II. Используемые сокращения

Российский университет дружбы народов

учебно-методический комплекс

Москва  2017
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский университет дружбы народов
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА И МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

направление 40.04.01 ФГОС ВО «Юриспруденция»

квалификация (степень) магистр

рецензент

доктор юридических наук, профессор БЕЗБАХ ВИТАЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Проблема защиты граждан от противоправных действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления становится с каждым годом все актуальнее. Количество дел, вытекающих из публичных правоотношений, рассмотренных в арбитражных судах и судах общей юрисдикции РФ, продолжает неуклонно расти. Это свидетельствует о росте доверия к судебной системе и повышению уровня грамотности населения. Однако, данная категория споров является одной из проблемных. Это связано со сложностью административного, налогового, избирательного права, противоречивостью многих правовых норм, отсутствием устоявшейся судебной практики.

Программа является учебно-методическим комплексом, который способствует формированию у студентов представлений о системности процессуальных (гражданского, арбитражного) и материальных (налогового, административного, финансового) отраслей права. Позволяет изучить принципы, стадии, институты процессуального права, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность судов при рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений. Проанализировать компетенции, структуру и деятельность административных органов в контексте судебной защиты законных прав и интересов физических и юридических лиц.

Помогает обучить студентов анализировать и обобщать судебную практику, подготовке и ведению судебных дел при обжаловании решений государственных органов, в том числе налоговых органов и должностных лиц по взысканию задолженности и иным обязательным платежам, написанию процессуальных документов.

The problem of protection against the actions (or inaction) of state authorities, local self-government is becoming more actual every year. The number of cases arising from public relations, reviewed in arbitration courts and courts of general jurisdiction of the Russian Federation, continues to grow steadily. This indicates on a growing confidence in the judicial system and improving of literacy. However, this category of disputes is one of the most difficult. This is due to the complexity of the administrative, fiscal, electoral law, many inconsistencies in the law and an absence of established jurisprudence. The program is a tutorial that makes students understand the systemic process (civil, arbitration) and material (fiscal, administrative, financial) areas of law. It let students learn the principles, stages, institutions of procedural law, regulations governing the operation of courts in disputes arising from public relations. It helps to analyze the competence, structure and activities of administrative bodies in the context of judicial protection of legitimate rights and interests of individuals and entities. It also helps to teach students an analysis and synthesis of judicial practice, the preparation and conduct of litigation in an appeal against decisions of public bodies, including the tax authorities and officials to recover the debt and other mandatory payments.

Задания для самостоятельной работы по темам курса. 38

Перечень рефератов и / ли курсовых работ по темам: 38

Тренинговые задания. 38

Перечень вопросов итоговой аттестации по курсу 41

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ПРОГРАММА
РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ, Возникающих ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
РЕКОМЕНДУЕТСЯ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ (ИЙ) ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ (ЕЙ)

по направлению 40.04.01 ФГОС ВО «юриспруденция»

специализация «Гражданский процесс, арбитражный процесс»

квалификация (степень) ВЫПУСКНИКА магистр ЮРИСПРУДЕНЦИИ

2017

Цели и задачи дисциплины

Цель курса

Формирование системных представлений у студентов о законодательных способах и методах защиты публичных прав в досудебном и судебном порядке, процессуальных особенностях ведения и рассмотрения административных дел в суде, структуре судебных органов осуществляющих рассмотрение споров, вытекающих из публичных правоотношений.

Задачи курса

Разъяснить основные особенности рассмотрения судами публичных споров, изучить историю возникновения и развития административной юстиции в России и зарубежом, ознакомить с принципиальными положениями оспаривания актов административных органов и действий их должностных ли, исследовать тенденции развития процессуальных норм, сформировать представления о базовых способах защиты прав и интересов заинтересованных лиц по публичным спорам, развивать у студентов практические навыки судебной защиты права и умения досудебного урегулирования споров.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Курс направлен на формирование у слушателей навыков самостоятельного, юридически грамотного, научно обоснованного подхода к анализу теоретических и практических вопросов, возникающих в защиты прав и законных интересов заинтересованных лиц при возникновении споров в сфере публичных правоотношений, обучению применения соответствующих юридических понятий и категорий, правильного и системного применения норм гражданского процессуального права и законодательства регулирующего публичные правоотношения. Курс разработан с учётом последних достижений науки и практики в данной области знаний. Знания и компетенции, полученные слушателями в рамках данного курса, могут быть использованы ими при изучении следующих дисциплин: «Гражданское процессуальное право», «Арбитражное процессуальное право», «Гражданское право», «Конституционное право», «Административное право» «Налоговое право», «Финансовое право».
мЕСТО ДИСЦИПЛИН В СТРУКТУРЕ ооп.
Вариативная часть студент должен иметь твердые знания в сфере гражданского процессуального права, отраслей национального и зарубежного частного и публичного права, обладать устойчивыми практическими навыками представления и защиты интересов в суде.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1 – ОК-5; ПК-1-ПК-15.

