В и мухина является автором скульптурного произведения. Мухина вера игнатьевна - великие любовные истории. Вера Мухина и Алексей Замков, телевизионная передача "Больше, чем любовь"

Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953) родилась в Риге. Ее художественные способности обнаружились рано, однако систематически работать она начинает лишь в Москве, куда приезжает в 1910 году. Она занимается в частной школе К.Ф. Юона. Первую попытку работы по скульптуре она делает в частной мастерской Синицыной, где начинающие скульпторы работали без преподавателя. Однако такая работа не удовлетворяет Мухину.

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней чувство пластической формы, но, пожалуй, еще больше Мухина учится в музеях.

В Париже Мухина пробыла два года. Затем поездка по Италии. Титаническое творчество Микеланджело потрясает ее.

Монументализм Мухиной - естественное выражение основных свойств ее дарования. Это становится особенно ясным, когда победившая революция 1917 года выдвигает перед скульптурой новые задачи монументальной пропаганды. Мухина успешно участвует в ряде конкурсов. В 1925-1927 годах она выставляет ряд работ, обращающих на себя внимание художественной общественности: «Юлия», «Ветер», «Женский торс». Особенно большой успех имеет ее «Крестьянка». Ряд созданных в это время портретов - профессора Котляровского, профессора Кольцова, доктора А.А. Замкова, бюст «Колхозница» свидетельствуют о большом портретном даровании Мухиной.

Лучшим произведением 30-х годов был Советский павильон на Всемирной выставке в Париже, увенчанный скульптурной работой Веры Игнатьевны Мухиной. Группа «Рабочий и колхозница» была прекрасно увязана с архитектурой павильона.

Когда в Париже в тридцать седьмом году на Всемирной выставке монтировалась мухинская скульптурная группа «Рабочий и колхозница», любопытствующие спрашивали, кто исполнил эту группу, кто ее создатель. И один из наших рабочих, который понял вопрос, заданный на чужом языке, ответил так: «Кто? Да мы - Советский Союз!»

Подвиг, творчество, радость, любовь к жизни -все здесь, в этом великом создании Мухиной. Словно бы сама эпоха, сама страна отформовали этот титанический символ - стальных гигантов, поднявших ввысь серп и молот, и дали этот символ скульптору к исполнению.

Когда видишь эту патетику летящей стали, формы прекрасные и мощные, когда проникаешься возвышенным духом этого творения, мысль твоя - о твоей стране. О твоем первенстве в нынешнем мире. О высоком первенстве, измеренном всеми трудностями, всеми победами, которые были на пути нашего народа. Это произведение стало поистине эпическим, народным, вошло в ряд тех ценностей, которые возвышают душу народа. Мысль художника будто вобрала в себя мысль миллионов людей, стала средоточием дум народа о себе, о своем времени.

Мухина выполнила проект памятника Горькому в его родном городе.

В первые годы войны скульптор создает замечательные портреты Б.А. Юсупова, И.Л. Хижняка. В одном из залов Третьяковской галереи стоят рядом бронзовый полковник Хижняк и бронзовый полковник Юсупов. Их побратало искусство Мухиной. Великий художник советского времени Вера Мухина изваяла эти героические портреты.

Самым важным в творчестве Мухиной было то, что она умела подмечать в характере своих современников все лучшее и новое, рожденное советской действительностью, находить прекрасный идеал в жизни и, воплощая его, звать в будущее. Огромной силы типизации достигает Мухина в работе «Партизанка».

Монументальное искусство не может быть прозаичным, обыденным, это искусство больших, высоких, героических чувств и большого образа. Идеал всегда прекрасен. Идеализация никогда не противоречит реальности, так как она есть квинтэссенция всего прекрасного, что существует в жизни и к чему стремится человек.


Терапевт краснодар платно узнать цены на прием терапевта Клиницист .



Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе - своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» - величественных

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир - из глины

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Двадцать лет творческого труда - и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника - столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках - и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается

1 июля исполняется 128 лет со дня рождения Веры Мухиной, автора «Рабочего и колхозницы», каменного оратора сталинской эпохи, как называли ее современники.

