Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве. Хокусай - мир японии Работы художника хокусай

Кацусика Хокусай родился 31 октября 1760 года (10-й год Хорэки) в провинции Мусаси, районе Хондзё Варигэсуй уезда Кацусика (часть современного района Сумида в Токио), в бедной крестьянской семье. Его родовое имя было Кавамура, а детское имя – Токитаро. Позже он получил имя Тэцудзо. Взрослое его имя было Накасима Хатиэмон.

В 1764 году (1-й год Мэйва), будучи еще ребенком, Хокусай был усыновлен Накасима Исэ, шлифовщиком зеркал при дворе сёгуна. Однако позже, когда вырос, уступил свое место настоящему сыну Накасима и ушел из этой семьи. Он поступил в качестве подмастерья в книжный магазин, который также давал книги для чтения на время, и стал учиться на резчика ксилографических досок. Занимаясь этим тяжелым трудом, он вернулся в дом своих настоящих родителей. В это время Хокусай заинтересовался иллюстрациями, которые видел в сдающихся в магазине книгах, и решил избрать для себя путь художника.

В 1778 году (7-й год Анъэй) он поступил в ученики к мастеру картин в жанре укиё-э Кацукава Сюнсё. Хокусай стал изучать живопись школы Кано, китайские картины караэ, западную живопись и многие другие школы и техники. В этот период он создал много картин с изображением известных мест (мэйсё-э, или пейзажи в стиле укиёэ), а также портретов актеров (якуся-э). Кроме того, мастер также рисовал иллюстрации для книжек с картинками на желтых страницах (кибёси). В это время он использовал творческий псевдоним «Сюнро», который был составлен из первого иероглифа имени его учителя, Кацукава Сюнсё, и второго иероглифа из псевдонима, используемого тем же учителем – Кёкурои.

В 1779 году (8-й год Анъэй) Хокусай создал свое дебютное произведение «Актёр Сэгава Кикунодзё в роли дочери Масамунэ, О-Рэн».

В 1794 году (6-й год Кансэй) мастер ушел из школы Кацукава. Истинные мотивы этого поступка до сих пор не ясны, но, возможно, это случилось из-за разногласий со старшим учеником школы, Кацукава Сюнко, или же из-за того, что Хокусай в тайне от учителя Кацукава посещал занятия художника Кано Юсэн. Тем не менее, судя по всему, Хокусай учился не только у Кано Юсэн, но одновременно брал уроки у художника Цуцуми Торин, а также изучал техники китайской живописи по иллюстративному китайскому атласу «Кайсиэнгадэн». В 1795 году (7-й год Кансэй) мастер начал использовать творческий псевдоним «Хокусай Сори».

В 1798 году (10-й год Кансэй) мастер уступил свой псевдоним «Сори» своему ученику, начав называть себя «Хокусай», «Како» и «Токимаса».

В 1802 году (2-й год Кёва) художник начал создавать иллюстрации для сборника шуточных стихов «Развлечения восточной столицы».

В 1805 году (2-й год Бунка) мастер стал использовать творческий псевдоним «Кацусика Хокусай».

В 1810 году (7-й год Бунка) начал подписывать свои работы именем «Тайто».

Осенью 1812 года (9-й год Бунка) Хокусай отправился в город Нагоя, где остановился в доме художника Маки Бокусэн, а потом совершил путешествие по району Кансай (город Осака, уезд Ёсино в провинции Ямато, область Кисю, Исэ и так далее).

В 1814 году (11-й год Бунка) мастер издал первый том произведения «Манга Хокусая» - сборник разножанровых рисунков, часто – юмористических или сатирических. Весной 1817 года (14-й год Бунка) он вновь отправился в город Нагоя. В пятый день 10-го месяца он нарисовал для буддийского храма Нисихонгандзи Бэцуин (филиал храма Нисихонгандзи) гигантское погрудное изображение Бодхидхармы (Дарумы) размером в сто двадцать татами. В конце года отправился в путешествие по Осака, Исэ, Кисю, Ёсино. Как считается, в этот период в ученики к мастеру поступил художник Сюнкосай Хокусю.

В 1820 году (3-й год Бунсэй) Хокусай стал использовать псевдоним «Иицу». В 1823 году (6-й год Бунсэй) он выпустил первое издание произведения «Тридцать шесть видов Фудзи», в 1831 году (2-й год Тэмпо) он заново вырезал доски для этой серии, а в 1833 году (4-й год Тэмпо) завершил создание серии.

В 1834 году (5-й год Тэмпо) мастер начал использовать творческие псевдонимы «Гакёродзин» («Безумный к живописи старик») и «Мандзи» (знак «мандси», свастика, в буддийской культуре является символом космической гармонии, благопожеланием и охранительным символом). В этот период он начал свою знаменитую серию пейзажей - «Сто видов Фудзи».

Осенью 1842 года (13-й год Тэмпо) Хокусай впервые посетил дом ученого и художника Такаи Кодзан, находившийся в городе Обусэ (уезд Такаи в провинции Синано). Именно тогда Кодзан специально к приезду Хокусая построил «Домик голубых волн», в котором тепло принимал мастера.

В 1844 году (15-й год Тэмпо) был принят на службу городской администрацией Обусэ (уезд Такаи, провинция Синано) и пробыл там до 1848 года (1-й год Каэй). 10 мая 1849 года (18-й день 4-го месяца 2-го года Каэй) умер в своем съемном домике на территории храма Хэндзёин (филиал храма Асакуса), находящегося в квартале Асакуса Сэйтэнтё в Эдо в возрасте 90 лет. Перед смертью он написал такие строки:

Хитодама-дэ

Юку кисан дзя

Нацу нохара

(Теперь я стал духом

И полечу легко и светло

По летним полям)

Кацусика Хокусай похоронен в храме Сэйкёдзи, в районе Асакуса (сейчас район Тайто города Токио). Его посмертное буддийское имя – Нансоин Киё Хокусай кодзи. В этом месте находится мемориал, поставленный в честь двухсотлетия со дня рождения мастера.

Кацусика Хокусай (1760, Эдо (ныне Токио) -- 10 мая 1849, там же) -- великий японский художник укиё-э, иллюстратор, гравёр периода Эдо. Работал под множеством псевдонимов. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров, примечательнейший мастер завершающего периода японской ксилографии.

Хокусай использовал не менее тридцати псевдонимов на протяжении своей жизни. Несмотря на то, что использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, по числу псевдонимов он существенно превосходит других крупных авторов. Псевдонимы Хокусая нередко используются для периодизации этапов его творчества.

Родился в сентябре 1760 года в Эдо (современный Токио) в семье ремесленника. Семья жила в районе, называвшемся Кацусика, -- бедном городском предместье. Его настоящее имя -- Токитаро, но на протяжении всей своей творческой жизни он принимал много различных псевдонимов. Считается, что его отцом был Никадзима Исэ, изготовлявший зеркала для сёгуна. Хокусай не стал наследником своего отца, поэтому его матерью предположительно была конкубина. По версии авторитетного исследователя творчества Хокусая Нарадзаки Мунесигэ Никадзима Исэ был только приёмным отцом мальчика, которому он был отдан в обучение. Настоящим же его отцом Мунесигэ считает крестьянина Кавамуру, который и отдал его Исэ в возрасте четырёх-пяти лет. Это позволяет сделать вывод, что семья Хокусая была из беднейших, и у родителей не было возможности самостоятельно растить всех детей. Также можно предположить, что он не был старшим сыном в семье, поскольку на воспитание в чужие семьи отдавали только младших сыновей.

Начал рисовать в возрасте около шести лет, возможно обучаясь искусству у отца, чья работа над зеркалами включала в себя их роспись.

