Главные герои "война и мир" - характеристика мужских и женских образов. Главные герои война и мир Система героев война и мир

Не просто написал прекрасное произведение «Война и мир», но и показал русскую жизнь на протяжении нескольких десятков лет. Исследователи произведения Толстого подсчитали, что на страницах своего романа писатель изобразил более 600 персонажей. Причём каждый их этих действующих лиц имеет чёткую и меткую характеристику писателя. Это даёт возможность читателю нарисовать подробный портрет каждого героя.

Вконтакте

Система персонажей в романе «Война и мир»

Безусловно, главным героем произведения Толстого является народ. По мнению автора, это самое лучшее, что есть в русской нации. По роману, к народу относятся не только простые люди, которые ничего не имеют, но и дворяне, которые живут не для себя, а для других. Но народу в романе противопоставлены аристократы:

  1. Курагины.
  2. Посетители салона Анна Шерер.

Сразу же по описанию можно определить, что все эти герои – отрицательные персонажи романа . Их жизнь бездуховна и механична, они совершают искусственные и безжизненные поступки, неспособны к состраданию, эгоистичны. Эти герои не могут измениться даже под влиянием жизни.

Совсем иначе Лев Николаевич изображает положительных своих персонажей. Их поступками руководит сердце . К таким положительным действующим лицам можно отнести:

  1. Кутузова.
  2. Наташу Ростову.
  3. Платона Каратаева.
  4. Алпатыча.
  5. Офицера Тимохина.
  6. Офицера Тушина.
  7. Пьера Безухова.
  8. Андрея Болконского.

Все эти герои способны сопереживать, развиваться и изменяться . Но именно война 1812 года, испытания, которые она принесла, даёт возможность понять, к какому лагерю можно отнести персонажей романа Толстого.

Петр Ростов - центральный герой романа

Граф Петр Ростов - это младший ребёнок в семье, брат Наташи. В начале романа читатель видит его ещё совсем ребёнком. Так, в 1805 году ему было всего лишь 9 лет. И если в этом возрасте писатель лишь замечает, что он толстый, то к характеристике Петра в 13 лет прибавляется ещё и то, что подросток оказывается красивым и весёлым.

В 16 лет Петр отправляется на войну, хотя должен был поступить в университет, и вскоре уже становится настоящим мужчиной, офицером. Он патриот и переживает за судьбу своей Отчизны. Петя прекрасно говорил на французском и мог жалеть пленного мальчика-француза. Отправляясь на войну, Петя мечтает совершить что-то героическое.

И несмотря на то что родители сначала не желали отпускать его на службу, а затем нашли место, где было безопаснее, тот все равно вместе с другом переходит в действующую армию. Как только он был назначен помощником генералом, его тут же берут в плен. Решив поучаствовать в сражении с французами, помогая Долохову, Петя погибает, получив ранение в голову.

Его именем назовёт своего единственного сына Наташа Ростова, которая так никогда и не сможет забыть своего брата, с которым она была так близка.

Второстепенные мужские персонажи

В романе «Война и мир» много второстепенных действующих лиц. Среди них особенно выделяются следующие герои:

  1. Друбецкой Борис.
  2. Долохов.

Высокий и белокурый Борис Друбецкий воспитывался в семье Ростовых и был влюблён в Наташу. Его мать, княгиня Друбецкая, приходилась семье Ростовых дальней родственницей. Он горд и мечтает о военной карьере.

Попав в гвардию благодаря хлопотам своей матери, он участвует и в военном походе 1805 года. Характеристика его писателем нелестна, так как Борис старается заводить лишь только «полезные» знакомства. Так, он готов потратить все деньги, чтобы прослыть богатым человеком. Он становится мужем Жюли Курагиной, так как она богата.

Офицер гвардии Долохов - яркий второстепенный персонаж романа. В начале романа Федору Ивановичу 25 лет. Рождён он был почтенной дамой Марьей Ивановной, относящейся к небогатому дворянскому роду. Офицер Семёновского полка нравился женщинам, так как он был красив собой: среднего роста, с курчавыми волосами и голубыми глазами. Твёрдый голос и холодный взгляд гармонично сочетался в Долохове с его образованностью и умом. Несмотря на то, что Долохов игрок и любит кутежную жизнь, в обществе всё-таки его уважают.

Отцы семейств Ростовых и Болконских

Генерал Болконский уже давно находится в отставке. Он богат, в обществе пользуется уважением. Свою службу он исполнял ещё во времена правления Екатерины Второй, поэтому его хорошим товарищем является Кутузов. Но характер отца семейства Болконских тяжёл. Николай Андреевич бывает не только строгим, но и суровым . Он следит за своим здоровьем и ценит во всём порядок.

Граф Илья Андреевич Ростов – это положительный и яркий герой романа . Его жена - Анна Михайловна Шиншина. Илья Андреевич воспитывает пятерых детей. Он богат и весел, по характеру добрый и самоуверенный. Старый князь очень доверчив, и его легко обмануть.

Илья Андреевич – отзывчивый человек, патриот. В своём доме принимает раненых солдат. Но он совершенно не следил за состоянием семьи, поэтому становится виновником разорения. Умирает князь в 1813 году, стараясь пережить трагедии своих детей.

Второстепенные женские персонажи

В произведении Л.Н.Толстого много второстепенных действующих лиц, которые позволяют понять те события, которые описывает автор. В произведении «Война и мир» персонажи женские представлены следующими героинями:

  1. Соней Ростовой.
  2. Жюли Курагиной.
  3. Верой Ростовой.

Соня Ростова – троюродная сестра Наташи Ростовой, главной героини романа «Война и мир». Софья Александровна – сирота и бесприданница. Впервые читатели видят её в начале романа. Тогда, в 1805 году, ей едва исполнилось 15 лет. Выглядела Соня прекрасно: талия была тоненькой и миниатюрной, большая и густая чёрная коса два раза обвивала её голову. Даже взгляд, мягкий и замкнутый, привораживал.

Чем старше девушка становилась, тем прекраснее она выглядела. А в 22 года она, по описанию Толстого, чем-то была похожа на кошечку: плавную, гибкую и мягкую. Она была влюблена в Николеньку Ростова. Она даже своей любви отказывает «блестящему» жениху Долохову. Соня умела мастерски читать перед разной публикой. Читала она обычно тоненьким голосом и очень старательно.

Но Николай предпочёл жениться на Марье Болконской . А хозяйственная и терпеливая Соня, которая так умело вела домашнее хозяйство, осталась жить в доме молодой семьи Ростовых, помогая им. В конце романа писатель показывает её в возрасте 30 лет, но она также не замужем, а возится с детьми Ростовых и ухаживает за больной княгиней.

Жюли Курагина - второстепенная героиня романа. Известно, что после гибели братьев на войне, оставшись с матерью, девушка становится богатой наследницей. В начале романа Жюли уже 20 лет и читатель узнаёт о том, что она из приличной дворянской семьи. Воспитывали её добродетельные родители, да и вообще семейству Ростовых Жюли была знакома с детских лет.

