Картины из пластилина для взрослых. Мастер-класс "пластилиновая живопись". Как правильно смешивать разные цвета пластилинов

Доступный материал,немного терпения и вот готов новый шедевр! Оригинальная картина из пластеина украсит интерьер и станет замечательным подарком.

Обычный пластилин, с детства знакомый каждому, можно использовать не только для простых поделок, но и для оригинального декора. Объемные картины из пластилина своими руками создавать не сложнее, чем лепить зайчиков и цветочки. Этот мастер-класс рассчитан на начинающих, поэтому смело беритесь за работу, даже если впервые слышите о новой технике. В основе панно лежит пластика, но ее вполне можно заметить плоим блюдом, куском пластика или ламинированным картоном.

Что нужно для лепки панно из пластилина

Для того чтобы сделать оригинальную картину из пластилина по предложенному мастер-классу, приготовьте:

  • обычную пластинку;
  • детский пластилин;
  • ручку (желательно не пишущую);
  • стек (в коробке с пластилином);
  • дощечку для пластилина.

Техника работы и пошаговая инструкция

Теперь переходите к пошаговой технике – картина из пластилина обязательно получится, если вы будете внимательно следовать инструкции.

Размягчите в руках черный пластилин, примерно половину кусочка. Доведите его до очень мягкого состояния. Отрывая от размягченного пластилина небольшие кусочки, кладите их на пластинку и растягивайте первым пальцем. Наносите его равномерно, не толстым слоем, получая фон будущего панно.


Когда фон будет готов, придумайте рисунок или возьмите за основу любую картинку. С помощью стека нанесите эскиз на пластилиновый фон. Сначала наметьте контуры цветков и листков, а потом прорисуйте все лепестки.


Чтобы картина не вышла однотонной, поэкспериментируйте с цветами пластилина. Соединяя их друг с другом, вы получите любые нужные оттенки. Таким способом смешайте синий с белым и приготовьте разные оттенки синего цвета: светло-голубой и голубой.


Работа всегда начинается с основных элементов – крупных цветков. Основной элемент этой техники – мазок. Он делается мизинцем правой руки.
Скатайте небольшие шарики светло-голубого и голубого цвета. Соедините их вместе в один шарик и положите на основу картины – начало лепестка. Чуть придавите мизинцем и потяните на себя. Тяните не до конца лепестка (как на рисунке). Не дотягивая до конца, палец оторвите от основы, поднимая вверх. Верх лепестка должен получиться толще, а низ, благодаря тому, что вы подняли палец в конце, тоньше.


Такие же мазки, повторяя четко по картинке, проложите в верхней части цветка. Затем продолжайте нижнюю часть цветка. Если лепестки не ровные, а чуть с изгибом, также пальцем, создавая мазки, чуть закругляйте их влево или вправо, как того требует рисунок. Исполнив комплекс мазков верхней средней и нижней части, у вас останется только пустая серединка.


Для серединки приготовьте два цвета пластилина – синий и светло-голубой. Отрывайте маленькие кусочки, скручивайте между первым и вторым пальцем и выкладывайте эти шарики на основу плотно друг к другу, чуть придавливая пальцем. При этом шарики должны быть разного размера.

Сначала выложите центр серединки – светло-голубыми шариками, остальное пространство заложите синими шариками. На стыке нижних и средних лепестков, также, только шариками большего размера, проложите закругленную дорожку. Следуя рисунку, создайте два таких цветка.


Немного овладев техникой мазков, между крупными цветами (вверх картины и вниз) создайте два полу цветка с серединками.


Смешайте немного фиолетового цвета с белым и размягчите, получится светло-фиолетовый оттенок, он нужен для маленьких цветов из точек. Картина будет располагаться так – крупные цветки устремятся вверх, а фиолетовые цветочки окажутся под крупными и по бокам от нижнего полуцветка.

