Кто такие медиумы? Медиум – развитие способностей

Потусторонний мир интересовал людей с древних времен и есть те, кто может с ним контактировать, общаясь с душами умерших. Это касается медиумов, которые обладают даром, получаемым от природы или же развитым благодаря многочисленным практикам.

Кто такой медиум?

Люди, обладающие способностью общаться и получать информацию от умерших, называются медиумами. Многие даже не подозревают, что они обладают таким даром, поскольку он находится в латентном состоянии, но благодаря приложенным усилиям его можно развить. Медиум – это человек, который одновременно обладает даром, но при этом он проклят, поскольку духи будут постоянно присутствовать в его жизни. Медиумическую способность можно разделить на две группы:

  1. Ментальная. Духовные возможности проявляются в тот момент, когда используются внутренние видения, и другие подобные практики.
  2. Физическая. Материальная способность подразумевает разные проявления духов, например, перемещение предметов, появление запахов, разные стуки и другое.

Медиум и ясновидящий – разница

Существует много разных терминов, используемых для описания людей, владеющих . Если основное направление медиумов – общение с духами то, что касается экстрасенсов, то это люди, обладающие сверхчувствительность. Последних можно назвать специалистами широкого профиля, поскольку они могут предсказывать будущее, видеть прошлое, читать мысли людей, проводить разные ритуалы и так далее.

Как стать медиумом?

Задача не из простых, но при усиленных тренировках и хороших задатках можно достичь невероятных высот. Есть несколько советов, как становятся медиумом, эффективность которых подтверждена людьми, которые общаются с духами:

  1. Начинать нужно с развития собственной интуиции или как ее еще называют, шестого чувства. Медиум должен развивать чувства восприятия, чтобы улавливать сигналы с потустороннего мира. Для этого стоит прислушиваться к тихим звукам, вглядываться в темноту, ощущать и правильно понимать собственные внутренние чувства и так далее.
  2. Общение с духами умерших людей возможно, если у медиума хорошо развиты другие пять чувств: обоняние, слух, зрение, вкус и осязание. Старайтесь в любом деле использовать их по максимуму.
  3. Для людей, владеющих сверхъестественными силами, важно сохранять эмоциональное равновесие, поэтому необходимо избегать стрессовых ситуаций и излишних переживаний.
  4. Если интересует, кто такой медиум и как им стать, тогда рекомендуется ознакомиться с полезной литературой, например, «Книгой медиумов» А. Кардека и «Итак, вы хотите стать медиумом» Р. Айндрен.
  5. Важно научиться чувствовать и отличать живую и мертвую энергетику. Для этого можно работать с фотографиями и чаще считывать информацию с живых людей.
  6. Медиум и спиритизм – это два неразрывных понятия, поэтому важно приобрести для себя специальную доску и регулярно практиковаться.

Медиум – развитие способностей

Лучший способ, позволяющий развивать собственные умения и силу – . Можно использовать разные техники, главное, делать все в тишине и лучше при свете нескольких свечей. Находясь в состоянии транса, можно усилить способности медиума, поскольку человек постигает новые внутренние грани своего дара. Еще можно проводить такое упражнение:

  1. Зажгите несколько свечей и ароматическую лампу. Расположитесь в одной позе, закройте глаза и представьте, как над головой образовывается светящийся объект, похожий на солнце.
  2. Визуализируйте, как на нем написана цифра три. Представляйте, как объект медленно входит в голову и проходит по всему телу, согревая и освящая его изнутри. После этого нужно провести обряд еще два раза, уменьшая при этом цифру.

Фильмы про экстрасенсов и медиумов

Тема сверхъестественных способностей является популярной в кинематографе, поэтому перечислять фильмы про медиумов можно долгое время, поэтому представим несколько из них.

  1. «Шестое чувство» . В этом фильме медиум – девятилетний мальчик, который рассказывает окружающим невероятные вещи.
  2. «Восьмое чувство» . История о восьми людях, обладающих способностями, которые решились создать мощный союз, но их начали воспринимать за угрозу.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова медиум

медиум в словаре кроссвордиста

медиум

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

медиум

м. лат. посредник, сообщитель; ныне названье людей, будто бы способных к духовным сообщеньям.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

медиум

медиума, м. (латин. medium - среднее, середина). У спиритов - посредник между "духами" и людьми. Пробный сеанс будет со своим медиумом. Л. Толстой.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

медиум

    В парапсихологии: человек, обладающий сверхчувственным восприятием, экстрасенс. Сеансы медиума.

    В спиритизме: участник спиритического сеанса, общающийся с душами умерших.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

медиум

    м. Тот, кто является посредником между людьми и "миром духов" (в спиритизме).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

медиум

медиум

МЕДИУМ (от лат. medium - середина, нечто среднее, промежуточное, посредствующее) в спиритизме - посредник между миром "духов" и людьми, через которого в состоянии транса передаются "сообщения" умерших; в парапсихологии человек с необычными ("медиумическими") способностями, напр. к сверхчувственному восприятию.

Википедия

Медиум

Ме́диум - чувствительное физическое лицо , которое, как считают последователи спиритуализма, служит связующим звеном между двумя мирами: материальным и духовным. Практика медиумизма также используется в вуду , кандомбле , умбанде и других эзотерических традициях.

Согласно определению Джеймса Максвелла медиум - «человек, в присутствии которого могут наблюдаться психические явления». Гюстав Желе писал: «Медиум - человек, составляющие элементы личности коего - ментальные, динамические и материальные - способны к моментальной децентрализации».

Против подобных определений резко возражал Ф. У. Х. Майерс: термин «медиум» он считал «варварским и двусмысленным». Считая, что многие явления связанные с медиумизмом являются в действительности проявлениями подсознательной деятельности, он предлагал называть таких личностей «автоматистами» («automatist»). Профессор Пьер Жане в книге «L’Automatisme Psychologique» употреблял по отношению к медиумам термин «les individus suggestibles», считая, что они находятся под контролем не потустороннего «духа», но - идеи или внушения, либо внутреннего происхождения, либо привнесённых извне.

Ломброзо утверждал, что существует прямая связь между медиумизмом и состоянием истерии. Отчасти соглашался с ним и профессор Рише, говоривший: «Медиумы в той или иной степени - психопаты … Их сознание страдает от диссоциации, следствием чего являются определенная психическая нестабильность и сниженное чувство самосознания в трансовом состоянии».

Национальный научный фонд относит веру в возможность ментального общения с духами умерших и ченнелинг к одним из наиболее распространённых среди американцев псевдонаучных заблуждений

«…[A]bout three-fourths of Americans hold at least one pseudoscientific belief; i.e., they believed in at least 1 of the 10 survey items…»

« Those 10 items were extrasensory perception (ESP), that houses can be haunted, ghosts/that spirits of dead people can come back in certain places/situations, telepathy/communication between minds without using traditional senses, clairvoyance/the power of the mind to know the past and predict the future, astrology/that the position of the stars and planets can affect people’s lives, that people can communicate mentally with someone who has died, witches, reincarnation/the rebirth of the soul in a new body after death, and channeling/allowing a „spirit-being“ to temporarily assume control of a body.».

Медиум (телесериал)

Медиум - американский телевизионный сериал. Премьера состоялась 3 января 2005 года. Трансляция на канале NBC с 3 января 2005 года по 21 января 2011 года.

Медиум (значения)

Медиум , от, "середина":

  • Медиум - человек-посредник для общения с духовным миром.
  • Медиум - опера Джанкарло Менотти.
  • Медиум - средний регистр певческого женского голоса.

Медиум (опера)

«Ме́диум» - опера на музыку, слова и либретто Джанкарло Менотти. Написана по заказу Колумбийского университета, где состоялось первое слушание 8 мая 1946 года. Первые профессиональные выступления состоялись 18-20 февраля 1947 года в театре « Хекшер » в Нью-Йорке, США. Премьера проходила вкупе с другой оперой Менотти - « Телефон, или Любовь на троих ». Бродвейская постановка стартовала в театре « Этель Берримор » 1 мая с тем же составом артистов.

Примеры употребления слова медиум в литературе.

На лице Аваддона появилась растерянная улыбка, но смотрел он не на медиума , а на Просперо.

Пока же необходимо установить, что Веселовский дает совершенно иную картину, нежели Банзаров, но вместе с тем делает ту же ошибку, смешивая в одно целое культ природы, магию, приметы и экстатические манипуляции шаманских медиумов .

Влияние Винкельмана было весьма действенным, но он нуждался в посредниках, в медиумах - поэтах и писателях, которые помогли ему вынести его идеи за пределы узкого круга просвещенных людей.

Ад, акаша, алкоголизм, Ангел, антивещество, антигравитация, антифотон, астения, астрология, атом, Армагеддон, аура, аутогенная тренировка, белая горячка, бессонница, бесстрастие, Бог, божественное, божественный путь, Буддизм, буддхи, будущее, будущее Вселенной, будущее Солнечной системы, вакуум, Великий обет, вещество, виртуальный, влияние на судьбу, внеземная цивилизация, Вселенная, всемирный потоп, воплощение, время, Высший Разум, Высшие Знания, галактика, геологические периоды, Гермес Трисмегист, гиперон, гипноз, головной мозг, гороскоп, гравитационные волны, гравитация, гуна, Дао, двойник, деперсонализация, дефект массы, демон, Дзэн-буддизм, добро зло, ДНК, Древние Знания, дрейф материков, Дух, душа, дхьяна, дьявол, Единая Теория Поля, жизнь, заболевания психики, зарождение жизни, звезда, земная жизнь, знание будущего, знания, зомби, зомбирование, изменение судьбы, измененные состояния сознания, измерение вещества, Изумрудная Скрижаль, иммунная система, инстинкт, интеллект, интуиция, искривление света, ис

Я разогрела соус для спагетти, и за едой мы больше не возвращались к вопросам о медиумах , зле, Квакуше и Джейсоне.

