Говорят ли имя при помазании на вечернее. В чем заключается смысл елеопомазания на богослужении? Для чего нужно благовонное масло из лампадок разных икон, которое в церковных лавках продают

Церковная жизнь православного христианина предполагает обязательное участие в церковных Таинствах. Всего их семь, и сегодня мы рассмотрим то, что принимается после Таинства Крещения. Речь пойдет о Миропомазании. Все знают народное выражение «Одним миром мазаны». О чем идет речь?

Суть Таинства

Современная церковная практика предполагает совмещение двух Таинств - Крещения и Миропомазания. По традиции во время Крещения крещаемый одевается в новые белые одежды, как символ чистоты и невинности перед Богом. Следом за этим на него надевают нательный крест, который верующий должен носить всю жизнь.

Обряд миропомазания в православной церкви

И вот следующим этапом является помазание новоиспеченного христианина ароматным маслом, которое варится особым образом и освящается лично Святейшим Патриархом.

Интересно! Во время варки нового мира в него в обязательном порядке наливается остаток предыдущего, а преемство святой жидкости можно проследить до самих апостолов.

Традиция миропомазания идет с апостольских времен. В Библии говорится, что на новокрещеных христиан сходила благодать Святого Духа после наложения рук апостолов на верующих. Со временем, когда крещения людей стали массовыми, и возникла традиция мазать разные части тела освященным маслом взамен наложения рук. Апостолы физически не могли участвовать в крещении такого большого количества людей.

Что именно происходит с человеком во время этого Таинства? Это описано в Евангелии, когда на день пятидесятый день после Воскресения на апостолов снизошла Божья благодать в виде пламенных языков. Апостолы после этого наполнились силами и способностью проповедовать веру Христову по всему миру.

То же самое относится и к обычным христианам, которые решили принять Крещение в православную веру. Только схождение Духа Святого на обычных людей происходит не так явно и видимо, как на апостолов. Поэтому и относится Миропомазание к Таинству - поскольку происходит невидимо, таинственно.

Происходящее во время Миропомазания можно сравнить с посевом зерна. В душу и сердце человека входит маленькая частичка святости. И уже от дальнейшей жизни самого человека зависит, даст ли это зернышко плоды. Если крещаемый будет стараться жить полнотой христианства, то получит большие духовные дарования. И, напротив, полученную благодать можно легко растерять, если вести безбожную жизнь и не вспоминать о Господе.

История Таинства и его отличия

В давние времена Миропомазание совершалось иным способом. Изначальное возложение апостолами рук на новокрещенных для передачи Божественной благодати нужно было заменить неким иным действием, чтобы охватить всех желающих креститься. Христианство очень быстро распространялось, и порой люди принимали новую веру целыми поселениями.

Интересно! Для того чтобы совершать Таинство над большим количеством людей, стали освящать специальный ароматический масляный состав, которым помазывали тело крещаемых.

Это масло варилось по особому рецепту и в обязательном порядке освящалось главой Церкви. Кроме практической пользы, такое действо имело и глубоко символический смысл - так выражалось единство христианской Церкви под управлением архиерея.

Миро — это специальный ароматический масляный состав

Интересно, что в католической традиции также существует аналогичное Таинство, но оно не совпадает по времени с Крещением. Католики совершают так называемую конфирмацию над отроками, когда они уже начинают понимать основы веры. Однако при крещении младенцев они совершают начальное помазание миром, которое готовит душу к принятию полного Таинства в более сознательном возрасте.

А вот в восточной традиции, которая и является корнем нашего современного православия, уже с ІІІ века Крещение было тесно переплетено с помазанием святым миром.

По своему составу миро представляет собой сложную смесь различных ароматических и масляных веществ. Еще в Ветхом Завете, в Книге Исход можно встретить упоминания об этой святыне. Это вещество было открыто Моисею Самим Господом. Конечно же, ветхозаветное Миропомазание не могло нести полноты Божественной благодати, но оно было прообразом и приготовлением к Миропомазанию христианскому.

Как происходит Миропомазание в наши дни

Сегодня в нашей православной церкви миро заготовляется епископами. Состав смеси существенно различался в разные времена. Так, сейчас в него входит около 40 компонентов, а в XVII веке было около 60. Как правило, миро включает различные масла (оливковое, гвоздичное, мускатное и другие пряные), экстракты фиалки, розы, ладан и многое другое.

Интересно! Все вещества, входящие в состав мира, заготовляются в Великий Пост, на Крестопоклонной неделе.

Все компоненты смешиваются и настаиваются, а на Страстной неделе происходит непосредственно варка будущей святыни. Варят миро с постоянным чтением Евангелия вплоть до Великого Четверга, а в сам Четверг на Литургии происходит торжественное освящение готового состава.

Миропомазание — одно из семи таинств православной церкви

Обязательным этапом освящения масляной смеси является добавление в него небольшого количества уже готового ранее мира, которое хранится в алтаре на престоле. В сам же древний состав добавляется капля новоосвященного. Таким образом достигается взаимосвязь и передача Божественной благодати, которую можно проследить вплоть до самых апостольских времен.

Чинооследование Таинства плотно вплетается в проведение Крещения, поэтому многие верующие не различают эти два процесса. Поскольку большинство людей крестят еще во младенческом возрасте, то помазание происходит на руках у крестных родителей после того, как малыша опустили в купель и надели на него нательный крестик. Важно, чтобы ребенок лежал не просто на руках, а в специальной крыжме - подстилке или одеяле, которое предназначено специально для крестин и не будет использоваться в быту.

Такая благочестивая традиция связана с тем, что частички святого мира могут попадать на одежду или пеленки малыша. И чтобы не осквернять великую святыню, одежду для крестин с частицами и запахом мира принято не использовать в повседневной жизни, а хранить, как семейную реликвию и память о совершении великого Таинства.

Видео о таинстве Миропомазания

При соборовании помазывают елеем. Елей – освящённое масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний. Елей с древних времен считался целебным веществом. Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, оживление. В Книге Левит он упоминается как средство для очищения прокаженных. Помазание маслом больных употребляли и апостолы, как читаем у евангелиста Марка: «…и многих больных мазали и исцеляли» (Мк. 6:13).

По обычаю Востока, когда человека провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея. Елей, масло оливы, считали символом прочности. Обряд же «помазания» напоминал о том, что власть даруется от Бога, Дух Которого отныне будет пребывать на Избраннике. Поэтому каждый властелин Израиля (а иногда и пророк) именовался Помазанником, Мессией, или по-гречески – Христом. Однако со временем этот титул стали относить лишь к великому Царю грядущего.

Оливковое масло имеет обширное употребление в Христианской Церкви. Так, елей возжигают перед святыми иконами. Во-вторых, елей употребляется при обряде – благословения хлебов. Вместе с пятью хлебами, с вином и пшеничными зернами благословляется и елей, как вещество питательное и целительное в болезнях. Этим елеем на всенощной или заутрене помазываются верующие. В-третьих, елей употребляется для помазания немощных – в Таинстве елеосвящения, произнесением слов: “Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”. В-четвертых, елей освящается особой молитвой и употребляется для помазания того, кто приступает к св. Крещению. В-пятых, елей возливается на усопших”

Как елей есть знамение благословения Божия, так зеленеющее масличное дерево символизирует праведника, благословенного Богом (Пс 51.10; 127.3; ср Сир 50.10), и Премудрость Божию, открывающую в Законе путь правды и блаженства (Сир 24.14,19-23). Что же касается двух маслин, елей от к-рых поддерживал свет в светильнике с семью лампадами (Зах 4.11-14), то они означали двух «сынов елея», двух Помазанников Божиих – царя и первосвященника, к-рые призваны просвещать народ и вести его по пути спасения.

Елеопомазание – начертание священником на челе верующих креста освященным елеем, совершаемое на богослужении воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника, возложенной посреди храма на аналое.

При этом священник произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», а верующий отвечает: «Аминь».

Существует также традиция, по которой в Господские праздники священник произносит при помазании: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а в праздники Богородицы: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Иногда с елеем сравнивается то, что как и он, проникает внутрь неуловимо (Притч 5.3; Пс 108.18; Притч 27.16); главным же обр. в нем видят услаждающее и радующее своим запахом миро – прекрасный символ любви (Песн 1.2), дружбы (Притч 27.9) и счастья братского единения (Пс 132.2). Елей – также символ радости, ибо от него, как и от радости, у ч-ка блистает лицо (Пс 103.15). Поэтому возлить Елей кому-либо на голову – значит пожелать ему радости и счастья и оказать ему знак дружбы и почета (Пс 22.5; 91.11; Лк 7.46; Мф 26.7).

Елей царского помазания в наивысшей степени заслуживает названия «елей радости» (Пс 44.8); это – внешний знак Избрания Богом, сопровождающийся излитием Духа, овладевающего избранником (1 Цар 10.1-6; 16.13). Эта связь помазания и Духа является источником основной символики елея в христианских таинствах, особенно при соборовании больных, упомянутом уже в послании Иакова (Иак 5.14; ср Мк 6.13); свящ. Елей сообщает христианину многообразную благодать Духа Святого, Который соделал Иисуса Помазанником в абсолютном смысле слова и явил Его Сыном Божиим. (В Евр. 1.9 ко Христу для засвидетельствования Его Божества применяется Пс 44.8).

Таинство Елеосвящения, именуемое по-гречески «елей молитвы», описано св. апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Как явствует из приведенного отрывка, таинство елеосвящения преследует двойную цель: не только телесное исцеление, но и прощение грехов. То и другое взаимосвязано, ибо человек есть единство тела и души, и потому не может быть резкого и строгого различия между телесными и духовными скорбями.

Здесь речь идет не об обычном помазании елеем (маслом), которое практиковалось у евреев как обычное лечебное вещество, а об особом церковном таинстве, так как целебные свойства здесь приписываются не елею, а «молитве веры», совершаемой пресвитерами.

Строгие и полные любви и милосердия взоры святых с древних икон, мягкий теплый свет зажженных свечей, благоухающее кадило, купель, наполненная освященной водой, белые одежды младенца, торжественный и возвышенный голос священника, произносящего слова молитвы, тихое и волнующее пение хора… С минуты крещения начинается новая жизнь верующего человека, устанавливается невидимая глазу связь с Богом. Новокрещенный входит в лоно церкви, «духовно рождается» на свет. Крещение – самое первое и важнейшее таинство в жизни христианина, оно неразрывно связано с другим таинством – миропомазанием. И если о крещении слышал практически каждый человек, то о последнем знают немногие. В чем суть? Что такое миропомазание в церкви? Подробную информацию читайте в статье.

Значение таинств в церкви

Одной из основополагающих частей жизни церкви и христианина являются таинства.

Таинство – это священнодействие, посредством совершения которого человеку через видимые обряды передается незримая божественная благодать.

Всем таинствам христианской церкви присущи общие черты:

  • Богоустановленность – учреждение таинств самим Богом.
  • Внутренняя, сокрытая сторона – незримая благодать, передающаяся христианину при проведении таинства.
  • Внешняя, формализованная сторона – обрядовый порядок, необходимый немощному человеку, зримые и ощущаемые действия, позволяющие воспринять незримую благодать.

В противовес обрядам, совершаемым при исполнении таинств (например, освящение воды, каждение храма), которые складывались и развивались естественным путем на протяжении веков, таинства считаются установленными Богом.

Таинства Православной церкви

Всего в православной традиции установлено семь таинств, посредством которых верующие и приобщающиеся к таинствам получают различные божественные дары:

  • Таинство крещения – крещаемый троекратно окунается в купель или обливается водой с прочтением молитв. Новокрещенному прощаются прежние грехи, происходит приобщение к Церкви.
  • Таинство миропомазания в православии заключается в нанесении святого мира на определенные части тела. Помазуемому передается дар Духа Святого, наставляющий его на путь духовного самосовершенствования.
  • Таинство покаяния – искреннее раскаяние христианина в своих грехах, полная исповедь духовнику как прообразу Господа. Покаявшемуся грешнику отпускаются исповеданные грехи.
  • Таинство причащения (другое название – евхаристия) – причащение Святыми Дарами, освященными и приготовленными особом способом, вином и хлебом, символизирующими Тело и Кровь Христа; причастившийся соединяется с Господом.
  • Таинство елеосвящения (или соборование) – тело человека помазуется маслом (елеем). Верующему даруется избавление от различных недугов.
  • Таинство брака (известное как венчание) – заключение церковного союза мужа и жены. Родившейся семье даруется божественное благословение.
  • Таинство священства (иначе называется хиротонией) – посвящение в священнослужители. Даруется возможность самостоятельного участия в таинствах церкви, проведения обрядов и совершения служб.

Евангельские тексты содержат прямое упоминание трех таинств – крещения, покаяния и причащения; богоустановленное происхождение остальных таинств засвидетельствовано другими книгами Священного писания и трудами первых учителей церкви.

Связь таинства крещения и миропомазания

Как связаны таинство крещения и таинство миропомазания? Оба они всегда были тесно связаны в церковной традиции. Крещение очищает и освобождает человека от бремени первородного греха и множества личных грехов, а миропомазание дарует благодать Святого Духа, позволяя жить по церковным заповедям и канонам.

С IV века миропомазание совершается сразу после крещения. Оба эти таинства могут быть совершены только единожды за всю жизнь человека.

Значение миропомазания

Православный катехизис (сборник, излагающий основные положения веры) так поясняет суть таинства: «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, способствующие росту и укрепляющие в жизни духовной».

Личная пятидесятница

Иногда таинство миропомазания называют личной пятидесятницей человека. Понять смысл этой фразы можно, вспомнив страницы Евангелия.

На пятидесятый день после воскресения Христа на апостолов снизошел Дух Святой в виде огненных языков пламени. Они сразу же почувствовали воздействие божественной благодати – их наполнила божественная любовь к людям и Христу, готовность посвятить себя служению им. Они получили способность говорить на неизвестных им ранее языках, что позволяло вести проповеди в разных уголках земли.

В таинстве миропомазания с человеком происходит то же самое, что пережили апостолы. Внешняя форма этого явления изменилась – пламя теперь заменяет крестообразное помазание миром, но внутренняя сторона, смысл таинства остались неизменными – схождение Святого Духа и освящение христианина через получаемую благодать.

История установления обряда

В первые годы распространения христианства таинство миропомазания имело совсем иную форму.

Христиане первых веков получали благодатный дар посредством молитв и личного возложения апостолами рук на головы новообращенных.

Однако распространение христианства и возрастающее число верующих сильно затрудняло личное участие апостолов в благословении каждого новообращенного. Поэтому на рубеже III и IV веков внешняя обрядовая сторона таинства миропомазания была изменена. Теперь вместо апостольского руковозложения стали помазать миром определенные части тела. Миропомазание - это было таинство, которое сопровождалось молитвами и наложением крестного знамения (по-гречески «сфрагис» – печать). Правом совершать помазание миром наделялись епископы и пресвитеры церкви, назначенные апостолами.

Камень

На Святой Земле, в Иерусалиме, есть святыня, известная миру как Камень миропомазания. Согласно Евангелию, это именно тот камень, на который было положено Тело Спасителя после снятия Его с креста. Последователи Христа – Иосиф Аримафейский и Никодим – именно на этом камне омыли благовонным миром Тело Господа, приготовив к погребению. Для сохранности настоящий камень миропомазания в храме Гроба Господня покрыт плитой из розового мрамора, но даже через плиту он источает миро, которое собирают многочисленные паломники для исцеления от недугов.

Святое миро

В переводе с древнегреческого «миро» означает «благовонное масло». По данным различных источников, количество ингредиентов, необходимых для приготовления мира, используемого в таинстве, колеблется от 35 до 75. Такое обилие составляющих миро компонентов соотносится с огромным числом добродетелей, которыми должен обладать истинный христианин. Основу мира составляют белое виноградное вино, чистое оливковое масло и разнообразные ароматические вещества и масла.

На заре христианства правом приготовления и освящения мира обладали только апостолы, позднее – назначенные ими епископы. Сегодня в Русской Православной Церкви готовить и освящать миро может только Патриарх.

Приготовление и освящение мира

В России процесс приготовления и освящения мира происходит раз в два года. Подготовка всех необходимых ингредиентов начинается с Крестопоклонной недели – четвертой недели Великого поста. Все необходимые ингредиенты кропятся освященной водой, варится смесь оливкового масла и вина. Ароматические составляющие мира измельчаются, заливаются готовой смесью масла и вина. Затем миро стоит до конца Великого поста. В Страстной Понедельник Патриарх освящает все, что используется для мироварения (и ингредиенты, и сосуды), самолично разжигает пламя под приготовленными котлами. Варение мира сопровождается постоянным чтением Евангелия. В Великий четверг миро освящается, причем оно смешивается с миром, освященным в предшествующие годы. Такое смешивание происходило на протяжении многих веков. Благодаря этому сегодня миро содержит часть вещества, сваренного еще во времена апостолов. Затем готовое и освященное миро раздается на все приходы Церкви.

Значение обряда

Видимой стороной таинства является нанесение священником мира на лоб, глаза, нос, рот, уши, грудь, ладони и ступни человека. При этом каждый раз им произносится: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

Почему именно эти части тела выбраны для проведения обряда? Ответ на этот вопрос дают труды святителей церкви.

Используемое при помазании миро освящает всего человека целиком: посредством помазания лба очищает ум и мысли, через помазание органов чувств (глаз, носа, рта и ушей) наставляет на путь спасения, настраивает на восприятие всего благочестивого, посредством помазания груди дарует божественную любовь и освящает чувства и желания, через помазание рук и ног благословляет на богоугодные дела и поступки, призывает следовать заповедям Господним на всем жизненном пути.

Обрядовая сторона таинства

Миропомазание - это таинство, которое состоит из четырех этапов: помазание миром, хождение вокруг купели, омывание святого мира и пострижение волос.

По окончании таинства крещения (заканчивается одеянием в белые одежды), священнослужитель читает молитву и наносит миро на определенные части тела, которые должны быть насухо вытерты. Нанося святое миро, священник образно рисует крест. До омовения никто не должен касаться помазанных частей тела.

Затем новокрещенный с зажженной свечой и его крестные родители (по церковному обычаю они называются восприемниками) три раза шествуют вокруг купели, двигаясь навстречу солнцу, против часовой стрелки, как совершаются все крестные ходы. Символически это означает вхождение в вечную жизнь, дарованную совершаемыми таинствами, а также их вечную нерушимую силу.

Обряды восьмого дня

Омовение святого мира на заре становления христианской веры происходило на восьмой день после совершения таинства. Причем новокрещеный в течение недели носил белые крестильные одежды, не снимая. Он посещал храм, приобщаясь к тайнам церкви и богослужения; в этот период происходило первое причастие новоначального христианина. Сегодня обряды восьмого дня совершаются в день крещения и миропомазания. Священник произносит слова молитвы, испрашивая у Бога помощи в сохранении печати Святого Духа невредимой и прося защитить нового члена церкви от пагубного воздействия злых сил. Затем кропит помазанного со словами древней молитвы: «Оправдался еси (человеку простились прежние грехи), просветился еси (встал на путь православной веры), освятился еси (во время первого причастия), омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего». После этого совершается омовение смоченной в чистой воде губкой помазанных миром частей тела.

Испросив у Господа благословение для нового члена церкви, священнослужитель остригает волосы на голове новокрещенного – затылок, лоб, правую и левую стороны. Крестообразное пострижение волос повторяет порядок наложения благословения на голову. Символически обряд миропомазания означает, что человек добровольно предается Богу, готов принести себя в жертву.

Остриженные волосы закатываются в комок воска и опускаются в крестильную купель.

Миропомазание – это второе по важности (после крещения) таинство в жизни любого христианина. К сожалению, сегодня многие не знают смысла этого таинства. Да и о самом существовании этого таинства известно далеко не всем. А между тем, миропомазание - это таинство, которое позволяет человеку начать вести полноценную духовную жизнь в лоне православной церкви.

«На помазание пойдешь?» — такой вопрос часто можно услышать от прихожан наших храмов. Причем идти предполагается именно на помазание, а не на богослужение, посвященное тому или иному святому или празднику. Но что скрывается за этим столь любимым нами действием, является ли оно самым значимым во время вечернего богослужения и чем отличается миро от елея, елеопомазание от Миропомазания и Елеосвящения (соборования)? Об этом на уроке в нашей церковной школе рассказывает клирик Свято-Троицкого собора г. Покровска священник Алексий Савин.

С древних времен елей считался целебным веществом. Еще с ветхозаветных времен он знаменовал благодать, радость, оживление. В Книге Левит он упоминается как средство для очищения прокаженных. Помазание маслом больных употребляли и апостолы, так, читаем у евангелиста Марка: и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6, 13).
Блаженный Симеон Солунский дает определение: «Елей есть святой по силе священнодействия и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его».

По обычаю Востока, когда человека провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея. Елей, масло оливы, считали символом прочности. Обряд же «помазания» напоминал о том, что власть даруется от Бога, Дух Которого отныне будет пребывать на Избраннике. Поэтому каждый властелин Израиля (а иногда и пророк) именовался Помазанником, Мессией, или по-гречески — Христом. Однако со временем этот титул стали относить лишь к великому Царю грядущего.

Урок литургики

Освящается вещество

В настоящее время на богослужении употребляется освященное масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний. Оливковое масло имеет обширное употребление в Христианской Церкви. Так, елей возжигают перед святыми иконами. Во-вторых, елей употребляется при обряде благословения хлебов. Вместе с пятью хлебами, с вином и пшеничными зернами благословляется и елей, как вещество питательное и целительное в болезнях. Этим елеем на всенощной или заутрене помазываются верующие. В-третьих, елей употребляется для помазания немощных — в Таинстве Елеосвящения, произнесением слов: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В-четвертых, елей освящается особой молитвой и употребляется для помазания того, кто приступает к Святому Крещению. В-пятых, елей возливается на усопших.

Миро (греч. «благовонное масло») — особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего 50 веществ). Основным веществом для приготовления мира является оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие.

В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Христа именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах. Святое миро есть великая святыня, которая обычно хранится на престоле.

Миропомазание

Установление Таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием.

В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом, и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (Патриарх, Митрополит). В Москве, например, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения один раз в год и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом благословение Патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

Таинство Миропомазания, как и Крещение, совершается над человеком единственный раз в жизни. Также совершается это таинство над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ. В Таинстве Миропомазания подается Божественная благодать для нашего духовного возрастания, которая приобщает человека к жизни Церкви и делает возможным его участие в других таинствах.

Таинство Соборования, или Елеосвящение

Это одно из семи таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней.

Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена. Оно служит благодатным врачеванием недугов телесных и душевных и дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов. Елей в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино — искупительную Кровь Спасителя.

Таинство Елеосвящения совершается в храмах Великим постом для всех болящих; в остальное время священника можно пригласить к больному домой. Мнение же, что собороваться можно только перед смертью, ошибочно и исходит из католической церковной практики.

Не всегда можно видеть, что больной, приступивший к Елеосвящению, получает желаемое выздоровление. Этому можно дать несколько объяснений. Во-первых, здоровье является временным благом для человека, так как тленность самой человеческой природы предполагает неизбежность физической смерти. Всегда желать исцеления от болезней значило бы требовать себе возможность никогда не умирать. Такое желание является противным самому плану нашего восстановления, по которому нам необходимо сложить с себя это греховное, мертвенное тело, чтобы облечься в бессмертное.

Во-вторых, если действие таинства и не сказывается в полном выздоровлении, оно может облегчить страдания больного на время. Отсутствие исцеления может быть также следствием недостаточной веры приступающего к таинству или, напротив, особым действием промысла Божия о нем. Известны случаи, когда после Елеосвящения люди, находившиеся в мучительной и долгой болезни, избавлялись от своих страданий через тихую и светлую кончину, дарованную, несомненно, по действию таинства.

Но наиболее точным объяснением будет то, что телесное исцеление не является основным или важнейшим действием Таинства Елеосвящения. Благодатное действие сказывается и на нравственном состоянии души человека: «И если он соделал грехи, простятся ему». По мысли апостола, лежащий на одре болезни нуждается не только в физическом исцелении, но и в прощении грехов — болезнь и грех связаны между собой. Об этой связи сам апостол Иаков пишет в начале своего послания: Сделанный грех рождает смерть (Иак. 1, 15). Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни.

Есть обычай: сначала исповедоваться, потом пособороваться, потом причаститься, потому что никакое таинство не бывает полным без причащения Святых Христовых Таин. Нужно, чтобы в соборовании принимали участие те люди, которые часто исповедуются, часто причащаются, живут церковной жизнью.

Елеопомазание

Это не таинство, а обряд — начертание священником на челе верующих креста освященным елеем, совершаемое на богослужении воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника, возложенной посреди храма на аналое.

Неправильно уходить со службы, получив елеопомазание, а также приходить на службу только к моменту его совершения. В это время начинается пение и чтение канона празднуемого события, раскрывающего смысл и суть праздника, поэтому, как только священник или епископ помазал маслом, нужно отойти в сторону, встать в храме на прежнее место и благоговейно слушать, что поют и читают.

К сожалению, порой прихожане заводят разговоры, объединившись по группам, шумно здороваются, прикладываются к иконам и совершенно упускают спасительные слова праздничного канона. Но ведь помазание маслом не является центральной частью богослужения, а раньше маслом помазывали только в алтаре и только священнослужителей.

Неправильно также требовать от священника помазывать маслом, когда служба уже закончилась. Опоздал на службу, не успел помазаться маслом — найди мужество смириться, попросить у Господа прощения и впредь стараться не опаздывать.

Я присоединилась к Церкви, когда мне было 16 лет, и я была единственным членом Церкви в моей семье. Мои родители были против моего крещения, но сдались, подумав, что это всего лишь временная «фаза» в моей жизни. Из-за противостояния родителей, после того как я присоединилась к Церкви, я не могла посещать уроки семинарии. И хотя мое свидетельство было крепким, я не могла участвовать во всех классах и мероприятиях, доступных членам Церкви. По этой и некоторым другим причинам, мой прогресс в познании того, как Евангелие действует даже в незначительных моментах нашей жизни, шел очень медленно.

Я узнала о Патриархальном благословении и успела получить свое собственное до того, как начала учиться в колледже, но я ничего не знала о других благословениях священства - таких, например, как исцеление. И я вообще никогда не слышала о помазании.

Незадолго до моего 22-летия я собиралась выйти замуж. Я совершенно не была подготовлена к этому. Единственная моя подготовка заключалась в том, что я была достойна храмовой рекомендации. Так что этот опыт был для меня совершенно новым, и я в особенности была приятно удивлена церемонией помазания, которая дала мне возможность начать все заново с чистого листа, так же, как это было во время моего крещения.

Помазание в древности

Помазание маслом является таинством Евангелия еще, возможно, с тех времен, когда у Адама появилось потомство. Но самое раннее письменное свидетельство о нем содержится в Библии, когда израильтяне в пустыне построили скинию, и Моисей посвятил Аарона и все необходимые вещи, нужные для служения Господу в этом переносном храме. Для помазания скинии и израильтян, а также ковчега откровения, других священных предметов и для помазания Аарона и его сыновей было использовано оливковое масло (См. Исход 30:22-31). Аарон, так же как и все эти предметы в скинии, был посвящен на служение Богу.

Моисей посвятил Аарона на его служебные обязанности священника в храме, помазав его маслом и посвятив его на это служение через рукоположение.

Священники, служащие в храме, также использовали оливковое масло в ритуальных жертвоприношениях.

В древности помимо пророков, священников и священных предметов, помазание маслом совершалось также и для израильских царей, посвящая их на их особое служение и показывая, что они призваны на эту службу Богом.

Святое помазание совершается посредством власти и силы святого Священства Мелхиседекова (которым Моисей, Самуил и Елияс обладали как пророки).

Только освященное и благословленное носителем священства оливковое масло может быть использовано для помазания в Церкви. Так было в древности, и такой порядок сохранился и до наших дней.

Оливковое масло - символ Спасителя

Почему для помазания используется оливковое масло?

В древности масло, выжатое из оливок, считалось самым однородным, самым прозрачным, самым ярко горящим и долговечным из всех масел как животного, так и растительного происхождения. Оно также считалось самым чистым и потому очень хорошо подходило для помазания.

Оливковое масло считалось бесценным среди израильтян. Оно не только считалось полезным продуктом и отличным средством для кожи, но также использовалось в медицине и как топливо для ламп. Оно служило в качестве пищи, а также давало свет и использовалось в целях исцеления (символ Спасителя). Оливковое масло используется для всех этих целей, но только освященное и благословленное масло может быть использовано в священных обрядах.

В Церкви существует определенный порядок освящения масла. Инструкцию к этому вы можете найти на сайте lds.org в разделе Руководство для семьи . Освященное масло может быть использовано для священных обрядов и для исцеления больных.

Многие старейшины носят освященное масло на брелоке, чтобы всегда иметь его в нужную минуту.

Иисус Христос - «Помазанник»

Иисуса называют Христом (греческое слово) и Мессией (арамейское слово). Оба слова означают «помазанник». Это значит, что Иисус был помазан Отцом быть личным представителем Отца во всех делах, касающихся спасения человечества (Библейский словарь) (смотрите Исаия 61:1-3, от Луки 4:16-22, Деяния 4:27 и 10:38).

Иисус Христос был помазан на то, чтобы быть Спасителем мира, еще до сотворения мира. Он был единственным поистине святым из всех людей, которые когда-либо жили на земле, потому что Он был совершенным, и потому что Он полностью посвятил Свое время, свои силы и Свою жизнь выполнению воли Отца.

Хотя Книга Мормона в основном говорит о ветхозаветных временах, пророки Книги Мормона знали, что Иисус был помазанником, и называли Его Христом. Они верили в Него еще до того, как Он пришел в мир.

Они понимали, что спасение придет не через закон Моисеев, но что этот закон укрепит их веру во Христа. Таким образом, они сохраняли надежду, веря в вечное спасение и опираясь на дух пророчества, который говорил о том, что будет (Алма 25:16).

Помазание в целях освящения

Освящение означает освобождение от греха, очищение и становление непорочным через Искупление Иисуса Христа. Мы «освящаем себя», когда посвящаем себя праведности в глазах Бога. Формально мы можем быть посвящены (при условии, что мы продолжаем быть достойными) только в храме через помазание, что возможно благодаря силе и власти священства, дарованного мужчинам и женщинам, выполняющим этот обряд.

Святые последних дней, ставящие Христа на первое место в своей жизни и непрестанно кающиеся, могут жить в состоянии освящения постоянно. И этот святой источник может быть призван на служение Господу в любой момент, когда Господу потребуется от нас быть Его помощниками.

Помазание для исцеления больных

Во время своего выступления на апрельской Генеральной конференции 2010 года Старейшина Даллин Х. Оукс детально описал обряд помазания с целью исцеления. Он напомнил слушателям, что мормоны верят в исцеление «при помощи медицинских средств, молитв веры и благословений священства».

Старейшина Оукс учил, что «Применение власти священства для благословения больных состоит из пяти компонентов: (1) помазание, (2) запечатывание помазания, (3) вера, (4) слова благословения и (5) воля Господа». Он также сослался на Новый завет, заметив, что в Священных Писаниях говорится о том, что апостолы тоже совершали помазание маслом, чтобы исцелять больных.

В Послании от Иакова мы узнаем о роли помазания наряду с другими компонентами благословения на исцеление: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (От Иакова 5:14-15).

Запечатывание помазания утверждает его, чтобы Господь мог излить Свои благословения с небес. Запечатывание помазания произведено такой же силой и властью, какой выполнено помазание - силой и властью Священства Мелхиседекова.

Благословения священства на исцеление довольно распространены в Церкви, но вы редко услышите истории обо всех чудесах, которые с ними связаны. Старейшина Оукс сказал: «современное откровение предостерегает нас, чтобы «[мы] не хвалились этим и не говорили об этом перед миром, ибо все это дано [нам] на [наше] благо и спасение» (У. и З. 84:73)».

В Учении и Заветах 42:48 Господь обещает нам, что «тот, кто верует в [Него] ради исцеления своего, если не назначено ему умереть, будет исцелен». Помазание, запечатывание помазания, вера и воля Господа являются важными компонентами благословения на исцеление. В других благословениях, требующих власти Священства (таких как патриархальное благословение, отцовское благословение и т. д.), основой являются произнесенные там слова.

Старейшина Оукс процитировал историю Старейшины Глена Л. Радда, бывшего представителя Высшей Власти Церкви, которая показывает силу помазания и благословения на исцеление:

«Мне сообщили по телефону, что одна родственница, двенадцатилетняя девочка по имени Дженис, попала в больницу с серьезными травмами. Ее мать хотела, чтобы ей дали благословение священства.

Мы со старейшиной Каули отправились в больницу. Там мы узнали подробности несчастного случая. Дженис попала под автобус. Сдвоенные задние колеса переехали ее голову и тело.

Мы со старейшиной Каули вошли в палату, где лежала Дженис. У нее был перелом таза, серьезная травма плеча, множественные переломы костей и тяжелейшие неоперабельные повреждения головы. Тем не менее, мы чувствовали, что должны послужить ей и благословить. Я помазал ее маслом, а старейшина Каули запечатал помазание. С силой и решимостью он благословил ее на поправку и нормальную дальнейшую жизнь. Он благословил ее выздоровлением без серьезных последствий от ее многочисленных травм. Это было великое благословение и воистину величественный момент.

Дженис более месяца не могла пошевелить ни единым мускулом. Мы не теряли веры. В благословении было сказано, что она поправится без каких-либо длительных последствий.

Прошло много лет с того посещения больницы. Недавно я разговаривал с Дженис. Сейчас ей 70 лет, у нее трое детей и одиннадцать внуков. Сегодня у нее нет никаких последствий от того несчастного случая».

Определенный порядок помазания и благословения больных был открыт пророкам древности, а также современным пророкам. Помазание должно быть выполнено по этому установленному стандарту, но дух и обещания благословения индивидуальны в соответствии с нуждами и верой человека, получающего его, а также в соответствии с верой тех, кто озабочен выздоровлением больного, и старейшин, дающих это благословение. Праведность старейшины, дающего благословение не столько важна, сколько вера получающего это благословение. Дающий благословение является всего лишь посредником Господа и не играет главную роль в процессе исцеления.

«Мы рукополагаем и помазываем маслом, осуществляя физическое прикосновение и применяя осязаемую субстанцию, но ни руки, ни масло не могут исцелить. Исцеляет вера в Иисуса Христа и сила священства» (Д. Келли Огден).

Для освящения масла и благословения больных не требуется представитель председательствующей власти. Если мужчина имеет власть Священства Мелхиседекова и является достойным членом Церкви, ему дана власть давать такие благословения.

Благословение без применения масла?

Старейшина Джозеф Филдинг Смит сказал:

«Это привилегия и обязанность старейшин благословлять больных через рукоположение. Если у них есть чистое оливковое масло, которое было освящено для этой цели, им следует помазать больного, а затем возложить на его голову руки, чтобы запечатать благословение. Если под рукой не оказалось освященного масла, им следует благословить больного через рукоположение силой священства и молитвой веры, чтобы желаемое благословение пришло посредством Святого Духа Господа. Таков порядок, установленный с начала в соответствии с Божественным планом» (Учения спасения , сост. Брюсом Макконки, т. 3, изд. Букрафт, 1954–56, 3:183).

Также, если присутствие двух старейшин невозможно, один и тот же старейшина может помазать и запечатать благословение, а также произнести вдохновенное благословение.