Скатайте 9 небольших шариков, расположите их по кругу (соответственно рисунку). Возьмите стек, приложите его на середину шарика, придавите и потяните. Должен появиться мазок. Сделайте таких же ещё 8 мазков. Сиреневый цветочек из точек готов, осталась только серединка. Сделайте таких 2 цветка.


Для серединки раскатайте из пластилина тонкие колбаски белого и голубого цветов. Эта колбаска называется буртик. Скрутите плотненько белый буртик, затем продолжите голубым. Это и есть серединка фиолетового цветка. Осторожно стеком поднимите круг и положите на место серединки в цветке. Слегка придавите.


Прямо над фиолетовыми цветочками должны быть тройные листочки. Контуры их прорисованы. Пользуйтесь такими же мазками, но когда приготовите шарик для мазка, с одного края придавите его, сделайте острым. Кладите и размазывайте, как обычный мазок. Формируйте листок. Создавайте такой трилистник. Серединку украсьте отделочными точечками разных размеров (снизу потолще, вверх – тоньше). Эти листки синего цвета.


Низ картины из пластилина в основном готов. Переходите наверх. По бокам верхнего полуцветка надо создать по два небольших цветочка георгин. Оттенок пластилина делайте светлее, например, голубой со светло-голубым. Чтобы сделать разноцветными лепестки, шарики, которые приготовлены для мазков, перемешайте или сделайте основной цвет, а сбоку добавьте светлее.
При растяжке мазка получится основной цвет с легким оттенком того, который вы добавили сбоку. По рисунку выложите два ровных центральных мазка, по разным сторонам ещё по мазку с немного закругленной формой. И крайние – полностью закруглите. Добавьте нижние лепестки.


Следующий шаг – небольшие цветки из точек бело-голубого цвета. Они располагаются между георгинами. Смешайте голубой с белым цветом, оторвите кусочки, сделайте шарики и далее по технике изготовления фиолетового цветка.


Вот такой мини-шедевр у вас получится на этом этапе создания картины из пластилина своими руками.


От бело-голубых цветочков из точек вверх надо создать бело-голубой полу цветок из пяти мазков. После этого возьмите шарик белого цвета, чуть придавите на основу, образовывая серединку. По краям серединки сделайте ручкой дырочки.


Последний из цветов. Над центральным полу цветком, пользуясь сочетанием белого и немного светло-голубого цвета пластилина, создайте мазками такой цветок. На стыке мазков положите небольшой кусочек буртика и сделайте на нем проколы ручкой.


Оставшиеся листки – сочетание светло фиолетового и светло голубого цветов. Они находятся по бокам от центрального полуцветка, как раз над одной из георгин. Сделайте по технике предыдущих остроносых листочков, только они намного меньше размером. По центру листка проложите буртик и выдавите в нем дырочки ручкой.


Георгины украсьте точками, зафиксируйте их ручкой, образовывающей дырочку в точке. Это и будет их серединка.


Основные детали готовы. Остались только элементы украшения. Раскатайте буртик, выложите им завиток между синим трилистником, который находится внизу картины. То же проделайте и вверху картины – у верхнего центрального цветка и боковых листков.


Объемная картина из пластилина готова. Ели останется много пространства – закройте его точками разного размера. Следите, чтобы цветовая гамма и композиция не нарушалась.

Картина должна получиться купонной. Внизу картины преобладают синие тона, плавно переходящие в светлые и практически белые тона вверху.

Мастер-класс картины из пластилина подготовила Татьяна Булат специально для интернет-журнала «Женские увлечения».

Қарағанды қаласының білім бөлімі

121»Айналайын» бөбек- бақшасы ҚМҚК

Отдел образования города Караганды

КГКП №121 я\с «Айналайын»

Выполнила воспитатель II категории

Давыдова Е.Н.

