Дополнительная общеобразовательная программа «бумагопластика» краткосрочная педагог дополнительного образования первой квалификационной категории. Краткосрочная образовательная программа «Музыкальный театр Краткосрочная программа дополнительного образован

Краткосрочная программа кружка художественной направленности «Чудеса из бумаги» рассчитана на 21 день, предусматривает организацию занятости учащихся 11-16 лет.

Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности через освоение ими техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное учреждение

Дополнительного образования «Центр «Алые паруса»

Краткосрочная программа кружка

художественной направленности

«Чудеса из бумаги»

Возраст обучающихся: 11-16 лет

Срок реализации: (8ч.)

Смалькова Марина Александровна, воспитатель

2017 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Полное название программы

Краткосрочная программа кружка «Чудеса из бумаги».

Цель программы

Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение техники плетения из газетных трубочек.

Направление деятельности

Художественная

Тип образовательной программы

модифицированная

Место реализации

Центр “Алые паруса”

Сроки реализации

21 день.

Количество обучающихся

10-15

Возраст учащихся

11 - 16 лет

№ раздела

Название раздела

№ страницы

Титульный лист

Информационная карта

Пояснительная записка

Учебный план

Ожидаемые результаты и способы их определения

Формы контроля.

Диагностика и мониторинг эффективности программы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Чудесная мастерская» является дополнительной образовательной программой художественной направленности, по функциональному предназначению - прикладной , по форме организации - групповой, по времени реализации - краткосрочной.

Методологической основой составления рабочей программы является программа по трудовому обучению девочек 5-9 классы, Дрофа, Москва 2007., автор В.А.Соколова, Технология. Русские традиции при изготовлении различных изделий 6-8 классы И.Г.Норенко, издательство «Учитель», изучение мастер-классов в интернет - пространстве.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами :

- Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

- Особенностью современной ситуации , когда очень остро стоит вопрос занятости детей (они должны находиться под постоянным контролем педагогов). Необходимо помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно. Создать условия для динамики творческого роста

Программа «Чудесная мастерская» предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Плетение из газетных трубочек – оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь его свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, обитания, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

Наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

Обучить конкретным трудовым навыкам при работе с бумагой в технике плетения из газетных трубочек;

Углубить и расширить знания о видах бумаги, ее свойствах, способах плетения фигур, изделий;

Формировать интерес к различным видам изобразительного и декоративного творчества.

Воспитательные:

Прививать интерес к мировой культуре, к истокам творчества различных народов;

Воспитывать нравственные качества детей;

Формировать чувство самоконтроля и взаимопомощи.

Развивающие:

Развивать образное мышление, творческие способности;

Формировать эстетический и художественный вкус;

Содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Методы и формы обучения .

Обучение проводится в двух направлениях:

Усвоение теоретических знаний;

Формирование практических навыков.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных задач применяются разнообразные формы и методы проведения кружка.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий :

Словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.);

Наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ

Поделки-образца);

Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Методы, в основе которых лежит форма организации

деятельности учащихся на занятиях:

Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

Групповой – организация работы в группах.

Сроки реализации программы.

Данная программа реализуется в период отдыха обучающихся в Центре «Алые паруса» на территории Крестовогородищенского сельского поселения и рассчитана на 21 день.

Режим занятий. Данная программа состоит из 8 часов (2 занятия в неделю). Продолжительность каждого занятия 45 минут.

Возраст обучающихся .

Программа предусматривает организацию занятости учащихся 11-16 лет. Целевая аудитория программы включает в себя основную категорию детей: группы сменного состава, сформированные по прибытию детей в Центр «Алые паруса». В состав могут входить дети разных возрастов, физического развития и подготовки.

Форма организации детского коллектива: коллективная, групповая

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Введение.

1. Знакомство.

2. Правила техники безопасности. 3.Презентация «Плетение из бумажной лозы»

анкетирование

Работа с бумагой.

1. Подготовка бумажной лозы.

рефлексия

2. Виды плетения из газет: «Верёвочка», «Ситцевое плетение», плетение по спирали.

рефлексия

3. «Карандашница»

рефлексия

4. «Елочка»

рефлексия

5. «Шкатулка»

рефлексия

Подведение итогов

Анкетирование, мини-выставка

ИТОГО

Раздел 1. Введение.

Тема 1. Знакомство. Правила техники безопасности. Презентация «Плетение из бумажной лозы»

Теория. Знакомство с детьми. Ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Знакомство с историческими сведениями о зарождении и развитии художественного плетения из лозы, бересты, соломки. Аналогия плетения из лозы с плетением из газетных трубочек, просмотр готовых работ в технике плетения из газетных трубочек.

Раздел 2. Работа с бумагой.

Тема 1. Подготовка бумажной лозы.

Теория: Заготовка трубочек. Размеры и параметры заготовки. Стыковка трубочек

Практика: освоение навыка изготовления газетных трубочек.

Тема 2 . Виды плетения из газет: «Верёвочка», «Ситцевое плетение», плетение по спирали.

Теория: Простое (ситцевое) плетение; веревочка в 2 трубки, спиральное плетение. Стыковка трубочек при простом плетении. Простейшие загибки. Показ дидактического материала и образцов. Отработка видов плетения.

Практика : освоение навыков плетения из газетных трубочек: «веревочкой», «ситцевым» плетением, плетением по спирали.

Тема 3 . «Карандашница».

Теория : Плетение с картонным дном, вид плетения изделия – «ситцевое». Практика: Освоение навыков плетения из газетных трубочек «ситцевым плетением»

Тема 5. «Елочка»

Теория : Плетение по спирали.

Практика: Освоение навыков плетения из газетных трубочек по спирали.

Тема 64. «Шкатулка»

Теория : Плетение круглого дна. Формирование края изделия.

Вид плетения изделия – «веревочка».

Практика: Освоение навыков плетения из газетных трубочек «веревочкой»

Раздел Ш . Подведение итогов.

Практика. Организация мини-выставки работ обучающихся.