В то же время крайне важно уберечься от предубежденности, и я думаю, что медиумы , вроде Эвзапии Палладино, могут поддаться искусу трюкачества, если им изменяет их природный медиумический дар, тогда как в другое время достоверность их дара не может быть подвергнута никакому сомнению.

Медиум , погружённый в сон незримым магнетическим влиянием, на некоторое время предоставляет свой физический организм во власть существ, вселяющихся в него и вступающих в общение с нами посредством голоса, жестикуляции, позы.

Да, - прибавил гость, - я должен сказать вам, что моя жена спиритка и даже принадлежит к числу медиумов .

Да любой спиритуалист, любой медиум ради такого случая, без сомнения, отложит все остальные дела.

Ямагути побеседовал с охотно откликнувшимся Абрикосовым и передал, что тот назло всем жидам не только не воскреснет, а еще больше умрет, - смысла этого выражения медиум разъяснить не сумел.

Это остается в силе даже тогда, когда прибегают к помощи медиума , ибо сильно эмоциональная окраска духа вопрошающего склонна значительно влиять на психоаналитика на подсознательном уровне, так что полученные результаты либо оказываются сильно окрашены желанием вопрошающего, либо, если влияние встречает подсознательное сопротивление, могут склониться к другой крайности.

О нескольких доходных домах в Санкт-Петербурге, собственном особняке на Литейном, имении в Крыму, конном заводе на Кубани и огромной коллекции живописи и драгоценностей говорить уже не приходилось Наследовали все эти несметные богатства трое - вдова фон Паллена - баронесса Нина Дмитриевна, урожденная княжна Долгорукая и двое их детей сын - Степан Аркадьевич и дочь Ирина Аркадьевна фон Паллены Надо ли говорить, что при подобном стечении счастливых обстоятельств судьбы Ирина Аркадьевна с раннего девичества отбоя от поклонников не знала и по крайней мере десятком из них была искренне и преданно любима, а один юнкер, принадлежащий к древнему аристократическому роду стрелялся из-за ее холодности, к счастью - не до смерти Однако все это было Ирине Аркадьевне скучно и не имело ничего общего с теми фантазиями, которыми грезила она по ночам В то же время о скверном характере молодой баронессы в столице империи ходили легенды Она была и взбалмошна, и капризна сверх меры, к тому же истерична - и часто утраивала совершен

Очувствование Силы Энергии Происходящего из чувств, что возможно лишь вхождением чувствами в Образ Происходящего Силою Совершенного Медиума , который действует в Пространстве как сверхпроводник тока Мысли, есть Тантра -- Единение неразрывным Сознанием в Совершенном Медиуме звучанием чувств Трех Выражений Сущего: Воображающего, Воображаемого и Воображенного.

В ту эпоху склонность обоих Кюри к мистическому в соединении с научной любознательностью заводит их на странный путь: они присутствуют на спиритических сеансах, которые устраивал знаменитый медиум Эузапия Паладино.

Потому что все это транслируется материально, вы понимаете, это не просто другой маленький трюк, который не разглядели всевозможные медиумы !

В числе «духов», упоминавшихся в этом трактате, были Пётр Великий , Перикл , «Североамериканский дикарь», Уильям Пенн и Кристина (королева Швеции) .

Широкое распространение медиумизм получил в США и Европе после становления спиритуализма как формы религиозного движения - начиная с 1848 года, после того, как появились сообщения о том, что в Гайдсвилле сёстры Фокс вступили в контакт с невидимой сущностью в своем доме. В середине XIX века широкую известность также получили медиумы Леонора Пайпер , Эмма Хардинг-Бриттен , Флоренс Кук , Элизабет Хоуп и Дэниэл Данглас Хьюм . О медиумах и медиумизме много писал Аллан Кардек , который в 1860 году ввёл термин спиритизм .

По мере того, как к изучению феномена приступили серьёзные учёные, стали появляться сообщения о случаях массового мошенничества среди медиумов. Вместе с тем, некоторые из медиумов, которые время от времени разоблачались наблюдателями (например, Эвсапия Паладино), имели и сторонников из числа известных учёных (Оливер Лодж , Уильям Крукс , Шарль Рише и др.)

Изучение медиумизма

В Британии исследованием медиумизма, в частности, аспектов его, связанных с телепатией и ясновидением, занялось Общество психических исследований . Публикации в Journal of the Society for Psychical Research имели, как правило, критический характер, но в некоторых случаях исследователи признавали факты подлинного медиумизма и реальность демонстрировавшихся на сеансах паранормальных явлений .

Разновидности медиумизма

Различают два основных вида медиумизма: ментальный (трансовый) и физический.

Ментальный медиумизм

Ментальный медиумизм подразумевает возможность общениями духов и медиума посредством телепатии. При этом медиум «слышит», «видит» или «чувствует» информацию, которая передается ему духом-посредником и в свою очередь передает её присутствующим (которых именуют «заседающими» - «sitters»). К числу их способностей, требующихся для осуществления ментального медиумизма относятся ясновидение (сlairvoyance; как правило, подразумевает наличие «внутреннего зрения»), «яснослышание» (сlairaudience) и «ясночувствование» (сlairsentience). Последнее является наиболее распространённой формой медиумизма: принято считать, что с него начинается развитие «психических» способностей . Наиболее распространёнными разновидностями ментального медиумизма являются «прямой голос» (или «речевой медиумизм») и автоматическое письмо .

Речевой медиумизм

Последователи спиритуализма считают, что явление речевого медиумизма (другое его название - «прямой голос») известно с древности. В доказательство тому они приводят «демона», с которым общался Сократ (Ф. У. Майерс называл эту сущность «глубинным пластом самой мудрости», который «общался с поверхностным пластом разума»), «голоса» Жанны д’Арк .

Пионером современного речевого медиумизма считается Джонатан Кунз, фермер из Огайо, который в своем домике начиная с 1852 года якобы получал сообщения, используя оловянный мегафон, откуда исходили «голоса» . Похожие явления (если верить, в частности, профессору Мэйпсу) происходили на сеансах братьев Давенпорт , причём биограф последних, Р. Купер утверждал, что голос «Джона Кинга» он нередко слышал и вне комнаты, в дневное время, когда прогуливался с братьями по улице. О том, что в присутствии Мэри Маршалл (первого публичного медиума Британии), также звучали голоса Джона Кинга и других духов, свидетельствовал, в частности, доктор У. Г. Харрисон, редактор журнала «Спиритуалист». Каждый раз скептики в подобных случаях подозревали медиумов в чревовещании. Чтобы исключить подобные подозрения, Д. Д. Хьюм пытался сам говорить, когда «вещали» духи, утверждая, что «говорить и чревовещать одновременно - невозможно», и делал это убедительно .

А. Конан Дойль (утверждавший, что неоднократно слышал на сеансах несколько голосов одновременно), в числе современных речевых медиумов Великобритании упоминал Робертс Джонсон, Бланш Купер, Джона К. Слоана, Уильяма Феникса, миссис Дансмор, Ивена Пауэлла .

Физический медиумизм

Физический медиумизм в спиритуализме подразумевает энергетический контакт «духа» с миром живущих посредством медиума, в результате чего последний демонстрирует различные паранормальные явления: материализацию, аппорты, психокинез , левитацию и т. д.

К числу граничных медиумических явлений, сочетающих в себе признаки как ментального, так и физического медиумизма, относится, в частности, феномен «спиритической фотографии».

Фотографический медиумизм

В 1861 году гравёр Уильям Г. Мамлер из Бостона выставил на обозрение фотографии, которые, как он утверждал, помимо его воли содержали в себе нечто, явившееся из потустороннего мира. Феномен вскоре обрёл популярность и стал известен как «спиритическая фотография». Мамлер утверждал, что поначалу это происходило у него непроизвольно: он просто обнаруживал на своих пластинках «двойников» живых людей и какие-то загадочные фигуры, совершенно видеть их там не желая. По его стопам в Британии пошёл Томас Слейтер, причём (если верить некоторым последователям спиритуализма) его участие было предсказано в 1856 году на сеансе, который Слейтер проводил в Лондоне с лордом Бругемом и Робертом Д. Оуэном . Ряд исследователей удостоверили подлинность фотографий: в их числе был натуралист сэр Альфред Рассел Уоллес , который писал в книге «О чудесах и современном спиритуализме»:

Духи-наставники

В западном спиритуализме «духом-наставником» (англ. spirit guide или «духом-связным» (англ. spirit communicator ) принято называть бестелесную духовную сущность, устанавливающую с медиумом постоянный контакт - как правило, руководствуясь благородными целями (для дачи советов, наставлений и т. д.) . Термин дух-оператор (англ. spirit operator ) используется в отношении сущности, которая использует медиума в качестве энергетического источника .

В раннем спиритуализме в роли духов-наставников нередко выступали этнические индейцы . Одним из самых популярных персонажей спиритических сеансов XIX века в США был некто, именовавший себя «Белым ястребом» (любопытно, что в негритянских общинах того же рода, в частности, основанных Матерью Лифи Андерсон, активно действовал «Черный ястреб»). Среди «наставников» были также древние китайцы и египтяне. Термин этот также употребляется иногда по отношению к «ангелам» и «духам природы»; в некоторых случаях (чаще всего в шаманизме) - даже к духам-животным .