Мастерская Веры Мухиной в Пречистенском переулке

Вера Мухина родилась в Риге в 1889 году в богатой купеческой семье. Она рано потеряла мать, умершую от туберкулеза. Отец, опасаясь за здоровье дочери, перевез ее в благоприятный климат в Феодосию. Там Вера окончила гимназию, а позже переехала в Москву, где училась в студиях известных пейзажистов Константина Юона и Ильи Машкова.

На решение Мухиной стать скульптором, в том числе, повлиял трагический случай: катаясь на санях, девушка получила серьезную травму лица. Пластическим хирургам буквально пришлось «пришивать» 22-летней Вере нос. Это происшествие стало символичным, открыв Мухиной точное приложение ее художественному дарованию.

Одно время Вера Игнатьевна жила в Париже и Италии, изучая искусство периода Ренессанса. В СССР Мухина стала одним из самых выдающихся архитекторов. Всеобщая известность пришла к ней после того, как ее монумент «Рабочий и колхозница» был выставлен на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Именно со скульптурой «Рабочего и колхозницы», ставшей символом «Мосфильма» , а также с простым, на первый взгляд, изобретением — граненым стаканом — связано в сознании большинства имя Веры Мухиной.

Но Москву украшают и другие скульптуры знаменитого мастера, многие из которых были установлены уже после ее смерти.

Памятник Чайковскому

Большая Никитская 13/6

В середине 50-х на Большой Никитской, перед зданием Московской государственной консерватории , установили памятник Петру Чайковскому , над которым скульптор работала 25 лет. В 1929 году по просьбе Николая Жегина — директора дома-музея Чайковского в Клину, Мухиной был выполнен бюст композитора. Спустя 16 лет она получила персональный заказ на создание памятника Чайковскому в Москве.

Первоначальный вариант скульптуры изображал композитора, дирижирующего стоя. Но такой монумент требовал большого пространства, и от него отказались. Второй эскиз изображал Петра Ильича сидящим в кресле перед пюпитром, на котором лежит раскрытая нотная тетрадь. Композицию дополняла фигурка пастушка, говорящая об интересе композитора к народному творчеству. Из-за некоторой двусмысленности пастуха заменили на фигуру крестьянина, а затем убрали и его.

Проект памятника долго не утверждали, и уже тяжелобольная Мухина писала Вячеславу Молотову : «Поставьте моего Чайковского в Москве. Я Вам ручаюсь, что эта моя работа достойна Москвы…». Но памятник установили уже после смерти Мухиной, в 1954 году.

Памятник Чайковскому перед Московской консерваторией

Памятник Максиму Горькому

Парк «Музеон» (Крымский вал, вл. 2)

Проект памятника был разработан скульптором Иваном Шадром в 1939 году. Перед смертью Шадр взял с Мухиной обещание завершить его проект. Вера Игнатьевна обещание выполнила, но при ее жизни скульптура так и не была установлена. Памятник Горькому на площади Белорусского вокзала появился в 1951 году. В 2005 году монумент демонтировали, чтобы расчистить место для строительства транспортной развязки на площади Белорусского вокзала. Затем его положили, в прямом смысле этого слова, в парке «Музеон» , где он пробыл в таком положении два года. В 2007 году Горького отреставрировали и поставили «на ноги». В настоящее время московские власти обещают вернуть скульптуру на ее первоначальное место. Памятник Максиму Горькому работы Мухиной также можно увидеть в сквере у здания Института мировой литературы имени А.М. Горького.

Памятник Горькому столичные власти обещают вернуть к Белорусскому вокзалу

Скульптура «Хлеб»

"Парк Дружбы" (Флотская ул., 1А)

Одной из известных работ Мухиной в 30-е годы стала скульптура «Хлеб» , выполненная для выставки «Пищевая индустрия» в 1939 году. Первоначально, по просьбе архитектора Алексея Щусева , скульптор готовила четыре эскиза композиций для Москворецкого моста, но работа была прервана. Скульптура «Хлеб» стала единственной, к эскизам которой автор вернулась и воплотила идею в жизнь. Мухина изобразила фигуры двух девушек, передающих друг другу сноп пшеницы. По мнению искусствоведов, в композиции «звучит» музыка труда, но труда свободного и гармоничного.

