Какими событиями наполнена жизнь екатерины. Женские образы в жизни героя романа И.А.Гончаров «Обломов. Приложение к уроку

Конспект урока по литературе в 10 классе.

Тема: « Был ли иной путь у Катерины?»

Цель: проанализировать образ героини, понять, почему Катерина решается на самоубийство, раскрыть душевную трагедию Катерины.

Задачи:

Обучающая :

осмыслить название произведения в сопоставление с образом главной героини,

объяснить необходимость беседы с критиком.

Воспитательная

Интерес к историческому, культурному наследию своего народа, бережное отношение к своей и чужой жизни.

Развивающая

мышление, речь, умение рассматривать происходящее с разных сторон, обосновывать свое мнение.

Оборудование:

Тексты пьесы

Иллюстрации, нарисованные детьми

Иллюстрации из журнала

Отрывки из критических статей (ксерокопии)

Распечатки заданий для групп

Ход урока:

Орг. Момент

У. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами в очередной раз окунёмся в мир жизни и нравов героев драмы Островского « Гроза». Поподробнее на сегодняшнем уроке поговорим об образе Катерины, итогом двух сегодняшних уроков будет написание эссе дома.

Итак, открыли тетради и записали число, тему « Был ли иной путь у Катерины?»

Индуктор

У. Вы когда – нибудь попадали под сильный дождь в грозу, когда изо всех сил гремит гром, сверкают молнии. Вспомните и запишите свои впечатления и желания, возникшие у вас в этот момент.

Дети работают каждый самостоятельно

У. А сейчас каждый из вас прочтет то, что записал.

Каждый ребенок зачитывает свое мнение

У. Да, сегодня на уроке мы поговорим с вами о судьбе Катерины, о том, какую роль в её жизни сыграла ГРОЗА?

Как вы знаете, помните, слово гроза в 19 веке у писателей имело значение СВОБОДЫ, СЧАСТЬЯ, МИРА, ОБНОВЛЕНИЯ.

Гроза – это своеобразная кульминация в жизни и Катерины.

Основное содержание урока

У. -Какими событиями наполнена жизнь Катерины?

Кто из героев драмы сыграл важную роль в её жизни? Беседа по

Д. Борис, Тихон, Кабаниха, Варвара

У. Какую роль сыграл каждый персонаж в её судьбе?

У. Давайте подумаем, уточним, какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

У. Обратимся к Д. 2, явление 3, 4, 5 « Проводы Тихона»

Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

У. Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

Д. До крайности доходит деспотизм Кабанихи, неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. После этого Катерина решается пойти на свидание с Борисом.

У. Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

Д. Мечтает освободиться от матери, пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна.

Цель Кабанихи- привести к полной покорности домашних и прежде всего Катерину.

У. Обратимся к Д. 2, явление 10 (монолог с ключом) Задание для групп. (1)

Каково значение этой сцены?

Д. какой- либо группы выступают, остальные добавляют.

(победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких отрывистых фраз, ?, ! предложений, повторов, сравнений.

После вступления идут раздумья героев. Заканчивается монолог сильным порывом чувства.)

У. Спасибо, Катерина отправляется на свидание. Но в драме мы наблюдаем встречи ещё одной пары молодых Варвары и Кудряша. (2)

Задание в группах. Д. 3, явление 6,7,8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и варвары, Бориса и Катерины. Сделайте выводы.

Д. Построены на основе контраста, отношения Бориса и варвары ограничены, контраст автор показывает в ремарках //// зачитываются примеры из текста.

Наблюдается эволюция душевного состояния героя – от растерянности к утверждению права на любовь.

У. Что случилось с Катериной после приезда мужа? При помощи каких слов автор создаёт чувство тревоги, смятения?

Д. Сама не своя сделалась…

Дрожит, глаза, как у помешенной

Глаголы - действие

У. Следующее задание в группах

№1 Д. 4, явление 4, 5

Д (надвигается гроза, по мнению горожан, в наказание им, мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами… реплики отрывисты у Катерины, передают ее потрясение, её ранят и намеки кабанихи, и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты, а теперь безоружна, ласка мужа, перед которым она испытывает чувство вины, для нее пытка., появляется Борис, Катерина просит защиты, прислоняется к ВАРВАРЕ…..