Разногласия между последователями спиритуализма и теософии

Серьёзные разногласия в трактовке медиумизма существуют между последователями спиритуализма и теософии . Мэнли Холл в книге «Оккультная анатомия человека», определяя разницу между ясновидением и медиумизмом, критикует последний:

Ясновидящий - это тот, кто поднял спинную змею в мозг и ростом своим заслужил право зрения невидимых миров с помощью третьего глаза или шишковидной железы. Ясновидящими не родятся: ими становятся. Медиумами не становятся: ими родятся. Ясновидящий может стать таковым после долгих лет, иногда целых жизней строжайшей самодисциплины; с другой стороны медиум, сидя в темной комнате или при помощи схожих методов, может прийти к результатам через несколько дней… Медиумизм для человека ненормален, тогда как ясновидение является естественным результатом и развитие духовной природы его .
Согласно Теософскому словарю Е. П. Блаватской :

…Верование в постоянное общение живых с мертвыми, либо посредством собственных медиумистических способностей, либо через так называемого медиума, - это ни что иное, как материализация духа и деградация человеческой и божественной душ. Верующие в подобные сношения просто бесчестят усопших и постоянно кощунствуют. В древности это справедливо называлось «Некромантией» .

Критиковала медиумизм в своих письмах и Елена Рерих :

…Пусть никто <…> не рассматривает медиумизм как дар. Напротив, это есть величайшая опасность и камень преткновения для роста духа. Медиум есть постоялый двор, есть одержание. Истинно, медиум не имеет открытых центров, и высокая психическая энергия отсутствует в нём… <…> Запомним одно правило - нельзя получать никаких Учений через медиумов. Е. П. Блаватская всю свою жизнь боролась против невежественного отношения к медиумам. Существует много её статей, посвященных именно описанию опасностей, которым подвергаются люди, посещающие спиритические сеансы без достаточного знания и сильной воли .

Опасности медиумизма

Парапсихология рекомендует с крайней осторожностью проводить эксперименты с медиумизмом, считая, что, поскольку в этих ситуациях задействованны глубинные слои подсознания медиума, любая неожиданность в ходе сеанса может вызвать непредсказуемую реакцию и самые неожиданные последствия. В частности: при том, что некоторые «материализации» ведут себя на сеансах подчас вызывающе-игриво, - физический контакт с ними потенциально опасен.

Случай с Марией Зильберт

Эдальберт Авиан, автор биографии медиума Марии Зильберт, так описывает поведение последней после того, как он во время сеанса не удержался и (по собственному признанию) «приласкал» оформившуюся из её эктоплазмы девушку-«духа»: «Дверь распахнулась сама собой. На пороге стояла Мария Зильберт или, точнее, призрачное её подобие. Она глядела на меня, и глаза её горели зелёным светом. За эти несколько минут Мария заметно выросла: теперь она была на голову выше меня. Черты лица её застыли, превратившись в безжизненно-серую угрожающую маску. Её тело время от времени испускало электрические разряды, сверкавшие, как молнии» . Авиан ретировался в гостиную. Медиум, передвигаясь подобно роботу последовала за ним. Он спасся бегством в одну из комнат и запер за собой дверь, однако несколько минут спустя впервые в жизни «…увидел процесс взаимопроникновения материи», который назвал «ужасным» зрелищем, «противоречащим всем законам природы»:

Я стоял, глядя на входную дверь, достаточно светлой окраски. Вдруг мне показалось, что посередине она стала полупрозрачной. В тот же момент сквозь неё стали проникать тусклые всполохи света. Я прыгнул ещё на пару ступенек вверх, поближе к верхнему этажу квартиры, и присел на пол. Прозрачная часть двери стала теперь чуть темнее остальной поверхности, и сквозь неё проглянул женский силуэт. Затем на высоте примерно двух метров от пола показалась полуоформившаяся голова. Вспышки молний стали ярче и отчётливее. Дверь - моя единственная защита - явно становилась для них все более проницаемой. Затем разряды прекратились, последовала мощная вспышка, и медиум показалась в двери, но не в обычном виде, а как бы сжавшись в плоскость, сократившись на одно измерение. Тело её словно оказалось в натуральную величину спроецированным на дверную поверхность. Я ошеломлённо наблюдал за происходящим, не зная, бежать ли на верхний этаж или задержаться ещё. Последовала новая вспышка. Мария Зильберт вышла из дверной плоскости и направилась ко мне. Тяжёлые шаги гулко загрохотали по ступенькам. Её лицо, искаженное ещё более дикой, чем прежде, гримасой, было запрокинуто вверх. Я окончательно утратил самообладание и, перепрыгивая через четыре ступеньки, побежал на второй этаж.

Нандор Фодор отмечает, что рассказ Э. Авиана, служит своего рода «обратным вариантом» хроники феномена, известного как «плоская материализация». Так, на сеансах, которые барон Альберт фон Шренк-Нотцинг проводил с медиумом м-ль Биссон, последняя, если верить присутствующим, материализовывала двухмерные фигуры, неоднократно фиксировавшиеся фотокамерой. Снимки этих пространственных изображений до такой степени напоминали газетные вырезки, что скептики не раз пытались разыскать издания, из которых они были изъяты. Впоследствии в парапсихологии возникло предположение, что такого рода пространственные «шаржи» есть не что иное, как умственные образы, сверхъестественным образом вынесенные разумом в пространство. С другой стороны (отмечает Н. Фодор) предположение о том, что не «дух», а медиум могла «ужаться» в плоскость, чтобы преодолеть материальное препятствие (как это якобы сделала Мария Зильберт), выглядит невероятным .

Медиумизм сегодня

Начиная с 30-х годов ХХ века популярность спиритического медиумизма стала сходить на нет, - на смену ему постепенно пришла техника ченнелинга , в настоящее время часто ассоциируемая с традициями движения «нью эйдж » . Традиционный медиумизм по-прежнему практикуется в сообществе спиритуалистических церквей и сект, в частности, в рамках британской ассоциации National Spiritualist Association of Churches (NSAC).

Спиритуалистские церкви

В современных спиритуалистских церквях общение с умершими входит в рутинную религиозную практику. Термин «сеанс» при этом используется редко: здесь чаще говорят о «приёме посланий». Как правило, такие заседания проходят не в затемнённых комнатах, а в ярко освещённых церковных холлах или на открытом воздухе в лагерях спиритуалистов (таких, как Lily Dale в штате Нью-Йорк или Camp Cassadaga во Флориде). Как правило, «посланническая служба» или «демонстрации вечности жизни» (в терминологии служителей) проходят в открытом доступе для всех желающих. В некоторых церквях службе предшествуют целительские сеансы .

Помимо «духов», имеющих родственное отношение к кому-то из гостей или непосредственно к медиуму, иногда вызываются сущности, так или иначе связанные с историей данной спиритуалистской церкви. Примером последнего может служить «Черный ястреб» (Blackhawk) - краснокожий индеец племени Фокс, который жил в XIX веке и был духом-наставником медиума Лифи Андерсон . В латиноамериканской религии Espiritismo , во многом родственной спиритуализму, сеансы называются «мессами» (misas). «Духи», здесь вызываемые, обычно представляются католическими святыми.

Критика медиумизма

Не только последователи спиритуализма, но и некоторые учёные, включая тех, что работали в рамках Общества психических исследование (ОПИ) , утверждали, что известны как минимум несколько медиумов, демонстрировавших подлинные явления. Однако в обществе и науке преобладает скептическое отношение к медиумизму. Вера в возможность общения с духами и другими потусторонними силами рассматривается в качестве одного из распространённых псевдонаучных заблуждений . Считается, что медиумы пользуются хорошо известными в современной психологии методами «холодного чтения », чтобы собрать информацию о присутствующих на сеансе и затем сообщить правдоподобные сведения о них . Ключевую роль в подобного рода медиумизме играет «эффект субъективного подтверждения» (см. эффект Барнума) - люди предрасположены считать достоверной ту информацию, которая хоть и является случайным совпадением или догадкой, однако кажется им персонально важной и значимой и отвечает их личным убеждениям .

Статья об этом феномене в Encyclopedia Britannica делает акцент на том, что «…один за другим «спиритуалистские» медиумы уличались в мошенничестве, иногда используя трюки, заимствованные у сценических «магов»-иллюзионистов, с тем, чтобы убедить присутствующих в наличии у них паранормальных способностей». В статье отмечается также, что «…вскрытие широкомасшатбного жульничества, происходившего на спиритических сеансах, причинило серьёзный ущерб репутации движения спиритуализма и в США задвинуло его на общественную периферию» .

В числе тех, кто отрицает медиумизм, - как атеисты , так и теисты , которые либо не верят в существование «духов умерших», либо отрицают возможность прижизненного контакта с ними посредством медиумов. В аргументации, выдвигаемой критиками медиумизма, упоминаются «самообман», «вмешательство подсознания», использование иллюзионистских трюков, фокусничество и подлог.

С точки зрения отдельных представителей христианства, медиумизм проявляются у людей, одержимых бесами.