Консультация для педагогов

Тема: «Пластилиновая живопись»

Г.Караганда

2015г

Пластилиновая живопись

    Введение

    История создания пластилина

    Виды пластилина

    Виды пластилиновой живописи

    Литература

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости в значительной мере решается на занятиях по изобразительной деятельности, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилиновая живопись - это одно из направлений изобразительной деятельности. Название говорит само за себя – это создание картин посредством пластилина.

Пластилин стал известен миру с 19 века, когда Франц Колба и Уильям Харбут получили патенты в Германии (на модельную массу “Plastilin” в 1880 г.) и в Великобритании (на незасыхающую глину “Plasticine” в 1899 г.)

Уильям Харбут был преподавателем школы искусств. В 1897 году он разработал материал, который не высыхал бы при создании скульптур студентами. Первоначально пластилин использовался в образовательных целях.

В 1900 году Харбурт открыл свою фабрику, где началось промышленное производство пластилина, пока серого цвета. Позже его стали производить четырех цветов. Фабрика проработала до пожара 1968 года, после производство было перенесено в Тайланд.

Пластилин Франца Колба можно и сейчас встретить на прилавках как “Мюнхенский художественный пластилин”.

Но подлинным героем, настоящим изобретателем пластилина считается Джо Маквикер, фармацевт из Цинцинати. Он, собственно, и не собирался ничего изобретать, а выпустил простую оконную замазку, средство для очистки обоев от пятен. К счастью для Маквикера, его сестра, работавшая в детском саду, стала использовать его для лепки, вместо глины.

Позже совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать «нетоксичное чистящее средство для обоев» на занятиях. А в 1955 году на изобретение Маквикера обратили внимание крупные универмаги. Светлая масса была более пластичной, не высыхала и вскоре прародитель современного пластилина сметался с полок подчистую. Маквикер в 27 лет стал миллионером, а мы получили возможность творить в цвете.

Пластилин- от греческого слова, в переводе –лепной. Ранее пластилин изготавливался из порошка глины и веществ, которые не дают ей высыхать: воска, животного сала, озокерита (минерала, похожего на пчелиный воск), вазелина. В настоящее время при производстве пластилина используют также высокомолекулярный полиэтилен, поливинилхлорид, каучуки и другие высокотехнологичные материалы. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших , произведений малых форм.

В настоящее время выпускается несколько видов пластилина. Помимо скульптурного пластилина, который используют в своей работе скульпторы, потребителю предлагается множество видов поделочного пластилина.

Шариковый пластилин. Отличительная особенность этого пластилина в том, что он состоит из небольших мягких шариков из поролона, которые соединены тонкими клеевыми нитями. Крупнозернистый шариковый пластилин выпускается на глицериновой основе. Он целиком безопасен для здоровья. Лепить из такого материала очень легко. Шарики интенсивно массажируют пальцы, цвета очень легко смешиваются. Шариковый пластилин – отличное средство для развития моторики.

Отскакивающий пластилин. Этот материал отличает наибольшая мягкость и пластичность. Самое интересное в этом пластилине то, что, остыв, он становится похожим на резину и легко пружинит и отскакивает от любых поверхностей. С поделками из такого пластилина можно потом играть, как с мячиком или "прыгуном".

- «Жвачка для рук» ( от англ. HandGum ) – этот пластилин можно назвать наиболее высокотехнологичным и современным материалом, он способен принимать любую форму. Обладает одновременно рядом свойств: может тянуться, рваться, быть твердым и жидким, способен менять цвет, магнититься и светиться. Он не маслянистый, поэтому не пачкает ни одежду, ни руки. Его можно мыть. Он не токсичен и гипоаллергенен.

«Классический пластилин»- Предназначен для лепки и моделирования в детском творчестве. Пластилин не прилипает к рукам, имеет яркие, сочные цвета, которые легко смешиваются друг с другом. Упакован в картонную коробку. Стек в комплекте. Срок годности не ограничен.

