Роль сказки в современном мире. Значение сказок в жизни ребенка

В нашем современном, техногенном мире традиции народа и нравственные правила семьи отошли на второй план, и воспитанием детей занимаются детские сады, кружки и студии по интересам, общеобразовательные школы. Еще недавно мамы и бабушки рассказывали своим маленьким детям сказки, и этим самым они воспитывали их. При укладывании ребенка в постель, мама или бабушка начинали рассказывать разные сказочные истории, суть которых заключалась в нехитрой житейской мудрости, т.е. другими словами русские народные сказки выступали своего рода инструментом социализации в современном мире. Слушая подробно сказки, ребенок постигал взаимоотношения людей, искал выход из трудных ситуаций и преодолевал различные трудности, и самое главное, учился отличать добро от зла, верить в силу правды и справедливости, что было очень важно в моральном развитии ребенка.
Языком художественных образов, на ярких примерах, сказка помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами сказки, учит детей жизни, и показывает хорошее и плохое. Все эти моменты делают сказки ценным материалом для воспитания детей дошкольного возраста.
Сказки развивают фантазию, мышление, внимание и память. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, любят при чтении сказок добавлять окончание фраз, им нравятся песенки и небольшие стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности ребенка, его нравственности, развивает речь малыша, творческие способности. И потом, на конкретных примерах сказки лучше учиться уму-разуму, чем просто слушать мамино нравоучение.
Всем известно, что сказка играет очень важную роль в развитии эмоциональных качеств ребенка, а те, в свою очередь влияют на формирование нравственных оценок малыша. Психологи говорят о том, что впечатления детства очень долго будут сохраняться в сознании ребенка, и при этом именно они влияют на поведение и настроение взрослого человека. Не забываются детьми те чтения и обсуждения сказок, которые были с мамой или бабушкой в совместные вечерние часы. Несмотря на то, что в наше время существуют сказки в аудиофайлах, в медиафайлах, живого общения взрослого с ребенком никто не заменит. Никто не требует отказываться от современных технических средств использования сказок, но и старомодное чтение сказок в кругу семьи нельзя забывать. Ведь магнитофон или компьютер не могут задать ребенку вопрос, разобрать непонятные слова, сравнить поступки героев. Это может сделать только живой человек, в первую очередь – мама.
Детишки, которые в детстве часто слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми детьми, взрослыми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. Необходимо учитывать состояние ребенка и правильно выбирать время для чтения сказок. Необходимо, чтобы малыш находился в хорошем настроении, и при этом не был возбужден, в таком состоянии он наиболее настроен на слушание сказки, на общение с мамой или другими взрослыми.
Оптимальным временем считается чтение сказки перед сном, так как в это время ребенок расслаблен, у него спокойное настроение ион готов к получению сказочной информации. Взрослые должны помнить о том, что сказка должна читаться с удовольствием, с хорошим настроением - в таком случае ваши эмоции, ваше настроение, ваше удовольствие передадутся и малышу.
Читая сказку, помните о том, что важно и ваше к ней отношение. Если вы чувствуете сказочный мир, если хотите поверить в чудеса, которые описываются в сказке, то, читаемая вами сказка станет еще интересней для вашего ребенка.
Читать сказки нужно с хорошей дикцией: четко выговаривать все звуки, так как ребенок слушает и повторяет услышанное. Если ребенку понравилась сказка, он может слушать ее несколько дней подряд.
Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение.
Какие же сказки рассказывать (читать) своему ребенку?
К выбору сказки для ребенка, особенно маленького, следует подходить осознанно. Чтобы правильно выбрать сказку, нужно учитывать и возраст ребенка, и особенности его темперамента. От сказки на душе у малыша должно становиться радостно. А вот от книг, которые принесут ему эмоциональное перенапряжение, сделают шумным и раздражительным, следует отказаться.
Известно, что родители очень хорошо знают своего малыша, они безошибочно смогут предугадать его реакцию на каждую конкретную историю и почувствовать, подойдет ему данная сказка или нет. Разумеется, выбирая любую сказку, если вы с ней незнакомы, сначала следует самому ознакомиться с ее содержанием и проанализировать: насколько персонажи понравятся вашему ребенку, не испугают ли они его и т.д.
Начинать нужно с коротких и простых сказок, чтобы малыш мог уследить за сюжетом. Основными героями первых сказок являются люди и знакомые животные. Например, сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» обязательно понравятся ребенку 1-3 лет: героев немного, сюжет несложен и в нем есть элементы повторения.
Начиная читать ребенку сказку, надо заинтересовать его. Сказки для самых маленьких надо читать медленно, нараспев. В процессе чтения мама или папа могут подражать голосам героев, интонировать, жестикулировать, гримасничать. Очень важно уметь показывать удивление, любопытство и другие эмоции, радоваться вместе с ребенком. Для маленьких деток необходимо выбирать красиво оформленные книги. Большие и яркие картинки, не перегруженные деталями.
Детям постарше (3-6 лет) можно читать сказки с более сложным содержанием, однако они по-прежнему должны иметь конкретный сюжет, а герои– быть хорошо знакомы вашему ребенку.
Очень любят дети этого возраста читать сказки в стихах – стихи удобны для восприятия, подсознательно нравятся детям, и скоро малыш вслед за вами начнет повторять строчки из «Мойдодыра», «Мухи-Цокотухи», «Доктора Айболита» или стихов Маршака. Ребенка этого возраста можно начинать знакомить с такими сказками, как «Три поросенка», «Золушка», «Буратино», «Незнайка». Отлично подойдут для дошкольников многие сказки народов мира, русские народные сказки, а также сказки Андерсена, братьев Гримм, Бажова, некоторые сказки Пушкина.
Сказка в этом возрасте должна не только нравиться ребенку, но и быть поучительной, приносить ему пользу. Самое важное для малыша – правильное осознание смысла прочитанного.
А потому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.