Разоблачители лже-медиумизма

В числе наиболее известных разоблачителей лже-медиумизма были исследователи Фрэнк Подмор (Общество психических исследований), Гарри Прайс (Национальная лаборатория психических исследований), а также профессиональные сценические маги-иллюзионисты Джон Н. Маскелайн (разоблачивший трюки братьев Дэвенпорт) и Гарри Гудини . Последний заявлял, что не имеет ничего против спиритуализма как формы религии, он лишь призван разоблачать шарлатанов, которые обманывают людей от имени этой религии.

Медиа

См. также

Напишите отзыв о статье "Медиум"

Примечания

  1. . www.spiritlincs.com. Проверено 1 августа 2010.
  2. . Encyclopaedia Britannica. Проверено 1 августа 2010. .
  3. Nandor Fodor. . Thomson Gale; 5 Sub edition (2000). Проверено 24 сентября 2009. .
  4. Ченнелинг в переводе с англ. (channelling) означает «прокладывание канала» или «передача по каналу». Это подразумевает под собой получение информации от Высшего Разума, посредством физического человека.
  5. National Science Board . . Science and Engineering Indicators 2006 . National Science Foundation (2006). Проверено 3 сентября 2010. .

    «…[A]bout three-fourths of Americans hold at least one pseudoscientific belief; i.e., they believed in at least 1 of the 10 survey items…»

    « Those 10 items were extrasensory perception (ESP), that houses can be haunted, ghosts/that spirits of dead people can come back in certain places/situations, telepathy/communication between minds without using traditional senses, clairvoyance/the power of the mind to know the past and predict the future, astrology/that the position of the stars and planets can affect people’s lives, that people can communicate mentally with someone who has died, witches, reincarnation/the rebirth of the soul in a new body after death, and channeling/allowing a „spirit-being“ to temporarily assume control of a body.»

  6. Lyttleton, George (First Baron) and Montegue, Mrs. Eizabeth, Dialogues with the Dead, W. Sandby, London, 1760
  7. (недоступная ссылка - история ) . anomalyinfo.com. Проверено 1 августа 2010. .
  8. . veritas.arizona.edu. Проверено 1 августа 2010. .
  9. (недоступная ссылка - история ) . pathwaystospirit.com. Проверено 1 августа 2010.
  10. (недоступная ссылка - история ) . www.spiritlincs.com. Проверено 1 августа 2010. .
  11. А. Конан Дойль. . rassvet2000.narod.ru. Проверено 1 августа 2010. .
  12. Journal of S.P.R., Vol. IV, p.127.
  13. «The Spiritualist», November 1, 1873
  14. A. R. Wallace . - On Miracles and Modern Spiritualism, 1901, р.198
  15. А. Конан Дойль. . rassvet2000.narod.ru. Проверено 1 августа 2010. .
  16. W. H. Mumler. - Personal Experiences of William H. Mumler in Spirit Photography, Boston, 1875.
  17. . First Spiritual Temple. Проверено 1 августа 2010. .
  18. Wigington P. . paganwiccan.about.com. Проверено 1 августа 2010. .
  19. . www.animalspirits.com. Проверено 1 августа 2010. .
  20. Бейли А.
  21. Мэнли Холл. Оккультная анатомия человека
  22. . Сайт Благотворительного Фонда имени Е. И. Рерих. Проверено 1 августа 2010. .
  23. Н. Фодор. . www.abc-people.com. Проверено 1 августа 2010. .
  24. Lily Dale: The True Story of the Town that Talks to the Dead , Christine Wicker. HarperCollins. 2004. ISBN 0-06-008667-X
  25. Barry J. The Spirit of Black Hawk: A Mystery of Africans and Indians". University Press of Mississippi, 1995. ISBN 0-87805-806-0
  26. Robert T. Carroll . . // The Skeptic"s Dictionary. Проверено 28 сентября 2011. .
  27. Robert T. Carroll . . // The Skeptic"s Dictionary. Проверено 28 сентября 2011. .
  28. . www.britannica.com. Проверено 1 августа 2010. .

Литература

  • Виноградова Е. П., Воловикова М. Л., Канищев К. А., Куприянов А. С., Ковальцов Г. А., Тихонова С. В., Чубур А. А. Краткий справочник понятий лженауки // / [редкол.: С. В. Тихонова (отв.ред.) и др.]. - СПб. : Изд-во ВВМ, 2013. - 291 с. - 100 экз. - ISBN 978-5-9651-0742-1 .
  • «Парапсихология и современное естествознание», В. Пушкин, А. Дубров Москва: Соваминко, 1989
  • Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. - М ., 1990. - 200 000 экз. - ISBN 5-85300-001-2 .
  • «Парапсихология» (факты и мнения), М. Рицль (пер. нем.) Львов-Киев-Москва, 1999.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Медиум

С неделю тому назад французы получили сапожный товар и полотно и роздали шить сапоги и рубахи пленным солдатам.
– Готово, готово, соколик! – сказал Каратаев, выходя с аккуратно сложенной рубахой.
Каратаев, по случаю тепла и для удобства работы, был в одних портках и в черной, как земля, продранной рубашке. Волоса его, как это делают мастеровые, были обвязаны мочалочкой, и круглое лицо его казалось еще круглее и миловиднее.
– Уговорец – делу родной братец. Как сказал к пятнице, так и сделал, – говорил Платон, улыбаясь и развертывая сшитую им рубашку.
Француз беспокойно оглянулся и, как будто преодолев сомнение, быстро скинул мундир и надел рубаху. Под мундиром на французе не было рубахи, а на голое, желтое, худое тело был надет длинный, засаленный, шелковый с цветочками жилет. Француз, видимо, боялся, чтобы пленные, смотревшие на него, не засмеялись, и поспешно сунул голову в рубашку. Никто из пленных не сказал ни слова.
– Вишь, в самый раз, – приговаривал Платон, обдергивая рубаху. Француз, просунув голову и руки, не поднимая глаз, оглядывал на себе рубашку и рассматривал шов.
– Что ж, соколик, ведь это не швальня, и струмента настоящего нет; а сказано: без снасти и вша не убьешь, – говорил Платон, кругло улыбаясь и, видимо, сам радуясь на свою работу.
– C"est bien, c"est bien, merci, mais vous devez avoir de la toile de reste? [Хорошо, хорошо, спасибо, а полотно где, что осталось?] – сказал француз.
– Она еще ладнее будет, как ты на тело то наденешь, – говорил Каратаев, продолжая радоваться на свое произведение. – Вот и хорошо и приятно будет.
– Merci, merci, mon vieux, le reste?.. – повторил француз, улыбаясь, и, достав ассигнацию, дал Каратаеву, – mais le reste… [Спасибо, спасибо, любезный, а остаток то где?.. Остаток то давай.]
Пьер видел, что Платон не хотел понимать того, что говорил француз, и, не вмешиваясь, смотрел на них. Каратаев поблагодарил за деньги и продолжал любоваться своею работой. Француз настаивал на остатках и попросил Пьера перевести то, что он говорил.
– На что же ему остатки то? – сказал Каратаев. – Нам подверточки то важные бы вышли. Ну, да бог с ним. – И Каратаев с вдруг изменившимся, грустным лицом достал из за пазухи сверточек обрезков и, не глядя на него, подал французу. – Эхма! – проговорил Каратаев и пошел назад. Француз поглядел на полотно, задумался, взглянул вопросительно на Пьера, и как будто взгляд Пьера что то сказал ему.
– Platoche, dites donc, Platoche, – вдруг покраснев, крикнул француз пискливым голосом. – Gardez pour vous, [Платош, а Платош. Возьми себе.] – сказал он, подавая обрезки, повернулся и ушел.
– Вот поди ты, – сказал Каратаев, покачивая головой. – Говорят, нехристи, а тоже душа есть. То то старички говаривали: потная рука торовата, сухая неподатлива. Сам голый, а вот отдал же. – Каратаев, задумчиво улыбаясь и глядя на обрезки, помолчал несколько времени. – А подверточки, дружок, важнеющие выдут, – сказал он и вернулся в балаган.