Ожидаемые результаты и способы их определения.

Для оценки эффективности реализации данной программы можно ориентироваться на следующие показатели: удовлетворенность обучающихся, посещающих кружок; сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности), степень помощи, которую оказывает педагог обучающимся при выполнении заданий: чем меньше помощь педагога, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно, выше развивающий эффект занятий. Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Ожидаемые результаты: усвоение основных правил работы с бумагой, технологии подготовки бумажной «лозы», усвоение основных видов плетения, самостоятельное изготовление поделок из газетных трубочек.

Формы контроля.

Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ, организация выставок. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои. Проводимый в конце смены итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические знания обучающихся.

Диагностика и мониторинг эффективности программы.

Опрос и анкетирование учащихся и родителей с целью выявления уровня удовлетворенности организацией занятости детей и подростков в период посещения Центра «Алые паруса»

Педагогическая рефлексия

Коллективная рефлексия участников программы.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях в женском рукоделии. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

Рабочее место каждый ребенок организует для себя сам. Постепенно дети привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены. Педагог приучают детей к чистоте и аккуратности. Если у некоторых учащихся отсутствуют необходимые материалы или инструменты, то педагог выдает их из дополнительных запасов.

Учебное занятие может включать в себя следующие структурные элементы:

  1. Инструктаж: вводный – проводится перед началом практической работы; текущий – проводится во время практической работы; заключительный;
  2. Практическая работа (80% кружкового времени);

3. Динамические паузы у детей среднего и старшего школьного возраста;

  1. Подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка;
  2. Приведение в порядок рабочего места.

Проводимый в конце смены итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические знания обучающихся.

Итоговый тест:

  1. Умеет организовать рабочее место.
  2. Умеет пользоваться приспособлениями и инструментами.
  3. Умеет самостоятельно определить количество необходимого материала.

4. Умеет скручивать трубочки.

5. Применяет разные виды плетения из газетных трубочек.

6. Освоил плетение круглого дна, плетение с картонным дном .

Методическое обеспечение:

  • дидактический и раздаточный материал;
  • пособия по декоративно-прикладному искусству;
  • комплект методической и теоретической литературы;
  • наглядные пособия;
  • видео-пособия.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебный кабинет с ученическими столами;

Оборудования учебного кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов);

Оборудования и инвентарь, необходимого для проведения занятий (газеты, ножницы, спицы для вязания, линейка, клей ПВА)

Технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска или мультимедийная);

ЛИТЕРАТУРА

1. Гриб А. Плетение из соломки и других материалов. – СПб., 2006.

2. Кузьмина М. А. Азбука плетения. – М., 2011.

3. Торманова А.С. Плетение из бумажных трубочек: самый полный и понятный самоучитель, Эксмо, 2015.

  1. 4.Тищенко Е. Плетение из бумажных трубочек: самый полный и понятный самоучитель, 2016

5.Зайцева А. Плетение из газетных трубочек. Мастер-классы для начинающих.

6. Материалы Интернета:

http://www.liveinternet.ru

http://entrainment.listbb.ru

http://mastera-rukodeliya.ru

«Краткосрочная дополнительная образовательная программа профильного отряда «Играя познаем» Возраст детей –7 - 12 лет Срок реализации – 1 месяц...»

Краткосрочная дополнительная образовательная

программа профильного отряда

«Играя познаем»

Возраст детей –7 - 12 лет

Срок реализации – 1 месяц

Составитель:

Горбунова Ольга Юрьевна,

педагог дополнительного образования

МБОУДОД «ГЦИР»

Тольятти

Паспорт образовательной программы

Название программы Краткосрочная дополнительная образовательная

программа летнего профильного отряда «Играя познаем»

Учреждение, МБОУДОД ЦДОДД «Гуманитарный центр реализующее программу интеллектуального развития» городского округа Тольятти Адрес: 445012, Тольятти, ул. Коммунистическая, 87А, т. 76-98-94, 76-90-56 Составитель программы Горбунова Ольга Юрьевна, педагог дополнительного образования МБОУДОД «ГЦИР Аннотация Программа «Играя познаем» реализуется в летний период.

Она рассчитана на младших школьников и направлена на и формирование их познавательных интересов, укрепление здоровья и организацию досуга в летние каникулы.

Основной идеей, объединяющей как содержание каждого отдельного дня, так и курса в целом, является погружение детей в ситуацию совместной игры, когда выполнение игрового условия, полноценное проживание игры обеспечивает не только удовольствие, но и развитие, совершенствование навыков, качеств, способностей Год разработки 2014 г.

программы Кем и когда утверждена На основании решения педагогического совета. Протокол программа № 4 от 15 мая 2014 г.



Программа принята к На основании решения методического совета. Протокол реализации в новом № 4 от 12.05.2015 г.

учебном году Направленность социально-педагогическая программы Направление (вид) игровая деятельность деятельности Вид программы по авторская степени авторства Охват детей по возрастам 7-12 лет разновозрастные группы Вид программы по предметная способу организации содержания Срок реализации 1 месяц программы Вид программы в учрежденческий зависимости от территориальных особенностей

Рецензенты программы:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткосрочная дополнительная образовательная программа «Играя познам» социальнопедагогической направленности является неотъемлемой частью образовательной программы МБОУДОД «Гуманитарный центр интеллектуального развития» г.о.Тольятти и дает возможность организовать познавательный досуг детей 7-14 лет в летний период на базе школьного лагеря дневного пребывания.

Многие дети посещают летние пришкольные лагеря и площадки. Помимо присмотра, такая площадка должна обеспечивать детей интересной и содержательной деятельностью. В течение учебного года у детей накоплена определенная усталость, снижена мотивация к обучению. Хорошая погода и масса объективных отвлекающих факторов также накладывают определенные ограничения как на отбор содержания работы, так и на характер и методы обучения в целом. Для решения этой проблемы основной формой работы была выбрана игра, которая вместила в себя как образовательное, так и развивающее и воспитательное содержание.