Литература:
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Лебедушка. Русские волшебные сказки / Под ред. Н. Кузнецова. – 3-изд. М.: Детская литература, 1984. – 159 с.
2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
3. Бунятова, А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста / Бунятова // Успехи современного естествознания [Электронный ресурс]. -2010. – № 6. – Режим доступа: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article& article_id=7785424 – Дата доступа: 01.11.2011.
4. Пропп В. Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000. – 416 с.
5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков: Фолио, 1996. – 104 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
7. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: Институт психотерапии, 2000. – 148 с.
8. Запорожец, А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Дошкольное воспитание. - 1948. - № 9. - С. 99-106.

Статья учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 17 имени И.Л. Козыря пос. Шаумянского

Георгиевского района Ставропольского края

Цыганковой Тамары Алексадровны

«Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей»

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными - читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее - читайте им больше сказок»


А.Эйнштейн

Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем поколении. Ухудшение духовно-нравственной обстановки в стране связано с отсутствием у молодежи четких положительных жизненных ориентиров. Зачастую материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Молодежь можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, что подтверждают частые примеры детской жестокости по отношению друг другу, к близким людям, животным. Мы всё чаще замечаем, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А ведь именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Поэтому вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым учителем, родителями, обществом и государством в целом. Таким образом, нашей основной целью является как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера, такие как доброта, порядочность, совестливость, способность к состраданию, трудолюбие и др.

К средствам приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к русской народной культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества. В нравственном воспитании детей очень помогает использование одного из мощных средств - сказки. Приобщение детей к русской народной культуре через изучение русских народных сказок способствует развитию у учащихся патриотических чувств и духовности. Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного и младшего школьного периода и может оставаться с ним на всю жизнь. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Передовые русские педагоги, такие как В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Они ценили в сказках народность и национальный характер, отмечали прямую взаимосвязь между простотой, непосредственностью народного творчества и такими же свойствами детской психологии. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Народная сказка - это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания - все то, что хотелось им сохранить и передать. К сожалению, в погоне за модными тенденциями многие забывают о том, чему учат русские народные сказки. Проблема состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. А ведь влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному. Со сказки начинается знакомство детей с миром литературы, человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать жанровые особенности сказки как жанра. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства. Второй важной характеристикой сказки является увлекательность сюжета - образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Образность облегчает восприятие сказки детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными.