Прошло четыре недели с тех пор, как Пьер был в плену. Несмотря на то, что французы предлагали перевести его из солдатского балагана в офицерский, он остался в том балагане, в который поступил с первого дня.
В разоренной и сожженной Москве Пьер испытал почти крайние пределы лишений, которые может переносить человек; но, благодаря своему сильному сложению и здоровью, которого он не сознавал до сих пор, и в особенности благодаря тому, что эти лишения подходили так незаметно, что нельзя было сказать, когда они начались, он переносил не только легко, но и радостно свое положение. И именно в это то самое время он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что так поразило его в солдатах в Бородинском сражении, – он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве. Те страшные минуты, которые он пережил во время казни, как будто смыли навсегда из его воображения и воспоминания тревожные мысли и чувства, прежде казавшиеся ему важными. Ему не приходило и мысли ни о России, ни о войне, ни о политике, ни о Наполеоне. Ему очевидно было, что все это не касалось его, что он не призван был и потому не мог судить обо всем этом. «России да лету – союзу нету», – повторял он слова Каратаева, и эти слова странно успокоивали его. Ему казалось теперь непонятным и даже смешным его намерение убить Наполеона и его вычисления о кабалистическом числе и звере Апокалипсиса. Озлобление его против жены и тревога о том, чтобы не было посрамлено его имя, теперь казались ему не только ничтожны, но забавны. Что ему было за дело до того, что эта женщина вела там где то ту жизнь, которая ей нравилась? Кому, в особенности ему, какое дело было до того, что узнают или не узнают, что имя их пленного было граф Безухов?
Теперь он часто вспоминал свой разговор с князем Андреем и вполне соглашался с ним, только несколько иначе понимая мысль князя Андрея. Князь Андрей думал и говорил, что счастье бывает только отрицательное, но он говорил это с оттенком горечи и иронии. Как будто, говоря это, он высказывал другую мысль – о том, что все вложенные в нас стремленья к счастью положительному вложены только для того, чтобы, не удовлетворяя, мучить нас. Но Пьер без всякой задней мысли признавал справедливость этого. Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий, то есть образа жизни, представлялись теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека. Здесь, теперь только, в первый раз Пьер вполне оценил наслажденье еды, когда хотелось есть, питья, когда хотелось пить, сна, когда хотелось спать, тепла, когда было холодно, разговора с человеком, когда хотелось говорить и послушать человеческий голос. Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь, когда он был лишен всего этого, казались Пьеру совершенным счастием, а выбор занятия, то есть жизнь, теперь, когда выбор этот был так ограничен, казались ему таким легким делом, что он забывал то, что избыток удобств жизни уничтожает все счастие удовлетворения потребностей, а большая свобода выбора занятий, та свобода, которую ему в его жизни давали образование, богатство, положение в свете, что эта то свобода и делает выбор занятий неразрешимо трудным и уничтожает самую потребность и возможность занятия.
Все мечтания Пьера теперь стремились к тому времени, когда он будет свободен. А между тем впоследствии и во всю свою жизнь Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях и, главное, о том полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время.
Когда он в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала темные купола, кресты Ново Девичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьевых гор и извивающийся над рекою и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок и когда потом вдруг брызнуло светом с востока и торжественно выплыл край солнца из за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, все заиграло в радостном свете, – Пьер почувствовал новое, не испытанное им чувство радости и крепости жизни.
И чувство это не только не покидало его во все время плена, но, напротив, возрастало в нем по мере того, как увеличивались трудности его положения.
Чувство это готовности на все, нравственной подобранности еще более поддерживалось в Пьере тем высоким мнением, которое, вскоре по его вступлении в балаган, установилось о нем между его товарищами. Пьер с своим знанием языков, с тем уважением, которое ему оказывали французы, с своей простотой, отдававший все, что у него просили (он получал офицерские три рубля в неделю), с своей силой, которую он показал солдатам, вдавливая гвозди в стену балагана, с кротостью, которую он выказывал в обращении с товарищами, с своей непонятной для них способностью сидеть неподвижно и, ничего не делая, думать, представлялся солдатам несколько таинственным и высшим существом. Те самые свойства его, которые в том свете, в котором он жил прежде, были для него если не вредны, то стеснительны – его сила, пренебрежение к удобствам жизни, рассеянность, простота, – здесь, между этими людьми, давали ему положение почти героя. И Пьер чувствовал, что этот взгляд обязывал его.

В ночь с 6 го на 7 е октября началось движение выступавших французов: ломались кухни, балаганы, укладывались повозки и двигались войска и обозы.
В семь часов утра конвой французов, в походной форме, в киверах, с ружьями, ранцами и огромными мешками, стоял перед балаганами, и французский оживленный говор, пересыпаемый ругательствами, перекатывался по всей линии.
В балагане все были готовы, одеты, подпоясаны, обуты и ждали только приказания выходить. Больной солдат Соколов, бледный, худой, с синими кругами вокруг глаз, один, не обутый и не одетый, сидел на своем месте и выкатившимися от худобы глазами вопросительно смотрел на не обращавших на него внимания товарищей и негромко и равномерно стонал. Видимо, не столько страдания – он был болен кровавым поносом, – сколько страх и горе оставаться одному заставляли его стонать.
Пьер, обутый в башмаки, сшитые для него Каратаевым из цибика, который принес француз для подшивки себе подошв, подпоясанный веревкою, подошел к больному и присел перед ним на корточки.
– Что ж, Соколов, они ведь не совсем уходят! У них тут гошпиталь. Может, тебе еще лучше нашего будет, – сказал Пьер.
– О господи! О смерть моя! О господи! – громче застонал солдат.
– Да я сейчас еще спрошу их, – сказал Пьер и, поднявшись, пошел к двери балагана. В то время как Пьер подходил к двери, снаружи подходил с двумя солдатами тот капрал, который вчера угощал Пьера трубкой. И капрал и солдаты были в походной форме, в ранцах и киверах с застегнутыми чешуями, изменявшими их знакомые лица.
Капрал шел к двери с тем, чтобы, по приказанию начальства, затворить ее. Перед выпуском надо было пересчитать пленных.
– Caporal, que fera t on du malade?.. [Капрал, что с больным делать?..] – начал Пьер; но в ту минуту, как он говорил это, он усумнился, тот ли это знакомый его капрал или другой, неизвестный человек: так непохож был на себя капрал в эту минуту. Кроме того, в ту минуту, как Пьер говорил это, с двух сторон вдруг послышался треск барабанов. Капрал нахмурился на слова Пьера и, проговорив бессмысленное ругательство, захлопнул дверь. В балагане стало полутемно; с двух сторон резко трещали барабаны, заглушая стоны больного.
«Вот оно!.. Опять оно!» – сказал себе Пьер, и невольный холод пробежал по его спине. В измененном лице капрала, в звуке его голоса, в возбуждающем и заглушающем треске барабанов Пьер узнал ту таинственную, безучастную силу, которая заставляла людей против своей воли умерщвлять себе подобных, ту силу, действие которой он видел во время казни. Бояться, стараться избегать этой силы, обращаться с просьбами или увещаниями к людям, которые служили орудиями ее, было бесполезно. Это знал теперь Пьер. Надо было ждать и терпеть. Пьер не подошел больше к больному и не оглянулся на него. Он, молча, нахмурившись, стоял у двери балагана.
Когда двери балагана отворились и пленные, как стадо баранов, давя друг друга, затеснились в выходе, Пьер пробился вперед их и подошел к тому самому капитану, который, по уверению капрала, готов был все сделать для Пьера. Капитан тоже был в походной форме, и из холодного лица его смотрело тоже «оно», которое Пьер узнал в словах капрала и в треске барабанов.
– Filez, filez, [Проходите, проходите.] – приговаривал капитан, строго хмурясь и глядя на толпившихся мимо него пленных. Пьер знал, что его попытка будет напрасна, но подошел к нему.
– Eh bien, qu"est ce qu"il y a? [Ну, что еще?] – холодно оглянувшись, как бы не узнав, сказал офицер. Пьер сказал про больного.
– Il pourra marcher, que diable! – сказал капитан. – Filez, filez, [Он пойдет, черт возьми! Проходите, проходите] – продолжал он приговаривать, не глядя на Пьера.
– Mais non, il est a l"agonie… [Да нет же, он умирает…] – начал было Пьер.
– Voulez vous bien?! [Пойди ты к…] – злобно нахмурившись, крикнул капитан.
Драм да да дам, дам, дам, трещали барабаны. И Пьер понял, что таинственная сила уже вполне овладела этими людьми и что теперь говорить еще что нибудь было бесполезно.
Пленных офицеров отделили от солдат и велели им идти впереди. Офицеров, в числе которых был Пьер, было человек тридцать, солдатов человек триста.
Пленные офицеры, выпущенные из других балаганов, были все чужие, были гораздо лучше одеты, чем Пьер, и смотрели на него, в его обуви, с недоверчивостью и отчужденностью. Недалеко от Пьера шел, видимо, пользующийся общим уважением своих товарищей пленных, толстый майор в казанском халате, подпоясанный полотенцем, с пухлым, желтым, сердитым лицом. Он одну руку с кисетом держал за пазухой, другою опирался на чубук. Майор, пыхтя и отдуваясь, ворчал и сердился на всех за то, что ему казалось, что его толкают и что все торопятся, когда торопиться некуда, все чему то удивляются, когда ни в чем ничего нет удивительного. Другой, маленький худой офицер, со всеми заговаривал, делая предположения о том, куда их ведут теперь и как далеко они успеют пройти нынешний день. Чиновник, в валеных сапогах и комиссариатской форме, забегал с разных сторон и высматривал сгоревшую Москву, громко сообщая свои наблюдения о том, что сгорело и какая была та или эта видневшаяся часть Москвы. Третий офицер, польского происхождения по акценту, спорил с комиссариатским чиновником, доказывая ему, что он ошибался в определении кварталов Москвы.
– О чем спорите? – сердито говорил майор. – Николы ли, Власа ли, все одно; видите, все сгорело, ну и конец… Что толкаетесь то, разве дороги мало, – обратился он сердито к шедшему сзади и вовсе не толкавшему его.
– Ай, ай, ай, что наделали! – слышались, однако, то с той, то с другой стороны голоса пленных, оглядывающих пожарища. – И Замоскворечье то, и Зубово, и в Кремле то, смотрите, половины нет… Да я вам говорил, что все Замоскворечье, вон так и есть.
– Ну, знаете, что сгорело, ну о чем же толковать! – говорил майор.
Проходя через Хамовники (один из немногих несгоревших кварталов Москвы) мимо церкви, вся толпа пленных вдруг пожалась к одной стороне, и послышались восклицания ужаса и омерзения.
– Ишь мерзавцы! То то нехристи! Да мертвый, мертвый и есть… Вымазали чем то.
Пьер тоже подвинулся к церкви, у которой было то, что вызывало восклицания, и смутно увидал что то, прислоненное к ограде церкви. Из слов товарищей, видевших лучше его, он узнал, что это что то был труп человека, поставленный стоймя у ограды и вымазанный в лице сажей…
– Marchez, sacre nom… Filez… trente mille diables… [Иди! иди! Черти! Дьяволы!] – послышались ругательства конвойных, и французские солдаты с новым озлоблением разогнали тесаками толпу пленных, смотревшую на мертвого человека.