Основной идеей, объединяющей как содержание каждого отдельного дня, так и курса в целом, является погружение детей в ситуацию совместной игры, когда выполнение игрового условия, полноценное проживание игры обеспечивает не только удовольствие, но и развитие, совершенствование навыков, качеств, способностей.

Цель программы - обеспечить содержательный и полезный досуг детей в летнем лагере дневного пребывания.

Задачи работы:

Способствовать развитию ценных качеств личности детей, характеристик 1.

познавательных процессов.

Обучить детей новым играм, в высокой степени способствующим развитию в 2.

досуговой деятельности.

Обеспечить эмоциональный комфорт и интерес детей, занимающихся по программе.

Способствовать актуализации, систематизации, обогащению знаний детей в 4.

некоторых (тематических) областях действительности.

Способствовать формированию дружеских связей, развитию детского коллектива.

Организационные основы программы Программа создана для обеспечения познавательного досуга детей в лагере дневного пребывания. Срок реализации программы – одна лагерная смена (18 дней).

Предполагаются ежедневные занятия с детьми по 2 часа. Таким образом, общее количество часов по программе составляет 36 часов.

Порядок формирования группы: Группа формируется по добровольному принципу из обучающихся разных возрастов, посещающих школьный лагерь дневного пребывания.

Наполняемость группы – до 18 человек.

Возраст обучающихся: от 7 до 12 лет. Предполагается функционирование разновозрастного отряда.

Начало и завершение занятий согласуется с администрацией лагеря дневного пребывания, на базе которого работает отряд.

Режим занятий – пять раз в неделю по 2 часа. Недельная нагрузка на ребенка – 10 часов.

Формы и методы занятий В реализации программы используются различные формы: игра, тренинг, соревнование, викторина, самостоятельная работа, творческая работа и др.

Методы: используются различные методы, которые могут быть условно сгруппированы по источнику познания:

Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, сказка);

Наглядные (примеры, образцы, иллюстрации и демонстрации);

Практические (игры, упражнения, этюды, творческие работы, рисование и др.).

Организационные формы работы: фронтальная (тренинговый формат), в подгруппах.

Планируемые результаты освоения программы:

В результате освоения программы «Играя познаем» учащиеся должны приобрести следующие знания и умения, получить опыт:

актуализировать, систематизировать, приобрести некоторые знания и представления об эмоциях, этикете, креативности и т.д.;

познакомиться с новыми играми и упражнениями, которыми можно разнообразить свой досуг;

совершенствовать отдельные характеристики познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, воображения;

получить опыт эмоционального общения со сверстниками.

Оценка результатов освоения программы производится в форме включенного педагогического наблюдения на занятиях и анализа результатов игр-соревнований.

Подведение итогов реализации программы Подведение итогов работы по программе и оценка результатов ее освоения производится в следующих формах:

Рефлексивные задания и упражнения на припоминание – чему мы научились, что мы делали.

Выставление самим себе оценок за работу в смене по критериям.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

–  –  –

Раздел 1. Вводные занятия Тема 1.1. Вводные занятия. Знакомство.

Теория. Правила техники безопасности на занятиях.

Практика. Игры на знакомство, запоминание имени, изучение друг друга. Подвижная игра на сплоченность, формирование группы.

Теория. Как мы можем развиваться с помощью игры.

Практика. Викторина «Обо всем на свете», выполнение заданий на скорость мышления.

Раздел 2. Сундук сокровищ Тема 2.

1. Кроссворды и ребусы.

Теория. Правила составления кроссвордов. Правила составления ребусов.

Практика. Командное составление кроссвордов по известным сказкам. Командное составление ребусов о природе родного края. Игра «Красная книга»: составление и презентация кроссворда и ребуса о животном, рассказ о нем (с использованием справочной литературы). Составление книги, подготовка иллюстраций.

Тема 2.2.

Сундук сокровищ: шифрование и кодирование.

Теория. Шифрование и кодирование.

Практика. Игра «Сундук сокровищ»: составление и разгадывание шифров и карт. Поиск сокровищ.

Тема 2.3.

Игры на листе бумаги.

Теория. Правила игр на листе бумаги.

Практика. Обучение и игры «Крестики- нолики», «Морской бой», «Треугольники», «Дострой слово» и т.д. Проведение чемпионатов по этим видам игр.

Тема 2.4.

Приключения Карика и Вали.

Тема 2.5.

Необитаемый остров.

Практика. Командная игра на развитие креативности и общения. Список пяти необходимых вещей – дискуссия. Из чего построить дом, как добыть огонь….

Шифрованное письмо о помощи. «За» и «против» проживания на необитаемом острове – кто больше. Спортивное мини- соревнование.

Раздел 3. Вопрос на засыпку Тема 3.

1. Командные игры-викторины.

Теория. Правила викторин: вопрос-ответ.

Практика. Выполнение заданий, самостоятельное составление заданий (с использованием справочной литературы) по различным темам: русский язык, литературные произведения и герои, правила этикета, математика. Придумываем и инсценируем ситуации. Решаем современные и старинные задачи. Презентация и «обыгрывание» арифметических действий.

Тема 3.2.

Такая занимательная физика.

Теория. Мир вокруг нас.

Практика. Выполнение (по командам) элементарных опытов и объяснение их. Поиск физических явлений и объектов в окружающем. Креативность – как можно было бы применять это явление в хозяйстве будущего.

Тема 3.3.

История и достопримечательности города Тольятти.

Теория. История и достопримечательности города Тольятти.

Практика. Проводится в форме «интеллектуального хоккея» (дети коллективно готовят вопросы, задают на скорость). Составление рейтинга самого известного, красивого, чистого и т.д. места города.

Тема 3.4.

Прогулки с динозаврами.

Теория. Далекое прошлое планеты Земли.