Особых внешних данных у Жюли не было. Девушка была круглолица и некрасива. Но зато она одевалась модно и старалась всегда улыбаться. Из-за её красного лица, плохо осыпанного пудрой, и влажных глаз никто не желал брать её замуж. Жюли немного наивна и очень глупа. Она старается не пропускать ни одного бала, ни театральной постановки.

Кстати, графиня Ростова мечтала выгодно женить на Жюли Николая. Но ради денег на ней женится Борис Друбецкой, который ненавидит Жюли и надеется после свадьбы видеть ее очень редко.

Ещё одним второстепенным женским персонажем в романе Льва Толстого «Война и мир» является Вера Ростова. Это старшая и нелюбимая дочь княгине Ростовой. После замужества она стала Вера Берг. В начале романа ей было 20 лет, и девушка была на четыре года старше своей сестры Наташи. Вера - красивая, неглупая и хорошо воспитанная и образованная девушка с приятным голосом. И Наташа, и Николай считали, что она слишком правильная и какая-то бесчувственная, словно у неё совсем нет сердца.

Лев Толстой в статье «несколько слов по поводу книги «Война и мир»» говорит, что фамилии персонажей эпопеи созвучны с фамилиями реальных людей, потому что он «чувствовал неловкость», используя имена исторических личностей рядом с выдуманными. Толстой пишет, что «очень сожалел бы», если бы читатели подумали, что он намеренно описывал характеры настоящих людей, потому что все персонажи — вымышленные.

При этом в романе есть два героя, которым Толстой «невольно» дал имена реальных людей — Денисов и М. Д. Ахросимова. Он сделал это, потому что они были «характерными лицами того времени». Тем не менее в биографиях и других персонажей «Войны и мира» можно заметить сходства с историями реальных людей, которые, вероятно, повлияли на Толстого, когда он работал над образами своих героев.

Князь Андрей Болконский

Николай Тучков. (wikimedia.org)

Фамилия героя созвучна с фамилией княжеского рода Волконских, из которого происходила мать писателя, однако Андрей — один из тех персонажей, чей образ больше вымышлен, чем заимствован у конкретных людей. Как недосягаемый нравственный идеал, князь Андрей, конечно, не мог иметь определенного прототипа. Тем не менее в фактах биографии персонажа можно найти много общего, например, с Николаем Тучковым. Он был генералом-лейтенантом и, как князь Андрей, получил смертельное ранение в Бородинской битве, от которого умер в Ярославле через три недели.

Николай Ростов и княжна Марья — родители писателя

Сцена ранения князя Андрея в битве при Аустерлице, вероятно, заимствована из биографии штабс-капитана Федора (Фердинанда) Тизенгаузена, зятя Кутузова. Он со знаменем в руках повел малороссийский гренадерский полк в контратаку, получил ранение, попал в плен и погиб через три дня после битвы. Также поступок князя Андрея схож с поступком князя Петра Волконского, который со знаменем Фанагорийского полка вел бригаду гренадеров вперед.

Не исключено, что Толстой придал образу князя Андрея черты своего брата Сергея. По крайней мере, это касается истории с неудавшимся браком Болконского и Наташи Ростовой. Сергей Толстой был помолвлен с Татьяной Берс — старшей сестрой Софьи Толстой (жены писателя). Брак так и не состоялся, потому что Сергей уже несколько лет жил с цыганкой Марией Шишкиной, на которой в итоге и женился, а Татьяна вышла замуж за юриста А. Кузьминского.

Наташа Ростова

Софья Толстая — жена писателя. (wikimedia.org)

Можно предположить, что у Наташи сразу два прототипа — Татьяна и Софья Берс. В комментариях к «Войне и миру» Толстой говорит, что Наташа Ростова получилась, когда он «перетолок Таню с Соней».

Татьяна Берс большую часть детства провела в семье писателя и успела подружиться с автором «Войны и мира», несмотря на то, что была почти на 20 лет его моложе. Более того, под влиянием Толстого Кузминская сама занялась литературным творчеством. В своей книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» она писала: «Наташа — он прямо говорил, что я у него не даром живу, что он меня списывает». Этому можно найти подтверждения в романе. Эпизод с куклой Наташи, которую она предлагает поцеловать Борису, действительно списан с настоящего случая, когда Татьяна предлагала своему другу поцеловать куклу Мими. Позже она писала: «Моя кукла большая Мими попала в роман!» Внешность Наташи Толстой тоже писал с Татьяны.

За образом взрослой Ростовой — жены и матери — писатель, вероятно, обратился к Софье. Жена Толстого была предана мужу, родила 13 детей, сама занималась их воспитанием, хозяйством и действительно несколько раз переписывала «Войну и мир».

Ростовы

В черновиках романа фамилия семьи — сначала Толстые, потом Простые, потом Плоховы. Писатель использовал архивные документы, чтобы воссоздать быт своего рода и изобразить его в жизни семьи Ростовых. Есть совпадения в именах с родственниками Толстого по отцовской линии, как в случае со старым графом Ростовым. Под этим именем скрывается дед писателя Илья Андреевич Толстой. Этот человек, в самом деле, вел достаточно расточительный образ жизни и тратил колоссальные суммы на увеселительные мероприятия. Лев Толстой в воспоминаниях писал о нем как о щедром, но ограниченном человеке, который постоянно устраивал в имении балы и приемы.

Даже Толстой не скрывал, что Василий Денисов — это Денис Давыдов

И все-таки это не тот добродушный Илья Андреевич Ростов из «Войны и мира». Граф Толстой был казанским губернатором и известным на всю Россию мздоимцем, хотя писатель вспоминает, что дед взяток не брал, а бабушка брала втайне от мужа. Илья Толстой был снят со своего поста после того, как ревизоры обнаружили хищение почти 15 тысяч рублей из губернской казны. Причиной недостачи назвали «недостаток знаний в должности правителя губернии».


Николай Толстой. (wikimedia.org)

Николай Ростов — это отец писателя Николай Ильич Толстой. Сходств у прототипа и героя «Войны и мира» хоть отбавляй. Николай Толстой в 17 лет добровольно вступил в казачий полк, служил в гусарах и прошел через все наполеоновские войны, включая и Отечественную войну 1812-го года. Считается, что описания военных сцен с участием Николая Ростова взяты писателем из воспоминаний отца. В наследство Николаю достались огромные долги, ему пришлось устроиться воспитателем в Московское военно-сиротское отделение. Для исправления ситуации он женился на некрасивой и замкнутой княжне Марии Волконской, которая была на четыре года его старше. Брак был устроен родственниками жениха и невесты. Судя по воспоминаниям современников, брак, заключенный по расчету, оказался очень счастливым. Мария и Николай вели уединенный образ жизни. Николай много читал и собрал в имении библиотеку, занимался хозяйством и охотой. Татьяна Берс писала Софье, что Вера Ростова очень похожа на Лизу Берс, другую сестру Софьи.


Сестры Берс: Софья, Татьяна и Елизавета. (tolstoy-manuscript.ru)

Княжна Марья

Существует версия, что прототип княжны Марьи — это мать Льва Толстого Мария Николаевна Волконская, к слову, тоже полная тезка книжной героини. Однако мать писателя умерла, когда Толстому было меньше двух лет. Портретов Волконской не сохранилось, и писатель изучал ее письма и дневники, чтобы создать для себя ее образ.