№3 Прочитайте Д.4, явление 6. какие чувства теперь испытывает Катерина?

(если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности)

(Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться, то это бы значило, что она приспособилась к окружающему её миру, примирилась бы к устоям и деспотизму)

Дети выступают от групп, другие могут дополнять

У. Следующее задание для групп. Перед вами отрывки из критических статей, в них рассматривается образ Катерины. Прочтите, определите, какая оценка вам ближе и почему?

Дети высказывают своё мнение.

У. Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту – психологу. Какие бы рекомендации она могла получить?

Составим список « Для будущей жизни» Катерины, основываясь на текст пьесы. Составим таблицу, используя цитаты:

Позитивные стороны

Негативные стороны

Дети выступают от групп.

У. Итак, оказывается позитивного в жизни Катерины больше. Если закрыть колонку негативного, то получится, что жизнь героини будет наполнена ожиданиями и надеждами, с которыми можно будет построить новую жизнь

Подведем итоги, почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

Д. (узы брака священны, выросла в патриархальной среде, если она уйдет из дома, то нарушит домостроевские порядки, получив отказ Бориса, у нее было два пути – вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее, никто не смог оказать Катерине в тот момент психологической поддержки…)

У. Спасибо, вы сегодня замечательно поработали на уроке, хочется отметить…………..

…………………………………………………………………………………………

Запишем домашнее задание , мы много сегодня говорили о Катерине, дома вы напишите эссе на тему: « Сильные и слабые стороны поведения Катерины.»

Приложение к уроку

№1 Д. 4, явление 4, 5

Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

В чем разница в душевном состоянии Катерины?

№3 Прочитайте Д.4, явление 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

Позитивные стороны

Негативные стороны

1. Обратимся к Д. 2, явление 10 (монолог с ключом) Задание для групп.

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в её речи?

Каково значение этой сцены?

2. Задание в группах. Д. 3, явление 6,7,8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и варвары, Бориса и Катерины. Сделайте выводы.

МОУ «Яйская СОШ№2»

Женские образы в жизни героя романа И.А.Гончаров «Обломов»

Работа на XIII Всероссийскую научно-практическую конференцию

«Научное творчество молодёжи»

Выполнила работу:

Некрасова А.Г.

10 Б класс.

Руководитель:

Черкашина Г. Г.,

учитель литературы и русского языка

МОУ «СОШ №2» в п.г.т.Яя.

I.ВВЕДЕНИЕ.

2. Задача.

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.Первая встреча.

2. Сходства и отличия двух героинь романа.

3.Признание Ольги Ильинской

4. Признание Агафьи Пшеницыной

5.Образы в произведении

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение.

Поразительное свойство классической литературы в том, что каждый раз, перечитывая её заново, открываешь что-то новое и удивляешься: «Как я не увидела? Почему не отозвалось?»

Вот и с Обломовым так же. Прочитав его раз, лишь потому что проходят в школе, мало понимаешь тонкий смысл, спрятанный между строк, заботливым автором. Лишь прочитав его ещё раз во второй, в третий начинаешь вникать и понимать подтекстную суть произведения.

Безусловно: в истории «добряка-ленивца Обломова отразилась русская жизнь, в ней предстаёт живой современный русский тип». Выделив это определение, я имею в виду не XIX век, а наше настоящее, нашу эпоху.

Да, Обломов современен, потому что он, по-моему, выражение одной из национальных черт русского характера . В нас до сих пор живёт вера в сказки о том, какая прекрасная жизнь ждёт нас в будущем. Но стоит столкнуться с действительностью, наступает социальная апатия, страх перемен, то есть обломовское лежание, как способ ухода от реальности.

