Люди, выросшие вне общества: примеры. Может ли человек существовать вне общества? Может ли человек нормально развиваться вне общества

«Человек немыслим без общества» (Л.Н.Толстой)

Каждый человек имеет три составляющие: биологическую, социальную и психологическую. Для нормального существования, человек должен удовлетворять потребности все трех частей своего тела и духа. Биологические потребности необходимы для поддержания жизнедеятельности, а социальные и психологические – для сознания, а также, подсознания. Не удовлетворяя любую из этих составляющих, человек просто угнетает и, в итоге, убивает ее. После этого, по сути, он перестает быть человеком.

Для поддержания существования социальной составляющей, любой человек должен достаточное количество времени находиться в обществе и плотно контактировать с ним. В принципе, человек абсолютно не способен нормально существовать вне общества долгое время. Он должен иметь возможность пользоваться благами, произведенными другими людьми, общаться с ними.

В литературе и легендах есть примеры долговременного существования человека в отрыве от общества. Робинзон Крузо несколько лет прожил на необитаемом острове, что его совсем не радовало. И он всегда не оставлял своих попыток вновь вернуться к людям. Лишь при появлении Пятницы Робинзон частично получил удовлетворение своей потребности в общении.

Существует еще один пример нахождения человека вдали от общества, но он носит характер легенды и принимается людьми с недоверием. На мой взгляд, этот рассказ в большей степени носит характер поучительной истории. Однажды человек из древнего племени решил, что может обходиться без других людей, рассорился со всем племенем и ушел жить в горы. Бог это услышал и решил наказать его, даровав ему вечную жизнь и не давая ему умереть. Спустя десятилетие о мужчине все забыли. Прошло несколько веков, и этот человек решил вновь вернуться к людям. Он устал жить и хотел, чтобы его убили, так как сам он умереть не мог. Этот индивид пришел в ближайший город и попытался заговорить с первым встречным, но встречный человек совершенно не понял его и быстро убежал. Также поступили второй, третий и последующие люди. Мужчина воззвал к Богу: «О Всевышний! Что же со мной, почему все прохожие чураются меня и не понимают меня?» Ответом ему было зеркало, где он увидел себя. Это был не человек — он потерял человеческий облик и за столетия превратился в ужасающее существо, мычащее и страшное, как будто был без души. Ведь за столетия одиночества он потерял свою душу. В тот же миг его пронзило насмерть молнией.

С самого своего рождения человек контактирует с обществом. В современном мире каждый человек имеет узкий профиль специализации, и все мы зависим друг от друга в общении. Также это может быть зависимость от товаров и услуг. Так было всегда: одни люди зависят от других, и этого никак невозможно и не нужно избегать. Даже обезьяна стала человеком только благодаря труду и общению. И хотя это только теория, человек остается таким какой он есть, т.е. человеком, только благодаря окружающему его обществу и саморазвитию. Он неотделим от общества так же, как и общество от природы.

Нет похожих статей

Мы представляем собой биологический вид, но как личность можем состояться только в результате культурной эволюции. Влияние общества на человека является процессом, когда каждый отдельно взятый представитель оказывает определенное воздействие на общее развитие.

Этапы формирования личности

Процесс становления индивида как личности начинается с момента рождения, когда фактором наследственности закладывается база формирования. Другие факторы влияния общества на развитие человека:

  • природная среда, климатические особенности района проживания;
  • совокупность социальных норм и культурных ценностей, принятых в группе;
  • усвоение человеком норм, обеспечивающих влияние на процесс социализации;
  • субъективный опыт, который накапливается при выходе из разных ситуаций.

Природный фактор является важнейшим условием гармоничного развития социума. Влияние общества на развитие личности заключается не только в прикладном значении, но и имеет художественное, научное, нравственное значение.

Влияние общества на формирование личности начинается буквально с момента рождения. Процесс социализации можно разделить на несколько возрастных категорий:

  • ранний до 3 лет;
  • с 3 до 11 лет;
  • подростковый, с 12 до 15 лет;
  • юношеский возраст (до 18 лет).

Наиболее важным в обеспечении влияния общества на личность является институт семьи, а также детские коллективы. К 18 годам уже практически сформированная молодая личность имеет свои мнения.

Влияние групп общества на психологию и поведение человека может быть как положительным, так и в негативном плане. Понятие личности проявляется в совокупности социальных качеств, приобретенных в жизни.

Влияние группы общества направляется на устранение отрицательных качеств индивида, а наличие обратной связи позволяет оценить правильность выбранного вектора развития.

В группе присутствуют люди с разным уровнем знаний, навыков и умений. Общаясь с людьми более высокого уровня развития, можно быстрее достигать поставленной цели, стать успешным.

Воздействие общества на индивидуума через группы заключается в требовании выполнять нормы. Здесь обрабатываются коммуникативные навыки, а положительные эмоции от общения повышают самооценку, придают уверенность.

Если групповые интересы становятся выше интересов отдельных ее членов и действуют в ущерб обществу, то отмечается негативное влияние группы. Когда мнение большинства навязывалось, одаренные личности находятся под психологическим давлением.

В результате такие люди или становились конформистами, или поддавались общественному остракизму, вплоть до изгнания. Иногда группа может инициировать развитие характера в негативном направлении, приобретение вредных привычек.

Проиллюстрировать такое влияние общества можно известной поговоркой «с кем поведешься, от того и наберешься».

Влияние личности на социум

Социум в современном понимании представляет собой сложную макросистему, стремящуюся к единому стандарту ценностей с учетом наследия разных культур и традиций. Отмечается не только влияние общества на личность, но и обратный процесс. Влияние человека на общество определяется степенью развития умственных способностей, навыком эффективно взаимодействовать с группами.

По отношению к окружающей среде особа может выступать в разных ролях: потребитель, созидатель или разрушитель. Самым низким уровнем ответственности является потребительский, когда индивидуум ограничивает свои интересы меркантильными и мелочными потребностями.

Более высокий уровень ответственности предусматривает усиление влияния позиции человека на окружающих. Степень воздействия личности на социум определяется способностью к действиям. Сильный и целеустремленный индивид может повлиять на изменения в мире, сплотив вокруг себя группу единомышленников.

При выполнении в социуме определенной функции деятельность человека на пользу окружения им поощряется. Сила положительного примера является одним из главных инструментов влияния личности на общество.

Во многих художественных произведениях поднимались острые социальные вопросы, и писатели оказывали существенное воздействие на ход истории. Рассказы Тургенева «Записки охотника», где с симпатией и любовью описаны образы крестьян, показали безнравственность крепостного права, и в России общественность поднялась на борьбу за его отмену.

Аргументы, приведенные Шолоховым в рассказе «Судьба человека », привели к принятию закона о реабилитации военнопленных, которых до этого судили как предателей родины.

Социум и человек не могут существовать и развиваться без зависимости друг от друга . А.М. Горький в произведении «Старуха Изергиль» показал, что человек не может счастливым, если ставит себя выше общества. Принося свою жизнь в жертву, как Данко, он останется в истории примером мужества.

Многогранный процесс превращения в личность возможен только при постоянной работе над собой и в результате влияния разнообразных групп.

Существование человека вне общества возможно, такого человека называют отшельником и он деградирует. Наше современное общество настолько интересно и развито интеллектуально и прогрессивно, что можно каждый день узнавать что-то новое, получать новые навыки и делиться ими с другими индивидами. Литература полна такими примерами, так же как и история.

О связи человека с обществом или существовании вне его писали книги, снимали фильмы - пытались всячески запечатлеть развитие человека. Первый известным человечеству отшельником был Петр Фивейский. Он остался сиротой и был вынужден решать вопросы раздела наследства с жадным родственником. В это же время были гонения, Петр решил уйти из города и поселиться в пустыне. Он ушёл, как можно дальше и до конца жизни прожил в пещере. Питался Петр пищей, которую приносил ему ворон, сам одевался из подручных материалов.

В возрасте 91-года к нему пришёл старец Антоний, который был совершеннее его. Петр обучил его смирению и провёл с ним свои последние годы жизни. Когда он умирал, его душу окружали ангелы, нёсшие ее Богу. Последователей образа жизни Петра было много, они создали свои обители в этой пустыне. Петр Фивейский стал отцом православного монашества.

Этот пример показывает, как можно жить без общества. Но это было раньше, много веков назад. Современное поколение не приспособлено добывать себе пищу и одежду, так как всё это в шаговой доступности.

Главный герой произведения «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина, обратился однажды к Богу и высказал, что «слишком много мужика развелось». Бог знал, что помещик глуп, но решил ему показать, как это жить без людей. Вихрь пронёсся над его домом и все крепостные как будто исчезли. Сначала помещику нравилась такая жизнь, но когда к нему пришли гости, он не смог их нечем накормить. Он привык, что у него была еда, потому что ее приносили, кормили животину, а сам он ничего не умел. Питался он каким-то сырьём и печатными пряниками. Окна были грязными, да и сам он не мылся. Сад, который раньше был полон фруктов, засыхал все больше с каждым днём. Спустя время, он одичал окончательно, но стоял на своём мнении. Он перестал бриться и передвигался уже на четвереньках, забыл, как разговаривать, только мычал. Потом приехали мужики из соседних деревень и побеспокоились за помещика и привели его снова в человеческий облик.

Этот пример показывает, что человека деградирует без общества, катится вниз по эволюционной лестнице. И только общество смогло вернуть его в прежнее состояние.

Таким образом, люди зависимы от общества. Социум помогает развиваться, совершенствоваться, отрабатывать навыки общения.

Может ли человек существовать вне общества? На мой взгляд, нет. Так как изоляция человека начнёт приводить его к деградации и даже в какой-то степени дикости. Поэтому человек является неотъемлемой частью общества. Он может либо гармонично взаимодействовать с другими людьми, либо противостоять социуму и даже находиться с ним в конфликте. Каждый человек должен подчиняться общественным законам, а общество, в свою очередь, должно учитывать интересы любой личности.

Многие писатели обращались в своих произведениях к теме взаимодействия человека и общества.

Обратимся к комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». В ней автор раскрывает взаимодействие и противостояние человека и общества. Александр Андреевич Чацкий оказывается единственным положительным героем комедии и впоследствии становится одиноким, отвергнутым «фамусовским обществом». Для окружающих проще счесть его сумасшедшим, а не всерьёз прислушаться к его словам и прогрессивным взглядам.

Это общество скрывает под внешней оболочкой образованности пустоту, чёрствость и корысть. Такие люди живут только ради материальных ценностей. Чацкий же является морально-нравственным и честным человеком, который пытается образумить людей «фамусовского общества». Он делает попытки перенести их в «век нынешний» из «века минувшего», так как он – по-настоящему образованный человек, который только что вернулся из-за границы, где приобретал и накапливал новые знания. Теперь же он прилагает усилия, чтобы нести свет в это застарелое, погрязшее в безнравственности и беспринципности общество. Но его попытки оказываются, к сожалению, напрасными.

Также на примере рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» можно показать проблему взаимоотношения человека и общества. Образы юношей Ларры и Данко в данном произведении абсолютно противопоставлены. Первый молодой человек наделён многими человеческими пороками, такими как эгоизм, гордыня, тщеславие. Ларра живёт только во имя себя, он не думает о других, поэтому жизнь стала для него невыносимой мукой. Ведь жить в одиночестве – это жить в несчастье, а счастье будет только тогда, когда будет взаимодействие с другими людьми в обществе, то есть обретётся социальный аспект личности.

Противоположностью Ларры является второй молодой человек по имени Данко. Он, как раз, живёт не во имя себя, а во имя других людей. Он относится к ним с уважением и заботой. Его героический поступок, заключавшийся в спасении своего племени, показывает нам всю благородность этого человека. Данко не думает только о своём «я», как это делает Ларра, но он думает об окружающем его обществе.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется ещё раз отметить: существование человека, отчуждённого от общества, невозможно. Так как для того, чтобы жить и развиваться, человеку нужно окружение, которое будет разделять с ним его интересы и поддерживать его взгляды на жизнь. А изолированность человека от социума приведёт эту личность к моральной гибели.