В отличие от героини, мать писателя не имела проблем с науками, в частности с математикой и геометрией. Она выучила четыре иностранных языка, и, судя по дневникам Волконской, у нее с отцом были достаточно теплые отношения, она была ему предана. Мария прожила 30 лет с отцом в Ясной Поляне (Лысые Горы из романа), но так и не вышла замуж, хотя была очень завидной невестой. Она была закрытой женщиной и отвергла нескольких женихов.

Прототип Долохова, вероятно, съел собственного орангутанга

У княжны Волконской даже была компаньонка — мисс Ханессен, чем-то похожая на мадемуазель Бурьен из романа. После смерти отца дочь принялась в буквальном смысле раздаривать имущество. Она подарила часть наследства сестре своей компаньонки, у которой не было приданого. После этого в дело вмешались ее родственники, устроившие брак Марии Николаевны с Николаем Толстым. Мария Волконская умерла через восемь лет после свадьбы, успев родить четырех детей.

Старый князь Болконский

Николай Волконский. (wikimedia.org)

Николай Сергеевич Волконский — генерал от инфантерии, отличившийся в нескольких сражения и получивший от сослуживцев прозвище «Прусский король». По характеру очень похож на старого князя: гордый, своевольный, но не жестокий. Оставил службу после воцарения Павла I, удалился в Ясную Поляну и занялся воспитанием дочери. Целыми днями совершенствовал свое хозяйство и обучал дочь языкам и наукам. Важное отличие от персонажа из книги: князь Николай прекрасно пережил войну 1812 года, а умер девять лет спустя, немного не дожив до семидесяти. В Москве у него был дом на Воздвиженке, 9. Сейчас его перестроили.

Прототип Ильи Ростова — дед Толстого, погубивший свою карьеру

Соня

Прототипом Сони можно назвать Татьяну Ергольскую — троюродную сестру Николая Толстого (отца писателя), которая воспитывалась в доме его отца. В молодости у них был роман, который так и не завершился браком. Против свадьбы выступали не только родители Николая, но и сама Ергольская. В последний раз предложение о замужестве от кузена она отвергла в 1836 году. Овдовевший Толстой попросил руки Ергольской, чтобы она стала его женой и заменила мать пятерым детям. Ергольская отказала, но после смерти Николая Толстого действительно занялась воспитанием его сыновей и дочери, посвятив им остаток жизни.

Лев Толстой ценил тетю и поддерживал с ней переписку. Она первая начала собирать и хранить бумаги писателя. В своих воспоминаниях он писал, что Татьяну любили все и «вся жизнь ее была любовь», но сама она всегда любила одного человека — отца Льва Толстого.

Долохов

Федор Толстой-Американец. (wikimedia.org)

У Долохова несколько прототипов. Среди них, например, генерал-лейтенант и партизан Иван Дорохов, герой нескольких крупных кампаний, в том числе и войны 1812 года. Впрочем, если говорить о характере, тот тут у Долохова больше сходств с двоюродным дядей писателя Федором Ивановичем Толстым по прозвищу «Американец». Он был известным в свое время бретером, игроком и любителем женщин. Также Долохова сравнивают с офицером А. Фигнером, который командовал партизанским отрядом, участвовал в дуэлях и ненавидел французов.

Толстой — не единственный писатель, поместивший Американца в свое произведение. Федор Иванович считается также прототипом Зарецкого — секунданта Ленского из «Евгения Онегина». Свое прозвище Толстой получил после того, как совершил путешествие в Америку, во время которого его ссадили с корабля. Есть версия, что тогда он съел собственную обезьяну, хотя Сергей Толстой писал, что это неправда.

Курагины

В данном случае трудно говорить о семье, ибо образы князя Василия, Анатоля и Элен заимствованы у нескольких людей, не связанных родством. Курагин-старший — это, несомненно, Алексей Борисович Куракин, видный царедворец времен правления Павла I и Александра I, сделавший при дворе блестящую карьеру и наживший состояние.

Алексей Борисович Куракин. (wikimedia.org)

У него было трое детей, точь-в-точь как у князя Василия, из которых больше всего неприятностей ему доставила дочь. Александра Алексеевна в самом деле имела скандальную репутацию, особенно много шума в свете наделал ее развод с мужем. Князь Куракин в одном из писем даже назвал дочь главным бременем своей старости. Похоже на персонажа «Войны и мира» не правда ли? Хотя Василий Курагин изъяснялся немного иначе.


Справа — Александра Куракина. (wikimedia.org)

Прототипы Элен — супруга Багратиона и любовница одноклассника Пушкина

Прототипом Анатоля Курагина стоит назвать Анатолия Львовича Шостака, троюродного брата Татьяны Берс, который ухаживал за ней, когда она приезжала в Петербург. После этого он приезжал в Ясную Поляну и раздражал Льва Толстого. В черновых записях «Войны и мира» фамилия Анатоля — Шимко.

Что же касается Элен, то ее образ взят сразу у нескольких женщин. Помимо некоторого сходства с Александрой Куракиной, имеет много общего с Екатериной Скваронской (супругой Багратиона), которая была известна беспечным поведением не только в России, но и в Европе, куда она уехала через пять лет после свадьбы. На родине ее называли «Блуждающей княгиней», а в Австрии она была известна как любовница Клеменса Меттерниха — министра иностранных дел империи. От него Екатерина Скавронская родила, — разумеется, вне брака, — дочь Клементину. Возможно, именно «Блуждающая княгиня» способствовала вступлению Австрии в антинаполеоновскую коалицию.

Другая женщина, у которой Толстой мог позаимствовать черты Элен, — Надежда Акинфова. Она родилась в 1840 году и была очень известна в Петербурге и Москве как женщина скандальной репутации и разгульного нрава. Широкую популярность приобрела благодаря роману с канцлером Александром Горчаковым, одноклассником Пушкина. Он, к слову, был на 40 лет старше Акинфовой, муж которой приходился канцлеру внучатым племянником. Акинфова тоже развелась с первым мужем, но вышла уже за герцога Лейхтенбергского в Европе, куда они вместе переехали. Напомним, что в самом романе Элен так и не развелась с Пьером.

Екатерина Скавронская-Багратион. (wikimedia.org)

Василий Денисов


Денис Давыдов. (wikimedia.org)

Каждый школьник знает, что прототипом Василия Денисова был Денис Давыдов — поэт и писатель, генерал-лейтенант, партизан. Толстой использовал произведения Давыдова, когда изучал наполеоновские войны.

Жюли Карагина

Существует мнение, что Жюли Карагина — это Варвара Александровна Ланская, жена министра внутренних дел. Известна она исключительно тем, что вела длительную переписку со своей подругой Марией Волковой. По этим письмам Толстой изучал историю войны 1812 года. Более того, они почти полностью вошли в «Войну и мир» под видом переписки княжны Марьи и Жюли Карагиной.