Практика. Несколько человек готовят заранее рассказы и иллюстрации о природе, видах динозавров, вымирании и проч. Слушатели задают вопросы. Игра на креативность «Если совместить клубок (книгу, стол) и динозавра, то получится….». Изготовление динозавра из листа бумаги методом обрывания, выставка.

Тема 3.5.

Вопрос на засыпку.

Теория. Работа в команде.

Практика. Командная игра по формату телепередачи «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы».

Раздел 4. Итоговые занятия Тема 4.

1. Итоговые занятия.

Прощание.

Рефлексивные задания и упражнения на припоминание – чему мы научились, что мы делали. Написание друг другу шифрованных писем с пожеланиями. Выставление самим себе оценок за работу в смене по критериям.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература для педагога:

Афанасьев, С.П. Триста творческих конкурсов. / С.П. Афанасьев, С.В. Коморин. – М. :

Методический центр «Вариант», 1997. – 112 с.

Коваленко, В.И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, 2.

физкультминуток.. / В.И. Коваленко. – М. : Эксмо, 2007. – 336 с.

Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками / Б.В.

Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. - М. : Владос, 2001. – 215 с.

Майерс, Б. Интеллектуальные игры. Логические игры для детей / Бернар Майерс. – М. :

Эксмо-Пресс, 2013. – 80 с. – (Логические игры).

Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б.П. Никитин – М. :

Просвещение, 1990. – 160 с.

Попова, Е.Н. Вообрази себе: Поиграем – помечтаем: книга для развития воображения. / 6.

Е.Н. Попова, И.Ю. Матюгин, Е.И. Чакаберия. – Волгоград: Учитель, 2001. – 76 с. – (Школа развития памяти и воображения).

Шарыгин, И.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы /И. Ф. Шарыгин М. : Дрофа, 2009. - 156 с.

Шаульская, Н.А. Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад. / 8.

Н.А.Шаульская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 224 с. – (Серия «Здравствуй, школа!»).

Шаульская, Н.А. Вопросы умникам и умницам для начальной школы. / Н.А. Шаульская. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 288 с. – (Серия «Здравствуй, школа!»).

Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций./ С.А. Шмаков, Н.Я.

Безбородова. – М. : Новая школа, 1995. – 80 с.

Интернет-ресурсы http://summercamp.ru/index - МетодВики сайт для вожатых.

http://tak-to-ent.net/load/121-1-0-1249 Игры в летнем лагере.

http://www.trepsy.net/ психологические упражнения для тренингов.

Дидактические и наглядные материалы для учащихся:

Подборка книг, картинок, репродукций, иллюстрирующих теоретический материал 1.

Медиапрезентации по темам занятий.

Материалы для проведения викторин и игр-соревнований «Своя игра», «Кто хочет 3.

стать миллионером», «Умники и умницы».

Карточки с заданиями.

Материально-техническое обеспечение

1) Игровая комната, оборудованная столами, стульями, шкафами. Требования к помещению: для реализации программы необходимо достаточно большое помещение.

Пространство будет неоднократно перестраиваться – должна быть возможность сдвинуть парты, выстроить стулья в круг.

2) Оборудование и материалы, необходимые для реализации программы:

2.1. мультимедийная проекционная установка;

2.2. цифровой фотоаппарат;

2.3. принтер черно-белый, цветной;

2.4. ксерокс;

2.5. магнитофон с записями музыки;

2.6. часы или секундомер.

3) Игровой реквизит для организации игр: настольные игры «Блоки Дьенеша», «Скраблз» и др., счетные палочки, прищепки, мячи разные для игр, клубок ниток, мягкие игрушки.

4) Материалы для творчества детей: акварель, гуашь, пастель, белая и цветная бумага и картон, клей, ватманы, набор карандашей, скотч бумажный, ножницы.

5). Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; бумага разных видов и формата (А1, А2, А3, А4, ватман, ксероксная); клей, ножницы, степлеры; файлы, папки, кнопки, мелки, магниты и др.

6). Сувенирная продукция для награждения лучших игроков, лучших команд в игровых чемпионатах и соревнованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, использованной при составлении программы

1. Афанасьев, С.П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя. / С.П. Афанасьев. М. : АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2004. – 288 с.

2. Афанасьев, С.П. Что делать с детьми в загородном лагере. / С.П. Афанасьев, С.В.

Коморин, А.И. Тимонин. – 3-е изд. – Кострома: ООО МЦ "Вариант", 2001. – 223 с.

3. Ах, лето! : Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях. / Авт., сост.

С.В. Савинова. – Волгоград: Учитель, 2003. - 77 с.

4. Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебнометодическое пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.

5. Барышникова, Г. Б. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере: настольная книга вожатого. / Г. Б. Барышникова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.

6. Бесова, М. А. Веслые игры для дружного отряда: праздники в загородном лагере / М. А.

Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 160 с. – (После уроков).

7. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Постников А.С.. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа: http://doto.ucoz.ru/metod/.

8. Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство: Сборник статей в помощь организаторам летнего отдыха и оздоровления детей. / Сост. Г.С. Суховейко;

Под ред. Л.Н. Игнатьевой; Межрегиональная общественная организация «Содействие детскому отдыху». – М. : ЦГЛ, 2006. – 152 с.

9. Коваленко, В.И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, физкультминуток.. / В.И. Коваленко. – М. : Эксмо, 2007. – 336 с.

10. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера, праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / Сост. Л.И. Трепетунова – Волгоград: Учитель, 2005. – 280 с.

11. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях) / Сост. Е.А. Гурбина – Волгоград: Учитель, 2006. – 197 с.

12. Марфина, С.В. Летний лагерь от А до Я. / С.В.Марфина. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 160 с. – (После уроков).

14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27 «О введении в действие санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» [Электронный ресурс] / Законодательство, судебная практика. Нормы, правила, стандарты России. – Режим доступа: http://www.kodeks.ru/noframe/aids?d&nd=901859071&prev Doc =901909220. педагогическом Директор школы методического совете _ объединения /Е.В. Петрова/ учителей Протокол № 1 Протокол № 1 Приказ № 26 о...» УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом Заведую щая МБДОУ "ТОГУЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2" МБДОУ "ТОГУЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2" И.А.Шиповалова ""_20_г. ""20г. Протоко...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Томский государственный педагогический университет" (ТГПУ) КЗ.А. 03 ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 09.00.13 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬУТРЫ...»