Обломов помогает нам понять себя. Поэтому чувство, охватывающее нас, когда прочитана последняя страница,- жалость. И это нам не Обломова жалко, а себя. Об этом рассуждает и автор книги об «Обломове»: « Гончаров посягнул вложить в своего Илью Ильича слабости и недуги всякого человека, каждого из нас, слабости извиняемые, молоизвиняемые или неизвиняемые. В целокупном образе органично сочетались с ними и многие благие задатки, милые и симпатичные свойства, также присущие всякому человеку. И потому Обломов трогает, беспокоит и тревожит всякого человека.»

Более всего в жизни этого героя мне стало интересно его детство и эпизоды из личной жизни. Ничто не раскрывает человека так, как испытание любовью. Очень интересны в этом случае его поступки, действия, слова, ощущения переживания, да и многое другое, что сопутствует герою в этом нелёгком испытании. Именно поэтому я взяла эту тему для исследования.

Цель моей работы сопоставление образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной и их роли в жизни Обломова.

Задачи:

Проанализировать 1 главу 4 части и 6 главу 2 части романа Гончарова И. А. «Обломов»;

Сопоставить образы героинь Гончарова Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной;

Сделать выводы о роли героинь и их участие в судьбе Ильи Обломова.

В своей работе я руководствовалась сравнительно-сопоставительным методом.

Основная часть(сопоставление).

Общеизвестно, что Гончаров большое значение придавал чувству любви. Устами Штольца в романе он говорил о том, что «любовь силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может измениться внутренне, обрести цель в жизни, в любви он черпает энергию. Без любви жизнь теряет смысл, любовь наполняет её поэзией 6 . Значимость этой темы в произведение и определили выбор двух последующих эпизодов: объяснения с Ольгой Ильинской и объяснение с Агафьей Пшеницыной. Анализ эпизодов помогает осмыслить художественные особенности, символику романа, понять героя и оценить его натуру.

Итак, начнём, прежде всего, с момента встречи Обломова и двух героинь . Сначала Обломов встречается с Ольгой Ильинской- натурой деятельной и динамичной.Его друг детства- Штольц, уезжая, поручает ей следить за другом, чтобы он не лежал целый день напролёт. Ольга воодушевилась этим и уже предвкушала свою победу над леностью Ильи. Она видела несомненные перемены героя, когда он был с ней рядом: апатия сменилась активностью, и она, возможно, понимала, что такая перемена исходит из влюблённости Обломова к ней. Ольга поёт «Casta diva» и в Обломове под влиянием песни пробуждается глубокое, духовное чувство любви. Герой любуется Ольгой и ищет в ней прекрасную душу: «..Он смотрел на неё как будто не глазами, а мыслью, всей волей…., но смотрел невольно, не имея силы не смотреть «Боже мой какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!- думал он, глядя на неё почти испуганными глазами» 4 . Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся в любви: «Её взгляд встретился с его взглядом, устремлённым на неё: взгляд этот был неподвижным, почти безумным; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что слово у него вырвалось, что он не властен в нём и что оно- истина» 4 .

Что касается Агафьи Пшеницыной, то с ней Обломов знакомится тоже по средством другого человека и это уже теперь кум Агафьи- Тарантьев, человек бесцеремонный и неопрятный, который за плату обещает Обломову сменить квартиру. Агафья видит в герое приятного барина и старается всеми возможными способами улучшить его жизнь. Она видела, что Обломов во всём противоположен её покойному мужу - коллежскому секретарю Пшеницыну; глядит на всех «смело и свободно, как будто требует покорности к себе»; лицо у него белое и нежное; руки белые и небольшие; Манеры его покойны и красивы; разговор умён и прекрасен; бельё он носит тонкое, меняет его каждый день; моется душистым мылом, ногти чистит. В представлении героини: «Он барин! Он сияет и блещет! Притом, он так добр: как мягко он ходит, делает движения, дотронется до руки - как бархат….. И глядит он, и говорит так же мягко, с такой добротой…».

Сходства и отличия

Таким герой представляется героиням, а какими же они представляются читателю и герою? Для начала выделим сходства героинь, так как их меньше чем отличий. Сходственным в этих женщинах будет то, что они обе были влюблены в Обломова и были им любимы, обе по самой своей сущности не случайны в его жизни и сыграли в ней значимые роли. В остальном же, прослеживаются их явные отличия друг от друга. Они

антиподы, если Ольга сильная, деятельная натура, её облик удивительно гармоничен: она похожа на античную статую, воплощение грации ума, с полной гармонией души и тела, то Агафья полная, круглая с мягким характером женщина, прикреплённая к очагу.