По переулкам Хамовников пленные шли одни с своим конвоем и повозками и фурами, принадлежавшими конвойным и ехавшими сзади; но, выйдя к провиантским магазинам, они попали в середину огромного, тесно двигавшегося артиллерийского обоза, перемешанного с частными повозками.
У самого моста все остановились, дожидаясь того, чтобы продвинулись ехавшие впереди. С моста пленным открылись сзади и впереди бесконечные ряды других двигавшихся обозов. Направо, там, где загибалась Калужская дорога мимо Нескучного, пропадая вдали, тянулись бесконечные ряды войск и обозов. Это были вышедшие прежде всех войска корпуса Богарне; назади, по набережной и через Каменный мост, тянулись войска и обозы Нея.
Войска Даву, к которым принадлежали пленные, шли через Крымский брод и уже отчасти вступали в Калужскую улицу. Но обозы так растянулись, что последние обозы Богарне еще не вышли из Москвы в Калужскую улицу, а голова войск Нея уже выходила из Большой Ордынки.
Пройдя Крымский брод, пленные двигались по нескольку шагов и останавливались, и опять двигались, и со всех сторон экипажи и люди все больше и больше стеснялись. Пройдя более часа те несколько сот шагов, которые отделяют мост от Калужской улицы, и дойдя до площади, где сходятся Замоскворецкие улицы с Калужскою, пленные, сжатые в кучу, остановились и несколько часов простояли на этом перекрестке. Со всех сторон слышался неумолкаемый, как шум моря, грохот колес, и топот ног, и неумолкаемые сердитые крики и ругательства. Пьер стоял прижатый к стене обгорелого дома, слушая этот звук, сливавшийся в его воображении с звуками барабана.
Несколько пленных офицеров, чтобы лучше видеть, влезли на стену обгорелого дома, подле которого стоял Пьер.
– Народу то! Эка народу!.. И на пушках то навалили! Смотри: меха… – говорили они. – Вишь, стервецы, награбили… Вон у того то сзади, на телеге… Ведь это – с иконы, ей богу!.. Это немцы, должно быть. И наш мужик, ей богу!.. Ах, подлецы!.. Вишь, навьючился то, насилу идет! Вот те на, дрожки – и те захватили!.. Вишь, уселся на сундуках то. Батюшки!.. Подрались!..
– Так его по морде то, по морде! Этак до вечера не дождешься. Гляди, глядите… а это, верно, самого Наполеона. Видишь, лошади то какие! в вензелях с короной. Это дом складной. Уронил мешок, не видит. Опять подрались… Женщина с ребеночком, и недурна. Да, как же, так тебя и пропустят… Смотри, и конца нет. Девки русские, ей богу, девки! В колясках ведь как покойно уселись!
Опять волна общего любопытства, как и около церкви в Хамовниках, надвинула всех пленных к дороге, и Пьер благодаря своему росту через головы других увидал то, что так привлекло любопытство пленных. В трех колясках, замешавшихся между зарядными ящиками, ехали, тесно сидя друг на друге, разряженные, в ярких цветах, нарумяненные, что то кричащие пискливыми голосами женщины.
С той минуты как Пьер сознал появление таинственной силы, ничто не казалось ему странно или страшно: ни труп, вымазанный для забавы сажей, ни эти женщины, спешившие куда то, ни пожарища Москвы. Все, что видел теперь Пьер, не производило на него почти никакого впечатления – как будто душа его, готовясь к трудной борьбе, отказывалась принимать впечатления, которые могли ослабить ее.
Поезд женщин проехал. За ним тянулись опять телеги, солдаты, фуры, солдаты, палубы, кареты, солдаты, ящики, солдаты, изредка женщины.
Пьер не видал людей отдельно, а видел движение их.
Все эти люди, лошади как будто гнались какой то невидимою силою. Все они, в продолжение часа, во время которого их наблюдал Пьер, выплывали из разных улиц с одним и тем же желанием скорее пройти; все они одинаково, сталкиваясь с другими, начинали сердиться, драться; оскаливались белые зубы, хмурились брови, перебрасывались все одни и те же ругательства, и на всех лицах было одно и то же молодечески решительное и жестоко холодное выражение, которое поутру поразило Пьера при звуке барабана на лице капрала.
Уже перед вечером конвойный начальник собрал свою команду и с криком и спорами втеснился в обозы, и пленные, окруженные со всех сторон, вышли на Калужскую дорогу.
Шли очень скоро, не отдыхая, и остановились только, когда уже солнце стало садиться. Обозы надвинулись одни на других, и люди стали готовиться к ночлегу. Все казались сердиты и недовольны. Долго с разных сторон слышались ругательства, злобные крики и драки. Карета, ехавшая сзади конвойных, надвинулась на повозку конвойных и пробила ее дышлом. Несколько солдат с разных сторон сбежались к повозке; одни били по головам лошадей, запряженных в карете, сворачивая их, другие дрались между собой, и Пьер видел, что одного немца тяжело ранили тесаком в голову.
Казалось, все эти люди испытывали теперь, когда остановились посреди поля в холодных сумерках осеннего вечера, одно и то же чувство неприятного пробуждения от охватившей всех при выходе поспешности и стремительного куда то движения. Остановившись, все как будто поняли, что неизвестно еще, куда идут, и что на этом движении много будет тяжелого и трудного.
С пленными на этом привале конвойные обращались еще хуже, чем при выступлении. На этом привале в первый раз мясная пища пленных была выдана кониною.
От офицеров до последнего солдата было заметно в каждом как будто личное озлобление против каждого из пленных, так неожиданно заменившее прежде дружелюбные отношения.
Озлобление это еще более усилилось, когда при пересчитывании пленных оказалось, что во время суеты, выходя из Москвы, один русский солдат, притворявшийся больным от живота, – бежал. Пьер видел, как француз избил русского солдата за то, что тот отошел далеко от дороги, и слышал, как капитан, его приятель, выговаривал унтер офицеру за побег русского солдата и угрожал ему судом. На отговорку унтер офицера о том, что солдат был болен и не мог идти, офицер сказал, что велено пристреливать тех, кто будет отставать. Пьер чувствовал, что та роковая сила, которая смяла его во время казни и которая была незаметна во время плена, теперь опять овладела его существованием. Ему было страшно; но он чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его вырастала и крепла независимая от нее сила жизни.
Пьер поужинал похлебкою из ржаной муки с лошадиным мясом и поговорил с товарищами.
Ни Пьер и никто из товарищей его не говорили ни о том, что они видели в Москве, ни о грубости обращения французов, ни о том распоряжении пристреливать, которое было объявлено им: все были, как бы в отпор ухудшающемуся положению, особенно оживлены и веселы. Говорили о личных воспоминаниях, о смешных сценах, виденных во время похода, и заминали разговоры о настоящем положении.
Солнце давно село. Яркие звезды зажглись кое где по небу; красное, подобное пожару, зарево встающего полного месяца разлилось по краю неба, и огромный красный шар удивительно колебался в сероватой мгле. Становилось светло. Вечер уже кончился, но ночь еще не начиналась. Пьер встал от своих новых товарищей и пошел между костров на другую сторону дороги, где, ему сказали, стояли пленные солдаты. Ему хотелось поговорить с ними. На дороге французский часовой остановил его и велел воротиться.
Пьер вернулся, но не к костру, к товарищам, а к отпряженной повозке, у которой никого не было. Он, поджав ноги и опустив голову, сел на холодную землю у колеса повозки и долго неподвижно сидел, думая. Прошло более часа. Никто не тревожил Пьера. Вдруг он захохотал своим толстым, добродушным смехом так громко, что с разных сторон с удивлением оглянулись люди на этот странный, очевидно, одинокий смех.
– Ха, ха, ха! – смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня! Меня – мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Ха, ха, ха!.. – смеялся он с выступившими на глаза слезами.
Какой то человек встал и подошел посмотреть, о чем один смеется этот странный большой человек. Пьер перестал смеяться, встал, отошел подальше от любопытного и оглянулся вокруг себя.
Прежде громко шумевший треском костров и говором людей, огромный, нескончаемый бивак затихал; красные огни костров потухали и бледнели. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! – думал Пьер. – И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам.

В первых числах октября к Кутузову приезжал еще парламентер с письмом от Наполеона и предложением мира, обманчиво означенным из Москвы, тогда как Наполеон уже был недалеко впереди Кутузова, на старой Калужской дороге. Кутузов отвечал на это письмо так же, как на первое, присланное с Лористоном: он сказал, что о мире речи быть не может.
Вскоре после этого из партизанского отряда Дорохова, ходившего налево от Тарутина, получено донесение о том, что в Фоминском показались войска, что войска эти состоят из дивизии Брусье и что дивизия эта, отделенная от других войск, легко может быть истреблена. Солдаты и офицеры опять требовали деятельности. Штабные генералы, возбужденные воспоминанием о легкости победы под Тарутиным, настаивали у Кутузова об исполнении предложения Дорохова. Кутузов не считал нужным никакого наступления. Вышло среднее, то, что должно было совершиться; послан был в Фоминское небольшой отряд, который должен был атаковать Брусье.
По странной случайности это назначение – самое трудное и самое важное, как оказалось впоследствии, – получил Дохтуров; тот самый скромный, маленький Дохтуров, которого никто не описывал нам составляющим планы сражений, летающим перед полками, кидающим кресты на батареи, и т. п., которого считали и называли нерешительным и непроницательным, но тот самый Дохтуров, которого во время всех войн русских с французами, с Аустерлица и до тринадцатого года, мы находим начальствующим везде, где только положение трудно. В Аустерлице он остается последним у плотины Аугеста, собирая полки, спасая, что можно, когда все бежит и гибнет и ни одного генерала нет в ариергарде. Он, больной в лихорадке, идет в Смоленск с двадцатью тысячами защищать город против всей наполеоновской армии. В Смоленске, едва задремал он на Молоховских воротах, в пароксизме лихорадки, его будит канонада по Смоленску, и Смоленск держится целый день. В Бородинский день, когда убит Багратион и войска нашего левого фланга перебиты в пропорции 9 к 1 и вся сила французской артиллерии направлена туда, – посылается никто другой, а именно нерешительный и непроницательный Дохтуров, и Кутузов торопится поправить свою ошибку, когда он послал было туда другого. И маленький, тихенький Дохтуров едет туда, и Бородино – лучшая слава русского войска. И много героев описано нам в стихах и прозе, но о Дохтурове почти ни слова.

Медиумы - люди, имеющие способность общаться и получать сообщения от умерших людей, которые, как правило, предназначены для родственников умерших. Настоящих медиумов очень мало и далеко не каждый человек, называющий себя "медиумом" является им на самом деле. Отличить же их можно по одному очень простому признаку - настоящий медиум может сообщить вам такую информацию, которую он знать ранее не мог: его сообщения не туманны, они разъясняют причины постигших вас неприятностей или поясняют сложившуюся проблему.Медиумами в основном рождаются, у них особенная психо-физиологическая конституция. Но некоторые из известных в наше время медиумов стали ими, посещая спиритические сеансы. У многих людей медиумические способности находятся в латентном состоянии и могут быть развиты в результате усилий или же в благоприятных условиях.

Существует несколько типов медиумов: медиумы для физических явлений

медиумы чувствующие, или впечатлительные

медиумы слышащие

медиумы говорящие

медиумы видящие

медиумы-сомнамбулы

медиумы-целители

медиумы-пневматографы.

Медиумы для физических явлений более способны производить материальные феномены, как-то: движение неподвижных тел, шум, стук.

Медиумы чувствующие, или впечатлительные

Так называют особ, способных чувствовать присутствие духов посредством неясного впечатления, особенного рода ощущения во всех членах, в котором они сами не могут дать себе отчёта. Это видоизменение медиумов не имеет резкого характера. Все медиумы впечатлительны. Поэтому впечатлительность скорее, качество общее, чем частное. Это способность первоначальная, необходимая для развития всех прочих. Но она отличается от впечатлительности нервных людей, с которой её не нужно смешивать. Есть особы, не имеющие слабых нервов и которые более или менее чувствуют присутствие духов, между тем как другие с весьма раздражительной натурой не чувствуют его вовсе. Эта способность развивается вследствие привычки, и можно приобрести такую чувствительность, что тот, кто ею одарён, узнает по чувствуемому им впечатлению не только хорошую или дурную натуру духа, находящегося подле него, но даже и его индивидуальность, как слепой узнаёт, неизвестно почему, приближение той или иной особы. Добрый дух всегда делает впечатление нежное и приятное, злой же, напротив, тягостное, беспокойное и неприятное. Это как бы некоторого рода ощущение чего-то нечистого.

Медиумы слышащие

Они слышат голоса духов. Иногда, как мы сказали, говоря о пневматофонии, это бывает внутренний голос, который слышит душа. Иногда же это голос наружный, ясный и внятный, как голос живого человека. Таким образом, медиумы слышащие могут вступать в разговор с духами. Если они привыкли сообщаться с известными духами, то тотчас же узнают их по звуку их голоса. Если кто сам не одарён этой способностью, тот может сообщаться с духом через посредство медиума слышащего, который в таком случае исполняет должность переводчика.

Эта способность очень приятна, когда медиум слышит только добрых духов или тех только, которых сам призывает. Но не то бывает, когда какой-нибудь злой дух привязывается к медиуму и заставляет его слышать вещи самые неприятные, а иногда и самые неприличные.

Медиумы говорящие

Эти медиумы очень часто ничего не слышат. У них дух действует на органы речи точно так же, как он действует на руку медиумов пишущих. Дух, желая сообщаться, пользуется из всех органов медиума тем органом, который легче поддаётся его влиянию. У одного он заимствует руку, у другого речь, у третьего - слух. Медиум говорящий изъясняется вообще, не сознавая сам, что говорит, и часто говорит такие вещи, которые совершенно выходят из круга обыкновенных его идей, его познаний и даже его умственных способностей. Хотя в это время он бывает совершенно бодрствующим и в состоянии нормальном, но редко помнит то, что говорил. Словом, язык его есть орудие, которым пользуется дух, а с ним постороннее лицо может войти в сношение точно так же, как бы оно могло это сделать через посредство медиума слышащего. Пассивность медиума говорящего не всегда бывает одинакова. Есть такие, которые сознают то, что говорят, даже в ту самую минуту, когда произносят слова.

Медиумы видящие

Видящие медиумы, одарены способностью видеть духов. Некоторые из них пользуются этой способностью в нормальном состоянии, во время совершенного бодрствования и сохраняя точное воспоминание виденного

другие же только в состоянии сомнамбулическом. Эта способность редко бывает постоянна. Она проявляется почти всегда только по временам. В разряд медиумов видящих можно поместить всех особ, одарённых двойным зрением. Возможность видеть духов во сне происходит, без сомнения, от некоторого рода медиумизма, но не составляет ещё, собственно говоря, медиумов видящих.

Видящие медиумы, точно так же как и одарённые двойным зрением, думают, что видят глазами. В действительности же видит их душа, и вот почему они видят так же хорошо с закрытыми глазами, как и с открытыми. Из этого следует, что и слепой может видеть духов. В этом отношении было бы очень интересно исследовать, чаще ли встречается эта способность у слепых, чем у одарённых зрением. Духи, которые во время телесной жизни были слепыми, говорили нам, что душой видели некоторые вещи и что они не постоянно были погружены в совершенный мрак.

Нужно отличать видения случайные и самопроизвольные от так называемой способности видеть духов. Первые повторяются довольно часто, в особенности в минуту смерти особ, которых мы любили или знали и которые являются известить нас, что они не принадлежат уже к этому миру. Есть множество примеров подобных фактов, не говоря уже о видениях, являющихся во сне. Иногда это бывают также родные или друзья, которые хотя и умерли давно, но являются для того, чтобы или предупредить нас об опасности, или подать нам совет, или, наконец, попросить услуги. Услуга, которую может попросить дух, состоит большей частью в исполнении того, чего дух не мог сделать при жизни, или же в наших молитвах о нём. Эти явления духов - отдельные факты, имеющие всегда индивидуальный и личный характер, и не составляют медиумической способности как таковой. Способность эта заключается в возможности видеть, если не постоянно, то, по крайней мере, очень часто, различных духов, даже совершенно посторонних нам.

Из числа медиумов видящих некоторые видят только вызываемых духов, которых они могут описать с величайшей точностью. Они описывают со всеми подробностями их жесты, выражение и черты лица, костюм и даже чувства, которыми духи, по-видимому, одушевлены. У других же эта способность более обща. Они видят всё духовное население, которое суетится, ходит взад и вперёд, как бы занятое своими делами.

Медиумы-сомнамбулы

Сомнамбулизм можно рассматривать как видоизменение способности медиумической или, лучше сказать, это два рода феноменов, которые очень часто соединяются вместе. Сомнамбула действует под влиянием собственного духа. Её душа в минуты своего освобождения видит, слышит и ощущает вне пределов чувств. То, что она выражает, она черпает в самой себе. Её идеи вообще бывают более верны, чем в нормальном положении, её познания более обширны, потому, что душа её свободна. Одним словом, она живёт отчасти жизнью духов.

Медиум, напротив, есть орудие разума постороннего. Всё, что он говорит, не от него происходит. Сомнамбула выражает свою собственную мысль, а медиум - мысль другого. Но дух, который сообщается с медиумом обыкновенным, точно так, же может сообщаться и с сомнамбулой. Часто даже освобождённое состояние души во время сомнамбулизма делает это сообщение более лёгким. Многие сомнамбулы очень хорошо видят духов и описывают их с такой же точностью, как и медиумы видящие. Они могут с ними разговаривать и передавать нам их мысли. Их сообщения, превышающие их личные познания, часто бывают внушаемы им другими духами. Вот замечательный пример, в котором двойное действие духа сомнамбулы и духа постороннего обнаруживается самым явным образом.

Медиумы-целители

Этот род медиумизма состоит в даре, которым обладают некоторые лица, исцелять прикосновением, взглядом, даже жестом без помощи всякого лекарства. Многие, без сомнения, скажут, что это не что иное, как магнетизм. Очевидно, что магнетический ток играет здесь большую роль. Но когда рассматривают этот феномен с вниманием, то без труда замечают, что здесь есть ещё что-то другое.

Обыкновенное магнетизирование есть врачевание последовательное, правильное и методическое. Это же делается совершенно иначе. Все почти магнетизёры способны излечивать, если умеют только приняться за это как следует, тогда как у медиумов-целителей эта способность самопроизвольна и многие из них обладают ею, не слышав даже о существовании магнетизма. Вмешательство тайной силы, которое обусловливает медиумизм, делается заметным в некоторых случаях.

Оно очевидно, особенно если примут во внимание, что большая часть так называемых медиумов-целителей прибегает к молитве, которая есть не что иное, как вызывание.

Медиумы-пневматографы

Это название дают медиумам, способным получать непосредственное писание. Не все пишущие медиумы наделены этой способностью. Эта способность до сих пор довольно редка. Она, вероятно, развивается от упражнения

но практическая польза её, как мы сказали, ограничивается только тем, что она служит очевидным доказательством участия в явлениях тайной силы.

Только опыт может указать, обладают ли этой способностью. Следовательно, можно пробовать и, кроме того, спросить об этом у духа-покровителя посредством других способов сообщения. Смотря по большей или меньшей силе медиума, получают простые черты, знаки, буквы, слова, фразы и даже целые исписанные страницы. Достаточно для этого положить сложенный лист бумаги в какое-либо место или в место, указанное духом, минут на 10, 15, а иногда и на более долгое время. Молитва и сосредоточение мыслей есть необходимое условие. Поэтому почти невозможно что-нибудь получить в обществе лиц, недостаточно серьёзных или которые не будут воодушевлены чувством симпатии и благосклонности.

На протяжении истории и во всех культурах человечество пробовало установить связь с духами, душами умерших и с божествами через медиумов, т.е. личностей, которым приписывались сверхъестественные возможности получать информацию, которую нельзя получить посредством обычных органов чувств. Медиумы лечили и производили физические феномены - такие, как перемещение предметов и управление погодой. Медиумы были известны под разными именами, среди них: оракул, предсказатель, маг, колдунья, ворожея, колдун, целитель, волшебник, шаман , предсказатель судьбы, колдун-целитель, мистик, жрец, пророк и подключенный к каналу информации.

Термин "медиумическая способность" обычно относится к месмерическому и спиритуалистическому способу связи с духами мертвых. Основу изучения медиумической способности положили исследования месмеризма, начатые и проводившиеся в XIX веке. Некоторые субъекты, которые были "магнетизированы" или гипнотически погружались в транс, подпадали под воздействие духов и передавали сообщения с Того Света. Подобно шаманам , которые связываются с Мировым Духом, становясь одержимыми богами, душами животных и идолами, месмерические личности вводятся на время в "одержимость" бесплотными духами. По мере возникновения спиритизма в Америке, а затем в Британии, месмерический медиумизм соединялся с ним. Медиумы демонстрировали свои возможности как на специальных сеансах в частных домах, так и во время лекций в аудиториях и залах.

Медиумическую способность можно разделить на две категории: ментальную (духовную) и физическую (материальную). Ментальная медиумическая способность проявляется, когда медиум осуществляет связь посредством внутреннего видения, ясновидения и духовного впечатления. Физическая медиумическая способность была популярна к концу XIX столетия и характеризовалась фокусами, приписываемыми духам, такими как постукивание, покачивание и опрокидывание столов, левитация предметов и медиума, перемещение предметов, материализации, появление призраков, музыка, вызываемая духами, "свечения духов" (или "светящиеся духи") и странные запахи. Общения медиума с духами направлялись одним или несколькими духами, которые назывались руководителями. Некоторые исследователи психики утверждали, что руководителями являются не внешние духи, а вторичные личности медиума.

Кто становится медиумом?

Медиумическая способность часто открывается в детстве, когда ребенок видит и слышит то, чего другие не видят и не слышат. Часто эта способность проявляется в виде реакции на неодобрение взрослых. Она может начаться также и в более позднем возрасте как результат травмы, такой например, как удар по голове, состояние "при смерти", резкий эмоциональный шок или глубокое горе. Многие медиумы вышли из обычной рабочей среды или из среднего класса.

Большинство западных медиумов были, и до сих пор это так, женщины. В других культурах - наоборот. Большинство шаманов , например, мужчины.

В разгар спиритизма, начиная с середины и до конца XIX столетия, не случайно, что большинство медиумов были женщины-домохозяйки, которым, несомненно, надоели творческие и образовательные ограничения, накладываемые на них обществом. Медиумическая способность давала известность и свободу, защищала от возмутительного поведения мужчин, которое порицалось "духами". В печати критиковались женщины-медиумы за их подкупающую женственность, а медиумы-мужчины порицались за то, что они слишком женственны.

Популярность спиритизма побудила сотни домохозяек устраивать сеансы с чаепитием - приемы для своих знакомых. Казалось, что медиумическая способность бежит по кровеносным сосудам. Все женщины в семье требовали своей доли дара. Многие из них сторонились публичности и не брали денег. Все, что они искали - это развлечение. Другие стали профессионалами, рекламировали себя и работали за деньги.

Что касается медиумов, совершавших лекционные турне, большинство из них были женщинами. Они любили шокировать своих слушателей глубоким низким голосом и театральностью, Кора Ричмонд, известная по обе стороны Атлантики, давала "экстатические лекции" (или "лекции транса"). Слушатели выбирали жюри - обычно все его члены были мужчины, - которое задавало тему для лекции, обычно научную или что-нибудь "мужское" по содержанию. Ричмонд входила в транс и выдавала "спиритическую" лекцию на заданную тему. Ее слушатели неизменно были подавлены, хотя скептики отмечали, что выступление было ласковым, монотонные и прорицательным.

Другие медиумы были более драматичны. Некоторые упивались своей одержимостью мужскими духами, которые принуждали их например, ругаться и пить виски из бутылки ("из горла"). Некоторые рассказывали истории, как были задушены пиратскими духами. В Америке две женщины-медиума подрались на сцене, потому что их духи-руководители ненавидели друг друга.

Аспекты сексуальной свободы определенно составляли часть спиритических медиумических способностей. Как медиумы, так и их клиенты откровенно наслаждались при физическом прикосновении и поглаживании рук, колен, ног и ступней во время сеансов, а также при ласках и поцелуях материализовавшихся "духов". Некоторые медиумы затевали драки под руководством своих духов. Совсем обычное дело для медиума - оставлять своих мужей и (тоже под руководством своих духов) советовать других женщин их оставленным мужьям. Медиумы претендовали на общение со своими духами; незаконнорожденные потомки, появлявшиеся в результате, назывались "духовными детьми".

Несмотря на славу и свободу медиумическая способность редко приносила человеку богатство. Удачливых медиумов поддерживали богатые благодетели, - например, Д.Д.Хоум был принят в обществе. В Америке средний медиум зарабатывал 5 долларов за ночное представление вне дома и 1 доллар за час в доме. Женщины-медиумы горько жаловались на свои низкие доходы

Медиумы рисковали быть изгнанными из общества. Несмотря на лесть клиентов, многие женщины ставшие медиумами, оказывались, отвергнутыми семьей и друзьями, не одобрявшими их поведение.

Обман

Физические медиумические способности часто были связаны с обманом в период конкурентного развития спиритизма. Медиумы прибегали к магическим хитростям для создания специальных эффектов, необходимых для привлечения аудитории. Те медиумы, которые заявляли о материализации духов, были пойманы на том, что сами воплощали духов. Сэр Уильям Крукс, знаменитый английский физик и химик, исследовавший медиумов, говорил, что он обнаружил почти: все медиумы прибегали к хитростям время от времени. Странно, но он поручился за Флоренс Кук, которая не однажды обращалась к обману. Медиумы, которые были разоблачены, такие как Евсапия Палладино, жаловались на то, что ожидания публики подталкивает их к обману. Однако обман не объясняет всех феноменов, связанных с физическими медиумическими способностями.

Обман имел место и в духовных медиумических способностях, особенно он проявлялся в середине ХХ столетия, когда лагерь спиритов был на вершине своей популярности. Артур Форд говорил, что нет медиумов, способных выступать перед публикой все 100% времени; они скорее пойдут на обман, чем дадут себе день, свободный от представления.

Являются ли медиумические способности душевной болезнью?

Некоторые из феноменов, связанных с медиумическими способностями, случаются также и при заболеваниях шизофренией: изменения в состоянии сознания, видения, голоса без телесного источника, а также временная одержимость медиума духом некоторой сущности или личности. Многие выдающиеся медиумы наблюдаются психиатрами и психологами, причем врачи заключают, что медиумические способности являются формой шизофрении и что "духи", которые являются медиумам, это просто субличности медиума, выходящие из глубоких слоев сознания в поисках своего собственного независимого выражения.

Медиумические способности, однако, не могут покинуть человека, как это бывает при душевных расстройствах. Шизофреники не руководствуются голосами, видениями и личностями; они возникают самопроизвольно, часто без предупреждения, и во многих случаях не прекращаются вопреки безнадежным попыткам жертвы избавиться от них. Медиумические же способности являются психическим талантом, даром, которым медиум руководствуется. Шизофреник сбит с толку своим состоянием, оно неплодотворно; медиумы же используют свои способности для духовного развития и для помощи другим. Шизофреники теряют способность существовать в нормальной реальности; медиумы в большинстве случаев ведут нормальный образ жизни.

Жизнь после смерти

Духовные медиумические способности могут служить лучшим доказательством существования жизни после смерти. Определенная информация, получаемая от духов умерших, может быть подтверждена исследованиями. Некоторые исследователи, однако, оспаривают, что информация может быть получена паранормальным способом от медиума из существующих источников или из подсознания.

Парапсихологи не проявляют заметного интереса к медиумическим способностям начиная примерно с середины XX столетия.