Язык и стиль русских народных сказок характеризуют невероятная музыкальность, поэтичность, образность, мелодичность, остроумие, искрометность, фразеологизмы и фразы, ставшие крылатыми.

Работа со сказкой также имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям.

Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности.

Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей, то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Бытовые сказки - это самые настоящие сатирические народные произведения. Сатира заключается в явно выраженной насмешке над жадностью, скупостью, глупостью людей, большей частью богатеев. Бытовые сказки учат нас тому, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. («Репка», «Барин и мужик», «Каша из топора», «Курочка ряба» и др.)

Сказки о животных – это один из древнейших фольклорных жанров. В нём переплелись отголоски мифов о тотемных животных, рассказов о происхождении зверей и птиц, преданий об отношениях между миром людей и миром животных и т. д. Здесь запечатлен многовековой опыт человека по освоению мира природы. Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Специфика их проявляется прежде всего в особенностях фантастического вымысла. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц – "свой парень", но трусоват и беззащитен. Сказки о животных – это настоящая летопись человеческих отношений. («Теремок», «Лиса и журавль», «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса», «Зайкина избушка» и др.)

Волшебные сказки – это огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Волшебными они называются потому, что все происходящее в этой разновидности сказок фантастично и значительно по задаче: её герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил : Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр. Одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы . В борьбе он становится ещё сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье. («Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», «Царевна-лягушка», «Волшебное кольцо» и др.).

Все сказки, независимо от типа, учат детей любить свою семью, строить семейные отношения («Волк и семеро козлят», «Морозко»), («Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»); не обижать маленьких, уважительно относиться к старости, («Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»); бороться с ленью, жадностью, скупостью, глупостью («Лиса и журавль», «Зимовье зверей»); решать сложные ситуации с помощью смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда («Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»); побеждать зло добром («Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол»). Помимо этого, сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Таким образом, знакомство детей дошкольного и младшего школьного возраста со сказками позволит им приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.

Русская народная сказка - это и неоценимая помощница в формировании языковых и речевых навыков ребёнка. Слова и выражения из сказок с их древним и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании и живут в нас, независимо от того где находимся мы сами. Сказки учат нас понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Приобщение детей к русской народной культуре через изучение русских народных сказок способствует развитию у каждого из них патриотических чувств и духовности.

Кинева Ирина Владимировна,

Воспитатель ГБДОУ №18 Кировского района города Санкт-Петербурга

«Блестящее, лучшее в мире золото – то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

К.Андерсен

Сказки сопровождают человека на протяжении столетий. В ней присутствует не только волшебство и приключения, в ней присутствует сама жизнь. Ведь не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И действительно, сказки являются одним из поучительных моментов. Практически каждая сказка дает жизненный урок. А это особенно важно для ребенка.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создаёт особые возможности при коммуникации.

В сказке в символической форме содержится информация о том:

Как устроен этот мир;

Какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

Как приобретать и ценить дружбу;

Какими ценностями руководствоваться в жизни;

Как строить отношения с родителями;

Как бороться и прощать.

Сказки являются основой «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» -способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

Сказки возвращают ребёнка в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

Привлекательностью сказок для развития личности ребёнка заключается в следующем:

отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, - это намёк на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребёнок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

отсутствие чётких персонификаций.

Главный герой в сказке - собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Алёнушка, Марья. Отсутствие жёсткой персонификации помогает ребёнку идентифицировать себя с главным героем. На примере судеб сказочных героев ребёнок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

образность и метафоричность языка.

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыс­лов. Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Наблюдая за судьбами главных героев, проживая; сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребе­нок во многом формирует для себя картину Мира и, в зависимос­ти от этого, будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.

психологическая защищённость.

Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заклю­чается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

наличие тайны и волшебства.

Эти качества свойственны волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм - в ней все дышит, в любой момент любой предмет - даже камень - может ожить и заговорить. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок «вживляется» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место друго­го. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, отличающееся от него самого, позволяет ему ощутить многогран­ность Мира и свое Единство с ним.

Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские. Можно выделить несколько разновидностей народных сказок:

бытовые (например, «Лиса и журавель»);

сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хит­реца);

сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму;

сказки-страшилки, истории о нечисти;

сказки-притчи;

сказки о взаимодействии людей и животных;

сказки о животных; мифологические сюжеты (в том числе истории про героев);

волшебные сказки, сказки с превращениями («Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка» и т. д.).

У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудито­рия. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о живот­ных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрас­те дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоп­лощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимуществен­но с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удо­вольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В процессе целенаправленной работы со сказками, во время обсуждения литературного произведения, сравнения сказочных ситуаций с реальными, основанными на личных наблюдениях и опыте детей, происходит формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей. Развивается умение справедливо оценивать поступки не только героев сказок, но и своих сверстников, а, подчас, и взрослых; формируется умение понимать: что хорошо, а что плохо; что можно, а что нельзя.

Таким образом, разнообразный сказочный мир будит воображение ребенка, рождает познавательный интерес к реальному миру, вызывает у детей энергию, готовность к борьбе за правду, справедливость, свободу; дает первые понятия о добре, зле, справедливости, Через сказку ребенок начинает понимать законы мира, в котором он родился и живет!

Сказки - незаменимы в жизни ребенка. Их роль очень высока. Они не только являются средством увлечь ребенка, но и способны развивать его, воспитывать и решать его психологические проблемы.

Статья

« Значение сказок в жизни человека»

Сказка, или казка, байка, побасенка (древнейшее ее название - от слова "баять", "говорить") - это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает.

Сказки - это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности. Они не повторяются больше ни в каком другом жанре фольклора.

Отличие сказочного вымысла от вымысла, который встречается в других фольклорных произведениях, - изначальное, генетическое. Отличие выражается в особой функции и в мере использования вымысла. Своеобразие вымысла у сказок любого типа коренится в их особенном содержании. Обусловленность художественных форм жизненным содержанием - главное для понимания любого поэтического жанра. Своеобразие сказки невозможно уловить, если обращать внимание только на формальные ее свойства.

Народные сказки никогда не были беспочвенной фантазией. Действительность представала в сказке как сложная система связей и отношений. Воспроизведение реальности сочетается в сказке с мыслью ее творцов. Мир действительности всегда покорен воле и фантазии сказочника, и именно это волевое, активное начало всего привлекательнее в сказке. И теперь, в век, переступивший порог самых смелых мечтаний, древняя тысячелетняя сказка не потеряла своей власти над людьми. Душа человека, как и прежде, в прошлом, открыта для поэтических очарований. Чем поразительнее технические открытия, тем сильнее чувства, утверждающие людей в ощущении величия жизни, бесконечности ее вечной красоты. В сопровождении вереницы сказочных героев вступит человек в грядущие столетия. И тогда люди будут восхищаться искусством сказок о лисе и волке, медведе и зайце, колобке, гусях-лебедях, Кощее, огнедышащих змеях, Иванушке-дурачке, плутоватом солдате и о многих других героях, которые стали вечными спутниками народа.

Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.

Волшебная сказка . Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. Разумеется, это не означает, что всякий волшебный вымысел берет свое начало из глубины веков. Многие образы волшебной сказки сложились в относительно недалеком прошлом. В каждую новую эпоху волшебная сказка располагала определенным фантастическим материалом, который поколения передавали от старых людей, храня и развивая прежние устно-поэтические традиции.

Русским народом создано около ста пятидесяти оригинальных волшебных сказок, но еще нет их строгой классификации. Волшебные сказки - конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета. В волшебной сказке утвердились и свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной сказки. В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся, прежде всего, действия героев и только через них - характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования.

Русская красота и нарядность отличают язык волшебной сказки. Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие. В сказке идет речь о темной ночи, о белом свете, о красном солнышке, о синем море, о белых лебедях, о черном вороне, о зеленых лугах. Вещи в сказках пахнут, имеют вкус, яркий цвет, отчетливые формы, известен материал, из которого они сделаны. Доспехи на герое словно жар горят, вынул, говорится в сказке, он свой острый меч, натянул тугой лук.