Для Обломова Ольга совершенная женщина, наделённая талантами мужчины. Она небесное создание, прекрасный цветок, нечто недосягаемое для него. Агафья же, более земная, обыкновенная, всегда находящаяся рядом, готовая угодить. Между тем называя нам Ольгу Ильинскую, автор указывает прямую её причастность к Обломову. Она, во-первых, носит фамилию, образованную от его имени, во –вторых, имя её означает «факел» 6 , «святая» 7 , нечто излучающее свет и сияние. Имя Илья указывает на то, что герою родственна огненная стихия. По ветхозаветным мотивам, Илья связан с небесным огнём. 4 В народных представлениях Илья-пророк, громовик, бог-громовержец- «могучий, седой старик», который разъезжает на огненной колеснице и сыплет огненными стрелами. 5 Планета, которой принадлежит Ольга Луна 8 , источник света, одно из обожествляемых славянами небесных светил 9 . Ольга является постоянным двигателем для героя, тем самым Пигмалионом, который наставлял Галатею. Все поступки Ильи были напрямую связаны с Ольгой- от того, что делала она зависело то, что делал он.

На Выборгской же стороне мечта и жизнь совпали. В доме Агафьи Матвеевны, которая для героя является «доброй» «Божьим даром» (именно так прочитывается её имя), горит очаг, и сама она его хранит. Служение огню и служение Обломову сливаются воедино. За опрятность любит и ценит Обломов Агафью Матвеевну, называет её: «Сама опрятность!» В её доме жизнь движется по кругу, и она счастлива этой жизнью. Живущие в солнечном круге герои сами тяготеют к округлости: полн и кругл Обломов, пополнела и покруглела Агафья, даже предметы на кухне и то круглые: пузатые и миниатюрные чайники, кастрюльки, чашки, банки, судки.

Ещё известен тот факт, что Илья-пророк осмыслен славянами и как Бог,творящий урожай. « С Ильи начинали жатву и заканчивали уборку. «Петр с колоском, Илья с пирогом»,- говорит народ». 24 А потому важным в контексте является то, что Агафья печёт пироги, ватрушки, пирожные. Она носит «хлебную» фамилию Пшеницына. Она почитает героя и теплица в его лучах.

Узнав героинь, их сходства и принципиальные отличия можно перейти, непосредственно к сопоставлению их признаний с Обломовым.

Признание Ольги

И Обломов, и Ольга, несомненно, любимые герои Гончарова. Оба они нарисованы автором с большой симпатией. Гончаров показывает Обломова, способным глубоко переживать и поэтизировать события жизни. Душе героя с детства была подвластна поэзии: его захватывали сказки няни, он воспринимал их как реальность. В юности «поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. И для него настал счастливый….момент жизни, расцветания сил,… желание блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слёз. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности». 4

И хотя пора юности давно позади, в душе Обломов остаётся юношей, Штольц называет его «поэтом». Во время пения Ольги герой «вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было ему душить радостный, готовый вырваться из души крик. Давно он не чувствовал такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг» 4 . Но автор знает о мимолётности этого явления и иронически замечает: «Он в эту минуту даже уехал бы за границу, если б ему оставалось только сесть и поехать». 4

Ольга поёт «Casta diva» и в Обломове под влиянием песни пробуждается глубокое, духовное чувство любви. Герой любуется Ольгой и ищет в ней прекрасную душу: «..Он смотрел на неё как будто не глазами, а мыслью, всей волей…., но смотрел невольно, не имея силы не смотреть «Боже мой какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!- думал он, глядя на неё почти испуганными глазами» 4 . Ответное чувство Ольги тоже духовно и поэтично.

Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными и думами и чувствами, устанавливается понятное, только им двоим, душевное общение, воспетое в творчестве Жуковского В. А., других поэтов-романтиков: «Да, я что-то добываю из неё, думал он,- из неё что-то переходит в меня!» Она: « Не смотрите же, так на меня …. мне неловко! Как будто что-то добываете из моей души!» Любовь Ольги и Ильи – огонь, который горит в их душах, сближающий их: «Оба она, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём, дрожали одинаковым трепетом, в глазах стояли слёзы, вызванные одинаковым настроением» 4 . Активная, динамичная Ольга и лежебока Обломов не уступают друг другу в тонкости души.

Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся в любви: «Её взгляд встретился с его взглядом, устремлённым на неё: взгляд этот был неподвижным, почти безумным; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что слово у него вырвалось, что он не властен в нём и что оно- истина» 4 .

Герои по-разному понимают любовь. Обломов - весь чувство. В каждом шаге он предельно искренен. Ольга же самолюбива, в ней рядом с чувством живёт разум. Но после нечаянного признания Ильи они оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно же, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама должна быть сдержана и в рамках приличия. Обломов знает, что нужен будет решительный поступок: либо подтвердить признание, либо опровергнуть,- но он не готов, ни к тому, ни к другому. Идя в парк, он так и не решил, что сделать, хотя точно знал, что встретит Ольгу.

Гончаров великий мастер-психолог- самое начало сцены объяснения героев в конце 6-й главы 2-й части романа строит так, чтобы подчеркнуть постоянную параллель в их душевном состоянии и тем самым доказать чуткому читателю равенство героев в любви, родство их душ: «Вдруг кто-то идёт, слышит она. «Идёт кто-то…»-подумал Обломов. И сошлись лицом к лицу.

  1. Женские образы в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин (1)

    Сочинение >> Литература и русский язык

    Читала сентиментальные романы , искренне сопереживая их героям , восхищаясь высоким... жизни женских характера. Разумеется, характер Ольги встречается чаще, но и с образом ... и различие двух женских характеров в романе И. А. Гончаров : “...характер положительный...

  2. Образ Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого Война и мир

    Реферат >> Литература и русский язык

    ... Гончаров . У Толстого мужские образы все-таки затмевают женские , потому что его герои , как и герои До... психологом. В созданных им образах , особенно в образах главных героев романа , обнажается внутренняя жизнь человека - сложный противоречивый...

  3. Слово о полку Игореве. Основные образы . Идея патриотизма

    Реферат >> Литература и русский язык

    К мужу наполнена женской самоотверженностью, преданностью, ... основные принципы социалистического образа жизни ; «В спальне... И. А. Гончаров оценивает финал пьесы... героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа . Рисуя образ ...

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Любовь - неисчерпаемая и вечная тема для режиссеров. Как же умело им удается показать идеальные отношения в самых разных и порой очень непростых ситуациях. При просмотре таких фильмов хочется грустно вздохнуть и сказать: «Как жаль, что в жизни так не бывает!»

сайт решил собрать 14 самых запоминающихся любовных историй, при просмотре которых возникало желание оказаться на месте главного героя и испытать такие же сильнейшие эмоции.

1. P.S. Я люблю тебя (2007)

Не все способны справиться с утратой любимого человека. Так и главная героиня фильма, потеряв смысл жизни, погружается в длительную депрессию - не выходит из дома, теряет работу и живет воспоминаниями о счастливом прошлом. К сожалению, только в таких фильмах любимый человек может все предугадать и успеть подготовить инструкцию для дальнейшей жизни без него, которая поможет справиться с болью, а рядом окажется тот, кто готов поддержать в такой непростой ситуации .

2. Дневник памяти (2004)

Трогательная история отношений юноши и девушки из разных социальных слоев, которые влюбились друг в друга совсем юными, и хотя жизнь преподнесла немало испытаний, они не отказались от своего счастья . К сожалению, такое редко увидишь в жизни, и вряд ли кто-то закружит в танце прямо на дороге.

3. Искупление (2007)

Фантазия ребенка смогла разрушить жизнь нескольких людей, но как же все красиво начиналось: ощущение головокружительной любви, сильнейшие эмоции и безграничное счастье . Во время просмотра фильма многие зрители забыли, что это всего лишь актеры, а не влюбленные, которые дышать друг без друга не могут.

