жизни в Спасском-Лутовинове, кроме охоты, устраивались балы, маскарады, спектакли: «Свой оркестр, свои певчие, свой театр с крепостными актерами - все было в вековом Спасском для того, чтобы каждый добивался чести быть там гостем», - свидетельствует в своих воспоминаниях приемная дочь Варвары Петровны - Варвара Николаевна Житова, в девичестве Богданович-Лутовинова. Исследователи предполагают, что она - внебрачная дочь Варвары Петровны и Андрея Евстафьевича Берса, отца Софьи Андреевны Толстой. По крайней мере вексель на долю наследства Богданович-Лутовиновой был выписан умирающей Варварой Петровной на имя А.Е. Берса - до совершеннолетия наследницы.

Сергей Николаевич, большой театрал, был поклонником рационалистического театра Вольтера. Уже после смерти мужа, в 1838 году, собираясь в Москву, Варвара Петровна признавалась в письме к сыну, что едет к «театру хотя дурного посмотреть, но Вольтера на сцене видеть, он мне напоминает отца». Благодаря Сергею Николаевичу старинную спасскую библиотеку пополнили трагедии Софокла, Эсхила, а также трагедии Озерова, комедии Грибоедова, Шаховского, Хмельницкого, многочисленные тома «Основного репертуара французского театра 1822-1823 годов» на французском языке. Домашняя библиотека оказала огромное влияние на развитие Тургенева.

О Иване Сергеевиче Тургеневе - писателе и общественном деятеле - существует огромная литература, детские же и юношеские годы проходят «в несколько строк», хотя именно в Спасском-Лутовинове формировались и противоречия его натуры, и своеобразие его художественного мира.

Варвара Николаевна Житова вспоминает Тургенева дома чаще всего в состоянии подавленного протеста, подчиняющимся своеволию матери. Тем не менее в свое время получило широкую огласку так называемое «Дело о буйстве И.С. Тургенева», которое хранилось в архиве орловского губернатора. Шестнадцатилетний Тургенев, вступаясь за крепостную девушку Лушку, которую хотели продать, встретил исправника и понятых с ружьем в руках, не в шутку пригрозив: «Стрелять буду!» Те вынуждены были отступить. Так возникло «дело о буйстве», затянувшееся на годы. Бумаги «о розыске» Тургенева, часто уезжавшего из России, пересылались с места на место - вплоть до манифеста 1861 года об освобождении крестьян. В «Тургеневском сборнике» № 11 за 1966 год А.П. Шнейдер рассказывает о другом случае, когда Тургенев тайно от матери выкупил одного крепостного и отправил за границу.

В то же время ходили оскорбительные для Тургенева слухи, осевшие в некоторых воспоминаниях (в частности, Авдотьи Панаевой-Головачевой), о его малодушии. В 1838 году пароход «Николай I», на котором Тургенев отправлялся учиться за границу, загорелся. По свидетельству некоего пассажира, Тургенев пытался попасть в шлюпку с женщинами и детьми, восклицая: «Умереть таким молодым!» Эти слухи опровергает в своих воспоминаниях Е.В. Сухово-Кобылина, да и сам Тургенев, продиктовавший перед смертью Полине Виардо очерк «Пожар на море» (1883).

Можно было бы и не поминать этого, если бы не реакция матери Тургенева, характеризующая ее как человека с высокими представлениями о чести. Вскоре после этого случая она писала сыну: «Слухи всюду доходят, и мне уже многие говорили, к большому моему неудовольствию.. Ce gros monsieur Tourgueneff qui se lamentoit tant, qui disoit mourir si jeune (Толстый господин Тургенев так причитал, все говорил: Умереть таким молодым. - фр.)... Там дамы были, матери семейств. Почему же о тебе рассказывают? Что ты gros monsieur (толстый господин) - не твоя вина, но! что ты струсил... Это оставило на тебе пятно ежели не бесчестное, то ридикюльное. Согласись...»

Варвара Петровна и сама тяготела к перу. Ее дневниками и записками, по свидетельству домашних, были забиты целые сундуки. Незадолго до смерти она велела их сжечь, однако сохранились карандашные записи, которые она вела во время предсмертной болезни. Тургенев прочел их после ее кончины в 1850 году, и это стало для него откровением - бездна материнского одиночества, страданий из-за собственного самодурства, которое она не умела укротить. «С прошлого вторника, - писал он Полине Виардо 8 декабря 1850 года, - у меня было много разных впечатлений. Самое сильное из них было вызвано чтением дневника моей матери... Какая женщина, мой друг, какая женщина! Всю ночь я не мог сомкнуть глаз. Да простит ей Бог все... Право, я совершенно потрясен». Выла в дневнике и такая запись: «Матушка, дети мои! Простите меня! И ты, о Боже, прости меня, ибо гордыня, этот смертный грех, была всегда моим грехом».

Она уходила из жизни в одиночестве, рассорившись с сыновьями из-за наследства. Не соглашаясь выделить им причитающуюся долю, она таким образом пыталась сохранить над сыновьями свою власть. Доходило до того, что Тургенев, уже будучи довольно известным писателем, «стрелял» у своих лакеев по 30-40 копеек на извозчика. В такой атмосфере формировалась личность Ивана Тургенева, о котором его друг Дмитрий Григорович писал: «Недостаток воли в характере Тургенева и его мягкость вошли почти в поговорку между литераторами; несравненно меньше упоминалось о доброте его сердца; она между тем отмечает, можно сказать, каждый шаг его жизни. Я не помню, чтобы встречал когда-нибудь человека с большею терпимостью, более склонного скоро забывать направленный против него неделикатный поступок».

Этой же «мягкостью характера», как и «недостатком воли» отмечены многие мужские герои Тургенева, что позволило Чернышевскому обобщить эти черты в язвительной, но не лишенной остроумия статье, по прочтении повести «Ася», - «Русский человек на rendez-vous» (на свидании): «Вот человек, сердце которого открыто всем высоким чувствам, честность которого непоколебима; мысль которого приняла в себя все, за что наш век называется веком благородных стремлений. И что же делает этот человек? Он делает сцену, какой устыдился бы последний взяточник. Он чувствует самую сильную и чистую симпатию к девушке, которая любит его; он часа не может прожить, не видя этой девушки... Мы видим Ромео, мы видим Джульетту, счастью которых ничто не мешает... С трепетом любви ожидает Джульетта своего Ромео; она должна узнать от него, что он любит ее... и что же он говорит ей? «Вы передо мною виноваты, - говорит он ей, - вы меня запутали в неприятности, я вами недоволен, вы компрометируете меня, и я должен прекратить мои отношения к вам...»... Но точно ли ошибся автор в своем герое? Если ошибся, то не в первый раз делает он эту ошибку. Сколько ни было у него рассказов, приводивших к подобному положению, каждый раз его герои выходили из этих положений не иначе, как совершенно оконфузившись перед нами...»

О доброте и бескорыстии Тургенева Дмитрий Григорович писал, что их можно причислить к отличительным чертам его характера: «Если бы возможно было составить список деньгам, которые Тургенев роздал при своей жизни всем тем, кто к нему обращался, сложилась бы сумма больше той, какую он сам прожил». Мягкие, почти семейные отношения Тургенева со своими лакеями-крепостными рождали анекдоты. Захар, неизменный камердинер писателя, был известен всему литературному Петербургу. По примеру хозяина, он и сам «в часы досуга» пописывал повести (но по скромности своей никому не читал), давал он своему барину и литературные советы, которыми тот, надо сказать, не всегда пренебрегал. Но вернемся к началу его литературной деятельности.

Иван Сергеевич Тургенев получил блестящее образование: среди его домашних учителей - известные московские педагоги, затем - частные пансионы, позже -Московский, Петербургский (словесность) и Берлинский (история, философия) университеты. В Германии он сблизился с литераторами Николаем Станкевичем и Михаилом Бакуниным (идеолог анархизма). Вернувшись в 1841 году в Россию, Тургенев поселяется в Москве, ведет светскую жизнь, посещает известный салон А.П. Елагиной, где знакомится с писателями-славянофилами С.Т. Аксаковым, А.С. Хомяковым. Там же он встречал Гоголя.

Написав в отрочестве несколько стихотворений и драматическую поэму, Тургенев тем не менее не помышлял стать писателем. Он мечтал сделаться ученым или профессором университета, однако, войдя в светский круг с литературными интересами, и сам сочинил поэму «Параша» (1843), одобренную «самим» Белинским.

Варвара Петровна отнеслась к первой публикации сына своеобразно: «...какая тебе охота быть писателем? Дворянское ли это дело?...что такое писатель? По-моему, ecrivain ou grattepapier c`est tout un (писатель и писец одно и то же - фр.). И тот и другой за деньги бумагу марают». Когда же на его «Парашу» в печати появилась критическая статья, дело дошло до доктора и до капель: «Тебя, дворянина Тургенева, - кричала она, - какой-нибудь попович судит!» - «Да помилуй, maman, критикуют, значит, заметили, и я этим счастлив. Я не нуль, когда обо мне заговорили». - «Как заговорили! Как заговорили-то? Осудили! Тебя будут дураком звать, а ты будешь кланяться, да? К чему ваше воспитание, к чему все гувернеры, профессора, которыми я вас окружала?..»

Тургенев начинал как поэт. До сих пор популярен романс на его слова «Утро туманное, утро седое...». Первое прозаическое произведение «Андрей Колосов» было опубликовано в журнале «Отечественные записки» (1844). С 1846 по 1850 год Тургенев отдал дань и драматургическим опытам: «Безденежье», «Завтрак у предводителя», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Нахлебник». Некоторые из этих пьес до сих пор не сошли со сцены.

Как писатель реалистического направления, Тургенев начался с цикла рассказов и очерков, которые позже составили книгу «Записки охотника», принесшую ему большую известность и в России, и за рубежом. Сам же этот цикл возник благодаря случаю в 1847 году. В своих «Литературных и житейских воспоминаниях» Тургенев рассказывает об этом так: «Только вследствие просьб И.И. Панаева (соредактор Некрасова в журнале «Современник». - Л.К.), не имевшего чем наполнить отдел «Смеси» в 1-м нумере «Современника», я оставил ему очерк, озаглавленный «Хорь и Калиныч». За неимением другого Панаев этот очерк принял к публикации и на всякий случай придумал подзаголовок Из «Записок охотника», чтобы обеспечить молодому автору читательское снисхождение. Образ повествователя был придуман настолько удачно, что Тургенев продолжил цикл. За 1847-1851 годы, большую часть которых он прожил за границей, было написано 22 очерка.

Решающее влияние на взгляды молодого Ивана Тургенева оказало знакомство с Виссарионом Белинским. После лета 1847 года, проведенного вместе за границей, где Белинский лечился, Тургенев занял непримиримую позицию по отношению к прежним друзьям-славянофилам, а его эмоциональный протест против жестоких сторон крепостничества оформился в убеждения. В споре западников и славянофилов о «Письме Белинского к Гоголю» (в котором западник и атеист Белинский отрицал религиозность русского народа и видел в этом залог его революционности, на что и уповал) Тургенев заявил: «..Белинский и его письмо, это - вся моя религия...»

Отдельным изданием «Записки охотника» вышли в 1852 году. В них впервые была поднята тема, ставшая важнейшей для русской литературы XIX века, - тема крестьянской жизни и трагической судьбы подневольного крепостного человека. Эту книгу Тургенев называл исполнением своей «аннибаловской клятвы» - бороться с крепостным правом: «Я и на Запад ушел для того, - признавался он, - чтобы лучше ее исполнить... и, конечно, не написал бы «Записок охотника», если б остался в России». В этом же году Тургенев был арестован - формально за статью на смерть Гоголя, а в сущности за «Записки охотника», - посажен «на съезжую» в Петербурге, а затем сослан на полтора года в Спасское-Лутовиново.

Иван Сергеевич «на Запад ушел» не только для исполнения клятвы. Туда влекла и любовь, появившаяся в его жизни и оставшаяся в ней навсегда. В конце 1843 года он впервые услышал на сцене Итальянской оперы в Петербурге знаменитую французскую певицу Полину Виардо, исполнявшую партию Розины в «Севильском цирюльнике» Россини. А уже в 1845 году в автобиографическом «Мемориале» он записал: «Концерты Полины в Москве. Возвращение вместе. Отъезд в чужие край».

Он прожил в ее доме, с небольшими перерывами, когда уезжал в Россию, до конца жизни. Их отношения, на фоне ее сложившегося семейного быта (она была замужем), многим казались, да и теперь кажутся, загадкой. В ее доме жила и его дочь Полина. Рассказ Тургенева о ее появлении на свет передан Афанасием Фетом в воспоминаниях: «Когда-то, во время моего студенчества, приехав на ваканцию к матери, я сблизился с крепостною ее прачкою. Но лет через семь, вернувшись в Спасское, я узнал следующее: у прачки была девочка, которую вся дворня злорадно называла барышней... Все это заставило меня призадуматься касательно будущей судьбы девочки; а так как я ничего важного в жизни не предпринимаю без совета мадам Виардо, то и изложил этой женщине все дело, ничего не скрывая... мадам Виардо предложила мне поместить девочку к ней в дом, где она будет воспитываться вместе с ее детьми».

В доме певицы Тургенев познакомился со многими знаменитостями: Сен-Сансом, Сарасате, Гуно, Флобером, там же принимал и своих соотечественников. В последние годы его жизни некоторым русским посетителям стало казаться, что Виардо относится к больному Тургеневу без должного внимания и заботы. Кони, например, заметил отсутствие пуговицы на его сюртуке, и от этой пуговицы произошла целая «исторья», проникшая на страницы русской печати. Вскоре после кончины Тургенева Полину Виардо навестил художник А.П. Боголюбов, и у них состоялся разговор на эту тему: «Какое право имеют так называемые друзья Тургенева клеймить меня и его в наших отношениях? Все люди от рождения свободны, и все их действия, не приносящие вреда обществу, не подвержены ничьему суду! Чувства и действия мои и его были основаны на законах, нами принятых, непонятных для толпы... Сорок два года я прожила с избранником моего сердца, вредя разве себе, но никому другому... Ежели русские дорожат именем Тургенева, то с гордостью могу сказать, что сопоставленное с ним имя Полины Виардо никак его не умаляет...» Собственно, это и есть разгадка «тайны двоих». Комментировать здесь нечего. Однако мы забежали слишком вперед.

С 1854 по 1860 год Тургенев активно сотрудничает с некрасовским «Современником» как критик, рецензент, писатель. Здесь выходят статья «Гамлет и Дон-Кихот», рассказы и повести: «Муму», «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека» (кстати, именно это произведение пополнило терминологию русской критики понятием «лишний человек»), «Гамлет Щигровского уезда», «Яков Пасынков». В это же время написаны повести «Фауст», «Ася».

В этот период произошла первая встреча Тургенева с Львом Толстым, талант которого он горячо приветствовал еще с первой его публикации в «Современнике» («Детство», 1852), а Толстой, еще до их личного знакомства, посвятил Тургеневу «Рубку леса». Вернувшись после обороны Севастополя, Толстой остановился у Тургенева и, как жаловался тот Фету, «пустился во все тяжкие. Кутежи, цыгане и карты во всю ночь: а затем до двух часов спит как убитый. Старался удерживать его, но теперь махнул рукою».

Отношения Толстого с Тургеневым, как и со всем кругом «Современника», сразу же вылились в напряженный диалог. Командир артиллерийской батареи, вернувшийся с передовой, воспринял окололитературные разговоры как «фразерство». Афанасий Фет передал эту атмосферу споров в своих воспоминаниях: «...с первой минуты я заметил в молодом Толстом невольную оппозицию всему общепринятому в области суждений... я только однажды видел его у Некрасова вечером в нашем холостом литературном кругу и был свидетелем того отчаяния, до которого доходил кипятящийся и задыхающийся от спора Тургенев на видимо сдержанные, но тем более язвительные возражения Толстого. «Я не могу признать, - говорил Толстой, - чтобы высказанное вами было вашими убеждениями. Я стою с кинжалом или саблею в дверях и говорю: «Пока я жив, никто сюда не войдет». Вот это убеждение. А вы друг от друга стараетесь скрывать сущность ваших мыслей и называете это убеждением».

Через несколько лет, в 1861 году, между Тургеневым и Толстым произошла ссора, едва не завершившаяся дуэлью, которая, к счастью для русской литературы, не состоялась. Повод был формальный: разные взгляды на воспитание (Тургенев похвалился, что его дочь чинит одежду бедняков, Толстой ответил, что когда разряженная девушка держит на коленях грязные лохмотья, она играет неискреннюю, театральную сцену). Причины взаимного раздражения были более глубокими, одна из вероятных - разные взгляды на роль писателя. Тургенев категорически не принимал склонности Толстого к морализированию, полагая, что это ослабляет его талант. Толстой же с самого начала претендовал на создание нравственной доктрины.

Возможно, существовали и более глубинные, личные мотивы этой вспышки темпераментов. Во время ссыльной жизни Тургенева в Спасском-Лутовинове между ним и любимой сестрой Толстого Марией Николаевной, жившей по соседству, завязалась «опасная дружба». «Маша в восхищении от Тургенева», - писал Толстому в Севастополь его брат. Иван Сергеевич в отношениях с ней выдерживал стиль поведения, типичный для его героев - как «русский человек на rendez-vos». С Марией Николаевной связано одно из самых поэтических произведений Тургенева - повесть «Фауст» (1856). В ее героине Вере Ельцовой современники без труда угадывали черты графини Толстой.

В 1860 году в «Современник» пришли новые, более молодые сотрудники - Чернышевский и Добролюбов, насаждавшие свои революционно-демократические взгляды, и в редакции журнала произошел раскол. Некрасов принял сторону новых идеологов «Современника». Тургенев, либерал, противник радикальных общественных перемен, покинул журнал, навсегда разорвав отношения с Некрасовым.

Перу Тургенева принадлежат шесть знаменитых романов: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Новь» (1877). Их называли летописью духовной жизни русской интеллигенции. Между ними написаны «Воспоминания о Белинском» (1860), повести «Степной король Лир» (1870), «Вешние воды» (1870), «Песнь торжествующей любви» (1881), «Стихотворения в прозе» (1882), «Клара Милич» (1883).

В 1870-е годы Тургенев сблизился в Париже с писателями «натуральной школы» - Флобером, Доде, Золя, Мопассаном, которые видели в нем своего учителя. Флобер, получив в подарок от Тургенева его книги, изданные на французском языке, писал в ответ: «...я не могу устоять против желания сказать вам, что я восхищен ими. Уже давно вы для меня учитель. Но чем больше я вас изучаю, тем больше меня изумляет ваш талант. Меня восхищает страстность и в то же время сдержанность вашей манеры письма, симпатия, с какой вы относитесь к маленьким людям и которая насыщает мыслью пейзаж... От ваших произведений исходит терпкий и нежный аромат, чарующая грусть, которая проникает до глубины души. Каким вы обладаете искусством!..» Всемирное признание Тургенева выразилось в том, что его вместе с Виктором Гюго избрали сопредседателем Первого международного конгресса писателей, который состоялся в 1878 году в Париже.

В конце жизни Тургенев дважды побывал на Родине - в 1879 и 1880 годах. И оба раза Россия встречала его овациями. В дни торжеств по случаю открытия памятника Пушкину в Москве речь Тургенева (наряду со знаменитой «Пушкинской речью» Достоевского) стала одним из самых ярких событий.

Незадолго до смерти Тургенев посылает прощальное письмо Льву Толстому, в котором называет его «великим писателем Русской земли» и призывает вернуться к творчеству (в это время Толстой переживал духовный кризис, известный как «опрощение Толстого», когда он отрекался от писательской деятельности).

Иван Сергеевич умирал мучительно - от болезни позвоночника. Страшные боли снимал только морфий, у него появились кошмары: ему казалось, что его отравили, а в ухаживающей за ним Полине Виардо мерещилась леди Макбет. В последние часы своей жизни он уже никого не узнавал. Когда Полина Виардо склонилась над ним, он произнес: «Вот царица из цариц!» Это были его последние слова.

Тургенев умер в Вуживале, близ Парижа, 22 августа 1883 года. Те, кто видел его во время прощания, свидетельствуют, что лицо его было упокоенным и прекрасным как никогда. Похоронен Иван Сергеевич, по его завещанию, в Петербурге на Волковом кладбище рядом с Белинским.