«Б.3.Б.10 "Психология физической культуры" Составитель аннотации: к.пс.н., доцент Бобылев Е.Л. Кафедра психологии Цели изучения Целями освоения дисциплины являются: дисциплины: показать будущим специалистам важность и содержание психологического аспекта в деятельности преподавателя физического в...»


Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Мария Кирилова

Новизна : Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка . Сегодня такой материал как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества . Изделия из данного материала в отличие от пластилина долговечны и не требуют дорогостоящей обработки обжигом как изделия из глины. Кроме того, соленое тесто по многим показателям (прежде всего, техническим и, безусловно, экологическим) превосходит популярную за рубежом полимерную глину, которая достаточно давно появилась на прилавках наших магазинов. Реализация курса позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации , обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.

Цель : Развитие у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности с использованием техники тестопластика .

Задачи :

Способствовать развитию художественного восприятия жизни;

Уточнять представления об окружающем жизни;

Формировать умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы;

Способствовать развитию творческих способностей в процессе изображения предметов , явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов .

Формировать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, теплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; правильные пропорции предметов;

Способствовать развитию композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета.

Упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий красками.

Способствовать освоению технических приёмов лепки из теста : наличие множества мелких деталей;

Поощрять стремление сделать своё произведение красивым, содержательным, выразительным.

Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы , соотнесению замыслов и действий детей; поощрять их использовать разные техники в лепке и росписи.

Результат :

1. Создание творческой мастерской для детей старшего дошкольного возраста

2. Совершенствование изобразительной деятельность детей : дети самостоятельно определяют замысел, создают выразительный образ , самостоятельно отбирают впечатления, переживания для определения сюжета, выбирают наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы , планируют деятельность, достигают результата и оценивают его.

3. Проявление активности и самостоятельности детей в изобразительной деятельности .

4. Продукты детской деятельности : медальон «Буквица» , «Чудо-булочки» , «Дары осени» натюрморт, лепка по замыслу.

Работа с родителями :

Создание условий в группе для реализации КОПа "Капельки творчества .

Способствовать привлечению родителей в создании образов из солёного теста в домашних условиях , путём бесед и индивидуальных консультаций.

Перспективный план (подготовительная группа)

1 Занятие.

Медальон «Буквица» (изготовление)

Задачи :

1. Познакомить детей с технологией приготовления солёного теста ; с особенностями лепки из теста ; наличие множества мелких деталей; закручивание, вытягивание, переплетение частей; склеивание.

2. Учить детей лепить медальон «Буквица» .

3. Воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы.

4. Ознакомить детей с тестопластикой , как разновидностью декоративного искусства.

5. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик, желание лепить и расписывать декоративные изделия.

Оборудование :

Алгоритм приготовления

солёного теста . Мука, соль, вода, масло растительное, доска, скалка, стеки, кисть.

Иллюстрации, Фотографии,

Готов. декор. изделия из теста , сказочный персонаж «Колобок» .

2 Занятие.

Медальон «Буквица» (роспись)

Задачи :

1. Познакомить с росписью готового изделия.

2. Освоить технику плотной росписи.

Оборудование :

Просушенные изделия – медальоны, гуашевые краски, кисти №2 и 5, вода, шнурок.

3 Занятие. «Чудо-булочки» .(изготовление)

Задачи :

1. Познакомить детей с изготовлением хлебо-булочных изделий.

2. Познакомить детей со скульптурой малых форм.

3. Учить лепить разные формы (сушки, булочки) из целого куска теста

4. Учить передавать форму, пропорции.

Оборудование :

Иллюстрации изделий из теста , игра «Похож, не похож» , макеты хлебо-булочных изделий, скульптуры малых форм, готовое солёное тесто , стеки, кисти №3,вода, доска.

4 Занятие. «Чудо-булочки» .

Задачи :

1. Завершить работу над скульптурой акварелью.

2. Развивать образное восприятие , чувство цвета.

3. Воспитывать у детей эмоциональное отношение при восприятии готовых образов .

4. Завершить работу над изделиями, расписав его красками.

Оборудование :

Иллюстрации из сказки «Колосок» , акварель, кисти №2 и 5, вода.

5 Занятие.

Панно «Дары осени» .(изготовление)

Задачи :

1. Познакомить с понятием «натюрморт» .

2. Учить создавать композицию с помощью схем построения композиции.

3. Закреплять навыки лепить разные формы (огурец, морковь, горох, чеснок) из целого куска теста , передавать особенности каждой из них.

4. Развивать фантазию при создании композиции

Оборудование :

Иллюстрации натюрмортов, схемы построения композиции, игра «Составь натюрморт» , технологическая

карта приготовления теста , загадки об овощах, овощи, готовое тесто , доска, стеки, скалка, вода, кисть.

6 Занятие. Панно «Дары осени» . (роспись)

Задачи :

1. Познакомить с понятием тональность

2. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета

3. Учить детей доводить начатое дело до конца

4. Воспитывать у детей эмоциональное отношение при восприятии картин.

5. Завершить работу над панно, расписав его красками.

Оборудование :

Игра «Не ошибись» , схема тональности цвета, иллюстрации с изображением овощей , гуашь, кисть, вода.

7 Занятие. «Мир фантазий» .

Задачи :

1. Упражняться в практическом применении полученных навыков.

2. Развивать эстетический вкус и творчество .

3. Закрепить умение вылепливать мелкие детали.

Оборудование :

Схемы последовательности выполнения работы, инструменты для работы, тесто цветное , доска.