4. Виноваты звезды (2014)

Несмотря на всю тяжесть болезни, герои фильма «Виноваты звезды» рискнули быть счастливыми . Конечно, финал в такой ситуации предрешен, но нужна немалая смелость, чтобы отважиться и впустить в свою жизнь человека, зная, что эта сказка не закончится словами «И жили они долго и счастливо».

5. Мулен Руж! (2001)

Париж - где, если не в этом городе можно поверить в настоящую любовь? Ту самую, которая не признает никаких условностей. Буйство красок уносит в мир настоящей любви, где любят все и любят так, что искры летят, луна поет, а смерть вынуждена подождать и дать время двум влюбленным. После таких историй трудно возвращаться в наш обыденный и реальный мир.

6. Фонтан (2006)

Одна из самых трогательных и красивых историй о силе любви. Главный герой готов пойти на любые жертвы - пренебрегая последними часами общения с любимой, он отправляется в безумное путешествие, которое кажется единственным возможным спасением.

7. Шоколад (2000)

В реальной жизни редко встретишь человека, который умеет делать людей вокруг себя счастливее с помощью простых вещей и истин. А вот у молодой и привлекательной Виенн настоящий дар. Пройдет время, и она сможет достучаться до чувств не всегда приветливых жителей городка, а также очаровать странника. И странник этот тоже необыкновенный - бунтарь снаружи, но заботливый и добрый внутри . В такого невозможно не влюбиться.

8. Ванильное небо (2001)

Что необходимо для счастья? «Тот самый» человек или вещь, идеальная внешность или неограниченные финансовые возможности? Порой эти мысли делают реальность невыносимой. Герой фильма прочувствовал на себе, как прекрасна жизнь, когда ты молод, богат, красив, и как рушится все, потеряй лишь оболочку. Но любовь способна снять маски с любого .

9. Сладкий ноябрь (2001)

Проблемы главного героя фильма знакомы каждому из нас: постоянная занятость и неумение жить полной жизнью. Проломиться через черствость характера героя сможет только такая девушка как Сара, которая восхищает одновременно силой и хрупкостью, всегда легка на подъем, но при этом очень чувственная натура.

10. Хоть раз в жизни (2013)

Творчество, отношения, дружба и шанс начать все заново - более идеального сценария и придумать нельзя. «Вот что я люблю в музыке - даже самая банальная сцена внезапно наполняется великим смыслом ». Жаль, что нашу жизнь не сопровождают берущие за душу саундтреки.

11. До встречи с тобой (2016)

В темные времена особенно хорошо видно светлых людей. Лу врывается в жизнь Уилла словно фейерверк - в странных нарядах и со своеобразным взглядом на мир. Иногда всем нам необходима встреча с таким человеком , который смог бы поверить в тебя, бескорыстно подарив не только уверенность в себе, но и ощущение того, что жизнь наполнена смыслом.

12. Влюбись в меня, если осмелишься (2003)


Они познакомились на выпускном, романтические отношения не сложились, но они остались друзьями на долгие 20 лет. Эмма умна, интересна и всегда готова помочь, Декстер - красивый и безответственный, которому постоянно нужна эта помощь. Он рассказывает ей обо всех своих девушках, а она, сдерживая внутренние переживания и боль, становится поддержкой и опорой. Они все время ищут альтернативные варианты и не решаются признаться в своих чувствах. В жизни тоже зачастую кажется, что любое счастье недолговечно и ненадежно и лучше оставить свои чувства при себе. Как жаль, что многим так и не хватает решительности, как героям фильма «Один день».

14. Вечное сияние чистого разума (2004)

Нельзя просто так расстаться с человеком, который когда-то был дорог. В памяти останутся какие-то мелочи, вечно напоминающие о нем: особенные слова, песни, безделушки, которые обретают смысл только в определенном контексте, и многое другое. Вот и Джоэль совершает ошибку, решив уничтожить воспоминания о бывшей, но вовремя понимает, насколько сильно он любит эту эксцентричную девушку, и пытается сохранить ее в своей памяти любым способом. Но если бы была возможность стереть из памяти воспоминания, захотели бы вы это сделать? В порыве сильных эмоций, возможно, да, но потом точно бы жалели об этом.