Пьер Безухов

Петр Вяземский. (wikimedia.org)

У Пьера нет очевидного прототипа, так как этот персонаж имеет сходства как с самим Толстым, так и со многими историческими лицам, жившими во времена писателя и в годы Отечественной войны.

Однако некоторые сходства можно заметить с Петром Вяземским. Он тоже носил очки, получил огромное наследство, участвовал в Бородинском сражении. Кроме этого, писал стихи, публиковался. Толстой использовал его записи в работе над романом.

Марья Дмитриевна Ахросимова

В романе Ахросимова — та гостья, которую ждут Ростовы на именины к Наташе. Толстой пишет, что Марью Дмитриевну знает весь Петербург и вся Москва, а за прямоту и грубость ее называют «le terrible dragon».

Сходство персонажа можно заметить с Настасьей Дмитриевной Офросимовой. Это барыня из Москвы, племянница князя Волконского. Князь Вяземский писал в воспоминаниях, что это была сильная, властная женщина, которую очень уважали в обществе. Усадьба Офросимовых находилась в Чистом переулке (район Хамовники) в Москве. Есть мнение, что Офросимова была еще и прототипом Хлёстовой в «Горе от ума» Грибоедова.

Предполагаемый портрет Н. Д. Офросимовой кисти Ф. С. Рокотова. (wikimedia.org)

Лиза Болконская

Толстой писал внешность Лизы Болконской с Луизы Ивановны Трусон — жены его троюродного брата. Об этом говорит подпись Софьи на обратной стороне ее портрета в Ясной Поляне.

Всех персонажей можно условно разделить на такие группы:

  • семья Болконских;
  • семья Ростовых;
  • семья Безуховых;
  • семья Друбецких;
  • семья Курагиных;
  • Исторические личности;
  • Герои 2 плана;
  • Другие герои.
Классификация удобна для анализа сразу целых семей и сравнения персонажей между друг другом. Подробное описание главных действующих лиц приведено ниже.

Характеристика Болконских

Род Болконских берет свое начало от князей, которые были в родстве с Рюриком. Они богаты и обеспечены. В семье царит авторитарная власть отца, из-за этого дома напряженная атмосфера. Болконские неукоснительно следуют семейным традициям и порядкам. Отношения внутри семьи натянутые, и дом был разделен на два “лагеря”:
  • Первый “лагерь” возглавлял князь Николай Болконский. Его мнения придерживались мадемуазель Бурьен и Михаил Иванович, архитектор князя.
  • Во вторую группу входили: дочь князя Марья, сын Андрея Болконского Николай и все няни и служанки.
Андрей Болконский не входил ни в одну группу, так как был часто в разъездах.

Характеристика Андрея Болконского

Андрей Болконский - богатый наследник и сын князя Николая Болконского. Матери нет в живых, из родственников есть еще сестра Марья, которую он очень любит. Андрей - лучший друг , еще одного главного героя романа. Андрей невысокий, красивый парень. Он описывается как личность с постоянно скучающим взглядом, ходит медленно и неторопливо, в отличие от его жены Лизы, которая отличалась веселым и легким характером. Болконский походил больше на подростка, нежели на мужчину - автор часто упоминает, что у Андрея маленькие ручки, детская шея. Герой отличался пытливым умом, он начитан и образован, перенял некоторые черты своего отца - грубость и строгость по отношению к близким. Андрей Болконский является либеральным помещиком, любит своих крестьян и делает их жизнь проще. На момент написания романа Андрею Болконскому было 27 лет.

Характеристика Марьи Болконской

Сестра главного героя Андрея Болконского. Она молодая и, по мнению многих героев, некрасивая девушка, но с грустными и впечатляющими глазами. Марья довольно неуклюжая и обладала тяжелой походкой. Ее учил отец. Благодаря домашнему обучению, она научилась порядку и дисциплине. Она умеет играть на клавикорде, любит жизнь в деревне, в отличие от брата. Княжна Марья Болконская отличалась добрым и спокойным характером, верила в бога. При общении с людьми оценивала их за душевные качества, а не за статус и положение.

Николай Болконский - князь, глава семьи. Он отличался скверным характером и жестокими действиями по отношению к домочадцам. Князь Николай был старым человеком, с худым лицом и телом. Болконский всегда одевался по своему статусу - он был генералом-аншефом в отставке. Князя больше боялись, чем уважали. Он отличался своенравием и довольно властной позицией. Но при этом Николай Болконский отличается трудолюбием - он всегда чем-то занят: или написанием мемуаров, или обучению младшего поколения математике, или его любимым хобби - изготовкой табакерок.

Николай Андреевич был знаком с Екатериной II и князем Потемкиным, чем очень гордится. Князь тяжело переживает из-за вторжения французских войск на территорию России, и умирает от сердечного приступа.

Характеристика Лизы Болконской

Жена Андрея Болконского - веселая и жизнерадостная девушка. Не отличалась умом, но компенсировала все добротой и хорошим отношением. Она была невысокой девушкой, губки у нее были с усиками, всегда ходила с высокой прической. Елизавета Карловна родом из немецкой семьи Мейнен. В семье получила образование и светские манеры. Княжна Болконская любила посплетничать и поболтать, но при этом отличалась наблюдательностью. Сильно любила мужа, но была с ним несчастна. Умерла после рождения сына Николая.

Характеристика Николая Болконского

Родился в 1806 году. После смерти матери - Лизы Болконской, воспитывается теткой Марьей. Марья Болконская дает ему уроки русского и музыки. В 7 лет он видит гибель отца Андрея после ранения. В эпилоге романа Николай - 15-летний красивый юноша, с вьющимися волосами, очень похож на своего отца.

Характеристика семьи Ростовых

Благородная дворянская семья. Автор описывает семью Ростовых как идеальную семью - добродушную, с хорошими взаимоотношениями между родными.

Характеристика графа Ильи Ростова

Илья Андреевич Ростов - глава семейства, веселый и добродушный граф. Он богат и имеет несколько деревень в подчинении. Полное телосложение, седая голова с залысинами, всегда гладковыбритое лицо и голубые глаза - внешность Ильи Андреевича. Окружающие его считают глупым и смешным, но графа любили за его щедрость и доброту. Иногда эта щедрость превращалась в транжирство. Он любит свою жену и детей, балует их и все разрешает. Илья Андреевич не любит вступать в споры, ему лучше поесть и повеселиться. Из-за этого веселья он проигрывает все деньги и разоряет семью. После череды несчастий в семье Ростовых он заболевает и умирает.

Характеристика графини Натальи Ростовой

Жена Ильи Андреевича, 45 лет. Мать 12 детей, однако, повествование ведется только о четверых. Наталья Ростова обладала красивой восточной внешностью, часто была уставшая, но при этом вызывала уважение у родных. Вышла замуж за графа, когда ей было 16 лет. Как и муж, не отличается бережливостью, любит тратить деньги. Она старается быть строгой с детьми, но из-за своей доброты у нее не получается это. Графиня Наталья помогает другим (например, своей подруге Друбецкой). К концу произведения, после пережитых смертей, становится похожа на привидение.

Характеристика Наташи Ростовой

Дочь графа Николая Ростова и Натальи Ростовой. Воспитывалась в ласке и любви, была немного избалованная, но при этом оставалась доброй и искренней девушкой. Л. Толстой так описывает маленькую Наташу: “с черными глазами, большим ртом, довольно некрасивая, но обаятельная и веселая девочка, с кудрявыми волосами, тонкими ножками и ручками”. К 16 годам Наташа изменилась, стала носить длинные платья, танцевать на балах. Еще больше похорошела уже в 20-летнем возрасте. Надевала красивые кружевные платья, заплетала волосы в косу, с умным взглядом и чутким отношением к окружающим.
Важно! Наташа хорошо разбирается в людях, но если это касается любовных отношений, она теряется (как влюбленность в Курагина).
После смерти Болконского выходит замуж за Пьера Безухова, становится неряшливой и больше не ухаживает за собой, рожает 3 детей и живет только ради них.

Характеристика Сони Ростовой

Троюродная сестра Наташи и Николая Ростова. Воспитывается в семье Ростовых с самого рождения. Красивая и милая девушка, умная и образованная. Всячески помогает своей подруге Наташе. Любит декламировать стихи перед публикой. Она тайно влюблена в Николая Ростова, эту любовь не принимает Наталья Ростова. В итоге - Соня остается не замужем.

Характеристика Пьера Безухова

Еще один главный герой романа. Крупный молодой человек, носит очки, силен, но неуклюж. Автор часто сравнивает Пьера с медведем. Он незаконнорожденный сын графа Безухова, но является его любимчиком. Пьер больше 10 лет жил и учился в Европе. В 20 лет приехал обратно в Россию. Безухов обладает красивой детской улыбкой, видит в людях только добрые качества, из-за этого его часто обманывали. Его жена Элен Курагина, так и поступила с ним, обманула его и насильно женила на себе. Он не может найти себе работу по душе, ничем толком не увлекается, часто бездельничает. Когда Пьер становится наследником состояния Безуховых, начинает заниматься хозяйством, но и там часто терпит неудачи. Только после пребывания в плену у французов начинает по-другому вести себя, становится более сдержанным и расчетливым. В конце романа женится на Наташе Ростовой, после этого его воспринимают не как неуклюжего болтуна, а как грамотного и уважаемого человека.

Характеристика семьи Курагиных

Еще одна светская семья в романе. В отличие от Болконских и Ростовых, не отличаются благородством и добротой к людям. Князь Василий хочет выгодно отдать всех своих детей, не скупится и на обман. В семье царит полная гармония между родителями и детьми, обе стороны хотят получить выгоду.

Характеристика Василия Курагина

Василий Сергеевич Курагин - князь 50 лет. Женат на некрасивой и толстой даме. Почти лысый, любит одеваться с иголочки, учтив. У него был красивый низкий голос, говорил всегда медленно. Самоуверенный, равнодушный, любит смеяться над другими людьми. Общается только ради собственной выгоды.

Характеристика Анатоля Курагина

Младший сын князя Василия. Красивый, статный с большими глазами и красивыми руками. Был всегда хорошо и аккуратно одет. Получил образование в Европе, по приезду становится офицером. Отличается веселым характером, любит выпивать и собирать компании. Из-за кутежей и пьянок постоянно находится в долгах. Ради денег готов был жениться на княжне Марье. Анатоль является подлым человеком, он обманывает Наташу Ростову, обещая на ней жениться. Курагин думает только о себе. После Бородинского сражения его ранят, и он меняется.

Характеристика Элен Курагиной

Елена Васильевна Курагина (после замужества с Пьером стала Безухова), старшая сестра Анатоля Курагина и дочь князя Василия. Утонченная внешность, красивые худые руки, тонкая шея, мраморного цвета кожа - ее отмеченные автором внешние характеристики. Элен была высокого роста и производила впечатление на всех мужчин. Ее наряды часто были слишком откровенными, хотя она была выпускницей Смольного института. Элен глупа, по мнению Безухова и Андрея Болконского, но другие считают ее прелестной и умной. Элен Курагина умеет добиваться своей цели любыми способами, даже если это будет обман и лицемерие. Ради денег она готова на все. Таким образом, все перечисленные герои являются только частью огромного мира “Войны и мира” Л. Н. Толстого. Следует понимать, что и второстепенные герои романа составляют более полную картину. Не следует забывать об описании исторических личностей, таких как Наполеон и Кутузов, которые также повлияли на ход мыслей главных героев. Предлагаем вам также посмотреть видео, в котором для лучшего понимания содержания есть четкая систематизация всех героев романа “Война и мир”.

Лев Николаевич Толстой своим чистым русским пером дал жизнь целому миру персонажей в романе «Война и мир». Его вымышленные герои, которые переплетаются в целые дворянские роды или родственные связи между семьями, являют современному читателю настоящее отражение тех людей, которые жили во времена описанные автором. Одна из величайших книг мирового значения «Война и мир» с уверенностью историка-профессионала, но в, то, же время как в зеркале, представляет всему миру тот русский дух, те характеры светского общества, те исторические события, которые неизменно присутствовали в конце XVIIIи начале XIX веков.
И на фоне этих событий показывается величие русской души , во всей ее мощи и многообразии.

Л.Н.Толстой и герои романа «Война и мир» переживают события прошлого девятнадцатого века, однако описывать Лев Николаевич начинает события 1805 года. Грядущая война с французами, решительно надвигающееся на весь мир и растущее величие Наполеона, сумятица в московских светских кругах и наглядное спокойствие в петербургском светском обществе – все это можно назвать своеобразным фоном, на котором, как гениальный художник, автор прорисовывал свои персонажи. Героев довольно много – около 550 или 600. Есть как основные и центральные фигуры, а есть и прочие или просто упомянутые. В общей же сложности героев «Войны и мира» можно поделить на три группы: центральные, второстепенные и упомянутые персонажи. Среди всех их существуют как вымышленные герои, как прототипы людей, окружавших на то время писателя, так и реально существовавшие исторические личности. Рассмотрим основные действующие лица романа.

Цитаты из романа “Война и мир”

- … я часто думаю, как иногда несправедливо распределяется счастие жизни.

Ничем не может владеть человек, пока боится смерти. А кто не боится её, тому принадлежит всё.

До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, - говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них.

Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов.

Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было.

Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой.

Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию.

Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь её ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным…

Центральные фигуры романа «Война и мир»

Ростовы – графы и графини

Ростов Илья Андреевич

Граф, отец четверых детей: Наташи, Веры, Николая и Пети. Весьма добронравный и щедрый человек, который очень любил жизнь. Его непомерная щедрость в итоге и привела его к расточительности. Любящий муж и отец. Очень хороший организатор различных балов и приемов. Однако его жизнь на широкую ногу, и бескорыстная помощь раненным во время войны с французами и выезда русских из Москвы, наносили роковые удары по его состоянию. Его совесть постоянно его мучила из-за надвигающейся нищеты его родных, но он ничего не мог с собой поделать. После гибели младшего сына Пети, граф был сломлен, но, однако оживился во время подготовки к свадьбе Наташи и Пьера Безухова. Проходит буквально несколько месяцев после свадьбы Безуховых, как Граф Ростов умирает.

Ростова Наталья (жена Ильи Андреевича Ростова)

Жена графа Ростова и мать четверых детей, эта женщина в возрасте сорока пяти лет имела восточные черты лица. Средоточие медлительности и степенности в ней расценивалось окружающими как солидность и высокая значимость ее личности для семьи. Но настоящая причина ее манер, пожалуй, кроется в изнуренном и слабом физическом состоянии благодаря родам и воспитанию четырех детей. Очень любит свою семью, детей, поэтому известие о гибели младшего сына Пети чуть было не свело ее с ума. Так же как и Илья Андреевич, графиня Ростова очень любила роскошь и исполнение любых ее приказаний.

Лев Толстой и герои романа «Война и мир» в графине Ростовой помогли раскрыть прототип бабушки автора – Толстой Пелагеи Николаевны.

Ростов Николай

Сын графа Ростова Ильи Андреевича. Любящий брат и сын, почитающий свою семью, в то же время любит служить в российской армии, что является для его достоинства весьма значимым и важным. Даже в своих однополчанах он часто видел свою вторую семью. Хоть и был долгое время влюблен в свою кузину Соню, все же в конце романа женится на княжне Марье Болконской. Очень энергичный молодой человек, с курчавыми волосами и «открытым выражением лица». Его патриотизм и любовь к императору России никогда не иссякали. Пройдя через многие тяготы войны, становится отважным и храбрым гусаром. После смерти батюшки Ильи Андреевича, Николай выходит в отставку для того, чтобы поправлять финансовые дела семьи, оплачивать долги и, наконец-то, стать хорошим мужем для Марьи Болконской.

Представляется Толстому Льву Николаевичу как прототип его отца.

Ростова Наташа

Дочь графа и графини Ростовых. Очень энергичная и эмоциональная девушка, считавшаяся некрасивой, но живой и привлекательной, она не очень умна, но интуитивна, потому как умела отлично «угадывать людей», их настроение и некоторые черты характеров. Весьма порывиста на благородство и самопожертвование. Очень красиво поет и танцует, что на то время было важным характеризующим качеством для девушки из светского общества. Самое главное качество Наташи, которое Лев Толстой, как и его герои, неоднократно подчеркивают в романе «Война и мир» – это близость к простому русскому народу. Да и сама она вся впитала в себя русскость культуры и силу духа нации. Тем не менее, эта девушка живет в своей иллюзии добра, счастья и любви, которая, спустя какое-то время, вводит Наташу в реальность. Именно эти удары судьбы и ее сердечные переживания делают Наташу Ростову взрослой и дарят ей в итоге зрелую настоящую любовь к Пьеру Безухову. Особого уважение заслуживает история перерождения ее души, как Наташа начала посещать церковь, после того как поддалась соблазну лживого обольстителя. Если вас интересую произведения Толстого в которых более глубоко рассматривается христианское наследие нашего народа, тогда вам нужно прочитать книгу про Отца Сергия и о том как он боролся с соблазном.

Собирательный прототип невестки писателя Кузьминской Татьяны Андреевны, а также ее сестры – жены Льва Николаевича – Софьи Андреевны.

Ростова Вера

Дочь графа и графини Ростовых. Славилась строгим нравом и неуместными, хоть и справедливыми, замечаниями в обществе. Неизвестно почему, но мать ее не очень любила и Вера это остро ощущала, видимо, поэтому часто шла наперекор всем вокруг себя. В последствии стала женой Бориса Друбецкого.

Является прототипом сестры Толстой Софьи – жены Льва Николаевича, которую звали Елизаветой Берс.

Ростов Петр

Совсем еще мальчик, сын графа и графини Ростовых. Подросший Петя, юношей порывался идти на войну, причем так, что родители совершенно не могли его никак удержать. Вырвавшись все-таки из родительской опеки и определившись в гусарский полк Денисова. Петя погибает в первом же бою, так и не успев повоевать. Его гибель очень сильно подкосила его семью.

Соня

Миниатюрная славная девушка Соня была родной племянницей графа Ростова и всю свою жизнь прожила под его крышей. Ее долговременная любовь к Николаю Ростову стала для нее роковой, потому как ей так и не удалось соединиться с ним в браке. К тому же и старая графия Наталья Ростова была очень против их брака, ведь они были кузенами. Соня поступает благородно, отказывая Долохову и соглашаясь на всю жизнь любить только Николая, при этом освобождая его от данного ей обещания жениться на ней. Всю свою остальную жизнь она живет при старой графине на попечении Николая Ростова.

Прототипом этого, казалось бы на первый взгляд, незначительного персонажа была троюродная тетя Льва Николаевича, Ергольская Татьяна Александровна.

Болконские – князья и княжны

Болконский Николай Андреевич

Отец главного героя, князя Андрея Болконского. В прошлом действующий генерал-аншеф, в настоящем князь, который заслужил себе прозвище «прусский король» в русском светском обществе. Социально деятельный, строгий как отец, жесткий, педантичный, но мудрый хозяин в своем имении. Внешне это был худощавый старик в напудренном белом паричке, густыми бровями, нависавшими над проницательными и умными глазами. Не любит проявлять чувства даже к любимому сыну и дочери. Постоянно изводит свою дочь Марью придирками, острым словцом. Сидя у себя в имении князь Николай постоянно на чеку событий, происходящих в России и только перед смертью он теряет полное представление о масштабности трагедии войны русских с наполеоном.

Прототипом князя Николая Андреевича был дед писателя Волконский Николай Сергеевич.

Болконский Андрей

Князь, сын Николая Андреевич. Честолюбив, так же как и его отец, сдержан в проявлении чувственных порывов, но очень любит своего отца и сестру. Женат на «маленькой княгине» Лизе. Сделал хорошую военную карьеру. Очень много философствует о жизни, смысле и состоянии его духа. Из чего видно, что он находится в каких-то постоянных поисках. После смерти жены в Наташе Ростовой увидел для себя надежду, настоящую девушку, а не фальшивую как в светском обществе и некий свет будущего счастья, поэтому был в нее влюблен. Сделав Наташе предложение, вынужден был уехать за границу лечиться, что послужило обоим настоящим испытанием их чувств. В итоге их свадьба сорвалась. Князь Андрей ушел на войну с Наполеоном и был тяжело ранен, после чего он не выжил и умер от тяжелой раны. Наташа до конца его смерти преданно ухаживала за ним.

Болконская Марья

Дочь князя Николая и сестра Андрея Болконских. Очень кроткая девушка, не красива, но добра душой и очень богата, как невеста. Ее богодухновенность и преданность религии служит многим примером добронравия и кротости. Незабвенно любит своего отца, который часто издевался над ней своими насмешками, укорами и уколами. А также любит и своего брата, князя Андрея. Сразу не приняла Наташу Ростову как будущую невестку, потому что та казалась ей слишком легкомысленной для брата Андрея. После всех пережитых невзгод она выходит замуж за Николая Ростова.

Прототипом Марьи является мать Льва Николаевича Толстого – Волконская Мария Николаевна.

Безуховы – графы и графини

Безухов Пьер (Петр Кириллович)

Один из главных героев, который заслуживает пристального внимания и самой положительной оценки. Этот персонаж пережил много душевных травм и боли, обладая сам по себе добрым и высокоблагородным нравом. Толстой и герои романа «Война и мир» очень часто выражают свою любовь и принятие Пьера Безухова как человека весьма высоких нравов, благодушного и человека философского ума. Лев Николаевич очень любит своего героя, Пьера. Как друг Андрея Болконского молодой граф Пьер Безухов весьма предан и отзывчив. Не смотря на различные плетущиеся у него под носом интриги, Пьер не озлобился и не утратил своей добродушности к людям. А женившись на Наталье Ростовой он, наконец, обрел ту благодать и счастье, которого ему так не хватало в его первой жене, Элен. В конце романа прослеживается его стремление к изменению политических устоев в России и издалека даже можно угадать его декабристские настроения.

Прототипы персонажей
Большинство героев такого сложно по своей структуре романа, всегда отражают собой каких-то людей, так или иначе встречавшихся на пути Льва Николаевича Толстого.

Писатель удачно создал целую панораму эпической истории событий того времени и частной жизни светских людей. К тому же автору удалось очень ярко раскрасить психологические черты и характеры своих персонажей так, что на них может учиться житейской мудрости и современный человек.

Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир». Сочинение по роману Толстого - Война и Мир. Пьер Безухов по своему характеру, по складу - преимущественно натура эмоциональная. Характерные черты его - ум, склонный к «мечтательному философствованию», свободомыслие, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы. Это не значит, что князь Андрей не способен испытывать глубокое чувство, а Пьер - слабый мыслитель; тот и другой - натуры сложные. Термины «интеллектуальный» и «эмоциональный» означают в данном случае преобладающие черты духовных сил этих незаурядных личностей. Пьер резко выделяется из среды лиц, находящихся в салоне Шерер, где мы впервые знакомимся с ним. Это «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Взгляд у него «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный». Главная его черта - искание «успокоения, согласия с самим собой». Весь жизненный путь Пьера - непрестанные искания смысла жизни, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями его сердца и приносила бы ему моральное удовлетворение. В этом он похож на Андрея Болконского.

Путь Пьера, как и путь князя Андрея , это путь к народу. Ещё в период увлечения масонством он решает посвятить свои силы благоустройству крестьян. Он считает необходимым отпустить своих крепостных на свободу, думает об учреждении в своих сёлах больниц, приютов и школ. Правда, хитрый управляющий обманывает Пьера и создаёт только видимость проведённых реформ. Но Пьер искренне уверен, что крестьянам его теперь живётся хорошо. Настоящее сближение его с простым народом начинается в плену, когда он знакомится с солдатами и Каратаевым. У Пьера зарождается стремление опроститься, слиться совершенно с народом. Барская жизнь, светские салоны, роскошь томяги не удовлетворяют Пьера, Он болезненно чувствует свою оторванность от

Образы Наташи и княжны Мари в романе «Война и Мир». Но есть у Наташи и княжны Марьи и общие черты . Обе они патриотки. Наташа не задумываясь пожертвовала богатствами московского дома Ростовых ради спасения раненых. И княжна Марья бросает имение на произвол судьбы при приближении французов. Когда родине грозит опасность, в ней просыпаются фамильные черты - гордость, мужество, твёрдость. Так было в Богучарове, когда компаньонка-француженка предложила ей остаться в имении и довериться милости французского генерала, милости врагов России, своей родины. И «хотя для княжны Марьи было всё равно, где бы ни оставаться и что бы с ней ни было, но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами». И ещё одна черта роднит Наташу и княжну Марью. Княжна Марья выходит замуж за Николая Ростова, и Толстой, рисуя их семейную жизнь, говорит о счастье, которое она, как и Наташа, нашла в семье. Так решает Толстой вопрос о назначении женщины, ограничивая её интересы рамками семейной жизни.

Вспомним ещё эпизод встречи Николая Ростова с Соней, когда он, приехав в отпуск, не знает, как ему держать себя с любимой девушкой. «Он поцеловал её руку и назвал её вы - Соня, Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались».

Любимые герои Толстого - люди со сложным душевным миром . В раскрытии таких характеров Толстой прибегает к разным приёмам: к прямой характеристике от автора, к автохарактеристике героя, к внутренним диалогам и размышлениям и т. п. Внутренние монологи и внутренние диалоги позволяют автору обнаружить такие сокровенные мысли и настроения героев, передать которые другим путём (например, при помощи прямой авторской характеристики) было бы трудно без нарушения законов художественного реализма. К таким монологам и диалогам Толстой прибегает очень часто. Образцом «внутреннего монолога» с элементами диалога могут служить размышления раненого князя Андрея в главе XXXII третьего тома романа. Вот ещё образец «внутреннего монолога»- размышления Наташи, детски-непосредственно рассуждающей о себе: «Что за прелесть эта Наташа!» - сказала она опять про себя словами какого-то третьего собирательного мужского лица.- Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только её в покое» (гл. XXIII второго тома).

Образ Андрея Болконского. Внешний мир с его вещами и явлениями тоже искусно используется Толстым для характеристики героев. Так, описывая настроения Наташи после неожиданного отъезда Андрея Болконского (перед сватовством), Толстой сообщает, что Наташа совсем успокоилась и «надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам весёлость». Толстой - гениальный пейзажист. Он отметит и молодые «зелёные клейкие листья» берёзы, и зеленеющий где-то кустарник, и «сочную, тёмную зелень дуба», и лунный свет, ворвавшийся в комнату, и свежесть весенней ночи. Вспомним чудесно описанную охоту в Отрадном. И люди, и животные, и природа выступают здесь как показатели мощной силы жизни, её полнокровия. Пейзаж выполняет в романе различные функции. Наиболее общей особенностью пейзажа Толстого является соответствие этого пейзажа настроению героя. Разочарование, мрачное настроение князя Андрея после разрыва с Наташей окрашивает в мрачные тона и окружающий пейзаж. «Он посмотрел на полосу берёз, с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть... чтобы меня убили, завтра, чтобы меня не было... чтобы всё это было, а меня бы не было...» Его томят страшные предчувствия и мучительные мысли о смерти. И эти берёзы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров - всё это вокруг преобразилось для него и показалось чем-то страшным и угрожающим. А поэтичность натуры Наташи, наоборот, раскрывается на фоне весенней лунной ночи в Отрадном. В других случаях пейзаж непосредственно воздействует на человека, просветляя и умудряя его. Князь Андрей, раненный под Аустерлицем, смотрит на небо и думает: «Да! Всё пусто, всё обман, кроме этого бесконечного неба». Дуб, который дважды встречает на своём пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему «смысл жизни»: в одном случае он кажется князю Андрею олицетворением безнадёжности, в другом - символом радостной веры в счастье.

Наконец, Толстой использует пейзаж как средство характеристики реальной обстановки. Вспомним хотя бы сильный туман, расстилавшийся сплошным молочно-белым морем над окрестностями Аустерлица. Благодаря этому туману, закрывавшему позиции французов, русские и австрийские войска были поставлены в худшее положение, так как не видели неприятеля и неожиданно столкнулись с ним лицом к лицу. Наполеон же, стоявший на высоте, где было совершенно светло, мог безошибочно руководить войсками.

Образ Наполеона в романе «Война и Мир» . Наполеон противостоит в романе Наполеон . Толстой развенчивает этого полководца и выдающегося исторического деятеля. Рисуя внешний облик Наполеона, автор романа говорит, что это был «маленький человек» с «неприятно-притворной улыбкой» на лице, с «жирной грудью», «круглым животом» и «жирными ложками коротеньких ног». Толстой показывает Наполеона как самовлюблённого и самонадеянного властителя Франции, упоённого успехом, ослеплённого славой, приписывающего своей личности движущую роль в ходе исторических событий. Даже в маленьких сценах, в малейших жестах чувствуется, по мнению Толстого, безумная гордость Наполеона, его актёрство, самомнение человека, привыкшего верить, что каждое движение его руки рассыпает счастье или сеет горе среди тысяч людей. Раболепие окружающих вознесло его на такую высоту, что он действительно верил в свою способность изменять ход истории и влиять на судьбы народов.

В противоположность Кутузову , не придающему решающего значения своей личной воле, Наполеон выше всего ставит себя, свою личность, считает себя сверхчеловеком. «Только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Всё, что было вне его, не имело для него значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Слово «я» - любимое слово Наполеона. В Наполеоне подчёркнуты эгоизм, индивидуализм и рассудочность - черты, отсутствующие у Кутузова, народного полководца, думающего не о своей славе, а о славе и свободе отечества. Раскрывая идейное содержание романа, мы уже Толстого"" отмечали своеобразие в трактовке Толстым отдельных тем романа. Так, мы уже говорили, что Толстой, идя вразрез с революционной крестьянской демократией, затушёвывает в романе остроту классовых противоречий между крестьянством и помещиками; раскрывая, например, беспокойные мысли Пьера Безухова о тяжёлом положении крепостных рабов, он в то же время рисует картины идиллических взаимоотношений помещиков и крестьян в имении и доме Ростовых. Мы отмечали также черты идеализации в образе Каратаева, своеобразие трактовки роли личности в истории и т. п.

Чем объяснить эти особенности романа? Источник их нужно искать в мировоззрении Толстого, отражавшем противоречия его времени. Толстой был великий художник. Роман его «Война и мир» - один из величайших шедевров мирового искусства, гениальное произведение, в котором широта эпического размаха сочеталась с изумительной глубиной проникновения в душевную жизнь людей. Но Толстой жил в России в переходную эпоху, в эпоху ломки общественных и экономических устоев жизни, когда страна переходила от феодально-крепостнического строя к капиталистическим формам жизни, бурно протестуя, по словам Ленина, «против всякого классового господства», Толстой, помещик и аристократ, нашёл выход для себя в переходе на позиции патриархального крестьянства. Белинский в своих статьях о Толстом с замечательной глубиной вскрыл все противоречия, какие сказались в мировоззрении и творчестве Толстого в связи с переходом его на позиции патриархального крестьянства. Противоречия эти не могли не отразиться и в художественной структуре романа «Война и мир». Толстой, великий реалист и протестант, в конечном счёте одержал победу над Толстым, религиозным философом, и создал произведение, не имеющее себе равного в мировой литературе. Но читая роман, мы всё же не можем не почувствовать противоречий мировоззрения его автора.

Образ Кутузова в романе «Война и Мир». В романе Толстой высмеивает культ «великих личностей», созданный буржуазными историками. Он правильно считает, что ход истории решает народная масса. Но оценка роли народной массы принимает у него религиозную окраску. Он приходит к признанию фатализма, утверждая, что все исторические события предопределены свыше.Выразителем своих взглядов в романе Толстой делает полководца Кутузова.Основу его взгляда составляет сознание, что творцом истории, исторических событий является народ, а не отдельные личности (герои) и что всякие рационалистически построенные теории, как бы хороши они ни казались,- ничто перед той силой, которой является настроение, дух массы.

«Долголетним военным опытом ,- пишет о Кутузове Толстой,- он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этою силою и руководил ею, насколько это было в его власти». Толстой приписал Кутузову и свой ошибочный фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий заранее предрешён. Андрей Болконский говорит о Кутузове: «Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли,- это неизбежный ход событий,- и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и ввиду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое...»

Отрицая роль личности в истории, Толстой стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий, лишь пассивным созерцателем их. Это, конечно, было ошибкой Толстого. Она неизбежно должна была привести к противоречивой оценке Кутузова. Так оно и получилось. В романе выступает полководец, чрезвычайно точно оценивающий ход военных событий и безошибочно направляющий их. При помощи хорошо обдуманного плана контрнаступлений Кутузов губит Наполеона и его армию. Следовательно, в ряде существенных черт Кутузов в романе показан исторически верно: он обладает большим стратегическим мастерством, долгие ночи продумывает план кампании, выступает активным деятелем, за внешним спокойствием скрывающим громадное волевое напряжение. Так художник-реалист преодолевал философию фатализма. Носитель народного духа и народной воли, Кутузов глубоко и верно понимал ход вещей, в самом разгаре событий давал им правильную оценку, подтверждающуюся впоследствии. Так, правильно оценил значение Бородинского сражения, сказав, что это - победа. Как полководец, Кутузов стоит выше Наполеона. Для ведения народной войны, какой была война 1812 г., и нужен был, говорит Толстой, такой полководец. С изгнанием французов миссия Кутузова была выполнена. Перенесение войны в Европу требовало другого главнокомандующего. «Представителю русского народа после того, как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать было больше нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

Изображая Кутузова как народного полководца, как воплощение народных мыслей, воли и чувства. Толстой нигде не впадает в схематизм. Кутузов - живое лицо. Такое впечатление создаётся у нас прежде всего потому, что Толстой наглядно, ярко рисует нам портрет Кутузова - его фигуру, походку и жесты, мимику, его глаз, то светящийся приятной ласковой улыбкой, то принимающий насмешливое выражение. Толстой даёт нам его то в восприятии различных по характеру и социальному положению лиц, то рисует от себя, углубляясь в психологический анализ своего героя. Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах и разговорах с близкими и приятными для него лицами, вроде Болконского, Денисова, Багратиона, его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородином. Речь Кутузова разнообразна по своему лексическому составу и синтаксическому строю. Он прекрасно владеет великосветской речью, когда говорит или пишет царю, генералам и другим представителям аристократического общества. «Я говорю только одно, генерал,- говорит Кутузов с приятным изяществом выражений и интонаций, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово.- Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена». Но он великолепно владеет и простым народным языком. «А вот что, братцы. Я знаю, трудно нам, да что же делать! Потерпите: не долго осталось... Выпроводим гостей, отдохнём тогда»,- говорил он солдатам, встретив их по дороге от Красного к Доброму. А в письме к старику Болконскому он обнаруживает архаические черты канцелярского стиля этой эпохи: «Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентёров, и он бы поименован был».