Валентина Мокерова
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН

Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ

методического совета Директор МБУДО ЦРТДиЮ

Протокол №___ ___Высоцкая И. В. «___» ___ 20 г Приказ от «___» ___ №__

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Раз словечко , два словечко »

Срок реализации программы : 6 недель (18час)

Вид программы : модифицированная

педагог дополнительного образования

г. Гулькевичи, 2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Краткосрочная образовательная программа «Раз словечко , два словечко » социально-педагогической направленности способствует развитию познавательных, творческих и коммуникативных способностей учащихся и предназначена для организации познавательного досуга детей в летний период, развитию главной ценности образовательной деятельности – творческого мышления, формирования потребности владения языком, совершенствования речи и расширения знаний об окружающем мире.

Новизна программы заключается в сроках ее реализации (6 недель, практико-ориентированном подходе к организации учебно-воспитательного процесса. Программа «Раз словечко , два словечко » предоставляет возможность организовать познавательный досуг детей дошкольного возраста в летнее время. Занятия по программе способствуют формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью : любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Дают возможность, как закрепить ранее полученные знания в области, так и приобрести новые, формируют умение пользоваться ими на практике в различных ситуациях. Занятия строятся в игровой, занимательной форме с использованием речевых игр.

Актуальность определяется запросом со стороны родителей и их детей на программы раннего развития в летний период в учреждении дополнительного образования , а также наличием в учреждении необходимых материально-технических условий для реализации этих программ .

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. В процессе решения проблемных ситуаций, выполнения игровых заданий каждый ребенок приобретает практические умения и навыки, опыт познания. При этом соблюдается комплексный подход к приобретению знаний, умений и навыков, к развитию и воспитанию детей.

Адресат программы . Программа разработана для детей 5,5-7 летнего возраста. Занятия могут посещать все желающие дети, как занимающиеся в объединении, так и вновь прибывшие, имеющие желание получить представление об элементарных навыках чтения, письма.

Объем программы : срок обучения - 6 недель, общее количество часов – 18, в неделю - 3 часа.

Форма обучения : очная

Режим занятий : 3 раза в неделю по 1 часу.

Особенности организации образовательного процесса. Занятия могут посещать дети без медицинского допуска. Программа реализуется в группах переменного состава. Дети могут приходить в любой день, входящий в расписание занятий. Каждое занятие представляет собой отдельный познавательно-воспитательный блок (начатая работа завершается на этом же занятии) . Программа предполагает использование различных видов игровой деятельности : имитационных игр и игр-упражнений с предметами, сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, игр-упражнений с ориентировкой на определенные достижения, позволяет максимально комфортно и интересно для детей строить образовательный процесс. Занятия направлены на развитие общей культуры мышления , речи, моторики, творческих способностей детей, на воспитание у них самостоятельности, чувства ответственности, гуманных отношений в общении с товарищами и педагогом.

Занятия состоит из всех трех частей пяти разделов программы . На каждом занятии проводится динамическая пауза в форме подвижных игр и физкультминуток.

Цель программы : Развитие интереса и способностей к чтению через игровую деятельность.

Образовательные :

Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;

Развитие мотивации к учебной деятельности.

Продолжить знакомить детей с элементарными навыками чтения, письма;

Формировать умение применять полученные знания на практике в различных ситуациях;

Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли.

Личностные :

Развитие познавательной активности и умения устанавливать простейшие связи между явлениями окружающей жизни ребенка и развитие интереса познания;

Развивать личность ребенка, его дарование и способность путем

самостоятельного решения творческих и других задач;

Развивать коммуникативные способности детей на основе общения ;

Развитие познавательных способностей : логику мышления, речь, внимание, память, воображение;

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, организованность, аккуратность, умение сотрудничать, коллективизм.

Метапредметные :

Развивать воображение, сообразительность, любознательность, волевые качества;

Формировать культуру общения друг с другом ;

Формировать умение организовать свое рабочее место, понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее, контролировать и оценивать свои действия;

Формировать умение работать индивидуально и в группе : находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

Формировать ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Учебный план

п/п Тема Количество часов

Всего Теория Практика

1. Вводное занятие. Инструктаж

по технике безопасности. 1 0,5 0,5

2. Сказочная грамота 6 0,5 5,5

3. Развитие речи. 4 0,5 3,5

4. Веселый карандашик. 6 0,5 5,5

5. Итоговое занятие 1 1

Итого : 18 2 16

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Знакомство с детским коллективом. Инструктаж по технике безопасности. Собеседование с детьми, выявление ранних знаний, умений, навыков.

Практика.

Упражнение «Телефон» . Игра «Давайте познакомимся» .

Экскурсия по центру.

Раздел 2. Сказочная грамота.

Теория. Знакомство с русскими народными сказками.

Практика. Чтение сказок : «Репка» , «Петушок и бобовое зернышко» , «Кошкин дом» , «Колосок» , беседа о прочитанном. Коллективное составление рассказа по картинкам. Пересказ сказки. Инсценировка сказки. Сочинение своей сказки. Ответы на вопросы.

Построение предложений. Составляем предложение с определенным словом .

Упражнение «Покажи букву» , «Какая это буква» , «Определи, где находится звук» , «Я называю звуки» .

Дидактические игры со словами : «Угадай первый звук в слове » , «Мама пошла в магазин» , «На что похожа буква» .

Игры с магнитной азбукой : «Чудесный мешочек» , «Какой буквы не стало» , «Сложи слово из букв магнитной азбуки»

Раздел 3. Развитие речи.

Теория. Составление описательного рассказа по теме : «Овощи» , «Фрукты» , «Животные» , «Транспорт» , «Профессии» . «Цветы» .

Практика : Просмотр и обсуждение короткометражного фильма «Улыбка природы» .

Игры : «Что растет на огороде?» , «Один - много» , «Скажи ласково» , «Назови одним словом » , «Продолжи ряд слов » , Слово наоборот », «Продолжи предложение» . «Отгадай загадки» .

Разучивание скороговорок.

Раздел 4. Веселый карандашик.

