Святые источники. Список святых мест, где происходят чудеса исцеления

В христианстве изначально было заложено особое отношение к воде. Омовение на протяжении тысячелетий является символом очищения. С этим действом неразрывно связаны главные священнодействия христианской веры.

Святое Крещение

Самое главное таинство, после которого прошедший его принимает христианскую веру и становится достойным Царства Небесного. На Руси после принятия христианства купание в освящённых источниках стало любимой народной традицией. Совершая погружение в целебные воды, верующие получали духовное очищение, а вместе с этим и безграничную необъяснимую радость. Некоторые случаи омовений приводили к исцелению от телесных или же душевных недугов.

Источники для омовений доступны на протяжении всего календарного года. Особую силу они дают на церковный праздник Крещения. В этот день, по пока необъяснимым для человека причинам, вода на всей планете меняет свой качественный состав. Даже набранная на Крещение водопроводная вода может храниться очень долго, не меняя свой нормальный цвет и запах.

Учёные даже проводили сравнительный анализ питьевой воды из-под крана и набранной в святом источнике. Анализ воды из святых мест показал отсутствие каких-либо бактерий, а также высокую биологическую активность. Настолько сильное воздействие на структуру воды оказывают вера и молитва.

Правильное посещение

Источники святые посещать лучше, предварительно очистив себя постом и молитвой. Также не стоит забывать о скромности в одежде - это всё-таки не обычное купание. Там, где есть возможность, обязательно организована купель. Бывает, что многим не хватает храбрости окунуться полностью. Тогда достаточно омыть лицо, руки или ноги, просто выпить воды из источника. Омовение обязательно должно сопровождаться молитвой, в которой верующий человек взывает к Богу о помощи. Божья Благодать, если верующий её достоин, не станет от этого меньшей.

Все православные источники святые и целебные. Они могут не обладать богатой историей, но, будучи однажды освящёнными, наполняются Благодатью. Как так и нет предела чудесам, которыми награждается душа и тело истинно верующего православного человека.

На территории нашей страны таких ключей бесчисленное множество, особенно в средней части России. Всегда можно узнать о ближайшем освящённом роднике у православных верующих либо у сотрудников местной церкви. Местные жители, по соседству с которыми есть источники святые, считают предпочтительным употреблять воду из них, чем из водопровода.

Главные святые источники Московской области

История нашей державы тесно связана с православной христианской верой. Сегодня складывается такое впечатление, что Россия превратилась в последний оплот православия, защищающая свою Веру. Население нашей необъятной страны в основной массе люди глубоко верующие. Об этом свидетельствуют многочисленные храмы, исторические архитектурные памятники, монастыри и святые источники России.

Довольно большое количество православных центров расположено в Подмосковье. Там, где находится святой источник, дарующий исцеление от недугов и укрепляющий веру, всегда многолюдно. Мы рассмотрим самые посещаемые в столичном крае.

Гремячий ключ

У деревни Взглядово, в 14 км от Сергиева Посада, более 600 лет бьет родник. Святой источник появился здесь от когда монах остановился в этом месте на отдых при поездке в Кержач. Старец молился Богу о сплочении русского народа и преодолении ига монгольских ханов. Во время коленопреклоненной молитвы из скалы вырвался поток воды, который позже в народе назвали водопадом «Гремячий ключ».

По минеральному составу вода похожа на кисловодские источники, но с меньшей степенью минерализации. Круглый год температура воды составляет 4 градуса. Скала разделила поток на три водопада. Правый помогает исцелять сердечные болезни, левый лечит женские, а поток, струящийся между ними, снимает головную боль. Люди дали потокам имена: Вера, Надежда, Любовь. Даже в непогоду здесь всегда можно встретить верующих, пришедших за помощью к истоку.

Источник Сергия Радонежского

На окраине села Радонеж, возле церкви Преображения Господня, есть ещё один источник. В этом славянском поселении, появившемся в IX веке, жили и родители Отсюда Сергий в 1337 году юношей ушёл в монахи. Роднику народ дал его имя. Все эти века, не переставая, бьёт источник. Святой ключ даёт чистую, прохладную и вкусную воду. Старожилы рассказывают о многочисленной помощи в исцелении различных недугов. Родник ежедневно дарит свою Благодать многим верующим, которые едут сюда не только с округи.

Барский колодец

Источник, расположенный в селе Мураново Пушкинского района, освятили во имя в позапрошлом веке. Родник стал известен в середине позапрошлого века, когда семья Тютчевых на месте приобретённого имения построила храм Спаса Нерукотворного. Здесь проводили молебны и таинство крещения.

Когда в конце 90-х годов чистили источник, выяснилось, что вместо одного родника бьют ровно 12 ключей. После этого поток верующих к Барскому колодцу заметно вырос. Многим помог этот святой источник. Отзывы, которые из уст в уста передают паломники и местные жители, говорят об исцелении от кожных заболеваний и быстром заживлении открытых ран.

Источник Вознесенской Давидовской пустыни

Находится он в маленьком селе Талеж Московской области. Место, где бьёт родник, находится под управлением мужского монастыря, что расположен отсюда в 30 км. На территории расположены храм - часовня, звонница, мужская и женская купель. Святой источник был освящён во имя основателя монастыря, который был из рода князей Вяземских.

С 1515 года, когда и был основан монастырь, произошло немало случаев, когда источник помог избавиться от различных глазных болезней и заболеваний печени. Кроме паломников, ищущих исцеления, этот источник пользуется большой славой для исполнения церковных обрядов крещения и венчания. В храме действуют суровые порядки поэтому внутри фото- и видеосъёмка категорически запрещены.

Святые источники Самарской области

Самарская земля тоже богата живительными родниками - на территории области насчитывается 1536 известных ключей. Благодатными и святыми считается чуть более 40. Среди них есть безымянные, но основное число было освящено в разное время как место явления чудотворных икон Пресвятой Богородицы и угодников Божиих.

После эпохи советского атеизма, когда православие подверглось немыслимому уничтожению, святые источники России снова восстанавливаются. И местные власти, и епархия с верующими принимают большое участие в восстановлении инфраструктуры и благоустройстве прилегающей к источникам территории. Люди приходят в эти места не только со всей области. Много приезжих из разных уголков страны, которые, узнав о множестве случаев избавления от различных недугов, едут сюда в надежде обрести помощь.

Избавительница от бед

Маленькое село Ташла, что в Ставропольском районе Самарской области, всегда полно ежедневно приезжающих к источнику в честь чудотворного образа Богородицы.

Местной жительнице Кате Чугуновой 21 октября 1917 года во сне Богородица показала, где лежит икона с её ликом. Утром, идя к месту, Катя разглядела двух ангелов, несущих озарённую ярким светом икону. В небольшом овраге и была найдена маленькая икона Божьей Матери. Взяв её в руки, верующая увидела забивший из земли родник.

Настоятель Троицкой церкви, несмотря на многочисленные случаи исцеления, которые происходили у иконы, проявил сомнение и неверие, но решил находку оставить в церкви. Спустя два месяца икона из церкви исчезла. Сторож, дежуривший в ночи, рассказал о молнии, ударившей из здания церкви в сторону недавно построенной часовни у источника. В окружении множества людей, настоятель Дмитрий отворил часовню и открыл крышку колодца над источником. Там он увидел в глубине ту самую икону, от которой шло свечение, а по краям колодца таяла замёрзшая вода. Он тут же покаялся в своём неверии, и икона сразу всплыла на поверхность, тем самым позволив снова людям обрести её.

С тех пор икона хранится в храме Ташлы, а прикоснуться к дару Богородицы смогли десятки тысяч верующих. Во времена большой засухи, начавшейся в 1920 году и длившейся 2 года, родник оставался единственным, который давал воду жителям посёлка. Уже в то время к целебному источнику устремлялись множество верующих со всего Поволжья. А икона, которая тоже дарила благодать исцеления, стала настоящей поддержкой всех верующих в лихое революционное время.

Святое озеро

Узкое и извилистое озеро, расположенное за селом Съезжее - особое святое место на Самарской земле. В 1958 году здесь было явление Божье. Из проруби жительница села увидела свечение. В сиянии можно было различить церковь, алтарь и стоявших рядом Матерь Божью, Николая Чудотворца и архангелов.

Сбежались люди - многие получили исцеление. Власти что только не делали: и засыпали озеро навозом, и заливали соляркой. Но чудеса продолжались. Верующих и любопытных зевак даже отгоняли водой из пожарного гидранта. Но люди всё равно шли к озеру посмотреть на небесные лики.

После этого озеро стало обладать необъяснимыми свойствами. Пропали комары и мошки, которых тут на соседних озёрах немыслимое множество. Вода обладает выталкивающей силой. В озере есть рыба, и крупная, но никто не может похвастаться, что сумел выловить хоть одну.

А однажды на рассвете с неба на озеро и прилегающий берег начали падать шары всех цветов радуги. Они перемещались по водной поверхности и берегу в разных направлениях. В селе случился переполох. Большинство жителей пыталось поймать их, но это тоже никому не удалось.

После этих событий озером заинтересовались учёные, изучающие а также биологи. Дело в том, что в береговой линии озера растут растения, которые в Самарской области больше нигде не встречаются. Вода, набранная из озера, может храниться более 10 лет, сохраняя приятный вкус и запах. Осадок и водоросли, попавшие в ёмкость для хранения воды, за короткое время полностью растворяются. Такие свойства не удаётся объяснить научным способом до сих пор.

Те, кто недавно посещал чудесное озеро, говорили о том, что оно заметно обмелело, а берега всё плотнее забивает высокий камыш. С чем связаны такие изменения, никто не знает. Но вода всё так же имеет свои чудесные свойства.

Неупиваемая чаша

В посёлке Волжский есть святой источник Божьей Матери, названный так в честь одноимённой иконы, который помогает страждущим от пьянства. Возраст его превышает 300 лет. Интересно, что источник даёт ведро воды каждую секунду на протяжении такого долгого времени. Сюда едут со всей Самарской земли в надежде избавиться от тяжелого недуга и укрепить силу веры.

Многочисленные истории, повествующие о чудесном избавлении от болезни, разрушающей не только тело, но и душу, ежедневно приводят сюда одержимых недугом. Многих приводят к источнику страдающие жёны в надежде, что их вера поможет второй половине образумиться и прекратить богопротивное дело.

Знаменский источник

Источник бьет на склоне прямо из-под корней деревьев, образуя небольшой ручей. Во второй половине позапрошлого века в водах источника явилась икона Николая Мирликийского. Нашла её старая пастушка и принесла домой. Однако утром икона исчезла. Вскоре другие пастухи там же снова нашли эту икону и отнесли купцу из Знаменки. У него икона также пропала на следующий день.

В третий раз икону нашёл богатый крестьянин Алексей Иванович. Человек он был набожный и сразу поставил у родника часовню, а сам источник заключил в дубовый колодец.

Помолиться Чудотворцу на Николу летнего едут к источнику со всей округи, а в начале прошлого века народ собирался со всех поволжских губерний.

Сила Веры

В целебной силе воды, которой полны источники святые православной церкви, никогда не сомневались. Каждый же верующий должен сам решить, как к этому относиться. Многочисленные случаи излечений от недугов, иногда даже зафиксированные документально, больше ставят вопросов, чем дают ответов. Скептики рассматривают такие случаи как благоприятные стечения обстоятельств. Но в жизни удачный ход событий иногда и есть чудо.

Если сильна Вера, то и обычная вода из-под крана способна творить чудеса. На всё есть Воля Божья.

Posted ВС, 08/04/2018 - 08:49 by Кэп

Есть на земле места, к которым не зарастают тропы паломников со всего мира. После посещения таких мест, говорят, человек заряжается положительной энергией и становится более оптимистичным. Или, наоборот, узнает о мире и себе в нем много нового.
Как и на всей святой Руси - в Поволжье много святых мест: храмов, монастырей, святых источников, могил святых и праведных людей. Про самые интересные и почитаемые места мы хотим рассказать в этой статье.

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - "колыбель" Дома Романовых.

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли "стрелкой", а с появлением здесь монастыря оно получило название "Ипатьевский (Ипацкий) мыс".

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.
Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.
Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Преосвященнейший Ферапонт, епископ Костромской и Галичский, а его Наместником - игумен Петр (Ерышалов).

Взоры путешественников по Волге невольно приковывает к себе белокаменный красавец-монастырь, расположенный на левом ее берегу, недалеко от древнего города Ярославля. История основания монастыря переносит нас в далекое прошлое, во времена господства в России татар.
Постоянные междоусобия князей, при которых беспрерывно лилась русская кровь и слабела русская мощь, были причиной того, что над Русью, и в частности над Ярославлем, тяжелым, трудно вообразимым теперь гнетом, на долгие времена легло владычество татар. Громадные полчища кочевников бродили по русской земле, предавая все огню и мечу.
Молчаливая северная летопись редко пускается в подробности, зато на страницах ее слишком часто встречаемся с краткими, но зловещими отметками, в роде, например, того: «и бысть лютое томление», или «пагубу великую (татары) творяху людем»; изредка прорывается вопль негодования, за которым чувствуются страшные, дикие сцены, как например, под 1283 годом: «бе же видети стыдно и вельми страшно ругание от окаянных православному христианству и хлеб нейдяше во уста от страха».
Кроме физических и нравственных мук, жестокое иго татар причиняло русским и громадный духовный вред. Вечный страх воспитывал физического и духовного раба, вечная кровь ожесточала и очерствляла людей. В виду общего позора и гибели пропадала вера и надежда, сменяясь чувством равнодушия или отчаяния. Русский человек мог окончательно огрубеть при вечном виде крови и пожара, мог выродиться духовно, забыть свою честь под татарским гнетом, если бы не оставалось у него сокровища, которое передать врагу он не мог ни за деньги, ни за муки, обладание которым спасало его от нравственной смерти, это - вера его предков, которую он хранил, как единственное наследство, которая ставила непроходимую пропасть между ним, побежденным рабом, и его победителем «поганым татарином, окаянным сыроядцем». «Пресвятая Госпоже Богородице, - в вопле отчаяния взывали тогда русские люди, - Ты избавила род христианский от адова мучительства и ныне избави нас от нахождения поганых и злаго и нечестиваго пленения и посечения!»
При таких обстоятельствах совершилось радостнейшее событие для измученных физически и нравственно, живущих в вечном страхе и печали жителей страны Ярославской. В августе 1314 года при владетельном Ярославском святом благоверном князе Давиде Феодоровиче, в дремучем лесу, среди ночной августовской тьмы, засиял, озаряющий всю прилегавшую страну, свет от новоявленной иконы Пресвятой Богородицы, вливавший живительный бальзам веры и упования в исстрадавшееся сердце человека, придававший ему новые силы для перенесения новых страданий. По этому случаю и на том святом месте, избранном Самой Божией Матерью и была основана монашеская обитель. Вот как произошло это замечательное в истории нашей Церкви и приснопамятное в истории Ярославского края событие. Толгский монастырь

В феврале 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского Иргизский Воскресенский мужской монастырь стал восстанавливать свою былую мощь и красоту.
Здесь затеплилась лампада духовной жизни. 12 февраля 2005 гола в стенах бывшей часовни был отслужен первый молебен, а через три недели, 6 марта - совершена первая Божественная литургия. Тогда же у монастыря появились две старинные святыни: икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова, во имя которого освящен возрожденный из руин храм, и икона Пресвятой Богородицы «Троеручица».
В этом обитатели монастыря усматривают Божие благословение на их труд по восстановлению. 7 августа состоялось первое Таинство Крещения. В сентябре на повороте с трассы Балаково-Пугачев, у дороги, ведущей в обитель, был установлен и освящен поклонный Крест.

Сейчас восстановлен и украшается пока единственный храм монастыря, освященный во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, - душа обители. Установлен иконостас с узорчатой резьбой и писаными иконами, одна из которых Тихвинская икона Божией Матери. В 2007 году завершена внешняя отделка храма: установлен купол, крышу и крыльцо украсила все та же узорчатая резьба.

Большая работа ведется по очистке Монашеского озера, по завершении которой на его берегу будет возведена часовня. Уже сейчас спуск к предполагаемой часовне обустроен многоступенчатой кованой лестницей. Но этот спуск к озеру не единственный. Недавно стараниями послушников, которых здесь не так уж и много, через чашу леса была проложена ещё одна дорога, а трудами двух благочестивых мирян в обители появился источник чистой питьевой воды - колодец.

После небольшого ремонта для проживания паломников, которые приезжают сюда для молитвы и для помощи в восстановлении монастыря из разных мест России, стал пригоден двухэтажный келейный братский корпус.
На его первом этаже также расположилась большая зимняя трапезная. Почему зимняя? Потому что в 2007 году была отремонтирована маленькая, уютная летняя трапезная, расположенная в отдельном домике. Летом того же года при устроении берега Монашеского озера была обнаружена древняя стена монастыря и место захоронения монахов Иргизской обители.

Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица» 11 июля стало особым событием в жизни монастыря. В 2006 и 2007 годах Божественную литургию в этот день возглавлял Епископ Саратовский и Вольский Лонгин (до этого Архиерейского служения в обители не было 150 лет). После, перед храмом, перед чтимой иконой Владыка служил торжественный молебен. Последний приезд в обитель стал вдвойне примечательным: Епископ Лонгин совершил первый в новейшей истории обители монашеский постриг.

Двойным праздником в обители также считается Пасха, Светлое Христово Воскресение, в честь которого именуется обитель. Уже по традиции в этот день сюда съезжается множество верующих из Саратова, Самары, Покровска (Энгельса), Балакова, Пугачева и окрестных сел. Кажется, что храм не может вместить всех, но что невозможно человеку, возможно Богу. Первые, ночные часы Пасхи почти у каждого стоящего в храме завершаются принятием Святых Христовых Тайн. А наутро не умолкает колокол, неся пасхальную радостную весть всей окру, Христос Воскрес!

В XIX веке одним из красивейших и богатейших монастырей Нижнего Поволжья являлся стоящий среди живописных меловых гор с их таинственными пещерами, среди древних могучих дубов Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (Ольховка).
Он ведет свое начало с 1860 года, тех пор, как в Каменном Броде (Ольховский район) была основана Свято-Троицкая Каменнобродская женская община, когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом (официально эта земля будет подарена позднее его женой).

Со всех сторон это место окружено меловыми белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы, и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьёт родник. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв .

История будущей обители началась с того, что П.И. Персидский едет из Ольховки в Москву, где приобретает три иконы: Преображения, Богородицы и Богородицы Всех скорбящих радости и две большие иконы Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав её, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство. Владыка предложил ей первую настоятельницу. Сначала общинники числом до 60 человек жили в частном доме с. Каменный Брод недалеко от Ольховки. Но вскоре число сестер возросло до 90 человек.
Рядом с Ольховкой они обнаружили незамерзающий целебный источник, всего же насчитали 9 родников (даже радоновый и сероводородный), вода некоторых из них наполняла специальный бассейн. Продолжалось строительство - монахини возвели хлев для крупного рогатого скота, конюшню, свинарник, птичник, пекарню с келейной и избой для пекарей, появилась и гостиница для паломников. Разрасталась монастырская слобода, где жили паломники и местные служки и приказчики.

На 1887 г. здесь подвизаются 9 монахинь и 7 послушниц. Укрепление духовной, хозяйственной и людской базы общины привело к рассмотрению дела по переименованию Каменно-Бродской женской общины в общежительный монастырь с именем Белогорского Николаевского. Но вернулись к этому вопросу позже - лишь в 1903 г. духовные власти утверждают название смену статуса общины в Ольховке и название Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь.
В 30-е годы Белогорский Каменнобродский монастырь (Ольховка) находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов. Позднее были разрушены храм и многие здания монастыря. На территории обители в здании крестильни разместилась МТС с парком тракторов, а в здании трапезной держали скот. Во время войны устраивают госпиталь, а после - государственный конезавод.

Если ехать от Астрахани к морю, в сторону села Цветного, неподалеку от села Большой Могой, на бугре, засаженном деревьями, можно увидеть несколько заброшенных каменных зданий. Это все что осталось от некогда знаменитой Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни. История этой обители уходит своими корнями вглубь веков.
В 1568 году Чуркинский остров, с расположенным рядом учугом, был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию первую церковь здесь построил основатель Троицкого монастыря преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая чудотворца, покровителя всех по морю плавающих. Сам преподобный Кирилл пожертвовал для этого храма образ святителя Николая. Эта икона прославилась впоследствии многими чудесами и исцелениями.
В середине XVII веке здесь по воле Божией появилась ещё одна святыня - чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Как повествует предание, в 1669 году, когда разбойничья ватага Степана Разина грабила в низовьях Волги, часть разбойников остановилась на бугре вблизи Чуркинского учуга. В числе награбленного оказалась и икона Смоленской Божией Матери, которую злодеи, содрав с неё ризу, хотели сжечь. Но как только разожгли они на иконе костер, огонь перекинулся на них, ослепив разбойников, которые в ужасе разбежались. Икона же чудесным образом пошла по воде и оказалась на монастырском учуге, где монахи с честью поставили её в храме Николая Чудотворца. Впоследствии от этой иконы произошло много чудес, так что жители окрестных сел часто брали её к себе на дом, для служения перед ней молебнов.

В XVII веке Чуркинский учуг перешел во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, носившего титул патриаршего. Монахи постоянно жили здесь при церкви, стояшей на берегу речки Чурки.
В 70-х годах XVII столетия здесь появился новый необычный насельник. Как повествует монастырское предание, принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех сюда, в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ Чуркинского учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач, так и остался в памяти народной с этим именем. Подвизавшись многие годы в посте и молитве пещерник Чурка скончался здесь, и погребен был монахами.
С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре, и сейчас, как утверждают местные жители, внутри бугра прорыто множество ходов, проход к которым закрыт от посторонних глаз. В начале XVIII века и саму Никольскую церковь перенесли на «Высокую гору», как в народе называли Чуркинский бугор, за его превосходство над всеми другими буграми в округе.

По дороге на северо-восток из Йошкар-Олы среди бескрайних полей на 15-й версте справа перед путником открывается живописная панорама построек одного из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги.

Это — Мироносицкая пустынь. Место, как говорили в старину летописцы, “зело красно и украшенное” трудами и молитвой. История этой обители, одной из многих в центральной России, полна очарования. Годы и столетия прошумели над ее седыми стенами. В них уместилось все: явление образа и чудеса исцеления, иноческое служение и расцвет монастыря, годы лихолетья и разорения, возрождение и возвращение.

(общий вид Пустыни)

Возникновение обители относится к середине XVII века и связано с со святыми женами мироносицами. Майским днем 1647 года крестьянин селения Дальние Кузнецы, Андрей Иванович Жолнин, работая в поле (на месте теперешней обители), увидел резной на аспидном камне, обложенный тканым серебром, образ Богоматери со св. женами мироносицами. (В древних грамотах XVII века говорится только о явлении иконы св. жен мироносиц. Но в чудесах от явленной иконы упоминается, что некоторые люди видели Владимирскую икону Божией Матери. Поэтому оба образа считались явленными. В икону Божией Матери была вставлена малых размеров на аспидном камне явленная икона св. жен мироносиц). Когда крестьянин приблизился к иконе и хотел ее взять, образ сделался невидимым. Но вскоре появился вновь на стоящем рядом дереве. Он взял икону и благоговейно принес в свой дом. Вечером и ночью от иконы исходил солнечный свет. Андрей всю ночь молился перед образом, а когда заснул, то ему явился во сне украшенный сединой в святительском одеянии муж и повелел Андрею снова молиться. Тогда же на месте явления иконы был слышен колокольный звон, предвещавший чудеса и основание здесь обители.

На следующий день утром Андрей отнес икону своему отцу Ивану, рассказав ему о всем случившемся. Отец слушал сына с трепетом и радостью одновременно. Узнав о святыне, все жители деревни собрались в доме Жолниных, приведя с собой больных и увечных, которые тут же исцелялись. О явлении чудотворного образа стало известно в Царевококшайске священникам, мирянам и воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову.

Множество народа отправилось в день сретения 23 июня (6 июля по нов. стилю) Владимирской иконы Божией Матери в дом Ивана Жолнина, а оттуда к месту обретения образа, случившегося 1 мая (14 мая по нов. стилю). При этом происходили многие чудеса. Люди слышали невидимый голос на том месте, где провидением Божиим должна быть основана обитель для монахов.


Казанская Раифская (в честь преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных) Богородицкая общежительная пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Феодоровиче. Инок Филарет был прежде насельником Чудова монастыря в Москве и потому являлся самовидцем мученического подвига св. Патриарха Ермогена, заточенного в этой обители. Видимо, не случайно появился Филарет в Казанском крае, еще не забывшем славного архипастырского служения св. Ермогена в сане митрополита Казанского и Свияжского. Возможно, Филарет был тем связующим звеном, что протянулось между заточенным в Чудовом монастыре Патриархом и Казанским митрополитом Ефремом, который и возглавил Русскую Церковь после мученической кончины св. Ермогена. Инок Филарет был родом из богатой семьи. Получив наследство, он раздал его нищим, а сам принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Спустя несколько лет инок Филарет оказался в Казани, где поступил в число братии Спасо-Преображенского монастыря. Городская суета, нарушавшая покой монастырской жизни, заставляла Филарета часто уединяться в леса, окружавшие Казань. Однажды Филарет забрел в одно лесистое место, располагавшееся на берегу живописного озера, где, очарованный прекрасным местом для отшельнической жизни, устроил себе для жилья убогую хижину. Поначалу келья инока стояла одиноко, и только язычники-черемисы нарушали тишину, приходя совершать в это место свои языческие обряды. Но вскоре место, где в посте и молитве подвизался инок Филарет, стало известно казанским почитателям отшельника, которые стали посещать инока Филарета. Некоторые из них решили посвятить свою жизнь иноческому подвигу и поселились рядом. Так появился на берегу дивного Сумского озера иноческий скит.

Собор в честь Живоначальной Троицы

_____________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Святые места Поволжья.
Монастыри и храмы Поволжья.

  • 2959 просмотров

Издревле святые источники России считаются знаками милости и благословения Божия. «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими...» - так начинается один из памятников древнерусской письменности, датированный XIII веком.

Среди главных красот Руси названы источники. Нередко они появлялись и сейчас появляются на месте обретения икон Пресвятой Богородицы и угодников Божиих. Бывает, что святые источники России исцеляющие людей вытекают из-под церковных алтарей и при этом почитаются как освященная святыня храма. Над ключами, бьющими из-под земли, часто ставят кресты или часовни, где помещают икону святого, и ему посвящают эти источники. Щедро течет через святые родники Божия помощь тем, кто не ленится, приходит к ним, припадает и славит Создавшего всё и вся.

Множество святых источников в России. Святые источники в Нижегородской области их известно более трех тысяч! И нигде - ни в людных местах, ни в глухой тайге - родник не остается незамеченным, к нему всегда бывает проложена тропа.

Источник Серафима Саровского в Дивеево

В Саровских лесах издревле пробивалось множество родников с чистейшей ключевой водой. Особенно много их было вдоль реки Саровки. Монахи посадили тут тополя, и паломники шли в их тени к колодцам, вплоть до самого большого, расположенного на Ближней пустынке. Этот источник почитался издавна, еще до прихода старца Серафима. Называли его Богословским, потому что рядом на кресте была установлена икона апостола Иоанна Богослова.

25 ноября 1825 года вблизи этого места батюшка Серафим увидел Божию Матерь, Которая, ударив землю жезлом так, что искипел из земли фонтан светлой воды, обещала дать образовавшемуся источнику большее благословение Свое, чем некогда имели воды Вифезды Иерусалимской.

Преподобный Серафим начал трудиться над устройством чудесно изведенного из земли источника. На берегу реки Саровки он собирал камни и обкладывал ими источник со всех сторон. Саровский иеромонах Анастасий рассказывал, что однажды батюшка Серафим в беседе сказал ему: «Я молился, чтобы вода сия в колодце была целительною от болезней».

Она, действительно, еще при жизни великого Старца многих исцеляла от болезней. «Этой молитвой Преподобного, уже тогда имевшего великое дерзновение к Богу, - писал в 1 904 году Леонид Денисов, - и объясняются два обстоятельства:

1) то, что вода из Серафимова источника никогда не портится, сколько бы времени ни стояла она даже в открытом сосуде;

2) то, что посещающие Саровскую пустынь и купающиеся в павильонах при источнике во всякое время года, здоровые и больные, не получают вреда для здоровья, а, напротив, улучшение его и исцеление от болезней, хотя вода в источнике даже летом имеет от б до 10 градусов. Пишущий эти строки на своем опыте проверил и то, и другое».

От источника Серафима Саровского в Дивеево, первой получила исцеление дивеевская сестра Прасковья Ивановна Шаблыгина. 9 декабря 1 825 года отец Серафим велел ей выпить студеной родниковой воды, и у нее сразу же пропал кашель. А вот еще несколько примеров чудодейственной силы родника.


Генеральша Мавра Львовна Сипягина страдала от злого духа. Она чувствовала страшную тоску, не могла соблюдать постов и других предписаний Церкви. Батюшка Серафим послал ее к источнику напиться воды. Тут же у нее из гортани вышло множество желчи. С тех пор она стала здоровой.

Татьяна Васильевна Баринова жаловалась отцу Серафиму на свою болезнь: у нее на руке был непроходимый лишай. Старец велел ей обмыть руку водой из источника. Баринова подумала: «Ах! Как же я это сделаю, если у меня и от малейшего прикосновения сырости болезнь усиливается». Однако, умыв руку, она не почувствовала никакой боли. Напротив, рука ее тотчас очистилась, болезнь прошла бесследно.

А вот замечательный случай исцеления от холеры, который свидетельствует и о прозорливости преподобного Серафима. В августе 1831 года у него побывала Ольга Петровна Лубкова. Старец уже попрощался с ней, но минуты через три вышел на дорогу и снова подозвал ее к себе: «Возьми-ка эту бутылочку со святой водицею. Может быть, кто захворает, так и дай ее, она больным полезна». Домой в Нижний Новгород Ольга Петровна добралась благополучно, все ее домочадцы были здоровы. Но уже за ужином дочь Лубковой Олимпиада почувствовала головокружение и тошноту, состояние ее ухудшилось.

Ей предложили выпить воды преподобного Серафима. «Я выпила глотка три, - вспоминала потом Олимпиада, - и вдруг вместо тошноты почувствовала сильную испарину и расположение ко сну. Меня оставили одну. Открывши глаза, я прежде всего ощутила особенную свежесть во всем теле и возвращение сил, а увидев перед собой стакан с целебной водою, тотчас выпила несколько глотков и встала здоровою. Нельзя описать всей радости и удивления моей маменьки о случившемся. Она плакала в чувстве благодарности к дивному Старцу, изумляясь его прозорливости и моему чудесному исцелению».

В 1889 году Саровский игумен Рафаил, выполняя распоряжение Синода, приступил к благоустройству мест, связанных с отцом Серафимом. Над колодцем на Ближней пустынке поставили часовню, воду источника отвели в специальную купальню.

Позднее, в 1 904 году, когда поток богомольцев вырос, купальню расширили. Было сделано четыре отделения с пятью кранами в каждом. Вот как описывал этот источник побывавший в Сарове в июне 1904 года богомолец: «Источник преподобного Серафима - это ключ чистой и холодной воды, вытекающей из берега Саровки.

Но в настоящее время его уже не видно, так все переустроено для потребностей народа. Над самим источником устроена красивая восьмигранная деревянная часовня; посередине ее большой круглый колодезь, обнесённый решеткой, на которой стоят ведерки... К этой-то часовне над источником, в спуске к речке, примыкают две купальни (для мужчин и для женщин), и каждая из них состоит из двух отдельных: верхней и нижней. В стене - простые желоба, из которых беспрерывно льется довольно толстая струя воды, бегущая сверху из колодца в часовне - источника».

Тысячи паломников устремлялись в Саровскую пустынь, и каждый обязательно шел на Ближнюю пустынку старца Серафима, чтобы омыть здесь свое тело струей целебной Саровской воды. Воду уносили с собой в бутылочках, изготовленных в монастырской мастерской. Вода эта хранилась долгие месяцы. Замечательно и то, что вода из источника, будучи холодной, не холодила. После обливания бросало в жар, делалось тепло.
Список чудес и исцелений, совершенных отцом Серафимом, стал составляться в 1890-х годах.

На праздновании открытия его святых мощей летом 1903 года на Ближней пустынке происходили массовые исцеления. Очевидцы описывали груду брошенных за ненадобностью рядом с источником костылей и протезов. В газетах писали: «Факты исцелений, телеграфируют из Сарова, многочисленны и подтверждаются дежурными офицерами и свидетелями из народа. Источник осаждается. Пускают по десяти человек. Давка ужасная. Больные и увечные с понятным нетерпением ждут своей очереди: они знают, что нет убожества, которое не исцелилось бы сегодня».

Для записи чудес, по тщательной их проверке, была заведена особая тетрадь под наблюдением иеросхимонаха отца Симеона. Вот некоторые из них.

Крестьянский мальчик Василий Иовлев, 12 лет, пришедший в Саров из села Илисского Енисейской губернии вместе со своей бабкой, был немой от рождения, в чем имел удостоверение от местного приходского священника. На источнике преподобного отца Серафима он искупался и начал говорить.

Учитель народного училища в Нижнем Новгороде господин Андреевский исцелился у источника от малярии.

Крестьянка Симбирской губернии села Тазнеева Агриппина Елизаровна Табаева, 18 лет от роду, слепая от рождения, искупалась три раза в источнике преподобного Серафима и после уже второго купания начала видеть солнечный свет, деревья и другие предметы.

Послушница Кутузовского монастыря нижегородской епархии Анастасия, 52 лет, исцелилась от тяжелой формы лихорадки, которой страдала несколько месяцев.

Крестьянка Нижегородской губернии села Вертьянова Настасья Михайловна Костюкова два года страдала каменной болезнью; никакие средства не помогали; лечилась она и в больнице, но пользы не было никакой. По совету своих знакомых она пришла в Саров и искупалась в источнике святого Серафима, после чего болезнь тотчас же прошла.

Считается, что именно благодаря купанию в источнике у Ближней пу- стынки императрица Александра Федоровна родила долгожданного наследника престола. Царь с царицей были на источнике дважды. Первый раз они посетили его в сопровождении свиты, второй - одни, чтобы искупаться.

Свое исцеление в источнике преподобного Серафима описывал известный духовный писатель Сергей Нилус: «Я пошел к источнику о. Серафима, этой русской Вифезде, целительная сила которой дана свыше по молитвам о. Серафима и от которой я и себе ждал чудесного исцеления. От монастыря до источника версты три или четыре. Я, последнее время дома еле таскавший ноги, прошел это расстояние без малейшего признака утомления. Уж это было чудо.

В устроенную у самого источника купальню я вошел - платье, бывшее на мне, хоть выжми. Не дав себе времени остыть, весь, как был разгоряченный быстрой ходьбой и палящим зноем, я разделся, спустился под кран, из которого сребристой струйкой текла ледяная вода источника, перекрестился: "Верую, Господи!" - и троекратно дал этой воде облить всего себя и больные члены. Первое мгновение я совсем задохнулся: ледяная вода меня обожгла - дух захватило. Но какое дивное чувство наступило по выходе из купальни! Точно новая струя новой жизни была влита во все мои жилы - далекая юность, казалось, вернулась вновь».

А вот свидетельство другого известного писателя - Евгения Поселянина, который присутствовал при открытии мощей святого в 1903 году: «Я только что вошел в монастырские ворота, как между колокольней и соборами встретил толпу народа, окружавшую старуху с мальчиком, исцелившимся поутру у источника. Я в первый раз видел близко только что исцеленного. Мальчик лет 8-9, с умными глазами, весело подпрыгивал. Чрезвычайная радость и оживленность светятся на его лице. Мальчика этого зовут Петр Ильич Зобнин; он родом из Моршанского уезда, из села Бодина. Он два года не ходил, и у него была искривлена шея.

Недавно матери его во сне Царица Небесная сказала: "Веди его к старцу Серафиму, и он будет исцелен". Его привели в Саров. На ночь мальчик сильно плакал и наконец уснул. Утром, после ранней обедни, его купали, и он тут же закричал: "Я хочу бечь", - и шея у него выпрямляется. Старушка 2014г бабушка его плачет, рассказывая об этом событии, а мальчик, держа ее за руку, радостно смотрит на людей и на весь мир Божий».

В советское время часовню и купальню разрушили, а источник забетонировали. Но еще долго вода находила себе выход и появлялась под горой. Позже чуть ниже купальни по течению реки Саровки насыпали плотину, уровень воды поднялся, и источники оказались под водой. В 1947 году бывший Саровский монастырь стал закрытой зоной, ее посещение было строжайше запрещено.

Но Господь не оставил верующих без утешения. На краях обширного Саровского леса, облагоухаиного подвигами преподобного Серафима, открылись новые источники - близ деревни Цыгановка (источник Серафима Саровского близ Цыгановки) и в поселке Сатис. На них перешла сила и слава закрытых ключей. Помимо этих новоявленных источников народ посещал и другие, расположенные в Дивееве и его окрестностях.

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ:
ИСТОРИЯ ПОЧИТАНИЯ И ГОНЕНИЙ

Освященная вода имеет силы
к освящению душ и телес всех, пользующихся ею.
Сет. Димитрий Херсонский

Вода... Без нее человек обречен на гибель. Не случайно у многих народов уже в глубокой древности сложились особые культы, связанные с колодцами, ручьями, реками. Язычники покло¬нялись «духам источников». Египтяне почитали священным Нил, индусы - Ганг, германцы - Рейн. Божество воды было одним из главных в языческих религиях. Его нужно было умилостивить жертвоприношениями, и тогда божество обеспечивало влагой посевы и не губило скот, а когда людям приходилось доверять свою судьбу воде, благополучно отпускало их на сушу.
Так было везде - у ассирийцев и персов, у китайцев и американских индейцев. Только у одного народа мы не найдем подобного отношения к воде, только один народ не молился духам источников, и, как ни странно, именно среди него находились люди, которым была дана власть над капризной стихией.

И пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син в первый месяц, и остановился народ в Кадесе... И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона, и возроптал народ на Моисея и сказал: о если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом! зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья? И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его (Числ.20,1-11).

Да, в греческих мифах можно найти рассказ о Посейдоне, который, ударив трезубцем о землю, вывел из-под нее источник. Но Посейдон почи¬тался у греков богом, Моисей же таковым не был. Никогда еще люди не приписывали смертному власти над водной стихией! Ветхий Завет рассказывает, как жезл пророка, ударивший по реке, сделал ее непригодной для питья, а рука Моисея, простертая над морем, заставляла расступаться волны...
И все же бросается в глаза любопытная деталь: во времена Ветхого Завета почти не было источников, вода которых подавала бы исцеле¬ния. В Библии упоминается только один такой источник - Овечья купель. Однако за века после Рождества Христова прославились сотни и даже тысячи святых источников! От их вод произошло огромное количество чудес, множество людей по¬лучили исцеление... Но загадки здесь нет. Эти чу-деса стали возможны после пришествия Христа. Бог пришел на землю, Бог стал человеком. Бог принял крещение в водах земной реки.

В те дни приходит Иоанн Креститель и про¬поведует в пустыне Иудейской... И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои... Тогда при¬ходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну - креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в от¬вет: оставь теперь; ибо так надлежит нам испол¬нить всякую правду... И крестившись, Иисус тот¬час вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса,и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Мф. 3, 1-16).

Крещение Христа освятило само естество воды. В день, когда Иисус из Назарета вступил в воды реки Иордан, произошло великое чудо. И это чудо длится уже почти две тысячи лет. Оно проявляется, например, в том, что вода, которая освящается в церкви, не портится, стоит годами и даже десятилетиями. Вода эта обладает удивительными свойствами, помогает в различных недомоганиях и болезнях. Это знают даже те, кто далек от веры в Бога, не случайно в праздник Крещения (19 января) храмы переполняют-ся народом, люди выстаивают многочасовые очереди за святой водой. Не человек, не священник освящает воду в этот день - ее освящает Сам Господь. Именно поэтому в полночь на Крещение можно набрать воды из реки, из озера, из колодца, из любого источника - и она будет обладать свойствами святой воды.
Бог даровал евреям воду по молитве Моисея. Как мы уже видели, после пришествия в мир Христа дар отворять источники и управлять потоками воды получили многие. Вот еще два примера - из нашей православной истории.
XVI век. Преподобный Александр Свирский (1533) по просьбе братии решает устроить мельницу. Для этого нужно прокопать канал из верх¬него озера в нижнее. (Последнее находилось от монастыря на расстоянии «двух полетов стрелы».) Во время работ внезапно вода с огромным шумом устремляется вниз, прямо на обитель. Иноки в ужасе ждут затопления и гибели монастыря. Но святой Александр, преклонив колена и воззвав к Богу, изображает крест против устремления воды. Тотчас ее течение останавливается.
XIX век. Преподобный Герман Аляскинский (1837) останавливает наводнение по просьбе алеутских индейцев. Он ставит икону на берегу, определив предел, через который вода не должна перейти, и встает на молитву. И вода не доходит до священного рубежа.

Английский писатель Клайв Стейплз Льюис писал: «Есть одна религия в мире, по крайней мере единственная, какую я знаю, с которой невозможно сделать одну вещь. Например, из буддизма можно удалить чудеса, приписываемые Гаутаме Будде, и он ничего не потеряет. Кстати сказать, чудеса эти описаны в поздних буддийских текстах, а прежде о них не говорилось, что не мешало исповедовать буддизм. Так же и в исламе, в сущности, ничего не изменится, если вы удалите из него чудеса. Напротив, образ пророка, убеж¬дающего людей одним только словом, от этого бы только выиграл. Но все это невозможно сделать с христианством, потому что христианская исто¬рия - история великого чуда».
Трудно сказать лучше. Да, наша история - «история великого чуда». Много на свете языков и много религий и вероисповеданий. И все же ни одна страна и ни один народ не могут предъявить столько дивных чудес, сколько есть их и доныне у христиан. Где еще люди исцелялись возле останков умерших? Где простые изображения на холсте или доске не горели в огне, являлись в воздухе, источали миро? И где человек останавливал навод¬нение и изводил из-под земли источники с целебной водой? И где еще был родник, подаривший людям столько чудесных исцелений, сколько Жи-воносный источник близ Константинополя?

Вера русского народа в целебные свойства воды из святых мест неискоренима. Во многом это связано с древними верованиями наших предков, в которых природные источники и колодцы считались особенными местами, где нельзя было злословить, ругаться. Водное зеркало воспринималось, как портал между мирами, поэтому с водозаборами было связано множество поверий и традиций.

На территории России расположено , которые имеют статус целебных и освящены церковью. Источники получают особенный статус в двух случаях:

  • Родник имеет многолетнюю историю, уже пользуется доброй славой и к нему съезжаются посетители с близких и дальних городов;
  • Источник образовался на месте явления чуда или лика святого народу.

Не стоит путать простые целебные источники с действительно святыми. В первом случае на поверхность выходит вода из подземного горизонта. Обычно у нее слабая или средняя минерализация. Ее лечебное действие обусловлено химическим и минеральным составом. По веществу с максимальной концентрацией, вода может быть кислой, железистой, йодистой или радоновой. Каждый состав имеет узкую лечебную специализацию, поэтому потреблять воду нужно только по предписанию врача. Воду из целебного источника нельзя потреблять, как питьевую. Полностью излечиться с ее помощью невозможно, но эффект от лечения она усиливает.

Состав воды в святых источниках и ключах чаще всего слабоминерализованный состав. Целительный эффект от потребления обеспечивается силой молитвы святого, именем которого она назван. Повального излечения всех болезней всех посетивших святыню пока не зафиксировано, но фиксируются невероятные и необъяснимые с медицинской точки зрения случаи полного исцеления.

Святые источники и купальни стали местом паломничества для тысяч людей для заболеваний, которых современная медицина оказалась бессильной или малодейственной.

Многие святые источники оказались заброшенными и полностью утерянными из-за военных действий и долгого периода атеизма на территории СССР. Монастыри и церкви разрушали или использовали не по назначению, а ключи уходили обратно под землю. Сейчас их находят, восстанавливают и проводят повторный обряд освящения

В отличие от целебных источников, вода из святых ключей имеет практически универсальное лечебное действие. К ним приходят с разными недугами от артрита до бесплодия. Также святая вода помогает при психических расстройствах, трудностях в семьи и воспитании детей. Сила Святого Духа обладает силой не только исцелять болезни, но и исправлять сложные житейские проблемы и ситуации.

Эта часть статьи осветила феноменальное действие святых родников, но в этой красивой истории есть и обратная сторона, которая в большинстве случаев выглядит не так красиво и волшебно. Вода из святого источника может исцелить, но после оказывается, что она может быть значительно опасней водопроводной или колодезной. Духовный статус ключей бессилен перед массовыми загрязнениями окружающей среды.

Что плавает в воде из святых источников

Опасные примеси в воде из водопровода для жителей не в новинку. В домашних колодцах тоже обнаруживается разная гадость, вплоть до радиоактивного загрязнения. Разница между этими водозаборами в том, что водопроводы жестко мониторятся от момента забора воды из водохранилища до ее распределения. Житель квартирного дома может отнести образец из под крана на экспертизу в индивидуальном порядке.

Превышение предельно допустимых концентраций опасных веществ и соединений, а также неудовлетворительные органолептические показатели являются поводом для судебного разбирательства. Требования к качеству колодезной воды не такие строгие. Ее проверку в лучшем случае выполняют перед введением колодца в эксплуатацию. Хотя целые поколения вырастают без всяких анализов и

Сравнительно чистыми остаются родники и ключи, вокруг которых на большом расстоянии отсутствуют автомобильные пути, сельскохозяйственные угодья, промышленные объекты и населенные пункты.

В отличие от колодцев святые родники находятся под открытым небом и абсолютно не защищены от разных загрязнений. Как утверждают представители лабораторий, воду из них нужно подвергать стандартной очистке, а потреблять в сыром виде на свой страх и риск

Процесс загрязнения родника прост:

  • На полях используются удобрения, пестициды и стимуляторы роста;
  • Переизбыток остается в грунтах;
  • Весной талые воды растворяют всю химию и транспортируют к водоносным пластам;
  • Родник выходит из загрязненного подземного водоема.

Физические примеси видны невооруженным глазом, специфический запах жизнедеятельности некоторых микроорганизмов можно обнаружить на запах и вкус, а многократное превышение пестицидов или нитратов никак не ощущается, хотя очень опасно.

На простой запрос «отравление водой из святого источника» поисковик выдает более 1 000 000 результатов. Одним из самых нашумевших стал случай в Иркутске, когда после кишечной инфекцией заболели более 200 человек, по большей части - дети. Экспертиза выявила в образцах возбудителя ротавирусной инфекции и признаки фекального загрязнения. Причиной заболевания стала предприимчивость духовенства. Родники возле храма не могли обеспечить святой водой всех желающих, и чтобы удовлетворить спрос, были установлены насосы, которые натянули болотной воды со стоками.

Среди свежих «крещенских» случаев - отравление в Барнауле из святого источника. Пострадали всего несколько человек, но водозабор оставался открытым, и люди продолжали набирать воду.

Проблемы с водой из святых источников зафиксированы не только в России, но в других странах, где люди верят в ее чудодейственные целебные силы. Австрийские ученые провели забор и исследование образцов из популярных святых родников и купелей. Результаты просто шокировали - почти в 90% случаев присутствовало фекальное загрязнение, кокки, коли и кампилобактерии, нитраты. Наблюдалась тенденция, что максимальные концентрации загрязнителей и бактерий найдены в образцах из наиболее популярных мест.

Большинство историй об исцелении тяжелых и неизлечимых заболеваний на поверку оказываются приукрашенными или придуманными. Когда писателю Эмилю Золя описывали свойства святых лурдских вод, он ответил, что поверит, если ему покажут, как вода заживляет, хотя бы, самую мелкую царапинку

Приведенные факты должны не полностью разуверить читателей в ординарности воды из святых источников, а только проинформировать, что пить из незнакомого источника нельзя, тем более давать такую воду детям.

Полезные вещества в воде святых источников

Естественно, что воду многих святых родников исследовали в лабораториях, чтобы объяснить ее действие. Казахский источник Аулие-Бахсау бьет из под руин древнего поселения. Местные жители утверждают, что вода помогает при заболеваниях ЖКТ и кожи. Анализ проводила лаборатория НИИ кардиологии и внутренних болезней. В ключевой воде обнаружен минеральный комплекс из 17 веществ: йод, кальций, кремниевая кислота, магний.

Родник в Санино Владимирской области упоминается с 17 столетия. С упадком местных храмов, люди забыли и про родник. В 21 веке источник случайно нашли, а затем и облагородили. Анализы показали, что вода чистая и обогащена серебром. Сейчас место стало популярным среди паломников.

Святой источник Троицкого монастыря обязан своими необычными свойствами уникальному минеральному составу со значительным содержанием ионов серебра. Оно действует как антисептик, нормализует обменные процессы, восстанавливает иммунитет, способствует заживлению ран.

Провести анализ образцов воды всех святых родников стоит огромных денег. Возможно, и не стоит этого делать. Ведь только о целебной воде начинает шириться информация, к источнику устремляются паломники и туристы, что приводит к появлению «культурных» остатков после посетителей. Попить воды и тут же намусорить - к сожалению, именно так поступает большинство.