В 1770 году мальчик устраивается в книжную лавку разносчиком книг в район Ёкомотё. В этот период его зовут Тэцудзо. Причины, по которым он ушёл из мастерской приёмного отца, остаются неизвестными. Предположительно, именно работая в книжной лавке Хокусай обучается грамоте, в том числе китайскому языку. Следующий след в жизни художника -- работа в мастерской гравёра (приблизительно с 1773 года), что, по всей вероятности, не было случайностью. На данный период приходится расцвет гравюры в Японии, которая начинает пользоваться большой популярностью. В целом, это время в Японии характеризуется значительным развитием культурной сферы: театр, изобразительное искусство, литература осваивают новые методы, разрабатываются новые стили. Происходит всплеск в книгопечатании. В происходящем развитии ярко проявляется свойственный японской культуре синтетизм, когда отдельные виды искусства и ремёсел тесно взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга: театр в Японии прочно связан не только с литературой, но и с музыкой, отдельным важным жанром в гравюре является создание портретов актёров, гравюра непосредственно связана с книгопечатанием, созданием рисунков на тканях, массово используется в быту при создании поздравительных открыток и т. п.

На детство и юность Хокусая приходится творчество многих японских мастеров гравюры: Харунобу, Кацугавы Сюнсё, Утагавы Тоёхару. Ксилография выходит на новый уровень развития как в художественном, так и в техническом плане. В мастерской гравёра Хокусай обучился основам мастерства резьбы по дереву. Но работа резчика-гравёра всегда была ограничена замыслом непосредственно художника. Как технический исполнитель, резчик не мог отступить от замысла художника, от него требовалась лишь точность и бережное отношение к работе. Хокусаю тесны рамки резчика и он ищет себя в создании гравюр по собственным рисункам.

В 1778 году Хокусай поступил учеником в студию Кацукава Сюнсё (1726--1792), известного художника укиё-э, прославившегося портретами актёров кабуки. Его мастерская принадлежала к числу крупнейших в Эдо. Период творчества Хокусая с этого времени обычно называется «Период Сюнро», по имени, которым он подписывается. В 1779 молодой художник сделал серию вполне уверенно скомпонованных театральных портретов.

Работа и учёба Хокусая в мастерской были отмечены её создателем. Сюнсё благоволит трудолюбивому и аккуратному ученику, который отменно выполняет и сложные заказы. При общей атмосфере непререкаемой покорности и преклонения перед учителем, царившей в мастерской, Хокусай пользуется особенным вниманием Сюнсё, что выражается и в том, что Хокусаю позволено подписываться как «Сюнро» -- именем, образованным от имени учителя («Сюн» -- от Сюнсё, «ро» -- от имени «Кёкуро», которое раньше носил Сюнсё).

Хокусаю дозволено выступить с самостоятельными работами, и первым его опытом в 1784--1785 годах становятся гравюры в жанре якуся-э (один из видов театральной гравюры). Гравюры в основном относятся к типу хосо-э (узкие продольные гравюры, из которых составлялись диптихи и триптихи, представляющие одного актёра). Известны работы Хокусая этого периода, изображающие популярных актёров того времени Итикаву Дандзюро Пятого, Сэгаву Кикудзиро. Работы отмечены несомненным влиянием Сюнсё, однако к этому времени популярность Хокусая в жанре якуся-э уже сравнима с популярностью его учителя. Тонкий вкус, умение передать ухватить самое важное, тщательная проработка произведений -- всё это ведёт к появлению собственного стиля, который не может сдерживаться рамками школы Кацугавы.

В период Сюнро Хокусай много трудится над иллюстрированием книг. Большей частью это популярная недорогая продукция, так называемая «кибёси» («книжки в жёлтых обложках»). Богатство сюжетов этих изданий требовало от художника изображать как бытовые сценки, посвящённые жизни горожан, так и создавать рисунки из истории Японии и Китая. В 1791 Хокусай был приглашён сделать несколько гравюр для издателя Цутая Дзюдзабуро.

После смерти Сюнсё в 1792 школу Кацукава возглавил другой ученик Сюнсё, Кацукава Сюнъэй (1762--1819). Примерно в 1795--1796 году Хокусай покидает дом Кацугава. Точные причины этому не до конца ясны. Ясно, что уже вполне сформировавшийся художник, каким был Хокусай в это время, тяготился ролью ученика. Рамки школы были для него тесны, и только невероятная критичность к собственным способностям не позволяла Хокусаю признать себя состоявшимся художником. Возможно, повлиял на это и подход новых управителей школы, больше заинтересованных наживой, чем творчеством. Отдельные источники ссылаются на то, что из школы Кацугава Хокусай был изгнан за «измену» -- он ищет новых путей самовыражения, изучает искусство школы Кано, пытаясь использовать приёмы живописи в китайском стиле.

1793 и 1794 стали переломными годами в карьере Хокусая. Начав самостоятельную жизнь, он столкнулся с большими трудностями. Известно, что ему приходилось жить впроголодь, заниматься мелкой торговлей, чтобы как-то прокормить себя. Но в это время и происходит формирование Хокусая как мастера. Он изучает разные школы живописи: помимо школы Кано его интересует школа Сотацу (иначе -- Коэцу), принадлежащая к живописи Ямато-э, особенно два её представителя -- Таварая Сотацу и Огата Корин.

Художник отказался потворствовать вкусам тогдашней публики, требующей привычных работ в жанре укиё-э, стал вырабатывать свой собственный стиль, почерпнув некоторые приемы японских школ живописи Римпа и Тоса, а также применив европейскую перспективу.

В 1795 году выходят его иллюстрации к поэтической антологии «Кэка Эдо мурасаки». Между 1796 и 1799 Хокусай пишет много одиночных гравюр и альбомных листов. Последние «суримоно» -- так назывались эти выполненные по заказу оттиски -- имели колоссальный успех. В результате другие художники сразу же принялись их имитировать.

Как раз в 1796 художник стал использовать ставший впоследствии широко известным псевдоним Хокусай. Этим именем он, начиная с 1798, подписывал гравюрные листы и живописные работы, некоторые выполненные по заказу иллюстрации он подписывал псевдонимом Тацумаса, иллюстрации для коммерческих романов выходили под именем Токитаро, другие многотиражные гравюры и иллюстрации к книгам были подписаны Како либо Соробэку. В 1800, в возрасте 41 года, художник стал называть себя Гакэдзин Хокусай -- «Безумный живописью Хокусай».

Примерно с этого времени, хотя он жил в некотором отдалении от общества, Хокусай, завоевав определённый авторитет, часто демонстрировал своё искусство на публике. В 1804 на территории храма Эдо художник нарисовал изображение Бодхидхармы размером в 240 мІ. Между 1804 и 1813 проиллюстрировал комические повести, т. н. «ёмихон», известных авторов Кёкутэя Бакина и Рютэя Танэхико.

В 1812 начинается его тесная дружба с художником Бокусэном (1775--1824), в результате чего между 1814 и 1834 в городе Нагоя выходила серия иллюстрированных альбомов «Хокусай манга» («Рисунки Хокусая») Знаменитая серия пейзажных гравюр «Фугаку сандзюроккэй» («36 видов горы Фудзи») начала выходить в 1831, а в начале 1830-х гг. Хокусай выпустил гравюры известных водопадов, мостов, птиц и привидений, т. е. те работы, которыми он известен более всего в наше время. В конце 1834 непосредственно перед выходом его серии «Фугаку хяккэй» («100 видов горы Фудзи»), шедевра его книжной гравюры, художник покинул Эдо и в течение года жил в рабочем районе вблизи Урага на полуострове Миура к югу от Эдо. В это же время (в 1835 г.) начала издаваться его последняя, серьёзная серия гравюр «Хякунин иссю уба га этоки» -- «Сто стихов в изложении няни» (Иллюстрации к сборнику «100 стихотворений 100 поэтов»). Всего к этой серии художник выполнил 28 гравюр и 62 эскиза тушью. Выход серии ксилографий к поэтической антологии «Хякунин иссю» был прерван после публикации 28 листов, выпуск серии так и остался незавершенным.

«36 видов горы Фудзи» - серия из 46 (36+10 дополнительных) цветных гравюр по дереву этого японского художника. На всех гравюрах, включая самую известную японскую гравюру «Большая волна в Канагава», присутствует изображение священной горы Японии -- Фудзи.

Первые наброски к этой серии Хокусай начал делать в 1830 году, когда ему было около 70 лет. Хокусай с самого начала работы осознавал значение своих гравюр: в предисловии к своей книге «100 видов на гору Фудзи» он писал, что ничто из созданного им за предшествующие 70 лет не может сравниться с ними. Тем не менее, и он, и издатель серии Нисимура Ёхати были поражены успехом серии.

Изначально планировалось издать 36 гравюр. Фудзи изображена на них с «лицевой стороны», то есть со стороны Эдо (ныне Токио), поэтому эти гравюры называются «омотэ Фудзи» («с лицевой стороны»).

Уже в конце 1830 года издательство сообщило о планах выпуска более чем 100 новых видов горы Фудзи, однако свет увидели (в 1831--1832 годах) только 10 из них, поэтому серия состоит всего из 46 листов. На этих 10 гравюрах гора изображена преимущественно с западной стороны, поэтому они называются ура Фудзи («с обратной стороны»). На первоначальных 36 листах контуры изображений прорисованы синим цветом, в добавленных 10 листах изображение выполнено с чёрным контуром, что полностью меняет цветовую гамму гравюр.

В 1836 художник вернулся в Эдо, когда город был разгромлен окрестной беднотой, и ему пришлось зарабатывать на пропитание продажей собственных картин. В 1839 в мастерской Хокусая случился пожар, уничтоживший все наброски и рабочие материалы. После этого Хокусай, по всей видимости, рисовал совсем немного, и практически не выпускал гравюр и книжных иллюстраций. Самым известным из его учеников, наверно, стал Тотоя Хоккэй (1780--1850), который иллюстирировал книги и «суримоно».

Помимо укиэ-ё Хокусай работал в таких направлениях, как суримоно и манга.

В честь Кацусика Хокусая назван кратер на Меркурии Хокусай.

Кацусика Хокусай (яп.); 1760, Эдо - 10 мая 1849, там же) - широко известный японский художник укиё-э, иллюстратор, гравёр периода Эдо. Работал под множеством псевдонимов. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров, мастер завершающего периода японской ксилографии.

Хокусай использовал не менее тридцати псевдонимов на протяжении своей жизни. Несмотря на то, что использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, по числу псевдонимов он существенно превосходит других известных авторов. Псевдонимы Хокусая нередко используются для периодизации этапов его творчества.

Биография

Детство

Родился в сентябре 1760 года в Эдо (современный Токио) в семье ремесленника. Семья жила в районе, называвшемся Кацусика, - бедном городском предместье. Его настоящее имя - Токитаро, но на протяжении всей своей творческой жизни он принимал много различных псевдонимов. Считается, что его отцом был Никадзима Исэ, изготовлявший зеркала для сёгуна. Хокусай не стал наследником своего отца, поэтому его матерью предположительно была конкубина. По версии авторитетного исследователя творчества Хокусая Нарадзаки Мунесигэ Никадзима Исэ был только приёмным отцом мальчика, которому он был отдан в обучение. Настоящим же его отцом Мунесигэ считает крестьянина Кавамуру, который и отдал его Исэ в возрасте четырёх-пяти лет. Это позволяет сделать вывод, что семья Хокусая была из беднейших и у родителей не было возможности самостоятельно растить всех детей. Также можно предположить, что он не был старшим сыном в семье, поскольку на воспитание в чужие семьи отдавали только младших сыновей.

Начал рисовать в возрасте около шести лет, возможно обучаясь искусству у отца, чья работа над зеркалами включала в себя их роспись.

С шести лет я стал изображать различные формы предметов

Из предисловия к книге «100 видов Фудзи»

В 1770 году мальчик устраивается в книжную лавку разносчиком книг в район Ёкомотё. В этот период его зовут Тэцудзо. Причины, по которым он ушёл из мастерской приёмного отца, остаются неизвестными. Предположительно, именно работая в книжной лавке Хокусай обучается грамоте, в том числе китайскому языку. следующий след в жизни художника - работа в мастерской гравёра (приблизительно с 1773 года), что, по всей вероятности, не было случайностью. На данный период приходится расцвет гравюры в Японии, которая начинает пользоваться большой популярностью. В целом, это время в Японии характеризуется значительным развитием культурной сферы: театр, изобразительное искусство, литература осваивают новые методы, разрабатываются новые стили. Происходит всплеск в книгопечатании. В происходящем развитии ярко проявляется свойственный японской культуре синтетизм, когда отдельные виды искусства и ремёсел тесно взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга: театр в Японии прочно связан не только с литературой, но и с музыкой, отдельным важным жанром в гравюре является создание портретов актёров, гравюра непосредственно связана с книгопечатанием, созданием рисунков на тканях, массово используется в быту при создании поздравительных открыток и т. п.

Начало пути

На детство и юность Хокусая приходится творчество многих японских мастеров гравюры: Харунобу, Кацугавы Сюнсё, Утагавы Тоёхару (англ. Utagawa Toyoharu). Ксилография выходит на новый уровень развития как в художественном, так и в техническом плане. В мастерской гравёра Хокусай обучился основам мастерства резьбы по дереву. Но работа резчика-гравёра всегда была ограничена замыслом непосредственно художника. Как технический исполнитель, резчик не мог отступить от замысла художника, от него требовалась лишь точность и бережное отношение к работе. Хокусаю тесны рамки резчика и он ищет себя в создании гравюр по собственным рисункам.

В 1778 году Хокусай поступил учеником в студию Кацукава Сюнсё (1726-1792), известного художника укиё-э, прославившегося портретами актёров кабуки. Его мастерская принадлежала к числу крупнейших в Эдо. Период творчества Хокусая с этого времени обычно называется «Период Сюнро», по имени, которым он подписывается. В 1779 году молодой художник сделал серию вполне уверенно скомпонованных театральных портретов.

Кацусики Хокусай (1760-1849 гг.) сегодня является самым знаменитым японским художником. «Большая волна в Канагаве» и другие гравюры с видами на гору Фудзи узнаваемы во всём мире.

Гравёр, живописец и иллюстратор, этот удивительный художник, известный под именем Хокусай, создал тысячи работ. Эта удивительная продуктивность объясняется его любознательностью и долгожительством. Он прожил 89 лет, из них 70 лет посвятил творчеству.

Разноплановые картины

Хокусай начал рисовать в возрасте шести лет. Его творчество отличалось удивительным многообразием. Он изображал сцены повседневной жизни, женщин, рыбаков, квартал удовольствий Эдо, простых людей, актёров кабуки, гейш и борцов сумо.

Будучи большим любителем литературы, он не только делал иллюстрации к сборникам китайской поэзии, но и создал серию гравюр «Зеркало поэтов Китая и Японии». Эти гравюры отличаются созерцательным настроением, герои часто изображены со спины. Среди этих персонажей можно найти Ли Бо и Су Дунпо. Хокусай рисовал сцены из биографий поэтов или элементы, намекающие на сюжеты их произведений.

Другая часть его работ посвящена легендам, выдающимся личностям Китая, батальным сценам и жизни самураев.

Распространение буддизма в Японии проложило путь для создания связей между культурами Японии, Индии и Китая. Влияние этих двух стран на Японию проявилось в легендах и божествах, которые были позаимствованы японцами.

В гравюрах Хокусая представлена мифология индуизма: на них изображены апсары ― небесные или морские девы в образе танцовщиц или музыкантш в сопровождении птиц. Кроме небесных красавиц он рисовал Будд и Даосов, синтоистских божеств, мудрецов, одержавших победу над жадностью и желаниями, призраков и драконов. Одна из самых ярких работ, посвящённая поклонению Будде, это «Паломники, посещающие статую Великого Будды» (1797-1801 гг.).

«Дайбуцу» («Великий Будда») ― это гигантские статуи Будд высотой до 15 м, установленные в некоторых японских святилищах. На гравюре «Паломники, посещающие статую Великого Будды» храм окутан туманом, поэтому его не видно, лишь в верхней части изображено величественное лицо статуи. Крошечные паломники изображены со спины, они с восхищением смотрят на храм, подняв головы.

Хокусай очень любознательный и внимательный, он наблюдает за природой и изображает её: пейзажи, море, горы, озера и водопады. Он преобразил гравюру японского пейзажа, его работы стали воплощением духовности Японии. В его пейзажных гравюрах сочетались принципы традиционного японского искусства и западное влияние. Он сумел интегрировать западные правила перспективы в традиционные изображения пейзажей. В серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи» (1830-1834 гг.) используется перспектива с разных точек обзора: с гребня волны, высоты балкона, низины рисовой плантации, со спины лошади в галопе. Его пейзажи всегда оживлены сюжетами, в них добавлены персонажи, которые любуются на пейзаж или заняты каким-то делом, что вносит в картины удивительный динамизм.

Мир животных

Художник наделял жизнью каждый элемент природы, каждый цветок, каждое насекомое, каждый предмет. Всё пронизано дыханием жизни. Он рисовал животных и насекомых. Лягушки, рыбы, пчёлы, бабочки, птицы, цветы и деревья заполняют его рисунки, картины на шёлке и гравюры и отражают утончённый стиль художника.

«Гортензия и ласточка». Фото: © RMN-Grand Palais, Musée Guimet, Paris/Thierry Ollivier

Хокусай часто изображал животных в движении и создавал динамические композиции, например, борьбу между птицей и змеёй в работе «Фазан и змея» (1830-1833 гг.); птицу в полёте в картине «Снегирь и вишня в цвету» (1834 г.); в картине «Тигр, смотрящий на Луну» (1844 г.).

Насекомые часто присутствуют в мангах - пособиях по рисованию для молодых художников.

Отец манги

Он создал «мангу Хокусая». В ту эпоху под мангой имелись виду не комиксы, а своего рода художественные пособия с множеством деталей и зарисовками из жизни. Эти рисунки были опубликованы в 15 томах и считались «энциклопедией японского народа» и повседневной жизни Японии эпохи Эдо.

Каждый том посвящён конкретной тематике: животные, танцы, ремёсла, быт, легенды, растения и т. д. Сегодня многие учатся, как нарисовать аниме лицо , например, осваивая уроки рисования. В Японии эта традиция теперь очень популярна.

Человек с множеством имён

Хокусай неоднократно менял своё имя и брал разные псевдонимы. Считается, что у него было больше сотни имён. При рождении ему дали имя Токитаро; когда он занимался рисованием портретов актёров, он носил имя Сюнро; во время обучения в школе Ринпа и создания дорогих гравюр он использовал имя Сёри. Хокусай ― это имя, которое он принял, став независимым художником. Свои пособия по живописи он подписывал именем Таито. Его последним псевдонимом стал Гакё Рёдзин Маньцзи ― «старик, без ума от живописи».

Популярность во Франции

«Старик, без ума от живописи», как он сам себя называл, был источником вдохновения для французских художников. В его родной стране Хокусай никогда не имел официального признания, а во Франции он его получил. Во второй половине XIX века художник Феликс Бракмонд нашёл пачку его манг, которые служили… обёрточной бумагой для фарфора в посылке. Он пришёл в восхищение и использовал их для росписи на сервизе. Эдмон де Гонкур, учредитель Гонкуровской премии, обнаружив рисунки Хокусая в стиле укиё-э (буквально означает «плывущий мир»), написал о них книгу. Европейские художники-импрессионисты коллекционировали работы Хокусая и черпали в них идеи. Критики также высоко оценили его искусство. Через эти рисунки французы получили представление о жизни в Японии. Хокусай, который в Японии имел популярность только среди среднего класса, во Франции был признан гением.

«Два карпа». Фото: © RMN-Grand Palais, Musée Guimet, Paris/Thierry Ollivier

Версия на французском

Кацусика Хокусай (1760, Эдо (ныне Токио) - 10 мая 1849, там же) - великий японский художник укиё-э, иллюстратор, гравёр периода Эдо. Работал под множеством псевдонимов. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров, примечательнейший мастер завершающего периода японской ксилографии.

Биография Кацусика Хокусай

Родился в сентябре 1760 года в Эдо (современный Токио) в семье ремесленника. Семья жила в районе, называвшемся Кацусика, - бедном городском предместье. Его настоящее имя - Токитаро, но на протяжении всей своей творческой жизни он принимал много различных псевдонимов. Считается, что его отцом был Никадзима Исэ, изготовлявший зеркала для сёгуна. Хокусай не стал наследником своего отца, поэтому его матерью предположительно была конкубина.

Творчество Хокусай

С четырнадцати до девятнадцати лет Хокусай работал в мастерской гравера, где тщательно изучил ремесло резьбы и, подражая рисункам заказчиков, сам стал пробовать свои силы в изготовлении гравюр.

Уйдя из мастерской гравера, он поступил учеником к известному художнику Кацукава Сюнсё (1726–1793).

Одаренность и трудолюбие юноши были отмечены, он получил право на самостоятельную работу.

Уже через два года гравюры молодого мастера с портретами актеров в ролях стали пользоваться большой популярностью. Однако узкие рамки, ограничивавшие спектр интересов и творческих возможностей, его не устраивали, он ушел от Сюнсё и стал независимым художником.

Молодой мастер изучал китайскую и европейскую живопись, использовал опыт японских школ Тоса, Кано, Римпа.

На протяжении долгого творческого пути Хокусай всегда критически относился к своим достижениям и постоянно стремился к совершенствованию, посвящая этому почти все время.

Художник оставил огромное наследие - около 30 тысяч гравюр, живописных произведений, рисунков, около 500 иллюстрированных книг.

Geisha reading a book

Всего у него было около 50 псевдонимов, что свидетельствует, в частности, о напряженной творческой работе и упорном поиске, потому что псевдонимы, как правило, менялись с изменением стиля и характера творческой манеры.

Влияние художника на искусство и культуру

Хокусай, как и японское искусство в целом, оказал существенное влияние на европейское искусство XIX века: ар-нуво (югендстиль) и французский импрессионизм.

В характерных для югендстиля напряжённых и извилистых линиях, названных критиками «ударом бича» (нем. Peitschenhieb) заметно влияние мотивов Хокусая.

Тематика гравюр Хокусая присутствует в работах Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара.

В честь Кацусикаи Хокусая назван кратер на Меркурии Хокусай (en).

Библиография

  • Коломиец А. С. Манга: Сборник рисунков Хокусая / Отв. ред. Н. И. Конрад. - М.: Наука (ГРВЛ), 1967. - 136 с. - 3 000 экз.
  • Воронова Б. Г. Искусство суримоно Кацусика Хокусая (рус.) // Сообщения Музея изобразительных искусств им. Пушкина. - 1966. - В. 3. - С. 66-73.
  • Белецкий П. А. Одержимый рисунком / Платон Белецкий. - Л.: Детская литература, 1970. - 176 с. - (В мире прекрасного). - 50 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Воронова Б. Г. Кацусика Хокусай. Графика. - М.: Искусство, 1975.