Теория. Готовим руку к письму. Правила безопасности при работе с письменными принадлежностями. Знакомство с правилами посадки при письме за столом. Положение тетради, ручки, карандаша. Постановка руки. Ориентировка на листке в клетку : рисование узоров по пунктирным линиям, штриховка, работа с трафаретом.

Практика : Графические упражнения. Упражнение в начертании наклонных линий.

Игровые задания. Обводы фруктов, овощей, транспорта, цветов их штриховка.

Рисование «бордюра» , «Заборчика» , «Домика» , «Зонтика» , «Кораблика» и др.

Путешествие в город мастеров : «Дорисуй узор» , «Закончи рисунок» , Весёлые прописи.

Упражнения с пальчиками : театр пальчиков рисование пальцем в воздухе.

Упражнения игра «Улитка» , «Чаби - чаляби» , «Поварята» .

Раздел 5. Итоговое занятие.

Практика : Конкурс «Самый, самый, самый…»

Условия реализации программы .

1. Материально-техническое обеспечение.

Для реализации программы требуется светлое , проветриваемое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Специальная мебель (столы и стулья) для учащихся, соответствующая 5 -7-летнему возрасту, шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов, доска, магнитная доска с маркерами, наглядные пособия

Оборудование, инструменты и материалы, необходимые для реализации программы :

Письменные принадлежности для каждого ученика : ручка, простой карандаш, ластик, цветные карандаши;

Демонстрационные наглядные пособия.

Трафареты (овощи, фрукты, транспорт, цветы, листья деревьев) ;

Дидактический и наглядный материал по темам, дидактические игрушки. Наглядно-дидактические карточки.

Развивающие игры «Прочитай по первым буквам» , «Делим слова на склады » и др.

Техническое оснащение : компьютер, принтер, интернет, телевизор и DVD – проигрыватель.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

Фотоматериал, письменные отзывы учащихся и родителей, журнал учета работы педагога и посещаемости учащихся, письменный анализ педагога о реализации программы (количество детей, занимающихся в объединении, количество вновь прибывших детей, степень выполнения программ .

Список используемой литературы.

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. ТЦ «Учитель» . Воронеж, 2005г.

2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития дошкольников// АСТ -2008г. 3. Грищук Л. А. Школа дошкольников. Занимательные уроки. «Нева» . Москва «Олма – Пресс» , 2002 г. 4. Синицына Е. И. Умные пальчики //м. Лист, 2009г. 5. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи» . Москва, 2006г. 6. Шапина О. Чистоговорки и скороговорки для развития речи. Москва, «Сова» , 2007г. 7. Фалькович Т. А, Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва «Вако» , 2005 г. 8. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Санкт- Петербург «Детство-Пресс» , 2005 г.

9. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» Изд. «Мозаика – синтез» , Москва,2014г. 10. Бардышева Т. Ю. «Пляшут мои ручки» Издание для развивающего обучения. Серия «Школа для дошколят»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» р.п. Дергачи

Саратовской области

Доклад

«Краткосрочные программы дополнительного

образования как фактор повышения

технологической компетенции обучающихся»

Подготовила

методист МУДО «ДДТ» р.п.Дергачи

Жакболеева Ш.Т.

р.п.Дергачи

2017г.

В настоящее время опытно-поисковая деятельность педагогов дополнительного образования должна быть сосредоточена на создании особого рода образовательных программ - краткосрочных, реализуемых как в самих учреждениях дополнительного образования детей, так и в условиях все более набирающей силу системы дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ.

Наличие в районном образовательном пространстве пакета таких программ - насущное веяние нашего времени. Что это означает практически? По существу современный педагог дополнительного образования, адекватно реагирующий на реформирование системы общего образования в России, должен приобрести относительно новый для себя спектр методико-практических умений и навыков, обеспечивающих ему как минимум способность модифицировать свою многоуровневую (долгосрочную) программу, либо создавать принципиально новую - краткосрочную.

Действительно, осуществляемое ныне интенсивное реформирование российской образовательной системы, переход ее на качественно новые образовательные стандарты сопряжен с умением педагога создавать социально востребованные дополнительные образовательные программы краткосрочного действия. Более легкий вариант прочтения этого государственного задания предполагает целенаправленное преобразование уже имеющихся (многоуровневых) программ в программы краткосрочные, мобильно реагирующие на ситуативно обнаруживающийся социальный заказ.

Организованная деятельность детей в каникулярный период позволяет сделать дополнительное образование детей непрерывным в течение всего года, ведь образование детей происходит в любой момент их деятельности. Дополнительное образование детей – это не отдых в свободное от учёбы время, а направленный процесс воспитания и обучения ребенка в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса.

Поскольку реализация программ для сельских школьников возможна в организациях отдыха и оздоровления детей или учреждениях дополнительного образования через выездные сессии в каникулярное время, эти программы должны быть краткосрочными и могут реализовываться в очно-заочной форме (включать дистанционное обучение или самостоятельную работу детей).

Очная часть программы может быть направлена на знакомство детей с определенным видом деятельности и формирование мотивации к нему. Затем обучающиеся, например, в дистанционной форме,осваивают теоретический блок и выполняют практические и тестовые задания. Практические задания программы должны быть направлены на создание конкретного продукта, с которым ребенок может участвовать в конкурсе соответствующего направления или применить в дальнейшей деятельности.

Структура и содержание дополнительной общеобразовательной программы.

Структура краткосрочных программ соответствует требованиям к структуре дополнительных общеобразовательных программ.

Дополнительная общеобразовательная программа (далее Программа) – основной документ педагога, который разрабатывается им самостоятельно.

Основные требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы закреплены в следующих документах:

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008);

    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Программа должна состоять из нескольких обязательных компонентов:

    Титульный лист программы.

    Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

2.1. Пояснительная записка.

2.2. Цель и задачи программы.

2.3. Содержание программы.

2.4. Планируемые результаты.

2.5. Формы аттестации и их периодичность.

3.К омплекс организационно-педагогических условий:

3.1. Методическое обеспечение.

3.2.Условия реализации программы.

3.3. Календарный график.

3.4. Оценочные материалы.

3.5. Список литературы.

Требования к структурным компонентам Программы:

1. Титульный лист программы содержит: наименование образовательной организации, гриф утверждения Программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название Программы,адресатаПрограммы, срок ее реализации, ФИО, должность автора (авторов) Программы, город и год ее разработки.

    Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

    1. Пояснительная запискаотражает: направленность Программы, ее актуальность и новизну (своевременность и современность предлагаемой программы); отличительные особенности Программы (характерные свойства, отличающие ее от других, основные идеи, которые придают программе своеобразие); адресата Программы (возрастные особенности учащегося, для которого будет актуальным обучение); объем программы (общее количество учебных часов, запланированных на весьпериод обучения, необходимых для ее освоения); срок освоения Программы, режим занятий (периодичность и продолжительность занятий).

      Цель и задачи программы: цель – стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат в виде положительной динамики изменений личностных качеств ребенка или овладение им определенными способами действий; задачи – это алгоритм достижения цели через реализацию обучающей, развивающей и воспитательной функций образования.

      Планируемые результаты совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершению.

      Содержание программы: учебный план (содержит название разделов, модулей программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме ); содержание учебного плана (тезисное описание тем, раскрывающих разделы и модули программы, в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме).

      Формы аттестации, их периодичностьразрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения Программы, содержат описание оценки всех трех образовательных результатов.

3. Комплекс организационно-педагогических условий.

3.1. Методическое обеспечение разрабатывается в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и может включать: описание используемых технологий и методик преподавания, дидактический и лекционный материалы, рекомендации по проведению практических работ,разработки игр, бесед, конкурсов, описание походов, экскурсий, описание системы стимулирования учащихся (иерархия почетных званий и наград, используемых педагогом).

3.2.Условия реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы.

3.3. Календарный график – последовательность освоения содержания Программыс указанием форм проведения занятий (аудиторные, дистанционные, самостоятельная работа, внеаудиторные занятия) и сроков аттестации учащихся. Календарный график является обязательным приложением к программе и разрабатывается ежегодно.

3.4. Оценочные материалы, которые представляют пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

3.5. Список литературы и электронных ресурсов включает основную и дополнительную учебную литературу, справочные пособия, ссылки на сайты; должен быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов и учащихся, родителей; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.

Пример краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ (6 – 18 часов), в которых предполагается использование игровых, исследовательских, проектных и пр. методов работы. По рекомендации СОИРО.

Например, краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Ведущие за собой» .

Примером программы естественнонаучной направленности может стать краткосрочная программа «Экомир».

Примером программы туристско-краеведческой направленности является программа «Люди. События. Факты» , ориентированная на знакомство детей с историей Саратовского края.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Параметры выявления отличительных

особенностей

Переформулировка теоретико-методических идей в

практико-ориентированные вопросы

Многоуровневая (долгосрочная)

образовательная программа

Краткосрочная

образовательная программа

1. Тематические

отличия

Каковы тематические отличия образовательной программы многоуровневого (долгосрочного) типа от программы краткосрочной?

Последовательное движение к достижению выдвинутых целевых задач с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся

Краткосрочная образовательная программа была создается с целью усиленного обучения детей какому либо творчеству.

2. Концептуальный психолого-педаго-

гический подход

В чем конкретно выражаются изменения в ходе целеполагания? Каким способом цели были переформулированы?

Ведущая цель многоуровневой (долгосрочной) образовательной программы одна: дети начинают обучение с азов и заканчивают его изготовлением более сложных изделий

Краткосрочная программа изначально предназначена для детей, уже имеющих некоторые навыки в каком либо творчестве. Обучение по программе завершается изготовлением простейших изделий

3. Ракурс процессуальных методико-технологических

различий

Чем отличается техника и технология работы в рамках разноуровневой (долгосрочной) программы от краткосрочной?

Различий в технике и технологии между программами нет

4. Ожидаемые результаты

В чем заключены существенные отличия ожидаемых результатов по сравниваемым типам образовательных программ?

По окончании срока реализации данного типа образовательной программы выпускник объединения способен самостоятельно изготовить (сшитое им, либо связанное) изделие, выполненное последовательно, из занятия в занятие, в соответствии с основополагающей, универсальной технологией

По окончании срока реализации краткосрочной образовательной программы выпускник может выполнять только относительно несложные творческие работы, соответствующие требованиям к запланированному результату обучения.

Но в воспита-тельном плане он

мотивирован на перспективу своего дальнейшего развития в этой предметно-практической сфере деятельности

Есть огромный плюс в использовании краткосрочных программ, так называемый поисковый режим, где ребенок успевает проявить и раскрыть свои интересы, свое «я». А главное, что детям не успевает надоесть определенный вид деятельности. За непродолжительный период обучающиеся успевают познакомиться и освоить несколько видов творчества. Практика показала, что ребенок, который «знает, умеет, может» охотно и смело включается в более сложные процессы.

Реализация краткосрочных программ позволяет организовать не только отдых и оздоровление детей, но и образовательную деятельность, формирующую качественные параметры у подрастающего поколения, которые позволяют детям в дальнейшей жизни включиться в жизнь социума, достойно трудиться, занять соответствующую социальную нишу. Они способствуют возникновению уникальных образовательных возможностей по формированию нового жизненного опыта у ребенка.

Таким образом, краткосрочные программы дополнительного образования являются фактором повышения технологической компетенции обучающихся, особенно младших школьников.

А для нас, педагогам ДДТ, ключевым, наиболее важным психологическим условием создания нового поколения вариативных краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ, является искреннее стремление творчески работающих педагогов идти в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать свой профессиональный опыт, быть всегда социально востребованными и полезными. https://lysva.biz/uploads/files/2016/10.2016/sbornik_rek.pdf