«Восковой пластилин» - не пахнет, приятен на ощупь, очень пластичный, недорогой, рекомендован педагогами, большое разнообразие цветов, мягкий, не липнет к рукам, безопасный для детей. Недостаток при хранении в открытой коробке высыхает

«Плавающий пластилин»- Плавающий пластилин от - это неповторимое качество. Все цвета могут быть легко смешаны друг с другом. Легко размягчается в руках, но не липнет к ним. Легко смывается водой и не тонет в воде. Соответствует европейским стандартам и абсолютно безопасен для детей, не содержит вредных примесей и красителей.

«Флуоресцентный пластилин восковой»- используется для лепки фигурок и мелких декоративных предметов. Очень мягкий, яркий, пластичный, не липнет и не пачкает руки, обладает уникальными свойствами - светится в темноте. 8 цветов. Стек для моделирования в комплекте. Упаковка - картонная коробка. Срок годности не ограничен.

«Скульптурный пластилин»- используется для более серьёзных задач в лепке. Лучше держит форму, позволяет прорабатывать довольно мелкие детали скульптуры. Пластилин отличает особая эластичность. Данное свойство позволяет использовать его для скульптурной миниатюры и модельных работ. Не оставляет пятен и не прилипает к рукам и специальным материалам, используемым в работе. Срок годности пластилина не ограничен: сохраняет свои свойства в течение длительного времени, поэтому его можно использовать на протяжении многих лет. Для изготовления скульптурного пластилина используется воскообразная масса с добавлением минеральных пигментов и наполнителей.

«Съедобный пластилин»- Это необычный пластилин, он создан на основе съедобных продуктов, абсолютно безопасен для малышей и не прилипает к рукам! Пластилин делается на основе натуральных съедобных продуктов, поэтому даже если ребенок проглотит его, ничего страшного не случиться. Состав: мука, вода и другие пищевые ингредиенты. Пластилин затвердевает на воздухе, что позволяет делать любимые фигурки, а если игрушка надоела - можно убрать в банку, залить водой и снова получится обычный пластилин.

Преимущества пластилина для детского творчества-

Пластичность. Благодаря пластичности из пластилина можно вылепить поделку любой сложности, от примитивной колбаски, до сложной многофигурной композиции.

Возможность корректировки. Не получившуюся часть можно просто вылепить заново, и при этом нет необходимости исправлять остальное изделие. Это очень важно именно для детского творчества, когда ещё не окрепшая детская психика порой не выдерживает длительной кропотливой работы.

Безопасность . Благодаря своей текстуре пластилин является одним из самых безопасных материалов для творчества. Для лепки не нужны ножницы, которыми можно порезаться. Работая с ним, невозможно испачкаться, получить занозу, удариться или обжечься.

Развитие мелкой моторики. Пластилин развивает мелкую моторику рук. Развитие рук ребёнка и развитие речи тесно взаимосвязаны. Мелкая моторика рук и правильное, точное артикулирование звуков зависимы друг от друга. Таким образом, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

Развитие личных качеств. Работа с пластилином учит детей внимательности и аккуратности, способствует развитию фантазии, развивает пространственное мышление, вырабатывает упорство и кропотливость и вообщем можно ещё долго продолжать этот список.

Для пластилиновой живописи лучше всего использовать скульптурный пластилин, классический, восковой. Пластилиновая живопись- рисование картины пластилином. Выполняется в технике барельеф, горельеф, пластилинография.

Барельеф- разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма.

Если более - рельеф называется (высокий рельеф).распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времён, известный с эпохи : первые барельефы, горельефы - глубоко высеченные или тёсаные . Барельефы также часто помещаются на памятников, на , , , .

Для работы с детьми по пластилиновой живописи лучше всего подходит техника пластилинографии.

Пластилинография- картина выполненная на твердой поверхности пластилином. Пластилнография- два смысловых корня «графика»- рисунок, «пластилин»- материал, которым работают.

Этот вид деятельности предполагает изображение полуобъемных объектов, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится совмещение видов изодеятельности, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения.