А какая экранная пара стала эталоном отношений для вас? Поделитесь в комментариях.

Повесть «Детство», первая часть автобиографической трилогии Горького, была написана в 1913 году. В ней зрелый писатель обратился к теме своего прошлого.

В центре повести — мальчик Алеша, волею судеб «заброшенный» в семью матери. После смерти отца Алешу воспитывают дед и бабушка. Но, кроме них, в жизни Алеши было множество людей — многочисленные дяди и тети, жившие все под одной крышей, двоюродные братья, постояльцы… Все они воспитывали героя, влияли на него, подчас сами того не желая.

Жизнь Алеши и его семьи сложна, наполнена многими трудностями. Главное ее качество — это неспокойность, нестабильность. Одно время семья деда была довольно богата, но когда Алеша пошел в школу, все разладилось. Мальчику пришлось собирать ветошь, воровать дрова. За это в школе его невзлюбили, хотя герой хорошо учился. Доходило до того, что у Алеши не было денег купить книгу, и священник не пускал его на свои занятия.

Но и кроме материальных проблем, на долю Алеши в детстве выпало много и других испытаний. Горький описывает нам жизнь и нравы купеческой среды, где царили жестокие законы: дед избивал бабушку, дяди мальчика постоянно воевали из-за наследства его матери, дети жестоко издевались над более слабыми. Смерть и горе преследовали Алешу с самого рождения. На его глазах умирали близкие: отец, братья, Цыганок, мать. Все это не могло не оставить своего следа в душе героя.

Но и такое детство закончилось для Алеши очень рано. После смерти матери дед заявил ему, что не может содержать внука и что Алеше нужно идти «в люди».

Но ребенок есть ребенок, он везде может найти радость и счастье, потому что это в его природе: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе — человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человечьей».

Светлым пятном в жизни Алеши была его бабушка, по-настоящему нравственный и духовный человек. Именно она больше всего была близка Алеше. Именно бабушка, как мне кажется, помогла мальчику сохранить в его душе свет и пронести его потом во взрослую жизнь.

Светлым человеком в судьбе Алеши стал и Хорошее Дело. Это был довольно образованный человек, к которому Алеша тянулся всей душой. Вообще, мальчик был очень способным, многие науки, которым его учил дед и мать, герою давались легко. Но, к сожалению, в детстве мальчик не получил систематического образования.

В чем же заключается идея повести «Детство»? Автор пишет в ней: «В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мед».

Итак, Горький уверен, что детство — очень важная пора в жизни каждого человека. Именно в детстве — истоки характера, мировоззрения, психического состояния. Другими словами, именно тогда формируется личность. И так важно, чтобы именно в эту пору ребенку на пути встретились хорошие, добрые, понимающие люди, чтобы ребенка любили и оберегали от житейских невзгод.

Детство - это пора, когда любое эмоциональное переживание чувствуется гораздо глубже, потому что все происходит впервые: первая улыбка, первый шаг, первое слово, первая нежность и любовь, первое несчастье, первая победа, первая обида, первое творчество, первое унижение, первое отчаяние от бессилия. Таких воспоминаний очень много: маленькие, коротенькие, иногда какие-то отпечатки отдельных образов, а порой помнишь лишь чувство, ощущение, оставшееся после события.

А что тогда произошло и с кем, скорее существует в мире фантазии и воображения, чем было в реальности. Этим наполнен человек на протяжении всей жизни. Это и дает ему силу и энергию, чтобы жить, любить весь мир.


Именно оттуда, из детства , у Л. Толстого взялись силы на тот многолетний труд и доброту, которые он отдавал людям. Толстой , будучи уже взрослым, вспоминает случай из детства , за который ему стыдно. Он размышляет над своим поступком, не находя себе оправдания и называя это "...темные пятна на страницах моих детских воспоминаний". Мы узнаем об этом из повести "Детство ", где Сережа Ивин предложил Иленьке встать на голову, как это сделал он сам: "Попробуйте сделать это; право, это нетрудно. Да что ж, в самом деле, отчего он ничего не хочет показывать? Что он за девочка... непременно надо, чтобы он стал на голову!" Все мальчики схватили его и поставили на голову, ногами вверх. Все смеялись.