Скульптура "Плодородие" в парке "Дружбы"

«Рабочий и колхозница»

ВДНХ (пр-т Мира, 123 Б)

Самый известный монумент Веры Мухиной был создан для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Борису Иофану , автору выставочного павильона. На создание скульптуры был объявлен конкурс, в котором лучшим был признан проект Мухиной. Незадолго до этого муж Веры, известный доктор Алексей Замков , благодаря заступничеству высокого партийного чиновника, вернулся из воронежской ссылки. Семья Веры Мухиной была «на заметке». И кто знает, прошли бы репрессии стороной, если бы не победа в конкурсе и триумф на выставке в Париже.

Работа над статуей заняла два месяца, делали ее на опытном заводе Института машиностроения. По задумке автора, рабочий и колхозница должны были быть обнаженными, но руководство страны такой вариант отвергло. Тогда Мухина одела советских героев в комбинезон и сарафан.

При демонтаже памятника в Париже и его перевозке в Москву пострадали левая рука колхозницы и правая рука рабочего, а при сборке композиции в 1939 году поврежденные элементы были заменены с отступлением от первоначального проекта.

После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву, и установили перед входом на Выставку достижений народного хозяйства. Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина горько называла «пенек». Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, «Рабочего и колхозницу» установили на 33-метровую высоту.

О на моделировала женственные платья и ваяла брутальные скульптуры, работала медсестрой и покоряла Париж, вдохновлялась «короткими толстыми мускулами» своего мужа и получала за их бронзовые воплощения Cталинские премии .

Вера Мухина за работой. Фотография: liveinternet.ru

Вера Мухина. Фотография: vokrugsveta.ru

Вера Мухина за работой. Фотография: russkije.lv

1. Платье-бутон и пальто из солдатского сукна . Некоторое время Вера Мухина была модельером. Первые эскизы театральных костюмов она создала в 1915–1916 годах. Спустя семь лет для первого советского журнала мод «Ателье» она нарисовала модель изящного и воздушного платья с юбкой в форме бутона. Но советские реалии вносили свои правки и в моду: вскоре модельеры Надежда Ламанова и Вера Мухина выпустили альбом «Искусство в быту». В нем были выкройки простой и практичной одежды - универсального платья, которое «легким движением руки» превращалось в вечернее; кафтана «из двух владимирских полотенец»; пальто из солдатского сукна. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже Надежда Ламанова представила коллекцию в стиле а-ля рюс, эскизы для которой создавала и Вера Мухина.

Вера Мухина. Дамаянти. Эскиз костюма к неосуществленной постановке балета «Наль и Дамаянти» в Московском камерном театре. 1915–1916. Фотография: artinvestment.ru

Кафтан из двух владимирских полотенец. Рисунок Веры Мухиной по моделям Надежды Ламановой. Фотография: livejournal.com

Вера Мухина. Модель платья с юбкой в форме бутона. Фотография: liveinternet.ru

2. Медицинская сестра . В годы Первой мировой войны Вера Мухина окончила курсы медсестер и работала в госпитале, где познакомилась с будущим мужем Алексеем Замковым. Когда ее сыну Всеволоду было четыре года, он неудачно упал, после чего заболел костным туберкулезом. Врачи отказались оперировать мальчика. И тогда операцию сделали родители - дома, на обеденном столе. Вера Мухина ассистировала мужу. Всеволод долго восстанавливался, но выздоровел.

3. Любимая модель Веры Мухиной . Алексей Замков постоянно позировал своей жене. В 1918 году она создала его скульптурный портрет. Позже с него она лепила Брута, убивающего Цезаря. Скульптура должна была украшать Красный стадион, который планировали построить на Ленинских горах (проект не реализовали). Даже руками «Крестьянки» стали руки Алексея Замкова с «короткими толстыми мускулами», как говорила Мухина. Про мужа она писала: «Был он очень красив. Внутренняя монументальность. Вместе с тем в нем много от мужика. Внешняя грубость при большой душевной тонкости».

4. «Баба» в Ватиканском музее . Вера Мухина отлила фигуру крестьянки из бронзы к художественной выставке 1927 года, посвященной десятилетию Октября. На выставке скульптура получила первое место, а потом отправилась в экспозицию Третьяковской галереи . Вера Мухина говорила: «Моя «Баба» твердо стоит на земле, незыблемо, как вколочена в нее». В 1934 году «Крестьянку» выставляли на XIX Международной выставке в Венеции, после чего она была передана в Ватиканский музей.

Эскизы скульптуры Веры Мухиной «Крестьянка» (отлив, бронза, 1927 год). Фотография: futureruss.ru

Вера Мухина за работой над «Крестьянкой». Фотография: vokrugsveta.ru

Cкульптура «Крестьянка» работы Веры Мухиной (отлив, бронза, 1927 год). Фотография: futureruss.ru

5. Родственница русского Орфея . Вера Мухина была дальней родственницей оперного певца Леонида Собинова . После успеха «Крестьянки» он написал ей в подарок шутливое четверостишие:

На выставке с мужским искусством слабо.
Куда бежать от женского засилия?
Всех покорила мухинская баба
Могутностью одной и без усилия.

Леонид Собинов

После смерти Леонида Собинова Вера Мухина изваяла надгробие - умирающего лебедя, которое установили на могиле певца. Арию «Прощание с лебедем» тенор исполнял в опере «Лоэнгрин».

6. 28 вагонов «Рабочего и колхозницы» . Свою легендарную скульптуру Вера Мухина создала для Всемирной выставки 1937 года. «Идеал и символ советской эпохи» отправили в Париж частями - фрагменты статуи заняли 28 вагонов. Монумент называли образцом скульптуры ХХ века, во Франции выпустили серию сувениров с изображением «Рабочего и колхозницы» . Позже Вера Мухина вспоминала: «Впечатление, произведенное этой работой в Париже, дало мне все, что может пожелать художник». В 1947 году скульптура стала эмблемой «Мосфильма».

«Рабочий и колхозница» на Всемирной выставке в Париже, 1937 год. Фотография: liveinternet

«Рабочий и колхозница». Фотография: liveinternet.ru

Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»

7. «Руки чешутся написать ее» . Когда художник Михаил Нестеров познакомился с Верой Мухиной, он сразу решил написать ее портрет: «Она интересна, умна. Внешне имеет «свое лицо», совершенно законченное, русское... Руки чешутся написать ее…» Скульптор позировала ему больше 30 раз. Нестеров мог увлеченно работать по четыре-пять часов, а в перерывах Вера Мухина угощала его кофе. Художник писал ее за работой над статуей Борея - северного бога ветра: «Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит - не попадайся под руку, зашибет. Такой-то ты мне и нужна!» Портрет Веры Мухиной хранится в Третьяковской галерее.

8. Граненый стакан и пивная кружка . Скульптору приписывают изобретение граненого стакана, но это не совсем так. Она лишь усовершенствовала его форму. Первую партию стаканов по ее чертежам выпустили в 1943 году. Стеклянные сосуды стали более прочными и идеально подходили для советской посудомоечной машины, изобретенной незадолго до этого. А вот форму советской пивной кружки Вера Мухина действительно придумала сама.

Биография

Талантом Веры Мухиной восхищались Максим Горький , Луи Арагон, Ромен Роллан и даже «отец народов» Иосиф Сталин . А она все реже улыбалась и неохотно появлялась на публике. Ведь признание и свобода - совсем не одно и то же.

На фото скульптор Вера Мухина

Детство, семья

Вера родилась в Риге в 1889 году, в семье богатого купца Игнатия Мухина. Мать потеряла рано -после родов та мучилась туберкулезом, от которого не спаслась даже в благодатном климате юга Франции. Опасаясь, что у детей может быть наследственная предрасположенность к этому заболеванию, отец перевез дочерей в Феодосию. Здесь Вера увидела картины Айвазовского и впервые взялась за кисти...


Когда Вере было 14, скончался отец. Похоронив купца на берегах Крыма, родственники забрали сирот в Курск. Будучи людьми благородными, денег на них не жалели. Наняли в гувернантки сначала немку, потом француженку; девочки побывали в Берлине, Тироле, Дрездене.

В 1911 году их привезли в Москву - подыскать женихов. Вере эта затея опекунов сразу не понравилась. Все ее мысли занимало изобразительное искусство, мировой столицей которого был Париж, - именно туда она стремилась всей душой. А пока изучала живопись в московских художественных студиях.

Получить желаемое Мухиной помогло несчастье. Зимой 1912 года, во время катания на санях, она врезалась в дерево. Нос оказался почти оторван, девушке сделали 9 пластических операций. «Ну и ладно, - сухо бросила Вера, глянув в больничное зеркало. - Живут люди и с более страшными лицами». Чтобы утешить сироту, родственники отправили ее в Париж.

Скульптура

В столице Франции Вера осознала, что ее призвание - быть скульптором. Наставником Мухиной стал Бурдель, ученик легендарного Родена. Одно замечание учителя - и она разбивала свою очередную работу вдребезги. Ее кумир - Микеланджело, гений эпохи Возрождения. Если и ваять, то не хуже его!

Париж подарил Вере и большую любовь - в лице беглого эсера-террориста Александра Вертепова. В 1915 году влюбленные расстались: Александр отправился на фронт, воевать на стороне Франции, а Вера поехала в Россию навестить родню. Там ее и застали известие о гибели жениха и Октябрьская революция.

Как ни странно, купеческая дочь с европейским образованием восприняла революцию с пониманием. И в годы Первой мировой, и во время Гражданской войны работала санитаркой. Спасла десятки жизней, в том числе и своего будущего мужа.

Личная жизнь

Молодой доктор Алексей Замков умирал от тифа. Целый месяц Мухина не отходила от постели больного. Чем лучше становилось пациенту, тем хуже самой Вере: девушка понимала, что снова влюбилась. Рассказать о чувствах не решалась - уж больно красив был доктор. Все решил случай. Осенью 1917-го в госпиталь попал снаряд. От взрыва Вера потеряла сознание, а когда очнулась, увидела перепуганное лицо Замкова. «Если бы ты погибла, я бы тоже умер!» -на одном дыхании выпалил Алексей...


Летом 1918 года они обвенчались. Брак оказался на удивление крепким. Чего только не довелось пережить супругам: голодные послевоенные годы, болезнь сына Всеволода.

В 4 года мальчик травмировал ногу, в ране началось туберкулезное воспаление. Все врачи Москвы отказывались оперировать ребенка, считая его безнадежным. Тогда Замков прооперировал сына дома, на кухонном столе. И Всеволод выздоровел!

Работы скульптора

В конце 1920-х Мухина вернулась в профессию. Первой удачей скульптора стала работа под названием «Крестьянка». Неожиданно для самой Веры Игнатьевны «народная богиня плодородия» получила хвалебный отзыв известного художника Ильи Машкова и гран-при на выставке «10 лет Октября». А после выставки в Венеции «Крестьянка» была куплена одним из музеев Триеста. Сегодня это творение украшает коллекцию Ватиканского музея в Риме.


Окрыленная Вера Игнатьевна творила без остановки: «Памятник Революции», работа над скульптурным оформлением будущей гостинцы «Москва»... Только все без толку - каждый проект беспощадно «зарубался». И каждый раз с одной и той же формулировкой: «из-за буржуазного происхождения автора». С мужем тоже беда. Его инновационный гормональный препарат «Гравидан» раздражал эффективностью всех врачей Союза. Доносы и обыски довели Алексея Андреевича до инфаркта...

В 1930 году супруги решились на побег в Латвию. Идею подбросил агент-провокатор Ахмед Мутушев, явившийся к Замкову под видом пациента. В Харькове беглецов арестовали и доставили в Москву. Допрашивали 3 месяца, а после сослали в Воронеж.


Двух гениев эпохи спас третий - Максим Горький. Поправить здоровье писателю помог тот самый «Гравидан». «Этот врач нужен стране!» - убедил Сталина романист. Вождь позволил Замкову открыть в Москве свой институт, а его жене -принять участие в престижном конкурсе.

Суть конкурса была проста: создать монумент, воспевающий коммунизм. Приближался 1937 год, а с ним и Всемирная выставка науки и техники в Париже. Павильоны СССР и Третьего рейха располагались друг напротив друга, что усложняло задачу скульпторам. Мир должен был понять, что будущее за коммунизмом, а не за нацизмом.

Мухина выставила на конкурс скульптуру «Рабочий и колхозница» -и неожиданно для всех победила. Конечно, проект пришлось доработать. Комиссия приказала обе фигуры одеть (у Веры Игнатьевны они были обнаженными), а Ворошилов посоветовал «убрать у девушки мешки под глазами».

Вдохновленная эпохой, скульптор задумала собрать фигуры из сверкающих листов стали. До Мухиной на подобное решался лишь Эйфель со статуей Свободы в США. «Мы его превзойдем!» - уверенно заявила Вера Игнатьевна.


Стальной монумент весом 75 тонн сварили за 2 месяца, разобрали на 65 частей и в 28 вагонах отправили в Париж. Успех был колоссальным! Композицией публично восхищались художник Франс Мазерель, писатели Ромен Роллан и Луи Арагон. На Монмартре продавались чернильницы, портмоне, платки и пудреницы с изображением монумента, в Испании - почтовые марки. Мухина искренне надеялась, что ее жизнь в СССР изменится в лучшую сторону. Как же она ошибалась...

В Москве парижская эйфория Веры Игнатьевны быстро развеялась. Во-первых, ее «Рабочего и колхозницу» сильно повредили при доставке на родину. Во-вторых, установили на низкий постамент и вовсе не там, где желала Мухина (архитектор видела свое творение либо на стрелке Москвы-реки, либо на смотровой площадке МГУ).

В-третьих, умер Горький, и гонения на Алексея Замкова вспыхнули с новой силой. Институт доктора был разграблен, а сам он переведен на должность обычного терапевта в заурядной поликлинике. Все обращения к Сталину не возымели действия. В 1942 году Замков скончался из-за последствий второго инфаркта...

Однажды в студии Мухиной раздался звонок из Кремля. «Товарищ Сталин желает иметь бюст вашей работы», - отчеканил чиновник. Скульптор ответила: «Пусть Иосиф Виссарионович приезжает ко мне в мастерскую. Требуются сеансы с натуры». Вера Игнатьевна и подумать не могла, что ее деловой ответ оскорбит мнительного вождя.

С того дня Мухина оказалась в опале. Она продолжала получать сталинские премии, ордена и сидеть в архитектурных комиссиях. Но при этом не имела права выезжать за границу, проводить персональные выставки и даже оформить в собственность дом-мастерскую в Пречистенском переулке. Сталин играл со скульптором, как кошка с мышкой: не добивал окончательно, но и не давал свободы.

Смерть

Своего мучителя Вера Игнатьевна пережила на полгода - ее не стало 6 октября 1953-го. Причина смерти - стенокардия. Последней работой Мухиной стала композиция «Мир» для купола сталинградского планетария. Величественная женщина держит глобус, с которого взлетает голубь. Это не просто завещание. Это всепрощение.

Скульптор Вера Игнатьевна Мухина родилась в 1889 году в городе Риге. Ее семья происходила из весьма состоятельного купеческого рода, поселившегося в Латвии после Отечественной войны 1812 года. В 1937 году у тогда уже известного мастера открылось наследство, составлявшее порядка 4 млн. латов.

В 1892 году отец маленькой Веры перевозит ее в Феодосию, так как после смерти жены от туберкулеза беспокоится уже за здоровье дочери. Здесь семья пробыла вплоть до 1904 года. Именно в этом городе Вера Игнатьевна закончила гимназию и получила первые навыки в рисунке и живописи.

В период с 1912 по 1914 годы Мухина находилась в Париже. Она поступила в Академию Гранд Шомьер на курс к известному скульптору-монументалисту Эмилю Бурделю. Далее путь лежал в Италию, где Вера Игнатьевна изучала творения периода Ренессанса - скульптуру и живопись.

В 1918 году Вера Мухина выходит замуж. Ее избранником стал талантливый врач Алексей Андреевич Замков.

В 1923 году начинающий скульптор оформляет для газеты «Известия» павильон на I Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Соавтором проекта стал Александр Экстер.

В плеяду выдающихся мастеров XX века скульптор Вера Мухина попала после Всемирной выставки в Париже. Именно там, в советском павильоне, была представлена самая значимая ее работа - монумент «Рабочий и колхозница», который сегодня расположен около одного из входов на ВВЦ-ВДНХ.

Вера Игнатьевна ушла из жизни в октябре 1953 года и предана земле на Новодевичьем кладбище столицы.

Памятники и скульптуры Веры Мухиной до сих пор украшают улицы города Москвы и являются его достопримечательностями.

Фото 1. Памятник Петру Ильичу Чайковскому у консерватории