Занятия пластилиновой живописью способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилиновой живописи с детьми дошкольного возраста является интеграция образовательных областей. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, художественной литературой, математикой и т. д.) .

Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения, обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Цель : Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

- Образовательные:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилина.

Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .

Учить работать на заданном пространстве.

Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Воспитательные:

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Развивать изобразительную деятельность детей.

Развивать сюжетно – игровой замысел.

Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Развивать интерес к коллективной работе.

Работа по формированию навыков по пластилиновой живописи проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

1. Подготовительный

Освоить прием надавливания.

Освоить прием вдавливания.

Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

Освоить правильную постановку пальца.

Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

Научиться не выходить за контур рисунка

Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

Использовать несколько цветов пластилина

Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

Научиться доводить дело до конца

Научиться аккуратно, выполнять свои работы

Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

Научиться действовать по образцу воспитателя

Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

Самостоятельно решать творческие задачи.

Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Занятия проводятся 1 раз в неделю

Занятия лучше проводить в вечернее время, индивидуально или коллективно.

Техника выполнения работ

Сама техника нанесения пластилина может быть разной. У каждого художника на этот счет свои индивидуальные приемы, свой т ак называемый стиль, или почерк .

Пластилин можно накладывать большими сочными мазками, что передае т желаемые формы и объем. А крупные красочные мазки создают иллюзию под вижности, мерцания, изображение получается слегка рельефным, что выглядит очень привлекательно.

Есть другой способ рисования пластилином. Но он больше похож на декоративный прием, так как напоминает нечто среднее между аппликацией и рисованием. Для рисования этим способом нужно вылепливать или частично, или полностью все составляющие детали будущего изображения, нанося их на пластилиновое «полотно». Перед началом работы основу- картон обязательно нужно загрунтовать, в условиях детского сада лучше всего подходит способ ламинирования скотчем, т.к. на гладкую поверхность основы пластилин ложится очень легко, детские пальчики не испытывают болезненного трения о поверхность картона или другой основы.

За основу работы можно взять стекло, но для младших дошкольников такая основа может быть опасна.

Перед ламинированием основы, на картон нужно нанести рисунок, изображение, которое будет закрашено пластилином. Старшие

дошкольники могут выполнять работу по замыслу без предварительного рисунка.

Работу можно выполнять скульптурным пластилином или цветным. Если работы выполняется пластилином одного цвета (скульптурным), то поделку лучше выполнять в технике барельеф. Сначала на основу наносится рисунок, далее пластилином закладывается фон рисунка, затем выполняется сам рисунок. Рисунок должен выделяться своей рельефностью над фоном. Готовую работу можно оставить одного цвета, можно раскрасить красками. Для этого картину нужно покрыть обзежиривающей смесью, очень хорошо подходит зубная паста (не токсична, безопасна для детей). После того, как нанесенный слой смеси высохнет работу можно раскрасить любыми красками по желанию.

Для выполнения картины цветным пластилином можно использовать следующие приемы: смачивать пальцы в воде, тогда поделка приобретает гладкость, эффект керамики, нагревая пластилин в пластмассовом шприце (шприц для крема), пластилин приобретает полужидкое состояние, выдавливая шприцем размягченный пластилин, можно получить изящные линии, рельефы.

Выполняя поделку можно использовать не только руки, но разнообразные стеки.

После окончания работы, обязательно нужно вымыть руки с мылом, смазать руки детским кремом.

Во время работы обязательно нужно следить за освещением в помещении, за осанкой детей, длительностью занятия, делать подвижные физминутки.

Длительность занятия должна соответствовать возрастным требованиям.

Пластилиновая живопись имеет огромный прос тор для фантазии маленьких художников, обеспечивает своевременное, всесторо ннее развитие личности ребенка уже с раннего возраста с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей, активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты .

Литература:

И.А.Лыкова «Я леплю из пластилина» Мир книги «Карапуз»

Т.Давыдова «Лепим из пластилина и соленого теста» Стрекоза пресс» 2004г

Г.Н.Давыдова «Пластилинография 2»

О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева

«Пластилиновая картина» «Мозаика- синтез» 2011г

Е.В.Чернова «Пластилиновые картины» «Феникс» 2006г

Т.Н. Яковлева «Пластилиновая живопись» «Сфера» 2010г

«Уроки лепки с магом Пластилинкиным»

компьютерная программа серия «Развивашки»

Муниципальное образовательное учреждение

Детский (подростковый) центр «Агнес»

Детский подростковый клуб «Импульс»

Мастер-класс

«Пластилиновая живопись»

(2-ой год обучения)

Разработал: Соколова Надежда Ивановна

Педагог дополнительного образования

Клуб «Импульс»

Нижний Новгород

Тема: Пластилиновая живопись

Пояснительная записка

Рисование пластилином — все чаще встречающийся новый вид живописи и этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука — мозг”.

Факторы для развития художника — это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе деятельности. Совокупность этих качеств, при изготовлении пластилиновых рельефных работ, может способствовать созданию новых, неповторимых произведений искусства.

Чем же интересна эта техника? Во-первых, своей новизной. С другой стороны, такой материал позволяет находить новые решения в изображении. Материал доступный, пластичный, клейкий, мягкий, держит форму. И самое главное: этот материал позволяет переносить часть себя на полотно своих работ, передавать часть своего тепла.

Ее основа - сочетание твердых поверхностей и пластилина, создание изображения нанесением пластилина на поверхность по особой технике, использование нехарактерных для живописи вспомогательных материалов.

Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Цель: научить приемам работы в технике пластилиновая живопись.

Задачи:

  • Дать понятие «пластилиновая живопись»;
  • Научить приёмам работы с пластилином;
  • Научить передавать форму, цвет, объём с помощью пластилина;
  • Развить навыки и умения работать с пластилином и стеками;
  • Развить пространственное мышление и творческие способности;
  • Воспитать у детей художественный вкус;
  • Воспитать познавательную активность, интерес и инициативу;

Оборудование для педагога д/о: карандаш простой, ластик, пластилин, шприц, стеки, карточки с примерами техник, примеры работ в данной технике;

Оборудование для учащихся: карандаш простой, ластик, альбомы, картон, пластилин, шприц, стеки, дощечка для работы с пластилином;

Литература:

1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей- Скрипторий,2003

3. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие - Сфера,2010

4.Лыкова И.А.Я леплю из пластилина - Мир книги «Карапуз»

5. Интернет источники: http://novorozhdennyj.ru/igra_dla_detey/plastilinovaya-zhivopis-iz-shprica / novorozhdennyj.ru; http://stranamasterov.ru/node/507129

Тип занятия: мастер-класс

Ход занятия

Немного истории

Метод рисования пластилином появился относительно недавно, но сразу обрел свою популярность не только среди детей, но и взрослых. Считается, что такой вид рисования был придуман англичанином Джеймсом Мэем, благодаря какому была создана популярная в Великобритании цветочная выставка из пластилина. Чуть позже методикой рисования пластилином воспользовалась художница из Канады - Барбара Рейд, проиллюстрировав детскую повесть.

Техника создание картин из пластилина определяется понятием "пластилинография" появилось не так давно, оно имеет два смысловых корня: "графия" - создавать, изображать, а первая половина слова "пластилин" подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности.

Виды пластилина:

Выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Техники и приемы рисования пластилином

1 способ: передача фактуры

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.

Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла. Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.

Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

Передача фактуры

2 способ: работа на стекле, выполненная с помощью контура или шаблона.

Подготовим стекло протрем его салфеткой - обезжириваем, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок с помощью туши или при помощи маркера. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем - фон.

Вместо эскиза можно использовать шаблон - открытку или цветную картинку. Подкладываем ее под стекло и аналогично выполняем работу. Цвета и контуры уже есть на рисунке.

Шаблон и начало работы на стекле

Готовая работа

3 способ: граттаж.

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

4 способ: работа, выполненная с помощью «горошин»

Берется картон, наносится контур рисунка. Смешиваются нужные цвета пластилина. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок.

«Горошины»

5 способ: пластилиновая живопись «из шприца».

Понадобятся: - пластилин - альбомные листы - медицинский шприц (без иглы) - емкость с горячей водой. Теперь нам нужно сделать жгутики. Для этого разбираем шприц (вытаскиваем поршень из цилиндра). Из кусочка пластилина делаем "колбаску" и помещаем ее в цилиндр шприца, вставляем поршень на место и немного придавливаем пластилин. То же самое проделываем с пластилином другого цвета. Теперь шприцы с пластилином кладем (горизонтально) в емкость с горячей водой на 2-3 минуты (чтобы пластилин стал мягким). Затем берем шприцы из воды, надавливаем на поршень и выдавливаем жгутики. Раскладываем жгутики на картон в соответствии с рисунком.

Живопись «из шприца»

6 способ: работа на картоне, выполненная при помощи «мазков».

На картон наносим рисунок. Мазки начинаем накладывать с задних планов. Скатываем жгутики потолще, размазываем пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Мазки накладываем как в масляной живописи. Используем смешенный пластилин для большей цветовой гаммы.

7 способ: рельеф.

Наносим рисунок на картон. Вылепляем фон из пластилина, используем технику «мазки». Лепим нужные нам детали и выкладываем нашу композиция. В данном случае - это цветы.

Этапы выполнения работы «Домашнее чудо», с использованием разных техник.
1 этап.

Рисуем эскиз.

2 этап.

Выполняем фон. Фон лепим в технике «мазки». Стараемся передать светотени. У нас на картине свет падает слева. Смешиваем нужные цвета пластилина. Мы брали белый+синий в разных пропорциях. Получился светло голубой, голубой и темно голубой. Выполняем вертикальную плоскость. Мазки наносим вертикально. На горизонтальную плоскость мазки наносим горизонтально, цвета берем на тон светлее (добавляя больше белого).

Предлагаем вашему вниманию мастер-класс по созданию картины при помощи пластилина. Такой вид живопись называется пластилиновая или пластинография. Красками здесь служит пластилин, как изобразительный материал, а руки являются нашим инструментом, кистью. Есть техника нанесения пластилина на стекло. Стекло в данном случае является холстом, который мы держим перед собой и руками под стеклом наносим пластилин. Картина в данном случае «рисуется» под стеклом и уже защищена от пыли и повреждений. Изображение имеет плоский вид.Существует техника нанесения пластилина на картон или оргалит. В данном случае пластилин на поверхность может наноситься по-разному. Это могут быть шарики, колбаски, мазки. Изображение в этом исполнении имеет объёмный вид. Пластилин в этом случае лучше защитить от пыли и повреждений, покрыв его лаком. Этот вид живопись получил своё начало совсем недавно. Процесс рисования не имеет границ, всё зависит от фантазии, яркости и необычности творческой мысли. Рисуя пластилином можно создавать натюрморты, пейзажи и даже портреты. Пластинография считается детским видом творчества, но из пластилина можно творить настоящие шедевры.
Итак, нужна идея. Подойдёт любое понравившееся вам изображение. Можно конечно рисовать и с натуры, но использовать картинку проще. Будем «писать» картину «Вишнёвое утро», автор Александр Сергеев.

Изображение выбрано, теперь что нужно для работы.

  • Картон или оргалит,
  • Пластилин, чем больше цветов, тем лучше,
  • Рамка,
  • Краски,
  • Кисть,
  • Акриловый лак.

Приступаем к работе.
1. Подготовка картона. Размер картона изначально должен соответствовать размеру рамки, чтобы потом не убирать лишнее.
2. Берём картон и карандашом наносим основные элементы, изображённые на картине.

3. В процессе работы пластилин нужно смешивать, чтобы цвета плавно переходили один в другой. Как правило, цвета у пластилина темноваты, поэтому ваши цвета будут отличаться от цвета на картинке.

4. Теперь на картон наносим пальцами пластилин. Начинать лучше с фона, чтобы пластилин ложился, как накладываются мазки кисти друг на друга.

5. Пластилин, в отличие от красок материал твёрдый, поэтому нужно стараться, чтобы «мазки» пластилина были ювелирными и лёгкими. Так поэтапно наносим «мазок» за «мазком», пока не покроется вся поверхность картона.



6. После того, как фон нанесён, переходим к главным деталям картины и наносим цветы и вишни. Можно соблюдать пропорции образца, а можно внести что-то своё, например, нарисовать не всё изображение, а какую-то его часть, добавить другие цвета, немного иначе загнуть линии. В этом случае получается лично ваше творение на вариацию выбранной картины.


7. Последняя деталь картины – ваза. Картина готова.

8. Картину нужно защитить от пыли и повреждений. Для этого сверху наносим слой акрилового лака. Кисточку лучше брать мягкую и широкую. Лак наносится быстрыми движениями. Ждём, когда лак высохнет.
9. Оформление рамки. Рамка не должна привлекать много внимания. Цвет рамки должен гармонировать с картиной, поэтому выбирать надо либо общий цвет картины, либо цвет, которого меньше всего. Берём кисть и красим рамку, в данном случае в светло-зелёный цвет.
10. Заключительный этап. Вставляем картину в рамку и наслаждаемся результатом своей работы.

Будьте смелыми, фантазируйте и экспериментируйте. Ваши фантазии и вкус сделают картину неповторимой, а удовольствие, полученное, от созидания пусть натолкнёт на новые мысли и идеи.

Цель: научить приемам работы в технике пластилиновой живописи.

  • развитие навыков и умений в работе с пластилином и стеками;
  • развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
  • развитие пространственного мышления и творческих способностей;
  • эстетическое воспитание средствами изобразительного и декоративного искусства;
  • воспитание у детей художественного вкуса;
  • разработка моторики пальцев рук детей.

Материалы и оборудование для учеников:

  • цветной пластилин;
  • матовый и глянцевый цветной картон,
  • набор стеков, зубочистки;
  • доска для лепки формата A4;
  • тряпочка для вытирания рук и стеков;
  • клеенка для рабочего стола.

Зрительный ряд: образцы работ учителя и учащихся в технике пластилиновой живописи.

Виды пластилина:

Выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Рисование пластилином - все чаще встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека - это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука - мозг”.

Факторы для развития художника - это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе деятельности. Совокупность этих качеств, при изготовлении пластилиновых изделий, может способствовать созданию новых, неповторимых произведений искусства.

Чем это интересно. Во-первых, своей новизной. С другой стороны, такой материал позволяет находить новые решения в изображении. И самое главное: этот материал позволяет переносит часть себя на полотно своих работ, передавать часть своего тепла.

Ее основа – сочетание твердых поверхностей и пластилина, создание изображения нанесением пластилина на поверхность по особой технике, использование нехарактерных для живописи вспомогательных материалов. Какие существуют техники и приемы рисования пластилином?

Некоторые техники и приемы рисования пластилином

1 способ

.

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.
Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

2 способ

.

Работа на стекле. Подготовим стекло: уберем картон и протрем его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон. Выполненную работу оформляем – фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой. Работа готова!

3 способ

.

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

4 способ

.

Рисовать пластилином можно и другими приемами; “горошками” и “жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

5

способ .

На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.

Вывод:

Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Попробуйте выполнить несколько упражнений и вам понравится эта новая техника.

Дети с удовольствием работают в технике пластилиновой живописи.