Волшебная сказка - образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа. Фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа. Как в зеркале, в ней отразились жизнь народа, его характер. Через сказку перед нами раскрывается его тысячелетняя история. Сказочная фантастика имела реальное основание. Всякое изменение в жизни народа неизбежно приводило к изменению содержания фантастических образов и их форм. Однажды возникнув, сказочный вымысел развивался в связи со всей совокупностью существующих народных представлений и понятий, подвергаясь новой переработке. Генезис и изменения на протяжении веков объясняют особенности и свойства вымысла в народной сказке. Складывавшаяся веками в тесной связи с бытом и всей жизнью народа, сказочная фантастика самобытна, и неповторима. Эта самобытность и неповторимость объясняются качествами народа, которому принадлежит вымысел, обстоятельствами происхождения и той ролью, какую играет сказка в народной жизни.

В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно! Начинается волшебная сказка с того, что главный герой по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем - и из обычного мира. Все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в чужом, странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в далеком тридевятом царстве-тридесятом государстве. Почти никаких примет русского быта в волшебной сказке нет. Разве что сами люди - русские. Возвратившись в человеческий мир. Герой переходит из одного царства в другое, становится царем. Однако всюду живет один народ. Другие народы находятся где-то далеко, за морем (заморские купцы, заморские вина).

Мир волшебной сказки - мир многобожия, т.е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. Священника в волшебной сказке не встретишь - все колдуны да ведьмы.

Главный герой сказки всегда молод. По представлениям первобытного человека, мудрость можно было получить только от предков. Но предки находятся в другом мире. Вот откуда все эти походы в разные царства.

Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет.

Волшебная сказка на протяжении столетий передавалась устным путем. Иногда сознательно, иногда случайно сказитель что-то изменял, что-то добавлял. Так создавались произведения, похожие друг на друга, но не в точности одинаковые.

Бытовая сказка . Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической v от слова новелла¦. Появилась она гораздо позднее волшебной.

Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Правда соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. Например, жестокую царицу исправляют тем, что на несколько дней меняют местами с женой драчуна-сапожника. В волшебной сказке - два мира, в бытовой - один.Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей. В бытовой сказке (ее недаром называют еще и плутовской) вполне допустима кража. Во всех самых старых преданиях и мифах о героях, которые приносили человечеству какие-то знания и ремесла, то или иное открытие, эти знания и открытия были похищены у высших существ, богов.Самый любимый герой сказки - солдат. Ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, все знающий, все умеющий, веселый, неунывающий. Солдат обычно возвращается домой после 25-летней службы (поэтому он всегда старый солдат!). По дороге с ним приключаются удивительные истории. Неудачи преследуют в сказке всех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал. Мужик берет верх над барином, работник - над попом, солдат - над генералом, а младший, обиженный в семье - над самодурами-стариками. Начало сказки соответствует действительному, несправедливому положению дел, а конец обязательно разрушает эту несправедливость. В волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия. В бытовой - положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.

Сказки о животных . Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В наше время из рассказывают детям. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, а Лиса Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого хочешь.

Сказок о животных существует несколько видов.

Жили-были дед да баба, и была у них курочка –ряба - замечательная сказка! Коротенькая, ничего лишнего. Подобные сказки рассчитаны на самых маленьких. Слушая их, малыш многое узнает, развивает ум, фантазию.

Известно около 50 сюжетов сказок о животных. Герои их - лиса и медведь, лиса и петух. Особенно часто говорится об отношениях лисы и волка. Лиса и мужика обманула, притворилась мертвой, а потом перекидала из саней на дорогу всю рыбу. Такие сказки для ребят постарше - тех, кто уже начал осваивать мир за стенами родного дома. А сказка о том, как мужик с медведем делил урожай ("тебе - вершки, мне - корешки"), учит смекалке, дает ребенку первоначальные знания о растениях, которые кормят человека.

В сказках для самых маленьких нередко встречаются стихотворные и песенные вставки - это и запоминание облегчает, и слух развивает, и развлекает. А длинные, бесконечные сказки - это и игра, и упражнение в речи, в логическом мышлении. Особенно полезны так называемые цепевидные сказки, где надо очень внимательно следить за порядком эпизодов, за их логикой.

Есть сказки и животных для подростков, для взрослых. Сказка "Лиса-исповедница" пародирует церковную исповедь. Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда наконец все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой хорошей книги. Сказка сегодня - не полуразрушенный памятник далекого прошлого, а яркая, живая часть нашей национальной культуры.


Татьяна Карабанова
Какую роль играет сказка в жизни детей

Детская сказка в развитии детей имеет огромное значение : развивает фантазию и правильную речь. Сказка является помощником в воспитании детей . Она помогает учить детей жизни , знакомит с добром и злом. Сказка является не только развлечением, но и оказывает большую помощь в воспитании. Детям легче понять сказку , чем обычную взрослую речь. Поэтому, когда взрослые стремятся помочь ребёнку, объяснить что-то, придётся прибегнуть к сказке . В процессе чтения и рассказывания сказки развивается внутренний мир ребёнка. У детей , которым с раннего возраста читали сказки , быстрее начинает формироваться правильная речь. Сказка помогает воспитывать культуру поведения и общения. Детские сказки развивают фантазию и воображение ребёнка, и его творческий потенциал.

Дети многое узнают из сказок : появляются представления о времени и пространстве, о связи человека и природы, знакомятся с предметным миром. Сказки формируют у ребенка понятия о добре и зле. Но огромное значение имеет сказка в развитии устной речи.

Так как у многих детей не развита связная речь, то им трудно рассказать о тех или иных событиях. Ребенок не умеет пересказывать литературные произведения.

Поэтому сказка скрывает огромные дидактические возможности в развитии речи. Сказка позволяет расширить словарный запас, учит правильно строить диалоги, развивает связную речь.

Но также важно, чтобы детская речь была эмоциональной, образной и красивой.

Именно поэтому родители должны больше внимания уделять сказке . Когда мама или папа читает ребенку сказку , объединяются два мира : мир взрослого и мир ребенка, в волшебном сказочном пространстве .

Сказка является прекрасным средством семейного общения и развития ребенка.

В процессе чтения или придумывания сказки устанавливаются доверительные отношения, развивается речь ребенка и его фантазия, происходит знакомство с окружающим миром, ребенок учится общаться, а взрослые вспоминают свое детство.

Для чтения сказок нужно подобрать время, когда у ребёнка хорошее настроение. Хорошо читать или рассказывать перед сном с дальнейшим обсуждением сказки . Во время чтения не следует отвлекаться. Восприятие добра и зла у детей отличается от взрослых. Детям необходима образность, игра .

Нельзя недооценивать роль детских сказок в воспитании детей . Ребёнок учится сопереживать героям и верить в добро. Детские сказки – не только приятное времяпровождение. Сказки является способом снятия тревоги у ребёнка. Сказки способствуют развитию связной логической речи. Дети учатся задавать вопросы.

Воспитание детей сказками - довольно сложная задача. Надо учитывать особенности вашего ребенка. Во всех сказках заложена народная мудрость. Если дети смотрят сцены насилия по телевизору, то ему сложно это образно воспринимать в сказках .

Нужно разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть.

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках . Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями . Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает.

Важно и отношение взрослых к сказке . Можно перечитывать много раз одну и ту же сказку , понять её смысл. Таким образом, с помощью сказки прививается у ребёнка любовь к чтению.

Большинство детей представляет себя положительным героями сказки .

Сказка - одно из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка.

Сказки должны присутствовать в плане воспитания детей , как средство воспитания личности. Целью сказок - развитие в ребёнке данных от природы эмоций. С помощью любимых и нелюбимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка.

Фантазию ребёнка нужно уметь направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начать лучше со сказок , которые имеют простой сюжет. Сказка должна способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

Одним из самых лучших способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга является сказка . Она возрождает духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа!