Истории про кладбища из реальной жизни. Страшные истории про кладбища

Мои родители и их родители - все родом из Воркуты. А я до пятнадцати лет города этого не видел, потому что меня туда не возили и всячески отговаривали от визитов к старикам - бабке с дедом, - живших там до самой смерти.

«Почему ты так ненавидишь свой город?» - удивленно приставал я к маме. А она рассказывала, что рядом с шахтой, где работали почти все мужчины из округи, было старое кладбище, наводившее ужас на местных обитателей. Якобы там видели мертвецов, покидающих свои могилы прямо на глазах у пришедших навестить покойных родственников воркутинцев.

Мой дед, отец моей мамы, который в 1930-х годах мальчишкой жил по соседству с этим кладбищем, божился, что сам видел «выходцев с того света». Однажды, буквально за день до Крещения, в морозную январскую ночь восставшие усопшие колонной прошествовали через поселок шахтеров - так он утверждал. И трупный запах стоял на улице целый день.

Конечно, я не верил этим россказням, полагая, что дед мой выжил из ума, а маленькую девочку - матери было лет десять, когда он ей рассказал эту чушь, - напугать легко. Однако мама настаивала, что все это - правда. И утверждала, что ее родной брат тоже был свидетелем жуткого случая. Они как-то с ребятами из соседнего дома гуляли вечером у ограды кладбища, и в это время вышел из ворот человек - странный, даже страшный, бородатый, в лохмотьях: прошел мимо них, шаркая какими-то драными обносками, напоминавшими валенки, повернул за угол.

Дети бросились за ним - дразниться стали, дураки. А он оглянулся, погрозил им палкой и просто растворился в воздухе, исчез. В тот же миг ребятишки почувствовали страшный порыв ветра, словно ураган начался... Их разметало по дороге, один пацан здорово повредил при этом ногу, другому оторвавшейся веткой дерева расцарапало в кровь лицо, а девочки покатились по земле, как горох, и заверещали от страха.

«Ну и что? - пожимал я плечами в ответ на мамины попытки произвести на меня впечатление. - Подумаешь, сильный ветер! Это бывает. И человек в лохмотьях - это ж необязательно мертвец. А что исчез, так вас, сорванцов, испугался, спрятался». Но, по словам матери, было что-то жуткое в той фигуре и в ее исчезновении - не может человек просто растаять в воздухе. «Да и многие у нас видели эти прогулки покойников. Мне не веришь,у кого хочешь спроси!» -мама не хотела сдаваться. «Что ты мне все каких-то очевидцев приводишь? А ты сама?» - нарочно злил ее я. «Нет, я не видела, слава богу! - мама крестилась испуганно. Но знаю многих людей, которым доверяю и которые сталкивались с нечистью этой. А один парнишка из нашего двора от ужаса с ума сошел - навсегда! Так и не выправился потом... Его такой мертвец подкараулил и набросился на него...

И вот интересное совпадение, я в ту самую ночь, когда на него покойник напал, заметила необычный яркий свет в небе - что-то вроде северного сияния, но не совсем сияние. Чудно! В наших местах его отродясь не было. Все же мы не на Северном полюсе живем... И в школе нашей происходили странные вещи: по ночам в гулких коридорах слышались чьи-то шаркающие шаги, раздавались невнятное бормотание и жалобные стоны. Это нам сторожиха баба Маня рассказывала».

«Пьяница, небось, была эта ваша баба Маня!» - подзадоривал я маму. «Да ну тебя... Она в эскадрилье «Ночные ведьмы» воевала! Орден имеет. Какая она тебе пьяница!» Неудивительно, что моя мама, когда вышла замуж за отца, тут же из «нехорошего» поселка в Воркуте уехала навсегда. Ни разу не порывалась навестить родителей. К нам-то бабка с дедом приезжали часто, а вот мама к ним - ни-ни. И меня они на каникулы к старикам не пускали.

Я страшно завидовал своим друзьям-одноклассникам: ну все, как лето - к бабкам едут в деревню. Их рассказы завораживали меня: там были приключения, драки и походы с ночевкой, купание и полная вольница! Одним словом, свобода! А я как проклятый сидел все лето в городе, в лучшем случае меня везли на море, и то всего на пару недель...

Когда же мне стукнуло пятнадцать, я устроил жуткий скандал и потребовал, чтобы меня отпустили к старикам. Родители долго сопротивлялись (точнее - сопротивлялась мама), но в итоге уступили. Где-то в середине июня меня отправили поездом Киров - Воркута. Сутки я наслаждался путешествием, потом оказался на центральном вокзале Воркуты. Маленький, старый, провинциальный, но довольно чистый. Из центра города на маршрутке отправился в поселок Северный к старикам. Воркуту нашел я городом унылым, мрачным. Тут и никакого кладбища с выползающими из-под земли зомби не нужно - без того пейзаж апокалиптический.

Бабушка с дедом меня встретили радостно - все же единственный внук! Я тоже был очень рад старикам, однако, когда они повели меня в запущенный двухэтажный дом, окруженный какими-то покосившимися сараями и ржавыми гаражами, несколько скис: не знал, что люди еще живут так в наше время - ну не видел я бараков! Город этот, надо сказать, окружен целой системой пригородов - в основном поселков при шахтах. Их было раньше полтора десятка, а в момент, когда я приехал в Воркуту, осталось всего пять, остальные поселки смотрелись мрачными призраками среди голой тундры...

Честно, я уже и не рад был, что приехал. Чем тут можно заниматься? Как отдыхать? Как вообще жить можно?! Хоть пиши родителям: «Забирайте меня!» Назавтра, впрочем, нашлась мне компания - пара ребят моего возраста, и перспектива провести тут две недели перестала казаться такой мрачной. Тем более что я, признаюсь вам, мечтал попасть на кладбище, о котором слышал столько «страшного».

Мне до смерти хотелось там побывать и главное - пофотографировать! Вдруг повезет, думал я, и кто-то с того света покажется мне! Эти снимки сделают меня знаменитым! Дурак, конечно, но и лет-то мне было всего пятнадцать. Хотелось острых ощущений, как любому мальчишке. Я попросил моих новых друзей устроить мне экскурсию на кладбище: мол, наслышан о всяких чудесах! Они пожали плечами: до него тащиться три километра. Не лень, так сходим...

И вот пришли мы на то самое литовское кладбище. Собственно, оно не только литовское, хотя самая приметная его могила - памятник какому-то князю с надписью на литовском языке: «Мать-Литва плачет о тебе». Да, в здешнем «Воркутлаге» их было много - сынов, по которым плакали Литва, Латвия, Эстония и Западная Украина...

Этот ад прошли десятки тысяч человек с территорий, занятых в 1939 году, а потом сюда же стали отправлять немцев - нет, не пленных, а вполне преданных СССР, только с началом войны все они превратились во врагов. Среди друзей моего деда, кстати, был литовец по имени Эдгар - его предки попали в Воркуту по этапу, а освободившись, остались там жить. Сам же Эдгар родился уже в Вильнюсе, но каждый год приезжал в эти суровые края за Полярным кругом, чтобы положить цветы на родные могилы.

Таких историй в этом городе сотни, тысячи... Но у этих узников все же были могилы, а сколько людей остались просто брошенными лежать в мерзлой земле под снегом и ягелем! Что ж тут странного, если подумать, в том, что эти души не знают успокоения. И ходят их призраки по вымирающему городу, и ищут своих палачей... А может, тех, кто остался из их родни, чтобы напомнить о себе? На кладбище я увидел множество православных крестов рядом с католическими. А став взрослым, прочел столько трагических историй простых русских мужиков, священников и учителей, рабочих и врачей, здесь погребенных!

Тогда же, в пятнадцать лет, я с упоением слушал, как один парнишка из новых моих знакомых рассказывал о том, как расширяли шахту в поселке Юр-Шор. Просто перекопали соседнее кладбище, сминая ковшом экскаватора черепа и кости похороненных здесь несчастных. Вот же люди! Им все нипочем! Они и покойников готовы выбросить на помойку! А ведь там лежали не только политзаключенные, но и вольнонаемные и местные - вполне возможно, родственники тех, кто колесами грузовиков крошил эти кости в прах.

Вот когда кладбище потревожили, и начались видения у местных. Или вернее, стали мертвецы выходить... Надо полагать, таким образом они покоя требовали, а может, справедливости. Испокон веков существовала традиция хоронить усопших в стороне от жилья и уважительно относиться к погостам. Наши предки знали, что разорение кладбища может навлечь беду. А мы забыли. И потому на себя надо пенять, а не на призраков, которые пугают нас.

В конце 40-х годов прошлого века местный шахтер получил срок за то, что рассказал о призраках, что явились к нему под землей. Его тут же в каталажку - за попытку сеять панику и распространять враждебную идеологию. Хотя какая у тех привидений идеология?! Они точно не создавали контрреволюционной группы, не выведывали секретной информации о тоннелях шахты и не готовили терактов...

Звали того шахтера Иван Храпов, он был дедом одного из парней, что рассказывали мне эту историю. И отсидел он до 1953-го, до самой смерти Сталина. А последний случай появления покойников приключился здесь в начале 60-х годов прошлого века, на танцах в местном клубе. Когда сторож, проводив всю молодежь по домам около полуночи, стал запирать двери, вдруг кто-то стал душить его.

Сторож был, несмотря на возраст, мужик здоровый. Он извернулся и сам схватил нападавшего: но тут же и одернул руки. Да еще и удар едва его не хватил! Перед мужиком стоял бледный как полотно труп - именно труп! У него были пустые глазницы и почти сгнившая кожа на щеках. Мертвец угрожающе скалился пустым ртом.

Бедный старик пустился наутек с диким воплем, а утром уволился с работы и больше в тот клуб не ходил - ни ночью, ни днем. А вот молодежь, услышав его рассказ, стала там дежурить чуть ли не круглосуточно - смельчаки! Выпьют для храбрости и давай с шутками-прибаутками вокруг клуба ходить. На третью, что ли, ночь один из этих парней увидел полупрозрачную фигуру человека, но другие заметить ее не успели, а потому решили, что он портвейна просто перебрал.

Почему после 1960-го не приходят пугать воркутинцев покойники? Думаю, потому что примерно в то время бывший политзаключенный Юр-Шора установил на кладбище первый памятный знак, общий для всех погибших. Мама моя, во всяком случае, именно так и говорила: «Перестали гости с того света к нам ходить, успокоились, видно, им этот знак уважения понравился». Я видел, кстати, этот простой деревянный столб, укрепленный в основании бетонной подушкой, на которой выдавлены цифры «1953».

А позже, в 1992-м по-моему, воркутинский «Мемориал» вместе с бывшими политзаключенными из Литвы, Латвии и Эстонии водрузили на кладбище еще один деревянный памятный крест с табличкой: «Вечная память погибшим за свободу и человеческое достоинство». Это уж точно понравилось тем, кто лежит в мерзлой здешней земле: память и достоинство - именно то, чего они так долго были лишены.


ОБРУЧИЛАСЬ С ПОКОЙНИКОМ

Было это давно, лет двадцать назад.
Это сейчас я серьезная дама в возрасте, а тогда была молодая симпатичная пышногрудая блондинка, свободная, незамужняя.
Работала научным сотрудником в лаборатории медицинского профиля, разрабатывающей новые кровезаменители. Даже начала писать диссертацию на тему острой смертельной кровопотери. Моделировали мы все это на собаках: выкачивали из них кровь, а потом вливали искусственную. Так что крови я совсем не боялась, даже наоборот.
***
И был у меня тогда близкий друг М., молодой симпатичный брюнет, тоже научный сотрудник, только в области теоретической физики, и работал он в Академии Наук.
Со стороны все думали, что у нас роман – чуть не каждый вечер вместе проводим.
Однако все было несколько иначе. Общались мы с ним не столько на почве любви, сколько на почве дружбы, да не простой, а основанной на общих интересах – а именно – пристрастию ко всему инфернальному.
Днем мы продвигали советскую науку, а вечером ударялись в мистическое мракобесие (Сейчас есть некий аналог этому увлечению - готы, но тогда, в девяностые, этого движения еще не было).
Самым любимым нашим времяпровождением были прогулки по старинным кладбищам города. Чуть не каждый день после работы мы встречались и дружной рысью спешили на погост. А по пути частенько заглядывали в магазин и затоваривались бутылочкой шампанского для пущего вдохновения. Ну как без этого на могилках-то?
Я, например, рассказала другу М. исторический факт о том, что Жорж Санд со своим кавалером Альфредом Мюссе тоже любили ночью на кладбище пить шампанское, причем из черепа. Ну, мы, конечно, до такого не доходили (по причине неимения черепа), но старались тоже проявить оригинальность. Бродили, уподобляясь Санд и Мюссе, в сумерках, по старинному Военному кладбищу или по Кальварии, декламируя некрофильные стихи или пересказывая мистические истории самых инфернальных авторов - Эдгар По, Ховард Филипс Лавкрафт, Амброз Бирс… Короче, щекотали себе нервы загробной романтикой
***
Вот и в тот роковой летний вечер мы с М., прихватив бутылочку шампанского «брют», поспешили на старинное Военное Кладбище. Погода шептала, было полнолуние.
Полная луна заливала своим мертвенным светом старинное кладбище.
Мы посидели на одной лавочке, выпили за здоровье покойников, посидели на другой, вспомнили Шарля Бодлера, перечитали немало эпитафий, прокомментировали их. Дивный был вечер.
…Наконец занесло нас в самый дальний, заброшенный уголок кладбища, где мы (как ни странно) никогда еще не бывали (хотя, казалось бы, давно обошли все). Это надо было отметить. Я постелила газетку на край полуразрушенного надгробия (дабы не запачкать черного платья) и присела. М тоже.
Ну, выпили, конечно (правда, не из черепа, а из захваченных из дома стаканчиков).
…И вот…
***
…Ярко светила луна, резкие тени ветвей падали на кресты и надгробия,
в сухих травах громко трещали какие-то цикады, и душа просила инфернальности.
Невольно навевались философские мысли…
Типа - сидим мы тут, молодые, красивые, талантливые, а под нами, буквально рядом, под землей лежат те, кого давно уж нет средь нас, но ведь когда-то и они – были! Любили, ревновали, ненавидели – одним словом, жили…
Сидя на надгробной плите, я с чувством декламировала:
«Я не должна любить другого, нет, не должна!
Я мертвецу святыней слова обручена!»
Друг мой М., флегматично внимая высокой поэзии, с чувством приложился к горлышку бутылки, и, пытаясь прислонить ее к бортику забытой могилы, заметил в пожухлой траве что-то блестящее.
«Смотри, кольцо!» - воскликнул он и уже протянул руку, собираясь поднять, но тут я его опередила (и этим, скажу, забегая вперед, спасла!) и схватила колечко первой.
***
..Кольцо оказалось дешевенькой подделкой с голубым стеклышком. Но дело, конечно, было не в его ценности, а в том, что оно было найдено в столь необычной обстановке.
Войдя в роль, да еще будучи подогрета шампанским, я встала, демонстративно надела колечко на безымянный палец левой руки и провозгласила: «Этим кольцом я обручаюсь с покойником сего кладбища!»
М. поаплодировал моей смелости и артистизму, а я продолжала цитировать, на сей раз Байрона:
«Не бродить уж нам ночами,
хоть душа любви полна
и по-прежнему лучами
серебрит простор луна…»
И за это мы выпили.
***
…Байрон Байроном, однако же уже было заполночь, а завтра и мне, и М. надо было идти на работу, и мы потихоньку двинулись к выходу, весьма довольные романтично проведенным вечером.
***
…Мы уже подходили к воротам кладбища, где у древней сторожки стояла небольшая водоколонка – черный проржавевший столбик с крюком для подвешивания ведра. Похоже она там стояла испокон веков.
…И тут случилось страшное…
Проходя мимо колонки, я наступила на железную решетку для стока воды. На мою беду, решетка оказалась незакреплена, она перевернулась и я, потеряв равновесие, с размаху упала грудью на острый крюк, прямо как Матросов на амбразуру… Раздался треск раздираемой материи синтетического черного платья.
Поднимаясь, я недовольно воскликнула: «Вот черт, платье порвала!», прижала левую руку к груди, отняла ее и… с ужасом увидела свою окровавленную ладонь (на черном платье кровь не была видна)…
Разорвано было не только платье. Левая грудь была раскроена острием крюка едва ли не пополам!
(Удивительно, но я действительно совершенно не почувствовала боли - как я потом узнала, в этой части грудной железы очень мало нервных окончаний),
Покойник покусился не только на мою руку с кольцом, но и на сердце. Меня спас бюст третьего размера – крюк вонзился как раз на уровне сердца...
***
Я зажала рану левой рукой (на которой было надето кольцо), глубоко вдохнула, и озвучила ситуацию.
М. от ужаса протрезвел, но потерял дар речи. Пришлось мне взять себя в руки – недаром я работала с кровопотерей! Хорошо, что не боюсь крови, а то бы и в обморок грохнулась.
«Скорую!» возопила я, но тут же сообразила, что это нереально.
«Ищем такси!» по-деловому бросила я, и, подхватив ошалевшего физика-теоретика под руку, бросилась с кладбища.
Пока мы бежали по темной улице в поисках такси, до меня начало доходить, что несчастный случай как-то связан с кладбищенской находкой.
Вот… обручилась с покойником на свою голову!!!.. мелькнуло в моем сознании.
Пока мы бежали вдоль проспекта, я окончательно пришла к выводу о причастности колечка к моему несчастному случаю, и решила его выбросить.
Чуть ли не на бегу я сорвала с руки окровавленное кольцо и швырнула подальше от себя. Секунду спустя я вдруг поняла, что по странному стечению обстоятельств, я бросила злополучное колечко в дверь подъезда, где проживала моя приятельница Л., (врач) с которой я незадолго до этого резко разорвала отношения, и она сильно переживала по этому поводу.
В тот момент я про это даже не подумала, вспомнила позднее (когда узнала, что через пару дней Л. вскрыла себе вены и пыталась кончить самоубийством, к счастью, ее успели спасти). (!!!)
***
…Как медик, я всегда страшно боялась микробов.
И когда представила себе последствия соприкосновения своего шикарного бюста со ржавым крюком девяностолетней давности, да еще стоявшим все это время на погосте (и вряд ли когда-либо подвергавшимся дезинфекции)… А вдруг это кончится гангреной?!... ампутацией груди… Моя фантазия разыгралась не на шутку. А я молодая, симпатичная, вся жизнь впереди… Ужас… Добежали мы до клиники.
***
В приемном отделении дежурный старенький толстый доктор продезинфицировал рану и сказал, что может наложить швы, но у них кончилось обезболивающее средство. Так что если я соглашусь без наркоза… Я согласилась. Доктор был восхищен моим мужеством и наложил 8 швов, а я только смеялась. Еще бы, нашим подопытным собакам и не такое выпадало.
***
Придя домой, я вдруг заметила флакон с таблетками (американский жутко крутой дефицитный антибиотик) который нам, как медикам, накануне выдали на работе в качестве гуманитарной помощи (я об этом уж и забыла). Я тут же схватила флакончик и грамотно приняла ударную дозу.
***
ХЭППИ ЭНД
Утром я как ни в чем не бывало вышла на работу, никто ничего и не заметил. Антибиотик принимала еще дней пять. Потом через неделю пошла в поликлинику снимать швы. Все зажило на удивление быстро, без всяких осложнений.
Одним словом, мне еще повезло. А ведь могло быть и по-другому…
***
Много лет прошло, но до сих пор небольшой шрам на левой груди напоминает мне об этом жутком случае.
***
Хочу предупредить всех читателей – никогда не берите ничего с кладбища!!!

Эта история скорее психологическая, чем мистическая.
В одном селе жили по соседству две семьи. В обеих семьях к тому времени дети уже выросли и разъехались. Мужчины, ранее дружившие, что-то не поделили, разругались и перестали друг с другом общаться. Женщины же отношение поддерживали.
Осенью внезапно от сердечного приступа умер Иван (один из соседей).
Гроб с покойным поставили в гостиной. Как и положено, занавесили зеркала, убрали острые предметы, отправили телеграммы родственникам. И тут у жены покойного случилась нужда отлучиться в соседнее село. Приходит она к соседке и со слезами на глазах просит помочь: скотину покормить и за домом посмотреть – мол, завтра к обеду вернусь. Деваться некуда – надо помогать.
Наступил вечер, соседка собралась идти выполнить обещанное, а её муж развыступался (успел к этому времени напиться) – типа «не пойдешь, я тебе запрещаю». Но женщина все равно пошла, ответив мужу, что не по-людски это будет.
Пришла. Поставила кастрюлю с комбикормом на плиту вариться, а сама нет-нет, да и взглянет на гроб с покойником – жутковато находиться одной с мертвецом. Но умерший лежит смирно.
Ну вот, свиньи накормлены, можно идти домой. Закрыла дверь на замок. Все, теперь уже не страшно, но не тут-то было.
Пришла домой, а муж закрылся на все засовы и завалился пьяный спать. Обошла она вокруг дома, постучала по окнам, но не достучалась. Если бы лето, то можно было и на завалинке ночь пересидеть, но на улице лужи замерзли. Время уже совсем позднее, и ходить по домам будить соседей не хочется. Вот уже и уличные фонари выключили. Совсем темно.
Вспомнила присказку, что нужно живых бояться, а не мертвых, решила вернуться в дом с мертвецом. Так и сделала. Пришла, зажгла свет в комнатах, посмотрела на покойного Ивана (тихо лежит), сдвинула стулья в кухне и прилегла на них. И тут по закону подлости отключили электричество…
Как она потом рассказывала, ей никогда так в жизни страшно не было. Темень хоть глаза коли, чужой дом (где свечи или фонарик, неизвестно) и приятное соседство в виде мертвого человека…
И тут она слышит, как открываются ворота и во двор кто-то входит. Какие-то крики, смех, мерцание света в окошке, кто-то стучит в стекло. Женщина с радостью бросилась из дома (родственники покойного приехали!), но во дворе пусто, никого.
Как дождалась утра, сама не помнит. Вскоре ушла от мужа, так и не смогла простить ему этот кошмар.

Кладбище где-то рядом

На кладбище Донского монастыря

Москва, как и любой старинный город, стоит на костях. И это не преувеличение. Прогулявшись по московским кладбищам, легко заметить, что дореволюционных могил, не говоря уже о XIX веке, единицы. Языческие курганы и захоронения монахов, чумные кладбища и сельские погосты — все они сейчас под скверами и кинотеатрами, мостами и многоэтажками.

Кладбища в Москве откапывают чаще, чем клады. И, как выясняется, наши предки не всегда хоронили мертвых. В районе Китай-города в 1920-е в ходе раскопок обнаружили три каменных гроба. От каждого на поверхность шла вентиляционная труба.

Очевидно, что людей хоронили там заживо.

Мстил ли боярин своим недругам? Долго ли мучились несчастные? Истории это неизвестно.

В 1970-е в районе Сивцева Вражка обнаружили средневековое захоронение из одних черепов. Ученые предполагают, что это были опальные бояре, казненные Иваном Грозным. Для их душ царь предусмотрел не только прижизненные, но и посмертные муки, так как погребение было недостойным.

Случались и более романтические находки. В 1930-е при исследовании подвалов палат Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной археологи нашли скелет девушки с прекрасно сохранившейся длинной косой. Когда до волос дотронулись, они рассыпались в прах. Сидела ли девица в темнице, ждала ли прекрасного принца? Еще одна загадка.

Дорога из могилы

Порой московские кладбища получают вторую жизнь. В конце 1930-х многие гранитные надгробия пошли на облицовку набережных. Были бы воды Москвы-реки прозрачнее, мы бы смогли сквозь их толщу прочитать старинные эпитафии: «Дражайшему супругу и родителю от сетующих супруги и детей», «Дорогому продавцу от благодарных покупателей».

А на Новой Басманной до недавних пор внимательный наблюдатель мог заметить бордюрный камень с обрывками фраз: «..трудный...», «...гордимся...», «...настанет...». Это надгробная плита с уничтоженного кладбища при церкви Святых Петра и Павла. В советские годы могильными камнями мостили улицы — что добру пропадать. Минувшей весной надгробнyю плиту увезли в неизвестном направлении, а на тротуар положили обычную.

Пушкин толкнул с того света

В таких условиях, кажется, духов и вызывать не надо — сами придут. Тем не менее в старину москвичи этим с удовольствием занимались. Хрестоматийной стала история, случившаяся в середине XIX века с Павлом Нащокиным. Выпускник Царскосельского лицея и ближайший друг Пушкина уже в зрелом возрасте устроил в своем доме в Воротниковском переулке спиритический салон (где бывал в числе прочих Владимир Даль, которому членство в Академии наук вере в духов, видимо, не мешало).

Пушкин к тому моменту уже погиб на дуэли, и Нащокин вызывал его дух с помощью блюдца, нитки и иголки. Поэт охотно приходил, надиктовывал стихи и однажды даже пообещал предстать перед друзьями во плоти. В условленную ночь Нащокин и компания не сомкнули глаз, но потустороннего гостя так и не дождались. С утра хозяин дома отправился в церковь. По дороге он встретил какого-то пьяного мужичка в тулупе. Тот толкнул его в плечо.

Дом в Воротниковском переулке, где жил известный меценат Павел Нащокин, друг Пушкина

Нащокин поднял голову и к своему ужасу узнал в прохожем покойного друга.

После этого о спиритических сеансах Павел Воинович уже не вспоминал, а загробное пушкинское наследие сжег. Нащокинский же дом сохранился, сейчас там галерея. На фасаде табличка: «Здесь бывал Пушкин». При жизни, конечно.

Проклятие Юсуповых

Если верить легендам, то добродушием москвичи вообще не отличались и периодически друг друга проклинали. Только ленивый не знает байку про останкинскую бабку, которая якобы уже много веков приходит к обитателям этого района и проклинает их за то, что построили дома на древнем кладбище.

И если существование горбуньи под большим вопросом, то следующая история действительно заставляет призадуматься. В Харитоньевском переулке, в глубине запущенного сада, стоит мрачный пышно украшенный дворец. Это дом Юсуповых. Семейное предание гласит, что основатель богатейшего в стране рода — потомок ногайских ханов Абдул-мурза в XVII веке перешел из мусульманства в православие и был за вероотступничество проклят. Во сне некий грозный голос якобы сообщил ему, что отныне в каждом поколении все дети, кроме одного, будут умирать до 26 лет. И, что самое удивительное, на протяжении трех веков этот «клуб 25-летних» действительно существовал. Последним дореволюционным отпрыском этого семейства стал Феликс Юсупов, один из самых загадочных персонажей того времени. «Порочный херувим», «падший ангел» — так его звали за сочетание телесной красоты и душевной развращенности. В историю он вошел как убийца Распутина. Его единственный брат Николай за несколько лет до этого погиб на дуэли. Ему шел 26 год.

Призрак Саввы Морозова

Но вернемся к призракам. О них в Москве написано, а вернее, придумано немало. Из статьи в статью кочует, например, Жужу — французская манекенщица и любовница Саввы Морозова. Якобы в 1905 году на Кузнецкому Мосту она услышала, как разносчик газет выкрикивает последние новости: «Савва Морозов покончил собой!» Жужу пулей выскакивает из экипажа, чтобы купить свежий номер, и тут же попадает под колеса автомобиля. Вечером газетчика находят в подворотне, задушенного шелковым чулком.

С тех пор призрак Жужу якобы бродит по богатой улице в поисках новых жертв.

История откровенно баечная — ни о любовнице с таким именем, ни тем более о ее смерти исследователям Морозовых ничего не известно. Гибель же самого Саввы спровоцировали действительно мрачные события. Наследник богатейшей купеческой династии умер в Ницце, в гостиничном номере, от огнестрельного ранения, но при каких именно обстоятельствах, не ясно до сих пор. Кто-то считает, что это и в самом деле было самоубийство. По другой версии, Савву застрелили черносотенцы, потому что он финансировал большевиков. Согласно третьей, это сделали большевики, потому что в последние годы Савва передумал их финансировать.

После смерти купца его готический особняк на Спиридоновке отошел его вдове. Но Зинаида жить там не смогла. По ее словам, ночью из кабинета покойного мужа доносились шорохи, на лестницах были слышны его шаги. Дом продали. Сейчас в особняке Морозовых находится дом приемов МИДа. На потустороннюю активность его обитатели дипломатично не жалуются.

Тайны «пряничного» дома

Другая растиражированная байка относится к дому Игумнова на Якиманке. Владелец Ярославской большой мануфактуры построил его для себя в конце XIX века. Легенда гласит, что за вычурность дома-шкатулки народ поднял купца на смех, и тот сорвал злобу на архитекторе, подав на него в суд за растрату. Тот якобы не выдержал позора и покончил с собой, предварительно прокляв жильцов особняка.

История эта в высшей степени сомнительная. Строил дом известный в Ярославле архитектор Поздеев, исследователи творчества которого уверяют, что он умер своей смертью после долгой битвы с туберкулезом.

Другая легенда гласит, что дом сделал проклятым сам Игумнов, когда замуровал в стене изменившую ему любовницу-балерину.

Документальных свидетельств этому, разумеется, нет. В особняке сейчас находится посольство Франции. Его сотрудники никаких «девушек в белом» в псевдорусских интерьерах не наблюдают.

Но и без этого в истории «пряничного» дома хватает мрачных страниц. После революции особняк национализировали и в 1920-е открыли там единственный в России Институт по переливанию крови под руководством Александра Богданова. Медик, философ и большевик, он считал, что для омоложения нужно как можно чаще — нет, не пить, но переливать себе молодую кровь. Что сам регулярно практиковал. Десять раз это удавалось. На одиннадцатый раз что-то пошло не так, и изобретатель сам стал жертвой своего метода. После смерти Богданова его молодильные переливания заклеймят как шарлатанство, а дом Игумнова отдадут другим исследователям. Одним из первых их «клиентов» по иронии судьбы окажется сам Богданов — под микроскопы НИИ мозга отправят вместе с Лениным и Маяковским и его мозг.

Ко всем святым на кулички

И все же самым страшным праздником все равно считается Хеллоуин, который, как известно, отмечают в канун Дня всех святых. В Москве это словосочетание тоже связано с чертовщиной. В районе Китай-города стоит старинная, XVII века, церковь Всех Святых на Кулишках. Если вспомнить поговорку «к черту на кулички», то выходит, что у святых и нечистой силы один адрес. История здесь такая: кулишками, или кулижками, раньше называли лесные поляны. Черта там, по одной версии, можно было найти из-за их удаленности, а по другой — потому что в языческие времена на полянах совершали жертвоприношения. Наша церковь тоже располагалась на кулижках: в XVII веке на месте Славянской площади был заливной луг. Отсюда и название. Безобидная игра слов о соседстве добра и зла в 1930-е приобрела новый смысл. Церковь отошла НКВД, и в ней стали проводить расстрелы.

Жил я в большом городе, но после рождения сына, наша семья вынуждена была возвратиться жить в поселок откуда я родом. У сына была сильная аллергия на городской смог и дальнейшее проживание в городе грозило ему смертью. Все наши родственники, которые проживали в поселке, были очень рады нашему возвращению и часто собирались вместе коротать зимние длинные вечера.

Болтали о разном, но после "разгрома" нескольких могил на кладбище (пьяная молодежь развлекалась) все чаще разговор начинался с происшествий связанных с кладбищем.

Страшная история № 1

Повадился кто то воровать оградки возле могил на кладбище - начал рассказ мой дядя. Почти каждую ночь исчезала оградка с чьей нибудь могилки. Видать сильный мужик был, некоторые оградки снимал вместе с бетонной заливкой и уносил неизвестно куда. Решили, что ворует и продает где нибудь в других селах, но никак не могли его поймать, даже милиция дежурила и ничего не заметила. Как только устроим засаду - оградки целы, как засады нет - очередная оградка исчезает. Откуда мог знать этот вандал, когда засада будет. И, главное, следов машины нигде не было, видно на плечах уносил, а куда никто не знает. Служебная собака след не брала,только понюхает потом фыркает и отворачивается. По поселку пошли слухи, что это нечистый безобразничает и по ночам на кладбище уже никто не ходил дежурить, боялись нечистого. Наш батюшка ходил с кадилом вокруг кладбища, молитвы читал, все равно не помогало.

Но вот однажды, те кто жил поближе к кладбищу, услышали сильный и страшный крик из кладбища в ночное время. Такой сильный, что даже в доме было слышно, нечеловеческий какой-то крик. Естественно, ночью боялись туда идти, а пошли целой оравой уже когда солнце стояло высоко и увидели, что возле могилы недавно похороненного местного кузнеца стоит человек на коленях. Его голова торчит между прутьями оградки. а на шее прутья сжаты. Эту оградку кузнец сам себе выковал еще когда живой был и сказал, что бы на его могиле поставили. Красивая оградка с любовью кованная ни одного сварного шва нет. Разозлился, наверно, кузнец и наказал вора, не сам же вор голову в оградку сунул да еще и прутья сжал на своей шее. С того времени воровство на кладбище прекратилось.

Страшная история № 2

Правильно говоришь Семен (так зовут моего дядю) - продолжила разговор следующая собеседница. Мертвые могут наказывать своих обидчиков. Вот моя подружка из соседнего села была у меня в гостях и рассказывала о смерти девушки после выпускного.

Там у них выпускной был в школе и трое девочек выпускников решили, чтобы не покупать букеты красивых цветов, собрать букеты на кладбище. Рано утром побежали на кладбище и забрали букеты на одной из могил вчерашних похорон. С этими букетами и пришли в школу. Девочки букеты подарили учителям, а Яна (так звали одну из девочек) оставила один букет дома - самый красивый поставила в вазу на столе, а второй отдала учительнице. Так вот две девочки и три учительницы, которые получили букет с кладбища, на следующий день заболели и попали в больницу, а Яна вечером переставила букет с кладбища поближе к своей кроватке и легла спать. Утром не вышла из своей спальни. Мама зашла, а дочь мертвая. Оказалась задушенной. У всех родных на эту ночь было алиби, никаких следов - убийцу не нашли. Медики поставили заключение, что умерла от сильной аллергии на цветы.

Страшная история № 3

А помните случай в позапрошлом году, подала голос тетя Клава. Это же у нас было. Тот случай с Кириллом, местным пьяницей и дебоширом. Он еще себя бесом или вампиром называл, да и люди его так звали и сторонились, никто из мужиков не хотел с ним дружить. Здоровый был и как выпьет, так и лезет в драку, да еще и кусается - кричит кровь из тебя выпью. Никто его не мог приструнить и проучить. Мужики, бывало соберутся человек с пять и пробуют его проучить. Нападут, бьют его, а он вроде и боли не чувствует, наставит мужикам фингалов под глазами, да еще и сломает руку или ногу кому нибудь.

Но наскочила коса на камень - не осилил пропойца местного самогона, так напился что и умер, как люди говорят - сгорел от водки. Ну собрались всем селом кто сколько мог (пьяница сам жил) и организовали похороны, человек все таки. Отвезли гроб на кладбище, опустили в могилу и копачи стали закапывать, все стояли тихо, плакать было некому и вдруг послышался шум из могилы, копачи застыли как вкопанные. Гроб с накиданной на него землей стал уходить в землю, туда, вниз. Опустился метров на три и остановился. забросали могилу оставшейся землей, да еще и привозить пришлось, почти полторы машины в могилу влезло пока холмик сделали и крест поставили с надписью. В поселке долго говорили, что он может и действительно вампир и к своим стремится уйти в царство теней, а что там на самом деле - никто не знает. Никаких карьеров и шахт в этой местности не было испокон веков.