По результатам изучения дисциплины студенты должны:

- овладеть культурой мышления, поведения, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; основными правовыми методами защиты интересов заинтересованных лиц.

- обладать способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; анализировать значимые правовые проблемы и процессы; принимать необходимые решения с учетом требований процессуального и материального права; обладать достаточным уровнем профессионального правосознания; оказывать содействие гражданам, юридическим лицам, государственным органам в соответствии с требованиями законодательства; грамотно применять на практике нормативные правовые акты; юридически правильно оценивать факты и обстоятельства и делать надлежащие выводы и обобщения; оформлять правовые документы в соответствии с правовыми нормами и обычаями делового оборота; анализировать различные правовые акты; давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- быть готовыми к коллективному достижению профессионального результата; к выполнению профессиональных обязанностей на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; в своей работе комплексно и системно применять основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук; способствовать соблюдению законодательства субъектами права; обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок; уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; эффективно осуществлять правовое воспитание; участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии.

В результате изучения курса студент будет:

иметь представление :

О тенденциях возникновения, формирования и развития административной юстиции;

О процессуальных особенностях защиты прав и законных интересов в сфере публичных правоотношений;

О эффективных методах и способах ведения процесса;

О современных проблемах, тенденциях рассмотрения споров, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений.

знать :

Источники действующего международного и российского права в области регулирования административной юстиции;

Структуру государственных органов и судебной системы РФ;

Механизмы контроля за судейской деятельностью;

Способы и методы обжалования решений государственных органов и действия (бездействия) должностных лиц;

уметь :

Свободно оперировать соответствующим понятийным аппаратом;

Анализировать и применять нормы действующего права, а также доктрины наиболее квалифицированных специалистов по вопросам разрешения споров, вытекающих из публичных правоотношений;

Знать и исследовать судебную практику;

Разрабатывать предложения по совершенствованию национального законодательства и правоприменительной практики с учётом международных доктрин и стандартов;

Анализировать документы, представляемые заинтересованными лицами;

Формировать правовые позиции на основании представленных документов, правовых норм и судебной практики;

Исследовать существующие пробелы и противоречия действующего законодательства и готовить рекомендации по их устранению;

Самостоятельно выявлять спорные правовые вопросы, сферу публичных правоотношений;

Самостоятельно изучать научную литературу.

владеть навыками :

Работы с нормативно-правовыми актами;

Составления процессуальных документов на основе анализа юридических фактов, правовых норм и сложившейся судебной практики;

Анализа представляемых документов и формирования доказательственной базы;

Определения надлежащих способов защиты с использованием досудебных и судебных методов;

Определения эффективной стратегии досудебного урегулирования спора

Разработки эффективной стратегии ведения судебного процесса.

Объем дисциплины и виды учебной нагрузки

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Семинары

Форма учебных практических занятий, при которой студенты при участии преподавателя обсуждают сообщения, доклады, рефераты и иные виды самостоятельной работы. Общий объем семинарских занятий составляет 34 ак. часов. Семинары проводятся в следующих формах: 1) обсуждение теоретических проблем и вопросов для практических занятий; 2) анализ и обсуждение научных работ, список которых содержится в настоящей программе, и выступление с аналитическими докладами по ним 3) исследование и анализ судебной практики.

Интерактивные занятия: учебные занятия, которые строятся на межличностном взаимодействии всех участников образовательного процесса в процессе работы над общей учебной темой.

Методические модели процесса обучения

На семинарских занятиях применяются следующие методики и методы: опрос, дискуссия, дебаты, имитационные игры.

Самостоятельная работа

В широком смысле под самостоятельной работой студента следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории, и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий). Сюда же и входит работа с первоисточниками: конспектирование, устные выступления с анализом первоисточника. Самостоятельная работа составляет 72 ак. часов

Формы контроля

Под формами контроля подразумеваются рубежная и итоговая аттестации в виде тестирования и написание творческих работ. При этом итоговая аттестация проводится в период сессии, а творческая работа сдается в конце семестра.

Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

1.

Аудиторные занятия (ак.часов)

36

36

В том числе:

1.1.

Лекции

1.2.

Прочие занятия

В том числе

1.2.1.

Практические занятия (ПЗ)

1.2.2.

Семинары (С)

36

36

1.2.3.

Лабораторные работы (ЛР)

Из них в интерактивной форме (ИФ)

36

36

2.

Самостоятельная работа (ак.часов)

76

76

В том числе:

2.1.

Курсовой проект (работа)

2.2.

Расчетно-графические работы

2.3.

Реферат

2.4.

Подготовка и прохождение промежуточной аттестации

Другие виды самостоятельной работы

Творческая работа

Консультации с преподавателем

3.

Общая трудоемкость (ак.часов)

72

72

Общая трудоемкость (зачетных едениц)

3

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 21, ст. 2603; № 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.

Министр А.А. Фурсенко

Регистрационный № 19648

Приложение

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763)

I. Область применения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 030900 Юриспруденция образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. Используемые сокращения

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

III. Характеристика направления подготовки

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1 на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Профильная направленность магистерских программ определяется высшим учебным заведением, реализующим ООП по соответствующему направлению подготовки.

IV. Характеристика профессиональной деятельности магистров

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

4.3. Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

а) правотворческая;

б) правоприменительная;

в) правоохранительная;

г) экспертно-консультационная;

д) организационно-управленческая;

е) научно-исследовательская;

ж) педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым, в основном, готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

а) правотворческая деятельность:

подготовка нормативных правовых актов;

б) правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

в) правоохранительная деятельность:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

охрана общественного порядка;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

г) экспертно-консультационная деятельность:

оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

д) организационно-управленческая деятельность:

осуществление организационно-управленческих функций;

е) научно-исследовательская деятельность:

проведение научных исследований по правовым проблемам;

участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ж) педагогическая деятельность:

преподавание юридических дисциплин;

осуществление правового воспитания.

V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правотворческой деятельности:

способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно- консультационной деятельности:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры

6.1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

общенаучный цикл;

профессиональный цикл

и разделов:

практика и научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетные единицы)* Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), учебников и учебных пособий Коды формируемых компетенций
М.1 Общенаучный цикл Базовая (обязательная) часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные философско-правовые закономерности и философско-правовые категории, основания философско-правового осмысления правовой реальности, принципы профессионального мышления современного юриста, основы правовой культуры; уметь: дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах; владеть: основными навыками философско-правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологем, приемами методологий правовой науки. 7-13 3 Философия права ОК-1 - ОК-5;
Вариативная (профильная) часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.2 Профессиональный цикл Базовая (обязательная) часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; теории естественного права; теорию разделения властей; ранний социализм; политические и правовые учения в России; либеральные политико-правовые доктрины; социалистические политико-правовые теории; марксистские политико-правовые учения; основные политические и правовые учения современности; юридические типы научного познания; понятие и принципы методологии юридической науки; методологию юриспруденции как самостоятельной области юридического познания; современные представления о научном познании; юридическое познание как деятельность; различные стили и образы юридического познания; процессы формирования и развития идей сравнительного правоведения; объект, предмет, источники и принципы сравнительного правоведения; место и роль сравнительного правоведения в обществе, в том числе, в системе юридического образования; взаимосвязь и взаимодействие международного и внутригосударственного права; классификация правовых систем; уметь: применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права; для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы; владеть: методикой самостоятельного изучения и анализа политико-правовых доктрин, исторического процесса становления и развития политико-правовой идеологии, юридической науки, международного права и национальных правовых систем; (знания, умения, навыки по дисциплине «Актуальные проблемы права» определяются ООП вуза на основании решения кафедры, отвечающей за реализацию соответствующей ООП магистратуры) 47-53 12 История политических и правовых учений История и методология юридической науки Сравнительное правоведение Актуальные проблемы права (в соответствии с реализуемыми магистерскими программами) ОК-1 - ОК-5; ПК-1 - ПК-15
Вариативная (профильная) часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) Перечень дисциплин определяется вузом
М.3 Практика и научно-исследовательская работа практические умения и навыки определяются ООП вуза 54 ОК-1 - ОК-5; ПК-1 - ПК-15
М.4 Итоговая государственная аттестация 6 ОК-1; ПК-7, 8
М.5 Общая трудоемкость основной образовательной программы 120

* Трудоемкость циклов М.1, М.2, М.3 и разделов М.4, М5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций, игровой судебный процесс) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм формирования профессиональных компетенций, связанных с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, педагогической), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра.

В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, выставляется оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин определяется вузом самостоятельно. Факультативные дисциплины не включаются в 120 зачетных единиц общей трудоемкости и не являются обязательными для изучения обучающимися.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 14 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникул обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки консультационной работы, принятия решений, межличностной коммуникации, лидерские и другие необходимые юристу личностные и профессиональные качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов, юридических консультаций населения в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО).

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) профессионального цикла, формирующим у обучающихся соответствующие умения и навыки.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки при формировании своей индивидуальной образовательной программы;

право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации при наличии соответствующих документов при переводе из другого высшего учебного заведения;

при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые могут включать в себя научно-исследовательскую, педагогическую практики, юридическое консультирование.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях, студенческих правовых консультациях (юридических клиниках) или на кафедрах вуза, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом.

7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, подготовку реферата по избранной теме;

проведение научно-исследовательской работы;

корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;

составление отчета о научно-исследовательской работе;

публичная защита выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В вузе должно постоянно проводиться, с привлечением работодателей и ведущих исследователей, широкое обсуждение результатов научно-исследовательской работы, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций у обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла привлекаются не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь ученые степени и (или) ученые звания, при этом ученые степени доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 40 процентов преподавателей.

При реализации магистерских программ, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 80 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. Допускается одновременное руководство не более чем одной магистерской программой.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется преподавателями, имеющими ученую степень и (или) ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем десятью магистрами.

Доля штатных преподавателей, привлекаемых к учебному процессу по дисциплинам профессионального цикла, должна быть не менее 70 процентов.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

В структуре вуза, реализующего подготовку магистров, должно быть не менее шести кафедр юридического профиля.

7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные, справочно-библиографические и

специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам и правилам.

Минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

помещение для студенческой правовой консультации (юридической клиники), кроме вузов, в которых обучение сочетается со службой в правоохранительных органах и военной службой;

учебный зал судебных заседаний;

специализированную аудиторию, оборудованную для проведения занятий по криминалистике (при условии реализации вузом соответствующей магистерской программы);

собственную библиотеку с техническими возможностями перевода основных библиотечных фондов в электронную форму и необходимыми условиями их хранения и пользования.

При использовании электронных изданий во время самостоятельной подготовки вуз в соответствии с трудоемкостью изучаемых дисциплин должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе, имеющего выход в сеть Интернет.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ магистратуры

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения магистерских программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей магистерской программы (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам магистерской программы и её учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

8.4. Обучающимся, а также представителям работодателей, должна быть предоставлена возможность оценки содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценки и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

8.7. Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач в юридической деятельности в соответствии с магистерской программой.

Выпускная квалификационная работа выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы. Она должна представлять собой самостоятельную и логически завершенную работу, связанную с решением задач того вида деятельности, к которому готовится магистр (научно-исследовательской, правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, педагогической).

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), а также процедуры ее защиты определяются высшим учебным заведением.

При защите выпускной квалификационной работы в обязательном порядке учитывается уровень речевой культуры выпускника.

8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

______________________________

* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534)

*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)”

Регистрационный № 19648

Обзор документа

Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки "Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр")". Стандарт обязателен к применению российскими учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и право реализовывать основную образовательную программу.

Приведена характеристика подготовки. Определены требования к результатам освоения основной образовательной программы и к ее структуре.

Федеральный стандарт вводится в действие со дня вступления в силу приказа.

Магистратура

Второй уровень системы высшего образования. Магистратура выпускает профессионалов с более углубленной специализацией, способных на решение сложных задач.

ИГСУ реализует магистерские программы двух видов:

1. Магистратура как второе (для кого-то третье и т.д.) высшее образование. Речь идет о возможности для специалистов, работающих в системе государственного и муниципального управления, экономике, науке, бизнесе получить новую специальность и новые знания.

С 2010 года из системы образования России были исключены программы «второго высшего образования», но потребность обучения и получения новых знаний и компетенций сохранилась. В этих условиях программы второго высшего образования были заменены на программы более высокого качественного уровня — Магистратуру.

Если сравнивать программы прежнего второго высшего образования и магистратуры, то очевиден приоритет последних — практическая направленность, специализированная подготовка, значительное количество дисциплин по выбору студента, защита магистерской диссертации.

2. Магистратура как первое высшее образование — программы для выпускников бакалавриата профильных вузов, желающих углубить свои знания по выбранному ранее направлению подготовки, а также выпускников-бакалавров непрофильных вузов, которые хотят продолжить образование по новому направлению подготовки и расширить свои компетенции. Магистерские программы ИГСУ ориентированы как на выпускников бакалавриата ИГСУ, так и других факультетов РАНХиГС и ВУЗов России.

Основная задача магистратуры - подготовить профессионалов для успешной карьеры в системе государственного и муниципального управления, международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности.

В отличие от второго высшего образования обучение в магистратуре завершается защитой магистерской диссертации. Магистерская диссертация, несомненно, работа более высокого уровня, нежели традиционные дипломные. Выпускники магистратуры ИГСУ получают реальную возможность развить свои магистерские диссертации до уровня кандидатских диссертаций. В ИГСУ функционирует разветвленная сеть аспирантуры и 8 диссертационных советов.

Очевидное достоинство программ магистратуры ИГСУ — традиционно высокий профессиональный и человеческий уровень обучающихся. Магистратура ИГСУ — это не только площадка для получения знаний, но и возможность общения с состоявшимися в жизни людьми, налаживания новых человеческих и деловых контактов.

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (уровень магистратуры)

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования
и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 000 (Собрание законодательства Российской Федерации , 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702;
2014, № 2, ст. 126; официальный интернет-портал правовой информации http://www. *****, 3 февраля 2014 г.), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 000 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377), п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (уровень магистратуры).

2. Признать утратившими силу:


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уровень высшего образования

МАГИСТРАТУРА

Направление подготовки

40.04.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (далее соответственно – программа магистратуры, направление подготовки).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ВО – высшее образование;

ОК – общекультурные компетенции;

ОПК – общепрофессиональные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

ФГОС ВО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

СЕТЕВАЯ ФОРМА – сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1.Получение образования по программам магистратуры допускается только в образовательных организациях высшего образования и научных организациях (далее – организации).

3.2. Обучение по программе магистратуры в организациях осуществляется
в очной, очно-заочной или заочной формах обучения.

Объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц (далее - з. е.)
вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы магистратуры с использованием сетевой формы, реализации программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.3. Срок получения образования по программе магистратуры:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости
от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года. Объем программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з. е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода (по усмотрению организации), по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы магистратуры в очно-заочной или заочной формах обучения, реализуемый за один учебный год, определяется организацией самостоятельно;

при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения устанавливается организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на полгода по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения.


Объем программы магистратуры за один учебный год при обучении
по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з. е.

При реализации программы магистратуры организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение
и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

Реализация программы магистратуры возможна в сетевой форме.

Образовательная деятельность по программе магистратуры осуществляется
на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ МАГИСТРАТУРЫ

правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

правоохранительная деятельность:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

охрана общественного порядка;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

экспертно-консультационная деятельность:

оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

организационно-управленческая деятельность:

осуществление организационно-управленческих функций;


проведение научных исследований правовых проблем;

участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

педагогическая деятельность:

преподавание юридических дисциплин;

осуществление правового воспитания.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. В результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4).

5.3. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОПК-1);

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-2);

способностью использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОПК-3);

7.1.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека)
и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, как на территории организации, так и вне ее.

7.1.4. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению). В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий должен быть обеспечен удаленный доступ к использованию программного обеспечения, либо предоставлены все необходимые лицензии обучающимся.

7.1.5. В случае реализации программы магистратуры в сетевой форме требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы магистратуры в сетевой форме.

7.1.6. В случае реализации программы магистратуры на созданных
в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.7. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 000),и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.8. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.9. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации за период реализации программы магистратуры в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 2 в журналах, индексируемых в базах данных «Web of Science» или «Scopus», и не менее 20 в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования.

7.1.10. В организации, реализующей программы магистратуры, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы магистратуры

7.2.1. Реализация программы магистратуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы магистратуры на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) имеющих образование, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна составлять не менее 90 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее:

80 процентов для программы магистратуры, ориентированной на научно-исследовательский или научно-педагогический вид профессиональной деятельности выпускников;

65 процентов для программы магистратуры, ориентированной

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников реализующих программу магистратуры, должна быть не менее:

5 процентов для программы магистратуры, ориентированной на научно-исследовательский или научно-педагогический вид профессиональной деятельности выпускников;

5 процентов для программы магистратуры, ориентированной
на организационно-управленческий или консультационно-экспертный вид профессиональной деятельности выпускников.

7.2.5. Общее руководство научным содержанием программы магистратуры определенной направленности (профиля) должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществляющим самостоятельные научно-исследовательские (творческие) проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки, имеющим ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляющим ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ магистратуры

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных занятий, практических (семинарских) занятий, помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения
и профилактического обслуживания учебного оборудования. Помещения для проведения лекционных и практических (семинарских) занятий должны быть укомплектованы специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения лекционных занятий предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий , обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин, учебно-методическим комплексам.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам), содержащим все обязательные и дополнительные издания учебной, учебно-методической и иной литературы, перечисленные в рабочих программах дисциплин (модулей), практик.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 50 экземпляров дополнительной литературы
на 100 обучающихся.

7.3.2. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека)
и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе магистратуры.

7.3.3. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.4. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программ магистратуры

7.4.1. Программа финансируется с учетом следующих корректирующих коэффициентов:

по очной, очно-заочной и заочной форме обучения (п.3.2. настоящего ФГОС ВО);

по сетевой форме (п.3.2. настоящего ФГОС ВО);

по применению дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения (п.3.3. настоящего ФГОС ВО).

7.4.2. Нормативы финансирования программы рассчитываются с учетом следующих требований:

по способам проведения практик: стационарные и выездные практики
(п.6.5. настоящего ФГОС ВО).

7.4.3. Финансовое обеспечение реализации программы магистратуры должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. № 000 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный № 000).

VIII. Оценка качества освоения программ магистратуры

8.1. Ответственной за обеспечение качества подготовки обучающихся
при реализации программы магистратуры и получения обучающимися требуемых настоящим ФГОС ВО результатов освоения программы является организация.

8.2. Уровень качества программы магистратуры и его соответствие требованиям рынка труда и профессиональных стандартов (при наличии) может устанавливаться при профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

8.3. Оценка качества освоения программы магистратуры обучающимися включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую аттестацию.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине (модулю) и практике устанавливаются организацией самостоятельно (в том числе особенности процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья) и доводятся до сведения обучающихся в сроки, определенные в локальных нормативных актах организации.

8.4. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся организация создает фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение запланированных в программе магистратуры результатов ее освоения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.

В целях приближения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к задачам их будущей профессиональной деятельности, организация должна разработать порядок и создать условия для привлечения к процедурам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, а также экспертизе оценочных средств внешних экспертов – работодателей из числа действующих руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), а также преподавателей смежных образовательных областей, специалистов по разработке и сертификации оценочных средств.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик, а также работы отдельных научно-педагогических работников.

8.6. Государственная итоговая аттестация в качестве обязательного государственного аттестационного испытания включает защиту выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению организации.

Организация самостоятельно устанавливает требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии).

Организация устанавливает требования к процедуре проведения государственных аттестационных испытаний, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями с учетом состояния их здоровья, на основе Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации.

Пункт 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 000 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4378).

Часть 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562).