Автор рассказывает, что в ту минуту он даже не был убежден так, как прежде, "что все это очень смешно и весело". Когда, вырвавшись, Иленька замахнулся на Сережу лексиконом, тот предложил бросить его, "коли он шуток не понимает". Автор рассказывает, что он тогда и не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его.

Автор решительно не может объяснить себе жестокости своего поступка: "Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставляющее меня, бывало плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа? Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Сереже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом!"

Л. Толстой с благоговением вспоминает свой родной дом, брата. Атмосфера в доме Л. Толстого была наполнена любовью окружающих его близких людей друг к другу в отличие от наполненной "горячим туманом взаимной вражды всех со всеми" атмосферы у Максима Горького . Как сказал о ней сам Горький : "Слишком обильна жестокость ю темная жизнь неумного племени".

Объяснить жестокость в отношениях людей, которую Алексей наблюдал в детстве, можно только тем, что в это время, которое описывает автор, братья его матери настойчиво требовали от деда раздела имущества. "Они боялись, что моя мать потребует приданого, назначенного ей, но удержанного дедом, потому что она вышла замуж "самокруткой", против его воли", - говорит Горький .

Из повести М. Горького "Детство" мы узнаем о жестоком поступке деда в отношении автора в детстве. Когда Алексей окрасил край белой скатерти в синий, дед его высек до потери сознания. Он болел, лежа вверх спиною несколько дней в постели в маленькой комнате с одним окном и красной неугасимой лампадой в углу перед киотом со множеством икон. После этого жестокого наказания у Алексея "явилось беспокойное внимание к людям", "...точно содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой", он стал больше сопереживать, сочувствовать другим людям, жить чужой жизнью, как своей, чувствуя со слезой на глазах чужие страдания. Доброта, забота и понимание бабушки отогревало его сердце, заживляла раны, но "шрамы" всегда будут напоминать о прошлом и оставят отпечаток на дальнейшей жизни автора.

Из похожих ситуаций при столкновении добра и зла, встрече с жестокость ю одни люди выходят с желанием творить добро, а другие с ненавистью. Дед в произведении М. Горького объясняет свою жестокость жестоким отношением к нему его отца. Старшие девочки в произведении "Джен Эйр" Ш. Бронте, вчера ощущавшие на себе несправедливость, жестокость и грубость, сегодня творят то же самое с младшими девочками в приюте: отбирают хлеб, ненавидят окружающих. В отличие от Л. Толстого, М. Горький и Ш. Бронте на себе испытывают эти переживания, впервые сталкиваясь с жестокостью и несправедливостью в детстве. Эти события формируют их отношение к себе и миру: будут ли они ненавидеть весь мир или будут к нему снисходительны и милосердны, стремясь преумножить добро, чувствуя всякое горе и беду каждого, на чью долю оно выпало, как свое собственное, как то, которое никогда не сотрется в памяти, всегда напоминая о том, что оно с кем-то может быть. Но зная, что любое доброе слово, поддержка человека способны облегчить боль и страдание, сделать человека счастливым, дать ему силы, веру и надежду в будущее, в добро и справедливость. Отношение мисс Темпель и Элен Бернс помогает Джен Эйр не упасть духом и не впасть в отчаяние, возненавидев всех вокруг и саму себя. Она начинает жить своими интересами, увлечением к рисованию, раскрывает свой талант, способность к иностранным языкам. Открывая свой внутренний мир, она становится счастливой. Слова Элен Бернс становятся ее путеводной звездой: "Даже если весь мир будет ненавидеть тебя и считать тебя дурной, но ты чиста перед собственной совестью, ты всегда найдешь друзей".

"...может быть вы не поймете, что я вам скажу, потому что я говорю часто очень непонятно, но вы все-таки запомните и потом когда-нибудь согласитесь с моими словами. Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительсского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное из детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение" (Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы").